Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 12:26, доклад
Первоначально социология возникла на Западе, в конкретном месте и конкретном времени — во Франции О. Конта. Однако ее появление лишь частично связано с конкретными обстоятельствами: прежде всего, с именем О. Конта, с его стремлением с помощью этой науки урегулировать конфликты в обществе и не допустить новой революции в современной ему Франции. Вместе с тем, социология отвечала потребностям всех западных обществ не только своей эпохи, но и Запада последующих эпох в той мере, в какой он сохранял свою сущность.
Спецификой этнометодологии является особое восприятие объекта и субъекта исследования. С точки зрения Г.Гарфинкеля и его последователей, социальная реальность не обладает объективными характеристиками, а конструируется в ходе речевой коммуникации. Исходя из этого, этнометодологи подчеркивают, что сам исследователь-социолог не может выступать в роли дистанцированного наблюдателя.
ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ СОЦИОЛОГИИ.
Естественнонаучная школа - установка на применение в социологических исследованиях таких же точных и объективных методов, как в естествознании на том основании, что социальные явления подчиняются законам, общим для природной и для социально-исторической реальности. Направление в рамках неопозитивистской социологии, получившее распространение в США в 1930-1940-х. Ее философской основой послужил прагматизм и инструментализм Дж. Дьюи. Представители этой школы (Дж. Ландберг, Р. Бейн, С. Додд) выдвинули идею создания "научной социологии" по примеру развитых физических наук, предусматривающую применение в социологических исследованиях таких же точных и объективных методов, как в естествознании на том основании, что социальные явления подчиняются законам, общим и для природы, и для социума. Отсюда ряд специфических нормативных требований к социальному исследованию: этическая нейтральность, натурализм в рассмотрении социальных явлений, которые сравнивались с объектами физических наук, бихевиористская трактовка поведения человека, обязательная верификация понятий, использование математического языка. Представители Е.Ш. резко выступали против сторонников интерпретативной социологии - Ф. Знанецкий, Р. Макайвер и др. - которые отстаивали уникальность предмета и метода социальных наук. Е.Ш. оказала противоречивое воздействие на развитие социологии. С одной стороны, пропаганда естественно-научной методологии способствовала совершенствованию исследовательского инструментария, повышению точности и строгости полученных результатов, а с другой - увлечение количественными методами, процедурами измерения привело к распространению узкого эмпиризма.
Географическая школа - направление социологии, анализирующее развитие и функционирование общества преимущественно через факторы географической среды. Главная мысль: географические факторы влияют на общество, например, климат влияет на темперамент жителей, размер территории влияет на форму правления и размер населения, нужно составить периодизацию русской истории по периодам колонизации территории. Малые по территории страны предпочитают вводить республику, средние страны — монархию, а большие страны — тиранию, по принципу «чем больше страна, тем более жёсткий режим».
Авторы: Шарль Луи де Монтескье, Генри Томас Бокль, Василий Осипович Ключевский, Фридрих Ратцель, Лев Ильич Мечников.
Органическая школа - направление в зап. социологии конца 19 - начала 20 в., рассматривавшее общество как аналог природного организма и пытавшееся объяснить социальную жизнь посредством прямой проекции биологических закономерностей. Органическая школа имела глубокие корни в истории - сравнение об-ва с организмом использовалось многими авторами (Платон, Гоббс, Конт, Спенсер и др.). В отличие от предшественников, сторонники О. ш. (П. Ф. Лилиенфельд в России, Шеффле в Германии, Вормс и А. Эспинас во Франции и др.) утверждали, что об-во и есть организм; занимались поиском все новых аналогий между об-вом и организмом. По мнению Лилиенфельда, торговля выполняет в об-ве те же функции, что и кровообращение в организме, а функции правительства аналогичны функциям головного мозга. Шеффле анализировал экономическую жизнь об-ва как прямую проекцию обмена веществ в организме, используя понятие "социальное тело". Вормс рассуждал о половых различиях разных типов социальных институтов и обществ. организмов (в основном примитивных об-в), об их органах и продуктах выделения и т. д., уделяя особое внимание таким понятиям, как, напр., "гигиена социальная". В начале 20 в. концепции О. ш. утратили популярность на фоне новых подходов, отличавшихся меньшей описатель-ностью и большей объяснительной силой.
Математическая школа - направление в социологии, возникшее в первой половине 20 века, основоположники которого А.Ципф, Э.Додд и другие считали, что социологические теории достигают уровня научности, если они выражены языком математики.
