Социолингвистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 11:47, реферат

Описание работы

В настоящее время многочисленные исследования и эксперименты подтверждают, что язык как средство общения возникает и развивается только в обществе. Следовательно, язык – явление социальное. Поэтому с самого начала возникновения науки о языке лингвистов интересовала проблема связи языка и общества. В любом обществе язык выступает как средство накопления, хранения и передачи добытых этим обществом знаний. Поэтому общество и происходящие в нем социальные, экономические и культурные изменения не могут не оказывать влияния на различные уровни языка.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………………3
1-Предмет социолингвистики……………………………………………………………………..5
2-Главные проблемы…………………………………………………………………………………..9
3-Методы социолингвистики…………………………………………………………………….15
4-Методы изучения билингвизма……………………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………………………………...30
Список используемой литературы…………………………………………………………….31

Файлы: 1 файл

Referat_yazyk_i_perevod_1 (1).docx

— 50.28 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

«Саратовский государственный  университет имени Н. Г. Чернышевского».

Факультет иностранных языков и лингводидактики.

Кафедра методологии образования.

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему

«Социолингвистика».

 

 

 

 

 

Выполнили:

студенты 3 курса

331(французской) группы

Белоусов Андрей

Гаврилова Лидия

Испенова Маргарита

 

 

 

                                                                                           

Саратов 2012.

Содержание.

Введение………………………………………………………………………………………………………3

1-Предмет  социолингвистики……………………………………………………………………..5

2-Главные  проблемы…………………………………………………………………………………..9

3-Методы  социолингвистики…………………………………………………………………….15

4-Методы изучения билингвизма……………………………………………………………..24

Заключение………………………………………………………………………………………………...30

Список используемой литературы…………………………………………………………….31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время многочисленные исследования и эксперименты подтверждают, что язык как средство общения  возникает и развивается только в обществе. Следовательно, язык –  явление социальное. Поэтому с  самого начала возникновения науки  о языке лингвистов интересовала проблема связи языка и общества. В любом обществе язык выступает  как средство накопления, хранения и передачи добытых этим обществом  знаний. Поэтому общество и происходящие в нем социальные, экономические  и культурные изменения не могут  не оказывать влияния на различные  уровни языка. В равной степени и  язык оказывает значительное, влияние  на общество. Литературно обработанная форма любого языка, стабилизация норм его употребления оказывают значительное влияние на сферу бытового общения, способствует повышению культурного  уровня носителей данного языка, приводит к постепенному стиранию диалектных различий. Появляющиеся в языке новые  слова и словосочетания, новые  значения слов, выражающие возникшие  в обществе новые понятия, в свою очередь, помогают людям глубже осознавать окружающий их мир, точнее передавать свои мысли.

Поэтому проблемы взаимосвязи  языка и общества привлекали внимание и вызывали интерес у лингвистов разных стран и лингвистических  направлений. Но степень этого интереса и внимания в разные периоды времени  была различной. В воззрениях древнегреческих  философов проблема социального  характера языка была неотделима от вопроса его происхождения. В  период средневековья и Просвещения, когда происходило накопление языкового  материала, эта проблема не была актуальной. Лишь со становлением теоретического языкознания ученые все больше начинают обращать внимание на этот вопрос, указывая на  связь истории языка и  истории говорящего на нем народа.

Исследователи отмечают, что социолингвистика в настоящее время является скорее набором проблем и их решений, чем прочно устоявшейся дисциплиной  с собственным предметом исследования и достаточно разработанной методологией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предмет социолингвистики

        Социолингвистика как особая дисциплина представляет собой  реализацию на современном этапе исследовательских принципов социологического направления в языкознании, которые были разработаны в первой половине 20 в. А. Мейе, Е.Д. Поливановым, Л.П. Якубинским, В.В. Виноградовым, Б.А. Лариным, Виктором Максимовичем  Жирмунским, Р.О. Шор, Максимом  Владимировичем Сергиевским, Николаем Сергеевичем Чемодановым, Миррой Моисеевной Гухман, В. Матезиусом, Б. Гавранеком, Й. Вахеком, Теодором Фрингсом и созданной им в Лейпциге диалектологической школой, Ф. Боасом, Э. Сепиром, Б.Л. Уорфом и другими представителями антропологической лингвистики, японской школой “языкового существования”. Серьёзный вклад в развитие социолингвистики внесли многие европейские и американские учёные (Валентин Александрович Аврорин, Георгий Владимирович Степанов, Александр Давидович Швейцер, Василий Данилович Бондалетов, Анатолий Иванович Домашнев, Леонид Борисович Никольский, Юнус Дешериевич Дешериев, Владимир Александрович Хомяков, Роджер Т. Белл, Делл Хатауэй Хаймз, Джон Дж. Гамперц, Уильям Лабов, Чарлз Алберт Фергюсон, Джошуа Фишман, У. Брайт, Гровер Хадсон, Р. Гроссе, Хуго Штегер, Дитер Вундерлих, Х. Яхнов, П. Шрёдер, Карл-Хайнц Бауш, Н. Дитмар, Т. Лукман, Х. Лёфлер).

