Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 14:42, реферат
В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. Индивидом называется человек как представитель вида, продукт филогенетического и онтогенетического развития. Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются: 1) биологические, генетические заданные предпосылки; 2) наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует. Ребенок, не взаимодействующий с социальной средой, еще не человек в собственном смысле слова.
Введение…………………………………………………………………….…..……2
1. Сущность и структура личности………………………………………...……..4
2. Развитие личности и ее социализация……………………………….….….……6
3. Статусно-ролевая концепция личности………………………………….….…..9
4. Социальный контроль и отклоняющееся поведение………………………..12
Заключение…………………………………………………………………………23
Список используемой литературы…………………………
Одним из важнейших факторов обучения
моральным ценностям и
Однако многочисленны также случаи проявления отклоняющегося поведения в совершенно благополучных семьях. Дело в том, что семья - это далеко не единственный (хотя и важнейший) институт в обществе, участвующий в социализации личности. Нормы, воспринятые с детства, могут быть пересмотрены или отброшены в ходе взаимодействия с окружающей действительностью, в частности с социальным окружением.
В сложном, постоянно изменяющемся обществе, где нет единой и неизменной системы норм, многие нормы и культурные ценности разных субкультур противоречат друг другу. Часто родители сталкиваются с такой ситуацией, когда воспитание ребенка в семье противоречит влиянию других социальных групп и институтов. Так, родители вынуждены бороться с излишней идеологизацией своих детей, влиянием коммерческого духа, уличных групп, массовой культуры, противоречивости политического положения и т.д. Неизбежно происходят конфликты норм и ценностей. То что говорят в семье детям, кажется неправдой, обостряется конфликт субкультур отцов и детей. В нашем сложном обществе существует множество конфликтующих нормативных образцов, которые способствуют возникновению феномена отклоняющегося поведения. Например, столкновение норм и ценностей, регулирующих поведение, в соответствии с которыми мы жили долгие годы, и норм и ценностей в "перестроенном" обществе. Иногда бывает просто трудно выбрать линию неотклоняющегося поведения.
Когда нравственные нормы запрещают
совершать некоторые действия, которые
многие личности желают совершить, возникает
другой феномен отклоняющегося поведения
- нормы оправдания. Это культурные
образцы, с помощью которых люди
оправдывают осуществление
Чаще всего нормы оправдания создаются там и тогда, где и когда происходит частое нарушение норм без последующих санкций. Нормы оправдания появляются, только если есть образец нарушения, который признается и санкционируется в одной из групп общества. Этот образец и будет считаться нормой оправдания.
Социальные отклонения играют в
обществе двойственную, противоречивую
роль. Они, с одной стороны, представляют
угрозу стабильности общества, с другой
- поддерживают эту стабильность. Успешное
функционирование социальных структур
можно считать эффективным, только
если обеспечен порядок и
С другой стороны, отклоняющееся поведение является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям. Нет такого современного общества, которое долгое время оставалось бы статичным. Даже совершенно изолированные от мировых цивилизаций сообщества должны время от времени изменять образцы своего поведения из-за изменений окружающей среды. Взрывы рождаемости, технологические новшества, изменения физического окружения - все это может привести к необходимости принятия новых норм и адаптации к ним членов общества.
Но новые культурные нормы редко создаются путем обсуждения и последующего принятия их членами социальных групп, которые в торжественной обстановке отменяют старые нормы и называют новые. Новые социальные нормы рождаются и развиваются в результате повседневного поведения индивидов, в столкновении постоянно возникающих социальных обстоятельств. Отклоняющееся от старых, привычных норм поведение небольшого числа индивидов может быть началом создания новых нормативных образцов. Постепенно, преодолевая традиции, отклоняющееся поведение, содержащее новые жизнеспособные нормы, все в большей и большей степени проникает в сознание людей. По мере усвоения членами социальных групп поведения, содержащего новые нормы, оно перестает быть отклоняющимся.
Таким образом, отклоняющееся поведение
часто служит основана началом существования
общепринятых культурных норм. Без
него было бы трудно адаптировать культуру
к изменению общественных потребностей.
Вместе с тем вопрос о том, в
какой степени должно быть распространено
отклоняющееся поведение и
Заключение
Понятие «личность» показывает, как
в каждом человеке индивидуально
отражаются социально значимые черты
и проявляются его сущность как
совокупность всех общественных отношений.
Социология стремится выявить социальные
основы формирования личностных качеств,
социальное содержание и социальные
функции существующих в обществе
типов личности, т.е. изучить личность
и как источник общественной жизни,
и как ее реальный носитель. Конечно
же, личность с точки зрения социологии,
обозначает единичного человека, проявляющего
социально значимые черты индивидуальной
жизнедеятельности благодаря
Таким образом, социология личности – отрасль знаний социологии, имеющая предметом изучения личность как объект и субъект социальных отношений в пределах социально-исторического процесса и ценностных общественных систем, на уровне взаимосвязей личности и социальных общностей. Социология личности сосредоточена на трех основных проблемах: 1) изучение личности как социальной системы, элемента социальных общностей и институтов; 2) изучение личности как объекта социальных отношений (воздействие общества на личность, в том числе и в процессе ее социализации, воспитания); 3) рассмотрение личности как субъекта общественных отношений, в том числе социальную деятельность и активность личности.
Список используемой литературы
1. Фролов, С. С. Социология: Учебник для вузов / С. С. Фролов. – М. : Гардарики, 2003. – 344 с.
2. Радугин, А. А. Социология. Курс лекций / А. А. Радугин, К. А.Радугин. - М. : Владос, 1995. – 412 с.
3. Комаров, М. С. Введение в социологию: Учебник для высших учебных заведений / М. С. Комаров. – М. : Наука, 2004. – 484 с.
4. Щепаньский, Я. В. Элементарные понятия социологии / Я. В. Щепаньский. – М. : Прогресс, 1969. – 360 с.
5. Добреньков, В. И. Социология: Учебник для вузов / В. И. Добреньков. – М. : изд-во «Инфра-М», 2007. – 340 с.
6. Романенко, Л. М. Гражданское общество. Социологический словарь-справочник / Л. М. Романенко. - М. : 2005. – 562 с.
7. Мухаев, Р. Т. Социология / Р.Т. Мухаев. – М. : Проспект, 2010. - 318 с.
8. Мягков, А. Ю. Социология. Основы общей теории / А. Ю. Мягков. – М. : Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2011. – 372 с.
9. Тощенко, Т. Т. Социология. Общий курс / Т. Т. Тощенко. - М. : 1999. -512 с.
Информация о работе Социальный контроль и отклоняющееся поведение