Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 18:39, контрольная работа
Об этом писали и древние историки, и мыслители, и современные ученые. С XIX века проблема конфликтов стала предметом изучения социологов. По сути дела в рамках социологии сложилось специальное направление, которое ныне обозначается как «социология конфликта». Суть человеческого отношения к конфликтам состоит в том, что люди способны его осмысливать, извлекать уроки из своего собственного опыта, переоценивать собственные интересы. Чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, очень полезно знать, что такое конфликты и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.
Введение……………………………………………………………………2
Понятие « социальный конфликт», его сущность и функции…………..3
Классификация социальных конфликтов
Виды социальных конфликтов……………………………………. 5
Структура социального конфликта…………………………………7
Этапы протекания социального конфликта……………………….10
Основные характеристики социальных конфликтов…………………….12
Заключение………………………………………………………………….16
Список литературы……………………………………………………….........17
План
Список литературы…………………………………
«Худой мир лучше доброй ссоры», гласит русская пословица. И наш разум говорит о том, что конфликтных ситуаций лучше избегать, тогда твой жизненный путь будет более благоприятным. Однако при всеобщем понимании этих истин люди не могут жить без конфликтов. На протяжении многих лет они были и есть неотъемлемая часть жизни общества. Их мало кто одобряет, но почти все в них участвуют. Если в конкурентных процессах соперники просто пытаются опередить друг друга, быть лучше, то при конфликте делаются попытки навязать противнику свою волю, изменить его поведение или даже вообще устранить его. Отдельные убийства, битвы, угрозы, обращение к закону для воздействия на противника, создание коалиций для объединения усилий в борьбе - это всего лишь некоторые проявления социальных конфликтов. Они могут привести к разрушению не только экономических или политических систем, но и самого общества в целом.
Об этом писали и древние историки, и мыслители, и современные ученые. С XIX века проблема конфликтов стала предметом изучения социологов. По сути дела в рамках социологии сложилось специальное направление, которое ныне обозначается как «социология конфликта». Суть человеческого отношения к конфликтам состоит в том, что люди способны его осмысливать, извлекать уроки из своего собственного опыта, переоценивать собственные интересы. Чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, очень полезно знать, что такое конфликты и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.
Социальный конфликт (от латинского confliatus - столкновение) - столкновение интересов различных социальных групп, частный случай проявления социального противоречия, одна из его форм, характеризующаяся наличием выраженного противостояния общественных сил или проблемы, которая является ядром конфликта, а также осознанием конфликтной ситуации (конфликтующими группами) своих противоположных интересов и целей деятельности[3].
Сущность социальных конфликтов в разное время социологии определяли по-разному[4]. Так, Герберт Спенсер, рассматривая социальный конфликт с позиций социал-дарвинизма, считал его неизбежным явлением в истории человеческого общества, стимулом социального развития. Макс Вебер называл конфликт "борьбой за выживание". Карл Маркс квалифицировал социальный конфликт как результат массовых антагонизмов эксплуататорских обществ и высшей формой его проявления считал революцию. После второй мировой войны во многих странах Восточной Европы, Азии, Африки произошли массовые социальные конфликты. И западные социологи попытались дать новые объяснения: борьба за объективные цели: власть, перераспределение доходов, переоценку ценности, изменения социального статуса. Исходя из обобщения этих взглядов, источниками социальных конфликтов следует считать:
1. Социальное неравенство людей. Поскольку в равной степени удовлетворить потребности и социальные интересы людей невозможно, то социальное неравенство существовало и будет существовать. Следовательно, будет существовать и возможность возникновения конфликтов между различными социальными слоями общества[4].
2. Власть одних над другими. На основании социального неравенства, неравенства социальных статусов и ролей в обществе существует иерархия власти. Это предполагает возникновение конфликтов между управляющими, управляемыми, господствующими и подчиненными.
3. Различие социальных интересов и социальных ценностей у различных слоев общества. Это особенно проявляется в политической борьбе между классами, политическими партиями.
