Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 20:06, контрольная работа
Эксперимент, где объектом исследования является человек, а предметом — человеческая психика, отличается тем, что его нельзя провести без включения испытуемого в совместную деятельность с экспериментатором. Испытуемый должен знать не только цели и задачи исследования (не обязательно истинные цели), но понимать, что и для чего он должен делать в ходе эксперимента, более того — личностно принимать эту деятельность.
1. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
2. ЭКСПЕРИМЕНТ КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ……………………4
3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО ВИДЫ…………….6
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..15
5. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА…………………………………………16
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
БЕЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ГОУ ВПО «КЕМЕРОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННЫХ
НАУК
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по
методы соц.-психол.
исследований
студента
гр. ПС 081 Павлова В.Е.
Работа сдана:
Работа проверена:
БЕЛОВО
2012
СОДЕРЖАНИЕ:
В данной работе речь пойдет только об эксперименте.
Эксперимент, где объектом исследования является человек, а предметом — человеческая психика, отличается тем, что его нельзя провести без включения испытуемого в совместную деятельность с экспериментатором. Испытуемый должен знать не только цели и задачи исследования (не обязательно истинные цели), но понимать, что и для чего он должен делать в ходе эксперимента, более того — личностно принимать эту деятельность.
С точки зрения испытуемого, эксперимент — это часть его личной жизни (времени, действий, усилий и т.д.), которую он проводит в общении с экспериментатором для того, чтобы решить какие-то свои личные проблемы. Испытуемый может быть активным в учебе, игре, трудовой деятельности, общении; его активность является эмоциональной или творческой. В любом случае он должен проявлять ее либо стихийно, либо сознательно, чтобы экспериментатор мог решить свои исследовательские задачи. Поэтому ряд исследователей склонны определять эксперимент в психологии "с позиции испытуемого" как организованную экспериментатором деятельность испытуемого (испытуемых) по выполнению поведенческой задачи. В зависимости от целей эксперимента, особенностей группы испытуемых (возраст, пол, здоровье и т.п.) задачи могут быть творческими, трудовыми, игровыми, учебными и т.д.
Всегда, если смотреть на эксперимент с позиций испытуемого, он является моделью реальной деятельности. Следовательно, в любом эксперименте есть элемент игры, как бы работы "понарошку", имитации жизненной ситуации. Но любой эксперимент есть также "игра всерьез", так как параллельной жизни нам не дано, процесс и результат исследования оказывают влияние на жизнь испытуемого. Общение испытуемого и экспериментатора является необходимым условием организации их совместной деятельности и регуляции деятельности испытуемого.
Человек
включается в эксперимент как
целостный объект. Следовательно, организация
эксперимента требует учета основных,
т.е. известных в настоящий момент,
психологических
Как
и в любой науке, психологический
эксперимент ставится для того, чтобы
проверить теоретические
В соответствии со спецификой различных отраслей психологии возникают различные виды психологического эксперимента, различные его проведения и интерпретация его результата.
В
рамках общей психологии – лабораторный
эксперимент (изоляция испытуемых от внешних
полей и использование
По мере развития возрастной и педагогической психологии – эксперимент становится все более длительным этапом формирования личности. Появились методы поперечных и продольных срезов.
Метод продольных срезов исследует формирование свойств личности на протяжении длительного времени (иногда многих лет) – лонгитюдный метод. Для изучения различных факторов формирования личности в педагогической психологии был разработан метод формирующего эксперимента (для изучения различных факторов формирования личности в педагогической психологии), при котором в результате экспериментального воздействия формируются те или иные структуры личности. Метод констатирующего эксперимента – целью являются определения начального и конечного уровня формируемых свойств.
Развитие
социальной психологии, психологии труда
и др. отраслей психологии привело
к необходимости проводить
Наряду
с различными видами экспериментов
в современной психологии используется
все более широкий круг диагностических
методик и процедур. Современное
состояние экспериментальной
2.2
Теоретические и методологические
основы экспериментальной
психологии
1. Проблема детерминизма и экспериментальная психология
Начиная с 17 века в рамках медицины, биологии, физиологии проводятся исследования, направленные на выявление физиологических посылок психических явлений. В нач. 18 века была открыта рефлекторная дуга, и началось исследование рефлекторной активности человека. В нач. 19 века в исследовании Фехнера, Миллера и др. физиологов устанавливаются основные психофизиологические закономерности функционирования органов чувств человека. Психофизические и психофизиологические исследования привели к выделению в эмпирических данных проявлений психики особого вида реальности, особой формы движения материи. Сущность психофизиологических подходов к построению в психологии заключалась в том, что исследователи пытались найти материальные предпосылки, обусловливающие психические явления. Т.о. реализовывался принцип детерминизма – причинной обусловленности всех явлений в природе.
2. Основные принципы экспериментальной психологии
В экспериментальной психологии используются как общепсихические, так и специальные принципы, кладущиеся в основу как теоретических, так и эмпирических исследований.
Общепсихологические принципы:
-детерминизма
-исследования в развитии
-принцип системности
-единства сознания и деятельности
-исторической обусловленности
Специальные принципы:
-соответствия
методов и структуры
-надежности и воспроизводимости результатов;
-полноты исследования объекта.
3.
Построение методологии
Построение
методологии ЭИ (экспериментального
исследования) предполагает соответствие
используемых методов и методик
основным теоретическим понятиям исследования
и связанными с ними этими понятиями
принципов. Наиболее полно методологические
подходы проявляются в связи
с основными научными шкалами
психологии. Наиболее сложной задачей
построения методом исследования становится
в том случае, когда исследователь
использует теоретические и
Выделяется несколько типов экспериментального исследования.
Различают
исследовательский (поисковый) и подтверждающий
эксперимент. Различие их обусловлено
уровнем разработанности
Алгоритм исследования в целом выглядит так:
1.
Выдвигается гипотеза о
2.
Проводится поисковый
3. В случае неподтверждения гипотезы выдвигается другая качественная гипотеза и проводится новый поисковый эксперимент; если же качественная гипотеза подтверждается, выдвигается количественная функциональная гипотеза.
4.
Проводится подтверждающий
5. Принимается (или отвергается) и уточняется гипотеза о виде связи между переменными. (8)
В
психологической
Термин
«пилотажное исследование»