Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 08:32, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является: раскрытие содержания и сущности технологий социальной работы, определение их мест в системе социальных технологий, описание специфики, объекта и предмета воздействия, основных элементов и составных частей технологий социальной работы; классификация технологии социальной работы по степени общности и масштабам воздействия на социальные объекты различной степени сложности, раскрытие внутренней структуры каждого из выделенных классов.
Введение……………………………………………….2
1. Технология как социальный феномен………….....3
1.1 Социальные технологии: понятие и сущность……3
1.2 Классификации социальных технологий………….6
2. Типы социальных технологий……………………….8
2.1 Универсальные социальные технологии…………..8
2.1.1 Социальная диагностика…………………………..8
2.1.2 Социальная терапия………………………………..8
2.1.3 Социальная профилактика…………………………10
2.1.4 Социальная реабилитация…………………………..11
2.1.5 Социальная адаптация………………………………..12
2.1.6 Социальное консультирование……………………….13
2.2 Частные социальные технологии………………………..14
2.2.1 Социальная работа с бедными и малоимущими…………..14
2.2.2 Социальная работа с мигрантами…………………………..16
2.2.3 Социальная работа с инвалидами…………………………..18
2.2.4 Социальная работа с пожилыми людьми…………………..20
Заключение…………………………………………………………22
Литература…………………………………………………………..23
Социальная диагностика - это выявление, обозначение и изучение причинно-следственных связей и взаимоотношений, порождающих комплекс социальных проблем различного уровня организации4.
Успех деятельности
социального работника во многом
зависит от того, насколько точно
и своевременно будут вскрыты
им социальные проблемы клиента. Последовательная
реализация основных стадий социальной
диагностики основывается на строго
определённых принципах, соблюдение которых
гарантирует получение
2.1.2 Социальная терапия
Социальная терапия - это комплекс решений, процедур, мероприятий и действий, направленных на решение социальных проблем различного уровня организации6. Из этого определения следует, что социальная терапия это явление, которое можно рассматривать и анализировать на различных уровнях организации общества. Уровни социальной организации будут определять цели, задачи, возможности и методы, используемые в процессе социально-терапевтического воздействия на конкретный социальный объект. Процесс социальной терапии направлен на решение самых разнообразных задач. Их характер и содержание определяются конкретной проблемой или группой проблем, стоящих перед субъектом и требующих своего решения. Тем не менее, можно говорить о существовании основных типов задач социальной терапии. Среди них:
исправление, коррекция поведения и деятельности субъекта;
предупреждение дисфункций;
обеспечение нормального развития субъекта;
самоутверждение личности субъекта.
Решение всех этих
задач с необходимостью предполагает
использование различных
Административные. Характерными особенностями этих методов является, во-первых, жёсткое следование формальным нормам и правилам, существующим в обществе (законы, инструкции, положения и т.п.).
Экономические методы.
Данная группа методов социальной терапии
предполагает, что в процессе их
использования могут быть учтены
и проанализированы экономические
интересы и экономическое положение
того или иного социального
Психолого-педагогические методы. В отличие от административных и экономических методов социальной терапии, психолого-педагогические методы направлены, в первую очередь, на отдельного человека или на малые социальные группы. Использование этих методов на практике предполагает воздействие как на систему взаимоотношений в малых группах, так и на внутренний мир человека, его систему ценностных ориентаций и идеалов.
В соответствии с объектом воздействия выделяются следующие виды социальной терапии.
Индивидуальная, которая
применяется в отношении
Групповая, представляющая
собой стратегию воздействия, направленную
на оказание помощи людям в преодолении
личностных нарушений или социального
неустройства с использованием групп
(при руководстве социального
работника или иного
Семейная терапия - работа социального работника или другого специалиста с семьёй, которая рассматривается как целостная единица. Стремясь оказать необходимую помощь в гармонизации внутрисемейных отношений, в преодолении семейных проблем и разрешении внутрисемейных конфликтов, специалист стремится раскрыть внутригрупповые роли членов семьи, их взаимные обязанности, побудить их к более гибкому поведению и т.п.
2.1.3 Социальная профилактика
Социальная профилактика - это сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата. 7
социальная помощь универсальная частная
Приведённое выше определение понятия "социальная профилактика" позволяет выделить основные цели, на достижение которых направлен этот процесс:
выявление причин и условий, способствующих возникновению какой-либо проблемы или комплекса проблем;
уменьшение вероятности или предупреждение возникновения недопустимых отклонений от системы социальных стандартов и норм в деятельности и поведении человека или группы;
предотвращение возможных психологических, социокультурных и других коллизий у человека или группы;
сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни людей;
содействие человеку или группе в достижении поставленных целей, раскрытие их внутренних потенциалов и творческих способностей.
Реализация социальной профилактики предполагает использование самых разнообразных приёмов и методов деятельности. На сегодняшний день можно говорить о существовании следующих методов социальной профилактики.
Медико-социальные - направлены на создание необходимых условий для сохранения приемлемого уровня физического и социального здоровья человека. К их числу относятся медико-социальное просвещение, пропаганда здорового образа жизни, медико-социальный патронаж и т.п.
Организационно-
Правовые - разработка и создание соответствующей системы правовых норм и правил поведения и деятельности людей во всех областях социальной жизни и создание эффективной и действующей системы контроля за исполнением этих норм и правил. К этой группе методов относятся правовое просвещение, правовой контроль, правовые санкции и т.п.
Педагогические - формирование у различных социальных субъектов социально приемлемой системы ценностей, норм, стереотипов и идеалов, повышение уровня знаний и расширения кругозора. К их числу относятся давно и хорошо всем известные методы образования, воспитания и просвещения.
