Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 09:57, курсовая работа
Цель исследования – анализ социологической концепции Мертона. Цель работы определяет ее задачи:
анализ социологической концепции Мертона;
изучение функций в концепции Мертона;
исследование стадий развития общества;
анализ типов обществ.
Введение .................................................................................................................. 3
Глава 1. Характеристика социологической концепции Мертона ...................... 7
1.1. Идеи и основные положения концепции Мертона ...................................... 7
1.2. Понятие функции в концепции Мертона .................................................... 21
Глава 2. Стадии развития общества и его типы................................................. 26
2.1. Эволюция общества....................................................................................... 25
2.2. Типы обществ................................................................................................. 31
Заключение............................................................................................................ 36
Список использованной литературы.......
Содержание
Актуальность данного исследования заключается в том, что сейчас в нашей стране происходит трудный, болезненный переход от тоталитарного общества к демократическому. Аномические процессы на этом фоне получают максимальное развитие. Прежние социальные нормы утрачивают свое значение, а новые еще находятся на стадии становления. В этих условиях безнормности интенсивно возникают ситуации, когда предпочтительным становится выбор девиантных форм поведения. Именно с развитием аномических процессов и связан, вероятно, происходящий в последние годы рост преступности.
Проблема исследования обусловлена тем, что концепция аномии представляет для отечественной социологии значительный научный интерес, так как содержит весомый, но пока еще у нас не использованный эвристический материал.
В целом, структурный функционализм - это методологический подход в социологии и социокультурной антропологии, состоящий в трактовке общества как социальной системы, имеющей свою структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов, каждый из которых выполняет собственную функцию.
Базовой идеей структурного функционализма является идея «социального порядка», которая олицетворяет стремление поддержать равновесие системы, согласовать между собой различные ее элементы, добиться согласия между ними. Эти представления долгое время господствовали в западной социологии, иногда под несколько видоизмененным названием – структурализм.
Сегодня «функциональный подход» в социологии – один из основных методологических подходов в современном обществоведении. Его сущность состоит в выделении элементов социального взаимодействия, подлежащих исследованию и определении их места (функции) в некоторой связи, качественная определенность которых делает необходимым его системное рассмотрение. В том или ином виде функциональный подход присутствует во всех социальных концепциях, где общество рассматривается системным образом. При этом возникла и оказалась очень устойчивой аналогия между обществом и организмом.
Крупнейший представитель социологического функционализма Р. К. Мертон сосредоточил свое внимание на анализе дисфункциональных явлений в обществе. Развивая дюркгеймовскую концепцию, он предложил собственное понимание аномии.
Мысль Дюркгейма о том, что ситуация «безнормности» может возникнуть при столкновении стремлений и разрушении регулирующих норм, была переформулирована в общий принцип: «некоторые структуры общества оказывают определенное давление на отдельных членов общества, толкая их скорее на путь неподчинения, чем на путь поведения, сообразующегося с общепринятыми правилами».
Степень научной разработанности. Если говорить об изучении творчества Мертона в целом, то начать следует с монографии П. Штомпки «Роберт К. Мертон: интеллектуальный профиль» (1986), излагающей и анализирующей основные положения мертоновской теории. Еще один опыт исследования мертоновской общей теории – работа Ч. Крозерса «Роберт К. Мертон: критический анализ» (1987). В ней автор подробно рассматривает все этапы интеллектуальной карьеры Мертона. Рассматривая работы, посвященные Мертону, нельзя не отметить сборник «Идея социальной структуры: статьи в честь Роберта К. Мертона» (1975) под редакцией Л. Козера. Многочисленные авторы данного сборника рассматривают разные аспекты научного творчества американского ученого: концепцию социальной структуры (А. Стинчкомб), ролевые наборы (Р. Козер), теорию референтных групп (Г. Хайман), структурные принуждения (П. Блау), основные этапы творческого пути (П. Лазарсфельд) и т.д.
Что касается ситуации в отечественной науке, то исследование научного опыта зарубежной социологии началось в нашей стране с момента возрождения социологической науки в начале 1960-х годов. Основные положения структурно-функционального анализа Р.К. Мертона рассматривались многими учеными, в частности, Г.М. Андреевой, А.Г. Здравомысловом, Ю.Н. Давыдовым, И.Ф. Девятко, В.А. Ядовым, И.А. Голосенко, В.В. Танчером, М.Ш. Бахитовым.
