Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 14:42, реферат
В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. Индивидом называется человек как представитель вида, продукт филогенетического и онтогенетического развития. Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются: 1) биологические, генетические заданные предпосылки; 2) наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует. Ребенок, не взаимодействующий с социальной средой, еще не человек в собственном смысле слова.
Введение…………………………………………………………………….…..……2
1. Сущность и структура личности………………………………………...……..4
2. Развитие личности и ее социализация……………………………….….….……6
3. Статусно-ролевая концепция личности………………………………….….…..9
4. Социальный контроль и отклоняющееся поведение………………………..12
Заключение…………………………………………………………………………23
Список используемой литературы…………………………
Итак, социальная роль – это совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенные социальные позиции. Эти требования (предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах. Система социальных санкций позитивного и негативного характера направлена на обеспечение надлежащего исполнения требований, связанных с социальной ролью.
Социальная роль распадается на ролевые ожидания – то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее четко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом следит, чтобы все делалось «как надо». Для этого существует целая система социального контроля – от общественного мнения до правоохранительных органов – и соответствующая ей система социальных санкций – от порицания, осуждения до насильственного пресечения.
4 Социальный контроль и отклоняющееся поведение
Для определения сущности социального контроля полезно рассмотреть способы его осуществления в группе или обществе.
Социальный контроль через социализацию.
Люди в любом обществе контролируются
в основном с помощью социализации
таким образом, что они выполняют
свои роли бессознательно, естественно,
в силу обычаев, привычек и предпочтений.
Как можно заставить женщин принять
на себя тяжелую и неблагодарную
домашнюю работу? Только социализировав
их таким образом, чтобы они хотели
иметь мужа, детей и домашнее хозяйство
и чувствовали себя несчастными
без них. Как заставить человека
со свободной волей подчиняться
законам и нравственным нормам, ограничивающим
его свободу, часто тяжелым для
него? Только культивируя у него
те чувства, желания и стремления,
которые приведут к желанию упорядочить
свою жизнь и подчиниться законам
общества, чтобы чувствовать
Социальный контроль через групповое
давление. Человек не может участвовать
в общественной жизни, основываясь
только на внутреннем контроле. На его
поведение накладывает
Возможность осуществления группового социального контроля обусловлена включенностью каждого индивида в первичную социальную группу. Необходимым условием такого включения служит то обстоятельство, что индивид должен разделять определенный минимум принятых данной группой культурных норм, составляющих формальный или неформальный кодекс поведения. Каждое отклонение от такого порядка немедленно приводит к осуждению поведения группой. В зависимости от важности нарушаемой нормы возможен широкий диапазон осуждения и санкций со стороны группы - от простых замечаний до изгнания из данной первичной группы.
Социальный контроль через принуждение. Многие примитивные, или традиционные, общества успешно контролируют поведение индивидов через нравственные нормы и, следовательно, посредством неформального группового контроля первичной группы; формальные законы или наказания в таких обществах не обязательны. Но в больших, сложных человеческих популяциях, где переплетены многие культурные комплексы, формальный контроль, законы и система наказаний постоянно развиваются и становятся обязательными. В случае если индивид вполне может затеряться в толпе, неформальный контроль становится неэффективным и возникает необходимость в формальном контроле.
Отклоняющееся (девиантное) поведение
К величайшему сожалению, не существует такого счастливого общества, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Термин "социальное отклонение" обозначает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы. Преступники из молодежной среды, отшельники, аскеты, закоренелые грешники, святые, гении, художники-новаторы, убийцы - все это люди, отклоняющиеся от общепринятых норм, или, как их еще называют, девианты.
Культурные и психические
Люди часто пытаются связывать
культурные отклонения с психическими.
Например, радикальное политическое
поведение определяется как выход
для эмоциональной
Индивидуальные и групповые
отклонения. Самый обычный мальчик
из стабильной семьи, находящийся в
окружении порядочных людей может
отвергнуть принятые в его среде
нормы и проявлять явные
Итак, можно различать два идеальных типа отклонений:
-индивидуальные отклонения, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры;
-групповое отклонение, рассматриваемое
как конформное поведение
В реальной жизни девиантные личности строго разделить на два указанных типа нельзя. Чаще всего эти два типа отклонений взаимопересекаются.
Под первичным отклонением
Вторичным отклонением называют отклонение
от существующих в группе норм, которое
социально определяется как девиантное.
