Социологическая концепция Мертона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 09:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – анализ социологической концепции Мертона. Цель работы определяет ее задачи:
анализ социологической концепции Мертона;
изучение функций в концепции Мертона;
исследование стадий развития общества;
анализ типов обществ.

Содержание работы

Введение .................................................................................................................. 3
Глава 1. Характеристика социологической концепции Мертона ...................... 7
1.1. Идеи и основные положения концепции Мертона ...................................... 7
1.2. Понятие функции в концепции Мертона .................................................... 21
Глава 2. Стадии развития общества и его типы................................................. 26
2.1. Эволюция общества....................................................................................... 25
2.2. Типы обществ................................................................................................. 31
Заключение............................................................................................................ 36
Список использованной литературы.......

Файлы: 1 файл

Pronina_Sotsiologicheskaya_kontseptsia_Mertona.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

2) На метафизической или абстрактной, стадии  человеческое мышление также пытается объяснить внутреннюю природу явлений, их начало и предназначение, главный способ их образования. Но в отличие от теологии метафизика объясняет явления не посредством сверхъестественных факторов, а посредством сущностей или абстракций. На этой стадии спекулятивная, умозрительная часть очень велика «вследствие упорного стремления аргументировать вместо того, чтобы наблюдать». Метафизическое мышление, как неизбежный этап, по своей природе является критическим, разрушительным. Его черты в значительной мере сохраняются и в современную эпоху.

3) Основной признак позитивной  или реальной или научной стадии состоит в том, что здесь действует закон постоянного подчинения воображения наблюдению. На этой стадии ум отказывается от недоступного определения конечных причин и сущностей и вместо этого обращается к простому исследованию законов, т. е. «постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями»36.

Иногда Конт высказывается не только против изучения «конечных» причин, но и против исследования причинности вообще, утверждая, что наука должна заменить вопрос «почему» вопросом «как». Сам он, однако, в своих сочинениях нередко высказывается о причинах тех или иных явлений.

Согласно Конту, в новом позитивном обществе будут классы предпринимателей (управляющих) и рабочих. Внутри этого общества – строгая иерархия. Собственность находится в руках фабрикантов, земледельцев, банкиров, купцов, для которых она есть долг, обязанность, а не право. На них ложится «необходимая социальная функция» по созданию и управлению капиталами, формированию рабочих мест. Духовно-идеологическими проблемами этого общества занимаются философы-позитивисты и учёные. Политическая власть принадлежит банкирам, которые пользуются советами профессионалов. Конт исходил из того, что при такой организации общество будет самосовершенствоваться и самокорректироваться. Это жёсткая, замкнутая, саморегулирующаяся система, где каждый элемент выполняет свою функцию.

Основной закон социологии Конта – «любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель». В таком обществе революции излишни, они вроде патологии, в нём царит солидарность различных групп и классов, поскольку общество гармонично, все классы стремятся сохранить материальное и духовное благоденствие.

Спиралевидное развитие обществ. Спиралевидное развитие общества является более сложным по сравнению с циклическим и линейным. С одной стороны, оно является линейным, так как происходит в чем-то от простого к сложному. С другой стороны, это развитие является циклическим (три стадии), но в результате получается не круг, а именно спираль, когда конец цикла не полностью возвращается в начало, а приобретает новые черты. Это не значит, что не существует преимущественно циклических и линейных типов развития. В развитии конкретных обществ все типы развития тесно переплетаются.

Если изобразить рассмотренные типы развития графически, то обнаруживается, что спираль представляет собой синтез цикла (круга) и линии. Как графический образ она выступает аналогом «социальной преемственности», который отражает диалектическое единство прерывности и непрерывности, относительного тождества и различия, генетической связи сменяющих друг друга процессов37.

В основе спиралевидного развития общества лежит закон отрицания отрицания, открытый Гегелем.

С точки зрения этого закона развитие всех вещей и явлений (в том числе и обществ) проходит три стадии:

1) исходной стадии, с которой  начинается развитие общества;

2) отрицания исходной стадии, в  результате которого старое преобразуется (метафизически или диалектически);

3) отрицания отрицания исходной стадии, на которой осуществляется возврат к исходной стадии, но на качественно новой основе и синтез предыдущих двух стадий развития.

Примером такого развития является рост зерна, старение человека, прогресс человечества.

2.2. Типы обществ

 

Типологию общества социологи рассматривает в соответствии с типологией социальных действий, критериями которых выступают четыре пары переменных значений: универсализм - партикуляризм, достижение - предписание, эмоциональность - эмоциональная нейтральность, диффузность - специфичность. На перекрестье первых двух пар появляются четыре типа общества: общества универсалистского образца достижения, общества универсалистского образца предписания, общества партикуляристского образца достижения, общества нартикуляристского образца предписания.