В рамках данного исследования использовались работы таких авторов, как Н.А. Мартьяновой «Концепция структурного функционализма Роберта К. Мертона»1, А.А. Кожанова «Рецепция идей Роберта Мертона в развитии социологии науки»2, Е.З. Мирской «Р. Мертон и его концепция социологии науки»3, Э.М. Мирского «Развитие мертоновской парадигмы в 60-е и 70-е годы»4, Н.Е. Покровского «Одиннадцать заповедей функционализма Роберта Мертона»5 и других. И переводы различных авторов работ Р.К. Мертона, таких как «Социальная структура и аномия»6, «Явные и латентные функции»7, «Социальная теория и социальная структура»8, «Непреднамеренные последствия преднамеренного социального действия»9.
Объект исследования – концепция структурного функционализма
Предмет исследования - специфика формирования концепции структурного функционализма, ее роль в интеллектуальной традиции и значение для исследования современного общества.
Цель исследования – анализ социологической концепции Мертона. Цель работы определяет ее задачи:
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка литературы.
Изучение дюркгеймовской и мертоновской трактовок аномии показывает, что они взаимодополняемы. Если первая акцентирует внимание на переходных периодах в развитии общества, то вторая – на стадиях относительно стабильного функционирования. Обе концепции описывают и объясняют соционормативные аспекты регуляции поведения, которые самым тесным образом связаны с механизмом детерминации отклоняющегося поведения. Аномия, как в форме безнормности, так и в форме рассогласования целей и средств, выступает в качестве одной из существенных предпосылок, опосредующих генезис девиантного поведения, в силу чего последнее не может быть полностью объяснено без использования категории аномии. Наконец, для отдельных форм отклоняющегося поведения фактор аномии в общей системе факторов может становиться решающим, вследствие чего эти формы поведения можно объяснить преимущественно аномически. Это относится прежде всего к поведению мигрантов, молодежи, к этнокультурным конфликтам, а также другим процессам. Творческое использование и развитие концепции аномии в отечественной социологии несомненно поможет глубже понять, а также прогнозировать происходящие в советском обществе кардинальные изменения10.
В советской социологической науке понятие аномии используется сравнительно редко. Концепция аномии рассматривается преимущественно либо в криминологических работах, либо в историко-критических исследованиях творчества классиков западной социологии. Концепция аномии анализируется лишь в трактовке Э. Дюркгейма и первоначальной трактовке Р. Мертона, взгляды которого впоследствии значительно изменились. В то же время в западной социологии исследования девиантного поведения в русле концепции аномии имеют солидную теоретическую и эмпирическую традицию. В связи с этим целесообразно начать восполнение данного пробела и проанализировать основные этапы эволюции данной концепции от Дюркгейма до настоящего времени.
Впервые понятие аномии Дюркгейм ввел в своей книге «О разделении общественного труда». Дюркгейм рассматривал аномию как условие одной из анормальных форм разделения труда, под которой он понимал отсутствие (или недостаток) интеграции или взаимоприспособляемости функций, порождаемое индустриальными кризисами, конфликтами между трудом и капиталом и усиливающейся специализацией труда. Аномия возникает потому, что разделение труда не может продуцировать достаточно эффективные контакты между его участниками и адекватные регуляции социальных отношений11.
Более полное определение аномии Дюркгейм дал четырьмя годами позднее в своем классическом исследовании «Самоубийство»12. Для того чтобы адекватно оценить дюркгеймовскую концепцию аномии, необходимо рассмотреть ее в контексте его представлений об обществе как особой реальности, стоящей над индивидами и осуществляющей контроль над их действиями. В связи с общим пониманием общества как средства интеграции индивидов он дает этиологическую классификацию самоубийств, критерием которой является характер связи между индивидами и обществом.
По этому критерию Дюркгейм выделяет две пары полярных типов самоубийств13. Связь индивидов и общества рассматривается им в двух аспектах. В первом анализируется степень сплоченности индивидов в обществе: ее ослабление приводит к эгоистическому самоубийству, которое проистекает оттого, что люди не видят смысла в жизни, а чрезмерность сплоченности вызывает альтруистическое самоубийство, происходящее оттого, что индивид видит смысл жизни вне ее самой. Во втором исследуется степень регламентации, урегулированности связей и отношений в обществе. Избыток регуляции ведет к фаталистическому суициду, а ее недостаток или отсутствие - к аномическому. Аномическое самоубийство Дюркгейм связывает с беспорядочностью, неурегулированно стью человеческой деятельности. В книге второй «Самоубийства» он формулирует общее понятие аномии, под которым понимает состояние социальной дезорганизации14. Дюркгейм специально обращает внимание на то, что в коммерческом и промышленном мире аномия является хронической. Таким
образом, Дюркгейм трактует аномию как состояние разрушенности или ослабленности нормативной системы общества, которое вызывается резкими изменениями, скачками в развитии - периодами упадка и расцвета.
