Социальный контроль и отклоняющееся поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 14:42, реферат

Описание работы

В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. Индивидом называется человек как представитель вида, продукт филогенетического и онтогенетического развития. Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются: 1) биологические, генетические заданные предпосылки; 2) наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует. Ребенок, не взаимодействующий с социальной средой, еще не человек в собственном смысле слова.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…..……2
1. Сущность и структура личности………………………………………...……..4
2. Развитие личности и ее социализация……………………………….….….……6
3. Статусно-ролевая концепция личности………………………………….….…..9
4. Социальный контроль и отклоняющееся поведение………………………..12
Заключение…………………………………………………………………………23
Список используемой литературы…………………………

Файлы: 1 файл

реферат социология.docx

— 44.94 Кб (Скачать файл)

Итак, социальная роль – это совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенные социальные позиции. Эти требования (предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах. Система социальных санкций позитивного и негативного характера направлена на обеспечение надлежащего исполнения требований, связанных с социальной ролью.

Социальная роль распадается на ролевые ожидания – то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее четко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом следит, чтобы все делалось «как надо». Для этого существует целая система социального контроля – от общественного мнения до правоохранительных органов – и соответствующая ей система социальных санкций – от порицания, осуждения до насильственного пресечения.

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Социальный контроль и отклоняющееся поведение

 

Для определения сущности социального  контроля полезно рассмотреть способы  его осуществления в группе или  обществе.

Социальный контроль через социализацию. Люди в любом обществе контролируются в основном с помощью социализации таким образом, что они выполняют  свои роли бессознательно, естественно, в силу обычаев, привычек и предпочтений. Как можно заставить женщин принять  на себя тяжелую и неблагодарную  домашнюю работу? Только социализировав их таким образом, чтобы они хотели иметь мужа, детей и домашнее хозяйство  и чувствовали себя несчастными  без них. Как заставить человека со свободной волей подчиняться  законам и нравственным нормам, ограничивающим его свободу, часто тяжелым для  него? Только культивируя у него те чувства, желания и стремления, которые приведут к желанию упорядочить  свою жизнь и подчиниться законам  общества, чтобы чувствовать растерянность  и раздражение, если эти законы будут  нарушаться. Большинство социальных ролей люди играют неудачно не потому, что они не способны выполнить  определенные ролевые требования, а  потому, что они либо не принимают  содержание ролей, либо не хотят их исполнять. Таким образом, социализация, формируя наши привычки, желания и  обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и  установления порядка в обществе. Она облегчает трудности при  принятии решений, подсказывая, как  одеваться, как вести себя, как  действовать в той или иной жизненной ситуации.

Социальный контроль через групповое  давление. Человек не может участвовать  в общественной жизни, основываясь  только на внутреннем контроле. На его  поведение накладывает отпечаток  также включенность в общественную жизнь, которая выражается в том, что индивид является членом многих первичных групп (семья, производственная бригада, класс, студенческая группа и  т.д.).

Возможность осуществления группового социального контроля обусловлена  включенностью каждого индивида в первичную социальную группу. Необходимым  условием такого включения служит то обстоятельство, что индивид должен разделять определенный минимум  принятых данной группой культурных норм, составляющих формальный или  неформальный кодекс поведения. Каждое отклонение от такого порядка немедленно приводит к осуждению поведения  группой. В зависимости от важности нарушаемой нормы возможен широкий  диапазон осуждения и санкций  со стороны группы - от простых замечаний  до изгнания из данной первичной группы.

Социальный контроль через принуждение. Многие примитивные, или традиционные, общества успешно контролируют поведение  индивидов через нравственные нормы  и, следовательно, посредством неформального  группового контроля первичной группы; формальные законы или наказания  в таких обществах не обязательны. Но в больших, сложных человеческих популяциях, где переплетены многие культурные комплексы, формальный контроль, законы и система наказаний постоянно  развиваются и становятся обязательными. В случае если индивид вполне может  затеряться в толпе, неформальный контроль становится неэффективным и возникает  необходимость в формальном контроле.

Отклоняющееся (девиантное) поведение

К величайшему сожалению, не существует такого счастливого общества, в котором  все его члены вели бы себя в  соответствии с общими нормативными требованиями. Термин "социальное отклонение" обозначает поведение индивида или  группы, которое не соответствует  общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Социальные отклонения могут принимать  самые разные формы. Преступники  из молодежной среды, отшельники, аскеты, закоренелые грешники, святые, гении, художники-новаторы, убийцы - все это  люди, отклоняющиеся от общепринятых норм, или, как их еще называют, девианты.

