Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 14:42, реферат
В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. Индивидом называется человек как представитель вида, продукт филогенетического и онтогенетического развития. Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются: 1) биологические, генетические заданные предпосылки; 2) наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует. Ребенок, не взаимодействующий с социальной средой, еще не человек в собственном смысле слова.
Введение…………………………………………………………………….…..……2
1. Сущность и структура личности………………………………………...……..4
2. Развитие личности и ее социализация……………………………….….….……6
3. Статусно-ролевая концепция личности………………………………….….…..9
4. Социальный контроль и отклоняющееся поведение………………………..12
Заключение…………………………………………………………………………23
Список используемой литературы…………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Сущность и структура личности………………………………………...……..
2. Развитие личности и ее социализация……………………………….….….…
3. Статусно-ролевая концепция личности………………………………….….…..9
4. Социальный контроль и отклоняющееся поведение………………………..12
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………………..
Введение
В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить строго к определению данных понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек – понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода и его «первокирпичик» (от лат. individ неделимый, конечный). Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной («надприродной», социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцент делается на социальном начале.
В социологии личность определяется как: 1) системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; 2) субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
В момент рождения ребенок
еще не является личностью. Он всего
лишь индивид. Индивидом называется
человек как представитель
Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру.
Подойти к задаче характеристики личности можно двояким способом:
1 Сущность и структура личности
В системе социально-
Диалектико-материалистический подход. Согласно этой концепции развитие личности есть диалектический процесс, обусловленный четырьмя факторами: биологией индивида, его социальным окружением, воспитанием и навыками самовоспитания. Человек изначально есть существо социальное, его личность развивается в ходе социальной деятельности, то есть в процессе взаимодействия с социальным окружением в ходе воспитания и рефлексии.
Антропологический подход. При таком подходе личность рассматривается как носитель общечеловеческих свойств, как родовое понятие, обозначающее представителя рода человеческого. Личность уподобляется понятию индивида. Абстрактный антропологизм отождествляет понятия личности, человека и индивида. Он игнорирует определяющую роль социальной среды как фактора формирования личности.
Нормативный подход. В нем «личность» связана с набором положительных качеств (признаков), относящихся к сознанию и деятельности человека. Следовательно, личность характеризуется такими положительными качествами, как высокая сознательность, ответственность, социальная активность, нравственность.
Социологический подход. Его суть состоит в утверждении, что личностью является каждый человек в силу обладания теми или иными социально значимыми чертами. Личность рассматривается, прежде всего, как объект и продукт социальных отношений.
Персоналистический подход. В какой-то мере в качестве противовеса антропологическому и социологическому подходам существуют попытки понять и объяснить личность как некую абсолютно самостоятельную и индивидуально неповторимую целостность. Наиболее полное выражение персоналистическая трактовка личности получила в концепции экзистенциализма. Согласно ей сущность личности рассматривается в ее абсолютной духовной самостоятельности и уникальности.
Биолого-генетический подход предполагает, что поведение человека заложено в его биопрограмме. При таком подходе игнорируется роль социальной среды и культуры в становлении человека как социального существа.
Итак, в социологии понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной («надприродной») сущности человека, т.е. акцентируется социальное начало. Личность - это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития, субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
2 Развитие личности и ее социализация
Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.
Термин «социализация» соответствует
концепции, согласно которой человек
(ребенок) изначально асоциален или
его социальность сводится к потребности
в общении. В этом случае социальность
– процесс превращения
Понимание процесса усвоения социальных
норм, умений стереотипов, формирования
социальных установок и убеждений,
обучения принятым в обществе нормам
поведения и общения, вариантам
жизненного стиля, вхождения в группы
и взаимодействия с их членами
как социализация имеет смысл, если
изначально индивид понимается как
несоциальное существо, и его несоциальность
должна в процессе воспитания в обществе
не без сопротивления
Выделяют следующие стадии социализации:
Юношеский возраст (18-25) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.
- сохранение своей непохожести
и появление агрессивных
- изменение себя, «стать как все»;
- конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
Различия между социализацией взрослых и детей. Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем и пожилом возрасте.
Социализация в детстве
Социализация взрослых направлена
на то, чтобы помочь человеку овладеть
определенными навыками; социализация
детей формирует главным
Принцип, согласно которому развитие личности в течение всей жизни идет по восходящей и строится на основе закрепления пройденного, является непреложным. Но свойства личности, сформировавшиеся ранее, не являются незыблемыми. Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности – от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под ее воздействием люди пытаются разобраться в своих конфликтах и изменить свое поведение на основе этого понимания.
3 Статусно-ролевая концепция личности
личность социология статусный ролевой поведение
Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так, что главный, или интегральный, статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, лексиконе и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т.д.).
Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный – это значит навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обуславливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т.д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, ученый, директор и т.д.). Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость и т.д.). Профессионально-должностной – это базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т.д.).
Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Таким образом, можно отметить, что социальные статусы – структурные элементы социальной организации общества, обеспечивающие социальные связи между субъектами общественных отношений. Социальные связи между субъектами общественных отношений, устанавливаемые по поводу обеспечиваемых социальных функций, образуют определенные пункты пересечения в обширном поле социальных отношений. Этими пунктами пересечения связей в поле общественных отношений являются социальные статусы.
Соотношение в социальной структуре
предписанных и достигаемых социальных
статусов есть, по существу, показатель
характера экономической и
Социальная роль – соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.
Освоение социальных ролей –
часть процесса социализации личности,
непременное условие «
Примерами социальных ролей являются также половые роли (мужское или женское поведение), профессиональные роли. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учиться оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Однако поскольку в реальной жизни человек включен во многие виды деятельности и отношения, вынужден исполнять разные роли, требования к которым могут быть противоречивыми, возникает необходимость в некотором механизме, который позволил бы человеку сохранить целостность своего «Я» в условиях множественных связей с миром (т.е. оставаться самим собой, исполняя различные роли). Личность (а точнее сформированная подструктура направленности) как раз и является тем механизмом, функциональным органом, который позволяет интегрировать свое «Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого. Развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью.
Информация о работе Социальный контроль и отклоняющееся поведение