Последующие 40 лет концепция аномии практически оставалась вне поля зрения социологов, хотя, как показало дальнейшее развитие социологической науки, познавательная сила этой теории выходит далеко за рамки того феномена, для объяснения которого она была разработана. Дюркгеймовское понятие аномии стало проникать в американскую социологию лишь в двадцатые годы нашего столетия, причем внимание сосредоточилось почти полностью на конкретном отношении аномии к процентным величинам самоубийств15.
К концу тридцатых годов положение стало изменяться благодаря как внутреннему развитию самой социологической теории, так и потребностям общественного развития США. Экономический кризис 1929 - 1933 годов особенно остро показал американским социологам необходимость изучения и разработки проблем социальной дезорганизации. Концепция аномии оказалась приемлемой в качестве теоретического основания для исследования вопросов общественной дезорганизации. Развитие социологической теории как таковой, характеризовавшееся в США 1920-30 годов становлением функционализма, также имеет своим главным идейным источником социологическое учение Э. Дюркгейма.
Крупнейший представитель социологического функционализма Р. К. Мертон в описанных выше социальном и научном контекстах сосредоточил свое внимание на анализе дисфункциональных явлений в обществе. Развивая дюркгеймовскую концепцию, он предложил собственное понимание аномии.
Подобно Дюркгейму, Мертон видел в преступлении «нормальную реакцию нормальных людей на ненормальные условия»16. Самоубийство, которое Дюркгейм интерпретировал главным образом как следствие аномического состояния, для Мертона стало лишь одной из возможных поведенческих реакций на аномию, в числе каковых он рассматривал преступление, правонарушение, психическое расстройство, алкоголизм, наркоманию и много других феноменов. Собственно аномию Мертон трактует в более широком контексте социальной структуры. Последнюю он аналитически разделяет на две фазы или два элемента, хотя, как подчеркивает сам, в конкретных ситуациях они тесно переплетаются. Первый элемент состоит из целей, намерений и интересов, определяемых данной культурой. Они составляют сферу устремлений. Вторая фаза социальной структуры определяет, регулирует и контролирует приемлемые способы достижения этих целей17.
Чрезвычайно важным для него является различение технической эффективности и законности средств достижения культурных целей. «Каждая социальная группа обязательно сочетает свою шкалу желаемых целей с моральным или институционным регулированием допустимых и требуемых способов достижения этих целей. Этого рода регулятивные нормы и моральные императивы не обязательно совпадают с нормами, определяющими техническую целесообразность или эффективность этих способов. Многие способы, которые отдельным лицам представляются как наиболее эффективные для достижения желаемых целей, такие, как незаконные операции с акциями нефтяных компаний, кража, мошенничество, исключены из институционной сферы дозволенного поведения. Выбор подходящих средств ограничен институционными нормами».
Следующим важным положением позиции Мертона является признание нестабильного и, более того, дисгармоничного соотношения между определяемыми культурой целями и институционными нормами. Значимость определенных целей, по его мнению, может изменяться независимо от степени значимости институционных средств. «Предполагаемое исключительное значение, придаваемое достижению денежных успехов и материального благополучия, имеет своим результатом преимущественный интерес к технологическим и социальным средствам, предназначенным для достижения желаемого, в то время как институционные способы контроля приобретают второстепенное значение»18.
Таким образом, Дюркгейм видел аномию в безнормности, в разрушении или ослаблении нормативной системы общества, то по Мертону аномия представляет «особый структурный разлад культуры», конфликт, дисбаланс между культурными ценностями и санкционированными институциональными средствами. Если, по Дюркгейму, безнормность (аномия) возникает лишь в периоды быстрых общественных изменений, то для Мертона рассогласование между социокультурными целями и легальными средствами их достижения (аномия) являются постоянным фактором напряжения в социальной системе. Теория Подход французского социолога включал в себя экономический аспект, т. к. он рассматривал аномию как одну из анормальных форм разделения труда. Мертон же рассматривает аномию вне связи с механизмом ее социально-экономической детерминации, главным этиологическим фактором напряжения у него выступает социопсихологический акцент на достижение культурных целей (на успех) при социально-дифференцированном доступе к легальным средствам19.