Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 11:47, реферат
В настоящее время многочисленные исследования и эксперименты подтверждают, что язык как средство общения возникает и развивается только в обществе. Следовательно, язык – явление социальное. Поэтому с самого начала возникновения науки о языке лингвистов интересовала проблема связи языка и общества. В любом обществе язык выступает как средство накопления, хранения и передачи добытых этим обществом знаний. Поэтому общество и происходящие в нем социальные, экономические и культурные изменения не могут не оказывать влияния на различные уровни языка.
Введение………………………………………………………………………………………………………3
1-Предмет социолингвистики……………………………………………………………………..5
2-Главные проблемы…………………………………………………………………………………..9
3-Методы социолингвистики…………………………………………………………………….15
4-Методы изучения билингвизма……………………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………………………………...30
Список используемой литературы…………………………………………………………….31
Анкетирование чаще всего проводится среди определённой социальной или демографической группы людей, объединённых трудовой или территориальной общностью. Однако исследователь не может подвергнуть анкетированию всё население, например, республики. Поэтому анкетирование исследователь использует при сплошном, частичном или выборочном исследовании различных профессиональных и демографических групп людей.
Результаты анкетирования всех типов необходимо подкреплять материалами исследования как лингвистического, так и статистического характера.
Приём интервью в билингвистических исследованиях представляет собой ту же методику анкетирования, но проведённую в устной форме. Данная методика позволяет выяснить не только те или иные вопросы функционирования билингвизма в социолингвистическом плане, но и выяснить степень владения вторым языком носителя двуязычия.
Материалы анкетирования и интервью получают новое освещение, осмысление, когда подвергаются статистическому анализу. Методика статистического анализа позволяет выявить количественные закономерности распространения двуязычия в той или иной этнической, демографической или социально-профессиональной группе населения.
При определении степени владения вторым языком важное место занимает методика устного и письменного речевого эксперимента. методика устного речевого эксперимента отличается от приёма интервью тем, что при методике респонденту предлагаются задания лингвистического характера на родном и втором языках.
История возникновения и развития, характер
функционирования конкретного типа двуязычия
раскрывается, естественно, при использовании
синхронного и диахронного методов изучения.
Использование данных методов в неразрывной
связи с методом конкретно-
Социолингвистика является новой дисциплиной, дополняющей и расширяющей наши представления о языке. Если структурная лингвистика отдавала предпочтение изучению структурной вариативности в анализе одного языка, то социолингвистика акцентирует внимание на изучении функциональной вариативности языка в обществе, которое оказывает многообразное влияние на язык и в свою очередь испытывает опосредованное влияние со стороны языка. Интенсивно разрабатывается понятийный аппарат социолингвистики.
В заключение следует сказать, что изучение социальной обусловленности языка, которой в широком плане занимается социолингвистика, помогает еще глубже проникнуть в природу языка, выяснить условия его функционирования в обществе, ибо между общественными функциями языка и языковой системой существуют
глубокие и непосредственные связи.
Несомненно, что наметившаяся связь между языкознанием и социологией позволит полнее выяснить характер причинных отношений между языком и обществом.
Список используемой литературы
1-http://www.rusword.com.ua/
2- Бондалетов В.Д. Социальная лингвистика. - М: “Просвещение”, 1987 -
3- Белл, Роджер Т Социолингвистика. - М: “Международные отношения”, 1980г
4- Белл Р.Т. Социолингвистика: Цели, методы и проблемы (пер. с англ.). – М.: Наука, 1980.
5- Пумпянский А.Л. Билингвистический метод исследования закономерностей функционирования стиля научной и технической литературы \\ Принципы и методы социолингвистических исследований. – М.: Наука, 1989.
6- Хашимов Р.И. О некоторых методах и приёмах билингвистических исследований \\ Принципы и методы социолингвистических исследований. – М.: Наука, 1989.