4. Групповые и личностные особенности носителей противоречий. Например, исторические и национальные особенности народов Кавказа служат сегодня источником конфликтов в данном регионе: между грузинами и абхазским народами, между осетинами и ингушами, между чеченцами и русскими и т.д.
Неоднозначно оценивается и значимость конфликтов в общественном развитии. С одной стороны, они создают социальное напряжение в обществе, иногда приводят к вооруженным столкновениям, приносят людям много горя. Примером могут быть конфликты в Чечне, Югославии, на ближнем Востоке и т.д. С другой стороны, социальные конфликты имеют положительное значение для общественного развития. Они предотвращают окостенение социальной системы, конфликт в форме конкуренции поощряет творчество, инновации и, в конечном счете, содействует прогрессивному развитию, делая общество более жизнеспособным, динамичным и восприимчивым к прогрессу [1; 4]. Разрешение конфликтов приводит к стабильности, согласию, порядку, спокойствию. Согласие - постоянное состояние общества, утверждают социологи, конфликт – временное [2]. Общество, властные структуры и отдельные граждане будут достигать более эффективных результатов в своих действиях, если они будут следовать определенным правилам, направленным на урегулирование конфликта.
3. Классификация конфликтов.
3.1. Виды конфликтов.
Чтобы понять предпосылки конфликтов необходимо рассмотреть их классификацию, т.к. каждый вид конфликта имеет свои особенные причины и требует определенной тактики его разрешения или предупреждения.
В конфликте всегда принимают участие несколько сторон (не важно, отделы ли это психики одного человека, или разные люди, или группы людей). Поэтому базисная классификация конфликта производится именно по характеру и особенностям участвующих в конфликте сторон [2]:
1. Личностный конфликт. Включает конфликты, происходящие внутри личности, на уровне индивидуального сознания.
2. Межличностный конфликт - включает разногласия между двумя или более членами одной группы или нескольких групп.
3. Межгрупповой конфликт. Самый распространенный вид конфликта. Участники одной группы вступают в конфликт с другой группой, при этом стараются привлечь к себе как можно больше сторонников.
4. Конфликт принадлежности- когда индивиды образуют группу внутри другой, большей группы или когда индивид входит одновременно в две конкурентные группы, преследующие одну цель.
5. Конфликт с внешней средой. Группа индивидов испытывает давление и вступает в конфликт с институтами, предписывающими культурные, административные и экономические нормы и предписания.
Также, в зависимости
от общественных сфер конфликты бывают: экономические,
политические, этнические, духовно-идеологические.
По своему внутреннему содержанию социальные конфликты бывают рациональные - где обе стороны стремятся к улучшению взаимоотношений, норм, образцов поведения, справедливому распределению ценностей, и эмоциональные - если в ходе конфликта агрессия участников переносится с причины конфликта на личности. Возникает личная неприязнь, негативные стереотипы, порождающие даже ненависть к противнику. Так, во время межнациональных конфликтов создается образ "чужой" национальности как некультурной, жестокой, обладающей всеми мыслимыми пороками. Развитие эмоциональных конфликтов непредсказуемо, и в подавляющем большинстве случаев они неуправляемы [2].
Важнейшей особенностью конфликта является характер потребности, за удовлетворение которой борется человек. Существует иерархия потребностей А.Маслоу, согласно которой можно выделить пять уровней [2]:
1) физические потребности (пища, материальное благополучие и т.п.);
2) потребности в безопасности;
3) социальные потребности (потребности в общении, контактах, взаимодействии);
4) потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного уровня компетенции;
5) высшие потребности в самовыражении, самоутверждении (например, потребности в творчестве).
Сознательно или бессознательно индивиды мечтают добиться своей цели в соответствии с потребностями. И в случае неудовлетворения любой из этих потребностей может возникнуть конфликт.
3.2. Структура конфликта
Как мы видим, конфликт – многомерное явление и имеет свою структуру-совокупность устойчивых связей, обеспечивающих его целостность, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс.