Экономические - направлены на поддержание приемлемого и достойного уровня жизни человека и создание необходимых условий для удовлетворения его материальных потребностей. Наиболее часто для решения таких задач используются экономическое стимулирование, экономическое поощрение, экономические льготы и экономическая поддержка и т.п.
Политические - создание в обществе эффективной системы политических прав, свобод, ценностей и ориентиров, позволяющих всем социальным субъектам отстаивать свои интересы в социально приемлемых и допустимых рамках.
2.1.4 Социальная реабилитация
Социальная реабилитация - это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта. Это осознанный, целенаправленный, внутренне оранизованный процесс8.
Факторы, которые
обуславливают потребность
1. Объективные, т.е. социально или природно обусловленные:
возрастные изменения;
природные, техногенные или экологические катастрофы;
тяжёлые заболевания или травмы;
социальные катастрофы (экономический кризис, вооружённый конфликт, рост национальной напряжённости и т.п.).
2. Субъективные или личностно обусловленные:
изменение целей, интересов и ценностных ориентаций субъекта и его собственные действия (уход из семьи, увольнение по собственному желанию или отказ от продолжения учёбы);
девиантные формы поведения и др.
Под воздействием этих и им подобных факторов, человек или группа, во-первых, оттесняются на периферию социальной жизни, постепенно приобретая некоторые маргинальные качества и характеристики и, во-вторых, утрачивают чувство идентичности между собой и окружающим миром. Результатом этих процессов становится ситуация социальной или личностной недостаточности, которая может сопровождаться разрушением человеческой личности.
К средствам социальной реабилитации, которыми располагает современное общество, можно отнести следующие системы:
здравоохранения;
образования;
профессиональной подготовки и переподготовки;
средства массовых коммуникаций и массовой информации;
организации и учреждения психологической поддержки, помощи и коррекции;
общественные и
негосударственные организации, работающие
в сфере решения специфических
социальных и личностных проблем (трудоустройство
инвалидов или
2.1.5 Социальная адаптация
В самом общем виде понятие "социальная адаптация" можно определить следующим образом: это процесс взаимодействия субъекта социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников.
Участвуя в процессе
социальной адаптации клиента, социальный
работник должен помнить о том, что
рассматриваемый процесс
Адаптационный шок, под которым понимается общее расстройство функций социального субъекта или системы, вследствие какого-либо потрясения социогенного характера, вызванного резким нарушением привычного взаимодействия с внешней средой9.
Мобилизация адаптационных ресурсов. Здесь для субъектов, сумевших пережить стадию адаптационного шока, наступает этап глубокого осмысления ситуации и концентрации усилий на сознательном поиске выхода из неё. Эта стадия связана с активным, сознательным поиском, выбором и освоением на поведенческом уровне новых моделей жизнедеятельности.
Ответ на "вызов среды". Это завершающая стадия процесса социальной адаптации. Её содержание представляет собой реализацию конкретной модели поведения и деятельности, которые выбираются субъектом с учётом собственных адаптивных ресурсов и возможностей, представлений о происходящем, а также основных характеристик социальной среды, в которой протекает процесс социальной адаптации.
Последовательная смена основных этапов социальной адаптации предполагает использование на каждом из них различных механизмов, каждый из которых отличается своеобразием и адаптивными возможностями, появляющимися у человека или группы и решающих с их помощью проблему адаптации к новым условиям своей жизнедеятельности.
2.1.6 Социальное консультирование
В настоящее время в теории и практике социальной работы существуют два основных взаимодополняющих друг друга подхода к определению сущности консультирования10С.135-136).
Функциональный, при нём консультирование понимается как метод, обеспечивающий клиента практическими советами и помощью, как любая форма оказания клиенту помощи в отношении содержания, процесса или структуры решаемой задачи, когда сам консультант не отвечает за её решение, но помогает тем, кто несёт такую ответственность. При таком подходе консультант выступает как помощник в решении какой-либо задачи или проблемы.
Профессиональный, при нём консультирование рассматривается как особая профессиональная служба, оказывающая услуги гражданам и организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, помогающим выявить социальные проблемы клиента, проанализировать их, дать рекомендации по их решению и содействовать, при необходимости, выполнению принятых решений и полученных рекомендаций.
В настоящее время в практике социальной работы в целом и социального консультирования в частности используются следующие формы и способы деятельности:
монолог клиента и его последующий анализ совместно с консультантом;
диалог, свободная беседа клиента и консультанта;
ответы консультанта на прямые вопросы клиента;
разнообразные тестирования;
различные тренинги и обучения и т.п.
Какую бы форму работы с клиентом не избрал консультант в каждом конкретном случае, необходимо помнить, что любая из них требует от специалиста, во-первых, искреннего желания помочь человеку, во-вторых, деликатности при контакте с ним, и, в-третьих, тщательности, осторожности и постепенности в работе.
2.2 Частные социальные технологии
2.2.1 Социальная работа с бедными и малоимущими
Основой определения бедности для большинства исследователей является наличие у человека или группы возможности удовлетворить свои потребности. При этом, необходимо различать различные виды бедности, существенно отличающиеся друг от друга.
Во-первых, это абсолютная
бедность, представляющая собой такое
экономическое состояние
Во-вторых, это относительная бедность, представляющая собой такое материальное и имущественное положение субъекта, при котором имеющийся в его распоряжении доход недостаточен по сравнению с доходами других людей или групп. Эта разновидность бедности связана, в первую очередь, с субъективной оценкой человеком своего материального положения. Реально это положение может быть достаточно благополучным, но в сравнении с положением других восприниматься как бедность.
Относительная бедность тоже является основанием для определённой социальной помощи, но в этом случае эта помощь должна носить, скорее, психологический характер, направленный на переоценку субъектом своего материального положения, своих притязаний и возможностей их удовлетворять.