           По определению А.Д. Швейцера, социолингвистика (социальная лингвистика) – научная дисциплина, развивающаяся на стыке языкознания, социологии, социальной психологии и этнографии и изучающая широкий комплекс проблем, связанных с социальной природой языка, его общественными функциями, механизмом воздействия социальных факторов на язык и той ролью, которую играет язык в жизни общества .

Появление социолингвистики как особого раздела языкознания  обусловлено рядом причин, наиболее важными из которых являются: возрастание актуальности проблем языкового развития в связи с развитием общества (ей присуще стремление удовлетворить возросший в европейском и американском обществе 60—70-х гг. в связи с обострением социальных отношений интерес к социологии языка, а также обращение к актуальным проблемам языковой политики и языкового планирования во многих государствах Азии, Африки, Центральной и Южной Америки); социальная значимость проблем двуязычия и многоязычия в мировом лингвистическом процессе; повышение внимания к вопросам языковых модификаций в связи с расширением сфер применения языка. Решение всех этих вопросов невозможно осуществить в рамках традиционного языкознания и структурной лингвистики.

В социолингвистике выделяются три течения: а) течение, ориентированное  преимущественно на социологию (нормы  языкового употребления с учётом факторов времени, цели, выбора языка  или варианта языка, адресата; взаимоотношения  языкового употребления и языковых установок, с одной стороны, и  более крупных или более мелких социальных сетей, с другой стороны; проблемы диглоссии и теории кодов  в связи с комплексом явлений, образуемых взаимодействующими социальной экономией, историей, этнической дифференциацией, культурой, социальным расслоением  и вариантами языка); б) течение,  ориентированное преимущественно  на лингвистику (принципиальная неоднородность языковых систем, обнаруживаемая при  учёте социологических параметров; установление на основе вероятностного анализа определённых социально  детерминированных языковых правил, являющихся результатом влияния  различных языковых и внеязыковых  переменных — социальный слой, возраст  и т.п.; возможность использовать данные таких исследование в русле  вариационной лингвистики для разработки теории языковых изменений; установление релевантности социальных условий  для процессов языковой эволюции; подтверждение того, что синхронически  данные вариационные структуры являются лишь “моментальным снимком” диахронических изменений); в) течение, ориентированное на этнометодологию и этнографию (языковое взаимодействие как центральное понятие; исследование способов, с помощью которых члены общества производят социальную действительность и репрезентируют её в упорядоченном и регулярном виде друг другу; проводимое при этом разграничение между конверсационным анализом формальным, имеющим дело с аспектами организации разговора, и этнографическим, исследующим интерактивные процессы порождения значения и его понимания с опорой на приёмы контекстуализации).

В центр внимания выдвигается  проблема социальной дифференциации языка, многомерной по своей структуре  и включающей как стратификационную  дифференциацию (разнородность социальных слоёв в обществе) и ситуативную  дифференциацию (многообразие социальных ситуаций). Вместе с тем изучаются  проблемы образования национальных языков, взаимодействия языка и культуры. Весьма существенно понятие языковой ситуации как совокупности разных  языков или относящихся к одному языку разных форм его существования — литературного языка, просторечия, региональных койне, территориальных

и социальных диалектов, функционирующих  в определённой этнической общности или государственном образовании. Различаются языковые ситуации экзоглоссные (употребление разных языков) и эндоглоссные (употребление разных вариантов одного языка), сбалансированные (при одинаковом функциональном весе разных языков или  разных вариантов одного языка) и  несбалансированные (неодинаковое распределение  функций между разными языками  или разными вариантами одного языка). Особое внимание уделяется исследованию процессов контактирования языков при контактировании разных культур, обусловленных этим лексических  заимствований. Изучаются социальные аспекты билингвизма (двуязычия) и  диглоссии (способности к использованию  разных вариантов одного языка) при сосуществовании и использовании разных языков или разных вариантов одного языка в данном этнокультурном коллективе с учётом определённой коммуникативной сферы, социальной ситуации и т.п. Многие исследуемые проблемы равно относятся к ведению и общего языкознания, и социолингвистики: социальная природа языка, его общественные функции, характер воздействия социальных факторов на язык, роль языка в жизни общества.