Первый тип - к нему относятся общества универсалистского образца достижения - характеризуется стремлением большей части населения стран этого типа к достижению и успеху. Названные две цели, по существу, превращаются в самоцель общественного развития, интегрирующую вокруг себя все общество. Характер деятельности общества такого тина определяется, прежде всего, инструментальными ценностями и действиями людей, преследующих получение конкретной пользы. Вся система социальной стратификации в нем, «расположение» социальных слоев относительно друг друга обусловлены, прежде всего, результатами их деятельности, реальными достижениями и успехами. Ими же определяются статусные и ролевые характеристики людей, их шансы на продвижение и карьеру. Нетрудно догадаться, что образцом такой страны считают, прежде всего, США38.

Второй тип охватывает общества универсалистского образца предписания, которые характеризуются тенденцией соответствующих стран к установлению тоталитарных и авторитарных режимов, диктующих (предписывающих) населению нормы и ценности поведения во всех сферах жизнедеятельности и построенных на действии системы жесткого социального контроля. Статусно-ролевые характеристики общества этого типа базируются не на признании индивидуальных заслуг и успехов, а на увязывании результатов деятельности отдельных людей с их коллективами. Отсюда, проистекает жесткая социальная и идеологическая дихотомия, деление на «тех, кто с нами», и «тех, кто против нас». Отнесение людей к той и другой группе может иметь достаточно произвольный характер, что предполагает возможность постоянного нарушения и даже извращения системы правовых и моральных норм в обществах такого типа. Наиболее яркими примерами стран, относящихся к этому типу обществ, являются Советский Союз и фашистская Германия, которые он во многих отношениях ставил в один ряд

К третьему типу относятся общества партикуляристского образца достижения. Если в обществах предшествующих двух типов всеобщий, универсальный характер приобретали достижения (в первом случае) и предписания (во втором случае), то в странах третьего типа имеет смысл говорить о достижениях в каких-то ограниченных сферах жизни. Это могут быть также общества, экономика которых имеет монокультурный характер. В качестве исторического примера такого типа общества социолог приводил Древний Китай, в котором семейные и общинные связи имели определяющее значение для жизни всей страны, поскольку пронизывали всю структуру и иерархию социальных взаимодействий (вплоть до власти императора). Господствовала строгая субординация отношений, не принимавшая в расчет ориентацию отдельных людей на достижения и успех в конкретных видах деятельности.

Наконец, к четвертому типу относят общества партикуляристского образца предписания. В странах этого типа у людей отсутствует ориентация на достижения, а предписания имеют ограниченный характер. Для населения особенно характерно пассивное и даже негативное отношение к труду. Длительное сохранение и даже консервация традиций образа жизни приводят к недостаточной выраженности социальной структуры и ее медленному, нединамичному изменению. В таких условиях, считает социолог, возможны узурпация власти и установление диктатуры отдельных режимов. Поскольку они не обладают широкой социальной базой и массовой поддержкой населения, являясь к тому же коррумпированными по своей сути, на смену им Могут приходить через незначительный промежуток времени другие аналогичные диктаторские режимы. Типичным примером обществ такого типа Парсонс считал многие страны Латинской Америки39.

Предложенная социологами классификация обществ, построенная на использовании парных «типовых переменных» (универсализм - партикуляризм, достижение - предписание), имеет достаточно широкий и абстрактный характер. Вместе с тем, она позволяет увидеть некоторые общие, типичные для ряда стран принципы их функционирования и развития, связанные с их как экономическими, так и политическими характеристиками.

При всей сложности теоретических построений ученого в них проходит лейтмотивом главная задача социологии - исследование структур и механизмов, которые обеспечивали бы устойчивость общества как социальной системы. Общество выступает в качестве структуры взаимосвязанных четырех основных элементов: ценностей, норм, ролей и коллективных организаций. Ценности рассматривают как главный связующий элемент социальной и культурной систем. Нормы, в отличие от ценностей, характеризуются им как преимущественно элементы социальной системы. Роли выступают элементом, связывающим личность с обществом, а коллективная организация скрепляет внутрисоциальную структуру.

Каждый из этих элементов, согласно концепции американского социолога, может быть соотнесен с основными функциональными категориями. Так, нормы осуществляют преимущественно функцию интеграции, ценности поддерживают образцы функционирования социальной системы, коллективные организации связаны с реальным достижением целей в интересах этой системы, а роли направлены на эффективность адаптации личности.

Акцентируя в структурно-функциональном анализе первую его часть - структурность (в отличие от Мертона, подчеркивавшего значимость второй стороны - функций социальной системы), Парсонс делал упор на доказательстве стабильности структуры применительно к рассматриваемым им социальным системам. Определяя понятие стабильности системы в ее взаимосвязи со структурой, социолог писал: «Система стабильна или находится в относительном равновесии, если отношение между ее структурой и процессами, протекающими внутри нее, и между ней и окружением таково, что свойства и отношения, названные нами структурой, оказываются неизменными»40.

На решение задачи обоснования стабильности системы и был направлен структурно-функциональный анализ, в соответствии с которым общество и его подсистемы рассматривались сквозь призму их структуре точки зрения выполнения ими определенного набора функций. При этом встречаются разные сочетания структурного и функционального аспектов анализа социальных явлений. При структурном подходе объект рассматривается путем дифференциации его на ряд взаимосвязанных элементов, при функциональном — выявляются связи между элементами в целом.