Объективное содержание конфликтной ситуации[2; 3]:
1. Участники конфликта. В любом социальном конфликте, будь то межличностный или межгосударственный конфликт, основными действующими лицами являются люди. Они могут выступать в конфликте как частные лица (семейный конфликт), как официальные лица (конфликт по вертикали) или как юридические лица (представители учреждений и организаций).
2. Предмет конфликта. Ядром любого конфликта является противоречие. В нем отражается столкновение интересов и целей сторон.
3. Объект конфликта. Объект является ядром проблемы. Это может быть материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента.
4. Микро- и макросреда - условия, в которых действуют участники. Микросреда - ближайшее окружение сторон. Макросреда - социальные группы, представителем которых является сторона и качества которых она унаследовала.
Помимо объективных составляющих конфликта существуют также субъективные составляющие - устремления сторон, стратегии поведения, а также их восприятие конфликтной ситуации.
1. Соперничество – навязывание другой стороне предпочтительного для себя решения.
2. Сотрудничество – осуществление поиска такого решения, которое удовлетворяло бы обе стороны.
3. Компромисс – предполагает взаимные уступки в чем-то важном и принципиальном для каждой стороны.
4. Приспособление – основывается на понижении своих стремлений и принятии позиций оппонента.
Как правило, в конфликте используются комбинации стратегий, порой доминирует одна из них. Например, в значительной части конфликтов по вертикали в зависимости от изменения обстановки оппоненты меняют стратегию поведения, причем подчиненные идут на это в полтора раза чаще, чем руководители - 71% и 46% соответственно. Но наиболее часто применяемая стратегия - соперничество: оппоненты пытаются реализовать данный способ достижения своей цели в более чем 90% конфликтов, а сотрудничество – только в 2-3% ситуаций [2].
Любое вмешательство (или обстоятельство), создающее преграду в уже начавшемся или намечаемом действии человека, называется блокадой. Это всегда некоторое первоначальное замешательство различной степени интенсивности (от легкого недоумения до шока), а затем побуждение к новым действиям. В такой ситуации каждый человек пытается найти обходные пути, новые эффективные действия, а также причины блокады. Если же по какой-либо причине человеку или социальной группе не удается преодолеть препятствие - возникает состояние фрустрации (от лат. frustratio – обман, тщетное ожидание )- негативное состояние, вызванное непреодолимым затруднением в удовлетворении потребности.
Реакция на фрустрацию может развиваться по двум вариантам:
Отступление - кратковременный или долговременный отказ от удовлетворения определенной потребности. Бывает двух видов:
1) сдерживание - состояние, при котором индивид отказывается от удовлетворения потребности из страха, для получения благ в другой области или в надежде удовлетворить потребность спустя некоторое время более легким путем. В этом случае индивид перестраивает свое сознание, полностью подчиняется требованиям ситуации и действует с ощущением правильности отказа от удовлетворения потребности;
2) подавление - это уход
от реализации целей под
Агрессия, вызываемая фрустрацией, может быть направлена на другого человека или группу людей и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти. Агрессивные социальные действия вызывают ответную агрессивную реакцию у другого индивида или группы, и с этого момента начинается социальный конфликт.
Таким образом, для возникновения социального конфликта необходимо, во-первых, чтобы причиной фрустрации было поведение других людей и, во-вторых, чтобы на агрессивное социальное действие возникла ответная реакция, взаимодействие.
Однако далеко не всякое состояние фрустрации и связанное с ним эмоциональное напряжение приводят к социальному конфликту. Недовольство должно перейти определенную границу, за которой агрессия выступает в форме направленного социального действия. Она определяется состоянием общественного страха, культурными нормами и действием социальных институтов, сдерживающих проявление агрессивных действий. Если в обществе или социальной группе наблюдаются явления дезорганизации, снижается эффективность действия социальных институтов, то индивиды легче переходят грань, отделяющую их от конфликта.