Определяя основные задачи современной социолингвистики: создание общей теории, определение понятийного  аппарата, - следует указать на важность вопросов, связанных с методикой  социолингвистических исследований. Углубление проблематики социальной лингвистики, расширение диапазона анализируемых  социолингвистических ситуаций (сфер применения языка), увеличение банка  фактологических данных за счёт привлечения  к социолингвистическому анализу  более широкого круга языков, повышение  научного интереса к фактам речевой  деятельности, а также введение в  социолингвистику исторического аспекта  – предполагает постановку вопроса  об унификации принципов и методов  социолингвистического изучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Главные проблемы.

Проблемы синхронной социолингвистики.

      Разграничение лингвистик на синхронную и диахроническую, связываемое с именем Ф. де Соссюра, было вызвано стремлением преодолеть объективную трудность одновременного исследования и описания: а) системы языка, т. е. его элементов в их синхронных взаимосвязях и взаимоотношениях, б) динамики языковых элементов и языка в целом, т.е. их описания под совершенно иным углом зрения – с позиций исторического развития. И хотя современная наука не признает убедительными конкретные аргументы Ф. де Соссюра, выдвинутые им для обоснования в целом верного тезиса: “...синхронично все, что относится к статическому аспекту нашей науки, диахронично все, что касается эволюции...”, синхрония обозначает “состояние языка”, диахрония – “фазу эволюции”,– тем не менее четкое разграничение задач этих двух лингвистик и выбора разных методов решения “синхронических” и “диахронических” проблем признается оправданным и плодотворным не только для “внутренней”, или “чистой”, лингвистики, но и для социолингвистики. Более того, в современной социолингвистике различение синхронного, одновременно существующего, и диахронического, последовательно сменяющегося во времени, осознается как непременное условие соблюдения принципа научности в описании языка и его функционирования в конкретных общественно-исторических условиях. Синхронная социолингвистика и диахроническая социолингвистика, несмотря на их новизну, воспринимаются как вполне закономерные направления социальной лингвистики.

Объектом синхронной социолингвистики являются все формы существования  языка, функционирующие в определенный период истории общества в основных сферах человеческой деятельности. Большинство  работ по синхронной социолингвистике касается современного периода языковой жизни того или иного народа, государства, лингвистического региона, всего мира. Из этого вовсе не должно следовать отождествления “синхронности” с “современностью”. Синхронным может быть изучение языка (языковой ситуации и ее компонентов) любого из прежних периодов жизни языка. Важно, чтобы подвергаемые анализу факты находились в одной хронологической плоскости, а не брались произвольно из разных эпох.

Исследование современных  социолингвистических ситуаций оказывается  методологически важным в виду доступности  объекта наблюдения, возможности  проведения проверок, уточнений, применения эксперимента. На синхронном исследовании современного языкового материала  можно с большей точностью  выделить предметы и единицы социолингвистического  анализа, отработать процедуру исследования, модели описания, проверить объяснительную силу выдвинутых концепций и теорий, создать понятийно-терминологический  аппарат и т. п., что затем может  быть использовано для социолингвистического  описания других, более отдаленных от нас хронологических срезов, а  также и для соответствующих  диахронических исследований.

Как нет единого мнения о предмете социолингвистики, так, естественно, различны представления и о содержании синхронной социолингвистики. Что изучает  она? Какова сфера ее компетенции?

Л. Б. Никольский полагает, что  для синхронной социолингвистики “существенны прежде всего те языковые явления  и процессы, которые обусловлены  и объясняются социальными факторами  прямо и непосредственно”.

В числе проблем и объектов синхронной социальной лингвистики  обычно называют: изучение функций  языка в обществе (основных функций  и функций “частных”, т.е. “социальных”, “общественных”), выделение форм существования  языка, вычленение сфер общения и  характеристика используемых в них  форм существования языка, функциональная стратификация языка (языков) и отдельных  форм их существования, изучение языковых ситуаций и состояний, разработка методов  и приемов социолингвистического изучения языка (языков), в частности таких двух путей, когда исследователь отталкивается от языка и движется к социальной структуре общества или, напротив, отталкивается от структуры общества и идет к исследованию функционирующего в нем языка (языков).

Информация о работе Социолингвистика