Личность при этом идентифицируется
как девиант. Иногда в случае совершения
даже единственного отклоняющегося
действия (изнасилование, гомосексуализм,
употребление наркотиков и т.д.) либо
ошибочного или ложного обвинения
к индивиду приклеивается ярлык
девианта. Этот процесс навешивания
ярлыка может стать поворотным пунктом
на жизненном пути индивида. Действительно,
совершивший первичное
Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие одобряются. В нашем обществе люди, попадающие под определение гения, героя, лидера, избранника народа - это культурно одобряемые отклонения. Такие отклонения связаны с понятием возвеличивания, т.е. возвышения над другими, что и составляет основу отклонения. Каждый из нас имеет свои представления о понятии возвеличивания. То же можно сказать и о групповых представлениях. Кроме того, ранжирование великих людей со временем меняется. Например, когда появляется потребность в защите общества, на первое место по значимости выходят гениальные полководцы, в другое время самыми великими могут стать политические деятели, деятели культуры, ученые. Попытаемся выделить необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям.
Сверхинтеллектуальность. Повышенная интеллектуальность может рассматриваться как способ поведения, приводящий к социально одобряемым отклонениям лишь при достижении ограниченного числа социальных статусов. Интеллектуальная посредственность невозможна при исполнении ролей крупного ученого или культурного деятеля, в то же время сверхинтеллектуальность менее необходима для актера, спортсмена или политического лидера. В этих ролях куда более важны специфический талант, физическая сила, сильный характер. Сверхинтеллектуальность может быть даже помехой при исполнении некоторых ролей, так как изолирует личность от остальных членов группы. Другими словами, возвеличивание на основе интеллектуальности возможно только в отдельных, строго ограниченных областях человеческой деятельности. Фактор сверхинтеллектуальности не слишком популярен в народе, который гораздо больше ценит твердый характер или магнетическую, волевую личность.
Сверхмотивация. Мы часто и много
говорим о высокой мотивации,
но знаем о ней чрезвычайно
мало. Безусловно, ее наличие у индивида
является фактором, способствующим его
возвышению над остальными людьми;
неясно только, почему люди становятся
высокомотивированными. Очевидно, что
одна из причин, вызывающих сверхмотивацию,
состоит в групповом влиянии.
Например, семейная традиция может
стать основой высокой
Личностные качества. Проведено
много исследований в области
психологии, посвященных личностным
чертам и свойствам характера, которые
помогают достичь возвышения личности.
Оказалось, что эти черты теснейшим
образом связаны с
Культурно осуждаемые отклонения. Большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры. Эти общества не строго относятся к индивидуальным неудачам в достижении одобряемых ими отклонений. Что же касается нарушения нравственных норм и законов, то оно в обществе всегда строго осуждалось и наказывалось.
При рассмотрении этого вопроса
необходимо прежде всего выделить ту
часть культурно осуждаемых отклонений,
которая не рассматривается в
курсе социологии. Тот, кто имеет
физические или психические дефекты,
может быть совершенно не способен
к обычным для нормальных членов
общества ролевым достижениям или
нормальному поведению. "Психический
дефект" означает, что у данного
индивида наблюдаются ограниченные
способности к обучению в результате
тяжелой наследственности или повреждения
рассудка. Диагнозирование этих дефектов
лежит вне области социологии,
но социологов интересует как общественное
мнение по поводу этих дефектов, так
и социальная распространенность и
виды социальных отклонений, встречающиеся
у этих неполноценных людей. Психические
дефекты могут быть врожденными
и приобретенными вследствие тяжелого
заболевания или
В основе психоаналитических теорий отклоняющегося поведения лежит изучение конфликтов, происходящих внутри сознания личности. Согласно теории 3. Фрейда, у каждой личности под слоем активного сознания находится область бессознательного. Бессознательное - это наша психическая энергия, в которой сосредоточено все природное, первобытное, не знающее границ, не ведающее жалости. Бессознательное - это биологическая сущность человека, не изведавшего влияния культуры. Человек способен защититься от собственного природного "беззаконного" состояния путем формирования собственного "Я", а также так называемого сверх-"Я", определяемого исключительно культурой общества. Человеческое "Я" и сверх-"Я" постоянно сдерживают силы, находящиеся в бессознательном, постоянно ограничивают наши инстинкты и низменные страсти. Однако может возникнуть состояние, когда внутренние конфликты между "Я" и бессознательным, а также между сверх-"Я" и бессознательным разрушают защиту и наружу прорывается наше внутреннее, не знающее культуры содержание. В этом случае может произойти отклонение от культурных норм, выработанных социальным окружением индивида.
Информация о работе Социальный контроль и отклоняющееся поведение