Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 08:32, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является: раскрытие содержания и сущности технологий социальной работы, определение их мест в системе социальных технологий, описание специфики, объекта и предмета воздействия, основных элементов и составных частей технологий социальной работы; классификация технологии социальной работы по степени общности и масштабам воздействия на социальные объекты различной степени сложности, раскрытие внутренней структуры каждого из выделенных классов.
Введение……………………………………………….2
1. Технология как социальный феномен………….....3
1.1 Социальные технологии: понятие и сущность……3
1.2 Классификации социальных технологий………….6
2. Типы социальных технологий……………………….8
2.1 Универсальные социальные технологии…………..8
2.1.1 Социальная диагностика…………………………..8
2.1.2 Социальная терапия………………………………..8
2.1.3 Социальная профилактика…………………………10
2.1.4 Социальная реабилитация…………………………..11
2.1.5 Социальная адаптация………………………………..12
2.1.6 Социальное консультирование……………………….13
2.2 Частные социальные технологии………………………..14
2.2.1 Социальная работа с бедными и малоимущими…………..14
2.2.2 Социальная работа с мигрантами…………………………..16
2.2.3 Социальная работа с инвалидами…………………………..18
2.2.4 Социальная работа с пожилыми людьми…………………..20
Заключение…………………………………………………………22
Литература…………………………………………………………..23
Введение……………………………………………….2
1. Технология как социальный феномен………….....3
1.1 Социальные технологии: понятие и сущность……3
1.2 Классификации социальных технологий………….6
2. Типы социальных технологий……………………….8
2.1 Универсальные социальные технологии…………..8
2.1.1 Социальная диагностика……………………
2.1.2 Социальная терапия………………………………
2.1.3 Социальная профилактика…………………
2.1.4 Социальная реабилитация…………………
2.1.5 Социальная адаптация…………………………
2.1.6 Социальное консультирование………
2.2 Частные социальные технологии………………………..14
2.2.1 Социальная работа
с бедными и малоимущими…………..
2.2.2 Социальная работа с мигрантами…………………………..16
2.2.3 Социальная работа с инвалидами…………………………..18
2.2.4 Социальная работа с пожилыми людьми…………………..20
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
В условиях современного
российского общества одной из актуальных
и значимых проблем является проблема
эффективной социальной защиты и
поддержки различных групп
Актуальность обращения
к данной теме обусловлена тем, что
на современном этапе развития общества
для более эффективной
Степень разработанности темы. Анализируемая проблема представляется недостаточно разработанной в России. Значительное количество работ посвящено теоретическим исследованиям и мало применяется на практике. Отсутствует единая типология социальных технологий.
Актуальность темы и ее теоретическая и практическая значимость обусловили выбор направления исследования, цели и задачи работы, ее объект и предмет.
Целью данной курсовой работы является: раскрытие содержания и сущности технологий социальной работы, определение их мест в системе социальных технологий, описание специфики, объекта и предмета воздействия, основных элементов и составных частей технологий социальной работы; классификация технологии социальной работы по степени общности и масштабам воздействия на социальные объекты различной степени сложности, раскрытие внутренней структуры каждого из выделенных классов.
Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи:
Раскрыть сущность понятия социальные технологии.
Определить типологию социальных технологий.
Проанализировать существующие технологии социальной работы с детьми и семьями, применяемые в ГОУСОССЗН "Мурманский Центр социальной помощи семье и детям".
Объектом данной курсовой работы является процесс социальной работы специалистов, применение ими различных социальных технологий.
Предметом - люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.
Основная гипотеза: разработка и более активное применение на практике социальных технологий повлияет на эффективность социальной защиты и поддержки различных групп населения.
При написании курсовой работы были использованы следующие основные методы: гипотетический, аналитический, статистический анализ.
Новизна работы обусловлена недостаточной изученностью социальных технологий и отсутствием их единой классификации.
Курсовая работа
состоит из следующих структурных
компонентов: во введении раскрывается
актуальность рассматриваемой проблемы,
определяются объект, предмет, цель, задачи
исследования, основная гипотеза; в
первой части рассматриваются понятие
и сущность социальных технологий,
их классификация; во второй части раскрыты
основные типы социальных технологий;
в третьей части описаны
Практическая значимость исследования состоит в том, что материал, изложенный в курсовой работе, даёт возможность активизировать и упорядочить деятельность профессиональных социальных работников в соответствии с потребностями современного общества в целом и его отдельных сфер.
1. Технология как социальный феномен
1.1 Социальные технологии: понятие и сущность
Понятие "социальная технология" стало использоваться в науке только в 40-х гг. XX в. Основу данного понятия составляет термин "технология", но технология не в традиционном смысле, затрагивающие только материальное производство, а в более широком - затрагивающем и социальную сферу.
До сих пор
в теории социологии не выработано
единое понятие социальной технологии.
Так, Курбатов В.И. и Курбатова О.В.