В 1960-х гг. стало очевидным, что при таком толковании социальных процессов, как у Парсонса, трудно объяснить противоречия, конфликты, дестабилизацию, многие аномальные явления. Появилась необходимость в углублении структурно-функционального анализа. Мертон сделал это за счет широкого использования понятий дисфункций (неблагоприятных последствий), явных и латентных функций (осознаваемых и неосознаваемых последствий). Парсонс же искал другие пути усиления своей концепции.

 

 

 

 

 

Заключение

 

          Структурный функционализм - направление в социологии, опирающееся на метод структурно-функционального анализа.

Основной подход этой теории состоит в определении частей общества, выявлении их функций. Структурная теория общества, объединяя «социальную статику» и «социальную динамику», «социальную анатомию» и «социальную психологию», согласие и конфликт, стабильность и изменение, воспроизводство и образование, адаптацию и морфогенезис, обеспечивает полноценную, многомерную парадигму для социологии, которая глубоко уходит корнями в классическую социологическую традицию XIX в.

На длительное время эта «парадигма» задала тон интеллектуальным поискам в рамках дисциплины, определила основное направление в социологии. Основанная на лучших мыслительных традициях, структурная парадигма не исчерпала своих возможностей. Она может еще обеспечивать ценные, эвристические стимулы для социологии будущего. Структурный функционализм как познавательное направление предназначен для того, чтобы установить фундаментальную соотнесенность, всех отдельных условий и процессов совместной жизни людей с состоянием социальной и культурной системы как целого.

Вместе с тем, структурный функционализм практически отвергал идею развития, призывая к поддержанию «равновесия» внутри существующей системы, согласованию интересов различных структур и подсистем. Совершенствовать далее структурный функционализм был призван неоэволюционизм, который обратился к проблеме человека и пытался объяснить процесс усложнения социальных систем через всевозрастающую дифференциацию функций, выполняемых индивидами.

 

Список использованной литературы

 

  1. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. -5-е изд. / А.Б. Гофман. - М.: КД «Университет», 2001. - 216 с.
  2. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Одесса, 1900, 293-294 c.
  3. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов / Отв. ред Г.В. Осипов. - М.: Издательство НОРМА, 2001. - 576 с.
  4. История теоретической социологии. В 4-х томах / Отв. ред. и сост. Ю.Н. Давыдов. - М.: Изд-во «Канон», 2009. - 560 с.
  5. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов / А.И. Кравченко. - М.: ПЕРСЭ, 2007. - 640 с.
  6. Краткий словарь по социологии / Авт. сост. П.Д. Павленок. - М.: Инфра-М, 2007. - 270 с.
  7. Кучеренко, В. Функционалистская парадигма Роберта Мертона в современном социологическом дискурсе [Текст] / В. Кучеренко // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2000. – № 4. –81-87 c.
  8. Мартьянова, Н.А. Концепция структурного функционализма Роберта К. Мертона [Электронный ресурс]. – Электр. дан. (1 файл). – Режим доступа: http://www.dslib.net/teoria-sociologii/martjanova.html.
  9. Мертон, Р. Непреднамеренные последствия преднамеренного социального действия [Текст] / Р. Мертон // Социологический журнал. – 2009. – № 2. –5-17 c.
  10. Мертон Р. К. Социальная структура и аномия //Социология преступности. М., 1966. 302 c.
  11. Мертон, Р. Социальная теория и социальная структура [Текст] / Р. Мертон. – М. : АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. – 873 с.
  12. Мертон, Р. Явные и латентные функции [Электронный ресурс]. – Электр. дан. (1 файл). – Режим доступа: http://socioline.ru/pages/r-merton-yavnye-i-latentnye-funktsii. – Загл. с экрана.
  13. Мирская, Е.З. P. Мертон и его концепция социологии науки [Электронный ресурс]. – Электр. дан. (1 файл). – Режим доступа: http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=168895. – Загл. с экрана.
  14. 12 Мирская, Е.З. Р. Мертон и этос классической науки [Электронный ресурс]. – Электр. дан. (1 файл). – Режим доступа: http://iph.ras.ru/page48033174.htm. – Загл. с экрана.
  15. Нартов Н.А. Социология: уч. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010-511сСтепаненко В.И. Социология (краткий курс лекций) / В.И. . - М.: МАНПО, 2006. - 49 с.
  16. Фролов С.С. Социология. Учебник для вузов / С.С. Фролов. - М: НОРМА, 2007. - 256 с.
  17. Чеснокова, В.Ф. Язык социологии [Текст] / В.Ф. Чеснокова. – М. : ОГИ, 2010. – 544 с.
  18. Яковлев А. М. Преступность и социальная психология. М., 1971; Социальные отклонения. М., 1989.

Информация о работе Социологическая концепция Мертона