Культурные и психические отклонения. Один индивид может иметь отклонения в социальном поведении, другой в  личностной организации, третий и в  социальной сфере и в личностной организации. Социологов интересуют прежде всего культурные отклонения, т.е. отклонения данной социальной общности от норм культуры. Психологов же интересуют психические  отклонения от норм в личностной организации: психозы, неврозы, параноидальные состояния  и т.п. Если два этих типа отклонений совмещаются, то отклонение от культурных норм совершается личностью психически ненормальной.

Люди часто пытаются связывать  культурные отклонения с психическими. Например, радикальное политическое поведение определяется как выход  для эмоциональной враждебности, т.е. как психическое отклонение; проституция - как последствие эмоциональных  лишений детства, когда ребенок  имел мало возможностей для интеграции личности, своего собственного "Я". Сексуальные отклонения, алкоголизм, наркомания, пристрастие к азартным играм и многие другие отклонения в социальном поведении также  связывают с личностной дезорганизацией, иначе говоря, с психическими отклонениями.

Индивидуальные и групповые  отклонения. Самый обычный мальчик  из стабильной семьи, находящийся в  окружении порядочных людей может  отвергнуть принятые в его среде  нормы и проявлять явные признаки преступного поведения (стать делинквентом). В этом случае мы сталкиваемся с  индивидуальным отклонением от норм в пределах одной субкультуры. Такая  личность обычно рассматривается как  индивидуальный девиант. Вместе с тем  в каждом обществе много отклоняющихся  субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью  общества.

Итак, можно различать два идеальных  типа отклонений:

-индивидуальные отклонения, когда  отдельный индивид отвергает  нормы своей субкультуры;

-групповое отклонение, рассматриваемое  как конформное поведение члена  девиантной группы по отношению  к ее субкультуре.

В реальной жизни девиантные личности строго разделить на два указанных  типа нельзя. Чаще всего эти два  типа отклонений взаимопересекаются.

Под первичным отклонением подразумевается  отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует  культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом  отклонения так незначительны и  терпимы, что он социально не квалифицируется  девиантом и не считает себя таковым. Для него и для окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью или на худой конец  ошибкой. Каждый член общества совершает  за всю свою жизнь множество мелких нарушений, и в большинстве случаев  окружающие не считают таких людей  девиантами. Девианты остаются первичными до тех пор, пока их действия укладываются в рамки социально принятой роли.

Вторичным отклонением называют отклонение от существующих в группе норм, которое  социально определяется как девиантное. Личность при этом идентифицируется как девиант. Иногда в случае совершения даже единственного отклоняющегося действия (изнасилование, гомосексуализм, употребление наркотиков и т.д.) либо ошибочного или ложного обвинения  к индивиду приклеивается ярлык  девианта. Этот процесс навешивания  ярлыка может стать поворотным пунктом  на жизненном пути индивида. Действительно, совершивший первичное отклонение от общепринятых норм индивид продолжает жить прежней жизнью, занимать то же место в системе статусов и  ролей, по-прежнему взаимодействовать  с членами группы. Но стоит ему  только получить ярлык девианта, как  сразу же появляется тенденция к  прерыванию многих социальных связей с группой и даже к изоляции от нее. Такое лицо может быть отстранено от любимой работы, профессии, отвергнуто добропорядочными людьми, а то и  заслужить название "криминальной" личности; оно может стать зависимым  от отклоняющихся (например, алкоголики) или от преступных (например, преступная группа) ассоциаций, которые начинают использовать факт индивидуального  отклонения, отделяя данного индивида от общества и прививая ему нравственные нормы своей субкультуры. Таким образом, вторичное отклонение может перевернуть всю жизнь человека. Создаются благоприятные условия для повторения акта отклоняющегося поведения. После повторения проступка изоляция еще больше усиливается, начинают применяться более жесткие меры социального контроля и лицо может перейти в состояние, характеризующееся постоянным отклоняющимся поведением.

Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся  поведение всегда оценивается с  точки зрения культуры, принятой в  данном обществе. Эта оценка заключается  в том, что одни отклонения осуждаются, а другие одобряются. В нашем обществе люди, попадающие под определение  гения, героя, лидера, избранника народа - это культурно одобряемые отклонения. Такие отклонения связаны с понятием возвеличивания, т.е. возвышения над  другими, что и составляет основу отклонения. Каждый из нас имеет  свои представления о понятии  возвеличивания. То же можно сказать  и о групповых представлениях. Кроме того, ранжирование великих  людей со временем меняется. Например, когда появляется потребность в  защите общества, на первое место по значимости выходят гениальные полководцы, в другое время самыми великими могут  стать политические деятели, деятели  культуры, ученые. Попытаемся выделить необходимые качества и способы  поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям.