1 определяют ее как упорядоченную
во времени и пространстве последовательность
процессов социальной деятельности,
совокупность навыков, методов, приемов,
направленных на достижение определенной
цели, реализацию социального заказа;
а также как разработку методов
и методик результативного и
рационального
Специально организованная область знания о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека в условиях нарастающей взаимозависимости, динамики и обновления общественных процессов.
Способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбор оптимальных средств, методов их выполнения.
Метод управления социальными процессами, обеспечивающий систему их воспроизводства в определенных параметрах - качество, свойство, объемы, целостности деятельности и т.п.
Можно утверждать, что для современного научного знания сущность технологии определяется через два основных понятия: операция и процедура, где операция - это конкретные действия, направленные на решение определённой задачи, а процедура - это набор определённых необходимых действий. Исходя из этого, можно предложить следующее определение понятия "технология" - это способ реализации людьми конкретного сложного процесса путём расчленения его на систему последовательных, взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью эффективное достижение поставленной цели2.
Н.С. Данакин конкретизирует понимание социальных технологий как способа осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения. Достоинством данного определения является, в частности, то, что оно может быть отнесено ко всем видам человеческой деятельности, в том числе, конечно же, к социальной работе как интегрированному, универсальному виду деятельности, направленной на удовлетворение социально-гарантированных и личностных интересов и потребностей людей, и прежде всего социально уязвимых групп.
Таким образом, понятие "социальная технология" в научной литературе используется в следующих основных значениях:
Совокупность способов, методов, средств, приемов организации человеческой деятельности с целью воздействия на социальные процессы и социальные системы.
Описание способов, методов, средств, приемов организации человеческой деятельности в методиках, которые включают в себя следующие разделы:
цели, задачи и возможности метода;
планируемое итоговое
состояние социального
применяемые метод и приемы;
способы, условия и последовательность их применения;
необходимое время для осуществления данной технологии;
квалификация работников;
способы обучения приемам технологии.
Область знания, рассматривающая
вопросы создания, использования, распространения
соответствующих методов и
Сама деятельность
по целенаправленному
Поэтому формирование политики, определяемой современным обществом и проводимой современным государством, возможно только на основе технологизации, предусматривающей максимально эффективное и целесообразное использование ресурсов и средств.
1.2 Классификации социальных технологий
Социальные технологии
весьма разнообразны, что обусловлено
многообразием социального
Классификация социальных технологий может быть осуществлена по различным основаниям: видам, уровням, сферам применения и т.д.
К числу наиболее значимых оснований относятся:
По масштабам решаемых социальных проблем:
универсальные социальные технологии;
частные социальные технологии.
К универсальным
технологиям можно отнести
По уровню социальной деятельности:
глобальные социальные технологии, используемые в масштабах всего человечества;
региональные социальные технологии, дающие эффект при решении
проблем в условиях конкретного региона;
национальные социальные технологии, основанные на особенностях национальных традиций, психологии менталитета и т.п.;
государственные, позволяющие решать социальную проблему в пределах
конкретного государства;
муниципальные и пр.
По характеру решаемых задач:
функциональные
социальные технологии, предназначенные
для обеспечения оптимального и
результативного
инновационные социальные технологии, направленные на обеспечение оптимального перехода различных социальных систем в иное качество; - технологии разрешения социальных противоречий и конфликтов, позволяющие найти и реализовать наиболее оптимальные пути и методы решения подобных проблем.
По характеру воздействия на социальные процессы:
формирующие социальные технологии, позволяющие создать новый социальный объект;
стимулирующие социальные технологии, предметом воздействия которых являются отдельные стороны процесса функционирования данного объекта;
сдерживающие социальные технологии, определённым образом регулирующие процесс функционирования социального объекта;
разрушающие социальные технологии, результатом действия которых становится исчезновение социального объекта в целом или какой-либо его части.
По характеру и содержанию используемых средств:
организационно-
социально-правовые технологии;
медико-социальные технологии;
психологические технологии;
педагогические технологии и т.п.
Интересным представляется выделение определённых типов социальных технологий по такому основанию как цели функционирования. В этом случае можно говорить о таких типах социальных технологий:
социальные технологии, ориентированные на созидание;
социальные технологии, ориентированные на изменение или исправление условий протекания процесса или квазитехнологии;
социальные технологии, ориентированные на уничтожение, разрушение, исчезновение или антитехнологии3.
Таким образом, социальные
технологии - это неоднозначное и
многообразное явление. Решение
любой социальной проблемы подразумевает
использование ряда технологий в
их взаимосвязи и
2. Типы социальных технологий
2.1 Универсальные социальные технологии
2.1.1 Социальная диагностика
Для успешного решения социальных проблем необходимо, чтобы своевременно и в полном объёме были замечены, осмыслены и осознаны как сами проблемы (их корни, содержание, перспективы и возможные последствия), так и возможные пути и способы их решения. Это возможно в том случае, если специалист (социальный работник) владеет навыками деятельности, которую можно определить как социальная диагностика.