Формальная школа - популярное в конце 19 - начале 20 вв. в Германии и США социологическое направление, ориентированное на исследование формальных структур взаимодействия в различных по содержанию социальных процессах и сферах общественной жизни. Представители Ф.Ш. (Зиммель, фон Визе, Теннис, А. Фиркандт, Г. Беккер) стремились к построению аналитической социологии, преодолению описательного характера ис-торико - эволюционистских концепций. В умеренной версии (Теннис, Зиммель) формальный анализ не противопоставлялся содержательному, а лишь являлся средством для поиска новой аналитической перспективы. По мнению Зиммеля, формальный анализ имеет смысл лишь тогда, когда сопровождается выяснением содержания, дополняющего в различных исторических обстоятельствах «чистые формы социа-ции». Представители Ф.Ш. предложили многочисленные сложные классификации формальных структур взаимодействия: господство, подчинение, соперничество, разделение труда и др. Образцы исследования подобных форм представлены в книге Зиммеля «Социология». Формальный анализ рассматривался им как исследование «грамматики» общественной жизни. Критики «формального метода», понимания социологии как науки о «чистых формах социации», отмечали утопичность просто сведения всего богатства содержания общественной жизни к ее «грамматике». Понимал это и Зиммель, для которого формальная социология была лишь частью его социологической концепции. Однако, более радикальные сторонники «формального метода» (фон Визе и др.) сознательно отказывались от содержательного анализа, разрабатывая многочисленные «каталоги» типов межиндивидуальных взаимодействий, объединяя по формальному признаку совершенно различные по социо-культурному содержанию явления. Проект формальной социологии в своей основе был нереализуем, однако способствовал разработке концептуального аппарата социологии, формальной строгости в определении понятий, оказал существенное влияние на формирование структурно-функционального анализа, символического интеракциониз-ма и других направлений социологической теории.
Чикагская школа - направление в американской социологии, сложившееся в 1920-е гг. и представленное группой исследователей Чикагского университета. Теоретическую основу чикагской школы составляют идеи Парка. По Р.Парку в основе всех социальных процессов и явлений лежат четыре типа взаимодействия: соревнование, конфликт, приспособление, ассимиляция. Для школы характерны применение количественных подходов в исследовании и строгой методологии анализа данных, а также акцент на проблемах социологии города.
Возникновение чикагской школы социологии было связано с взрывным ростом населения американских городов во второй половине 19го — начале 20го столетия. Методология чикагских социологов с формализированным и систематическим подходом к отбору и анализу данных создавалась в значительной степени под влиянием германской науки. Влияние Зиммеля на чикагскую школу связано с именем Роберта Парка, обучавшегося у немецкого ученого в Берлине. Бёрджесс, Парк и Вирт способствовали переводу работ Зиммеля на английский язык.
Исследователи школы рассматривали город как лабораторию по изучению социальных взаимодействий. В 1925 году Парк и Бёрджес в работе «Город» подвергли рассмотрению девиантное поведение в условиях роста городов.
Социологи школы проводили исследования влияния миграционных процессов на социальную структуру города, складывание городских этнических гетто. Уильям Томас и Флориан Знанецкий в исследованиях проводившихся между 1918—1920 годах с позиции социальной психологии анализировали процессы адаптации польских крестьян-иммигрантов к новой для них урбанистической среде американских городов. Ими было введено понятие социальной дезорганизации. Социальная дезорганизация — это «ослабление влияния существующих социальных правил поведения на индивидуальных членов группы». Чикагская школа одной из первых обратила внимание на феномен городской пространственной сегрегации.
Среди социологов чикагской школы выделяется направление символического интеракционизма (Джордж Герберт Мид) делавшее акцент на применение идей социальной психологии к исследованию социальных процессов.
Наиболее видные представители первой чикагской школы: Нелс Андерсон, Эрнст Берджесс, Рут Шонл Кэйван, Франклин Фрэйзир, Эверет Хьюз, Родерик Макензи, Джордж Герберт Мид, Роберт Парк, Вальтер Реклис, Эдвин Сатерленд, Уильям Томас, Фредерик Зрашер, Луис Вирт, Флориан Витольд Знанецкий.
В 1950-х годах формируется второе поколение чикагской школы социологии, ядром которой стали Говард Беккер, Эрвинг Гоффман, Ансельм Страусс, Гари Файн и другие.