Сверхинтеллектуальность. Повышенная интеллектуальность может рассматриваться  как способ поведения, приводящий к  социально одобряемым отклонениям  лишь при достижении ограниченного  числа социальных статусов. Интеллектуальная посредственность невозможна при исполнении ролей крупного ученого или культурного  деятеля, в то же время сверхинтеллектуальность  менее необходима для актера, спортсмена или политического лидера. В этих ролях куда более важны специфический  талант, физическая сила, сильный характер. Сверхинтеллектуальность может  быть даже помехой при исполнении некоторых ролей, так как изолирует  личность от остальных членов группы. Другими словами, возвеличивание на основе интеллектуальности возможно только в отдельных, строго ограниченных областях человеческой деятельности. Фактор сверхинтеллектуальности не слишком популярен в народе, который гораздо больше ценит твердый характер или магнетическую, волевую личность.

Сверхмотивация. Мы часто и много  говорим о высокой мотивации, но знаем о ней чрезвычайно  мало. Безусловно, ее наличие у индивида является фактором, способствующим его  возвышению над остальными людьми; неясно только, почему люди становятся высокомотивированными. Очевидно, что  одна из причин, вызывающих сверхмотивацию, состоит в групповом влиянии. Например, семейная традиция может  стать основой высокой мотивации  для возвышения индивида в той  области, в которой протекает  деятельность его родителей.

Личностные качества. Проведено  много исследований в области  психологии, посвященных личностным чертам и свойствам характера, которые  помогают достичь возвышения личности. Оказалось, что эти черты теснейшим  образом связаны с определенными  видами деятельности. Смелость и отвага открывают солдату путь к успеху, славе, возвышению, но они совершенно не обязательны для художника  или поэта. Общительность, умение заводить знакомства, твердость характера  в трудных ситуациях нужны  политику и предпринимателю, но почти  никак не сказываются на карьере  писателя, художника или ученого. Общественное мнение выработало множество  популярных стереотипов индивидуальных качеств, способствующих возвышению индивида в различных областях деятельности. Личностные качества - это, безусловно, важный фактор достижения возвышения, а часто даже самый важный. Не случайно многие великие личности обладали каким-либо выдающимся личностным качеством.

Культурно осуждаемые отклонения. Большинство  обществ поддерживает и вознаграждает  социальные отклонения, проявляемые  в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры. Эти общества не строго относятся к индивидуальным неудачам в достижении одобряемых ими отклонений. Что же касается нарушения нравственных норм и законов, то оно в обществе всегда строго осуждалось и наказывалось.

При рассмотрении этого вопроса  необходимо прежде всего выделить ту часть культурно осуждаемых отклонений, которая не рассматривается в  курсе социологии. Тот, кто имеет  физические или психические дефекты, может быть совершенно не способен к обычным для нормальных членов общества ролевым достижениям или  нормальному поведению. "Психический  дефект" означает, что у данного  индивида наблюдаются ограниченные способности к обучению в результате тяжелой наследственности или повреждения  рассудка. Диагнозирование этих дефектов лежит вне области социологии, но социологов интересует как общественное мнение по поводу этих дефектов, так  и социальная распространенность и  виды социальных отклонений, встречающиеся  у этих неполноценных людей. Психические  дефекты могут быть врожденными  и приобретенными вследствие тяжелого заболевания или внутриличностного  конфликта (например, постоянного страха, ролевого несоответствия и др.). Очевидно, что психические дефекты лежат  в основе ограниченно части культурно  осуждаемых отклонений. Относительно определения изучения других причин таких отклонений существует три  вида теорий: теории физических типов, психоаналитические теории и социологические, или культурные, теории.

В основе психоаналитических теорий отклоняющегося поведения лежит  изучение конфликтов, происходящих внутри сознания личности. Согласно теории 3. Фрейда, у каждой личности под слоем  активного сознания находится область  бессознательного. Бессознательное - это  наша психическая энергия, в которой  сосредоточено все природное, первобытное, не знающее границ, не ведающее жалости. Бессознательное - это биологическая  сущность человека, не изведавшего  влияния культуры. Человек способен защититься от собственного природного "беззаконного" состояния путем  формирования собственного "Я", а  также так называемого сверх-"Я", определяемого исключительно культурой общества. Человеческое "Я" и сверх-"Я" постоянно сдерживают силы, находящиеся в бессознательном, постоянно ограничивают наши инстинкты и низменные страсти. Однако может возникнуть состояние, когда внутренние конфликты между "Я" и бессознательным, а также между сверх-"Я" и бессознательным разрушают защиту и наружу прорывается наше внутреннее, не знающее культуры содержание. В этом случае может произойти отклонение от культурных норм, выработанных социальным окружением индивида.

Информация о работе Социальный контроль и отклоняющееся поведение