Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 06:27, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является изучение исторического пути развития науки психологии.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить исторические корни психологии;
2. Рассмотреть психологию как учение о душе, как учение о сознании;
3. Изучить понятие психоанализа и его представителей;
4. Изучить когнитивную и гуманистическую психологию;
1. Исторические корни психологии 4
2. Психология как учение о душе 5
3. Психология как учение о сознании 6
4. Психоанализ и его представители 7
5. Когнитивная психология 11
6. Гуманистическая психология 13
7. ХХ1 век : психология в кризисном обществе 15
Заключение 17
Список использованных источников 18
Приложение 19
Содержание
Введение 3
1. Исторические корни психологии 4
2. Психология как учение о душе 5
3. Психология как учение о сознании 6
4. Психоанализ и его представители 7
5. Когнитивная психология 11
6. Гуманистическая психология 13
7. ХХ1 век : психология в кризисном обществе 15
Заключение 17
Список использованных источников 18
Приложение 19
Введение
Психология - наука, изучающая психику человека. В переводе с греческого психология означает “наука о душе”. Так как человеческую душу постигнуть до конца никто не смог, то психология ставит перед собой цель изучать наши чувства, представления, мысли, стремления, желания, хорошо знакомые каждому человеку по его собственному опыту. К психике относятся также интересы и способности человека, его темперамент и характер. Каковы законы памяти, воображения, мышления? Как развиваются способности и формируется характер человека? Вот вопросы, которыми занимается психология.
В настоящее время психология
стала не только полноправной наукой,
но и частью обыденной жизни (так,
консультации психологов помогают людям
справляться с личными
Целью данной контрольной работы является изучение исторического пути развития науки психологии.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить исторические корни психологии;
2. Рассмотреть психологию как учение о душе, как учение о сознании;
3. Изучить понятие психоанализа и его представителей;
4. Изучить когнитивную и гуманистическую психологию;
5. Рассмотреть психология в кризисном обществе.
1. Исторические корни психологии
В классической психологии веками складывалось
представление о том, что основные
законы сознания человека всегда остаются
неизменными, что в их основе лежат
определенные, четко фиксированные
процессы ассоциаций, или логические
отношения, структура которых не
зависит от общественно-исторических
изменений и остается идентичной
на любом обозримом отрезке
Эти представления молчаливо
Однако в конкретных психологических
исследованиях накапливалось
«Психология» - от латинского «psyche» - душа, «logia» - понимание, знание. Предметом психологии является закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, пробуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своих отношений к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы.
А) Анимизм – древнее представление о окружающем мире (от латинского «anima» - душа, дух) – вера в скрытый за видимые вещи.
Б) Гилозоизм – переход от античности (от греческого «hyle» - вещество, материя и «zoe» - жизнь). Гилозоизм впервые поставил душу (психику) под общие законы естества.
В) Гераклит и идея развития закона (логоса). «Логос» - введен Гераклитом – что означает закон. «Малый мир (микрокосм) отдельной души подобен макрокосму всего миропорядка»[6].
Список людей, сделавший свой вклад в развитие психологии представлен в приложении 1.
2. Психология как учение о душе
Первые упоминания о душе можно найти в мифологическом периоде и их можно обозначить термином анимизм. Душа в анимистическом учении – это особая материя, некая субстанция (например, воздух). Душой, подобной воздуху, согласно анимистическими представлениям, были наделены как живые, так и неживые существа[5].
Наши предки верили, что окружающий мир связан с апиту (от лат. дух, душа) – верой в скрытый за видимыми вещами сонме духов (душ). Такие духи способны были покинуть человеческое тело с последним вздохом, а по некоторым учениями (например, знаменитого философа и математика Пифагора), они бессмертны и вечно путешествуют в телах животных и растений. Древние греки называли душу словом «психе», что и дало название науке «психология».
Душа в мифологическом представлении вполне подчинена представлению о фатум, неотвратимость заранее определенной судьбы, противостоять которой было бесполезно. Черная и белая магия, которая якобы противостояла фатум, в действительности была и фатально запрограммирована способом практического действия.
Человек не был хозяином своей судьбы, от его в жизни ничего не зависело. Также в мифологическом мировоззрении наших предков можно было обнаружить синкретизм (единство мира, общества и человека).
В общественном сознании на протяжении долгих лет господствовала мифологическая картина мира, согласно которой тела заселяют души (их «двойники» или «призраки»), а жизнь полностью зависит от решений и желаний богов. Древние верили, что увидеть во сне собственную душу предрекает неминуемую погибель. Современный сонник содержит множество трактовок о душе. Однако, такие сны действительно предрекают несчастье.
Впоследствии произошел переход от анимизма к гилозоизму (греч. «hyle», что означает вещество, материю и «zoe» – жизнь), который рассматривал весь мир как универсум, где космос считали живым. Границы между живым, неживым и психическим не делали. Все это рассматривали как порождение единой первичной материи (проматерии)[1].
Однако новое философское учение стало значительным шагом на пути познания природы психического, стало альтернативой анимизма. Гилозоизм впервые рассмотрел душу (психику) с точки зрения общих законов естества, упрочил непреложный и для современной науки постулат о начальной вовлеченности психических явлений в круговорот природы.
3. Психология как наука о сознании
В этот этап (XVII в. - 1879 год) бурно развивались естественные науки.
В психологии понятие «душа» было вытеснено понятием «сознание». Психология стала наукой о сознании. Сознание включало мысли человека, его чувства, потребности, желания - все то, что человек находит, думая о себе, обращая взгляд внутрь себя[2].
Отсюда возник очень важный вопрос, - как, под влиянием чего формируется сознание человека. Предполагалось, что все, существующее во внешнем мире, воздействует на органы чувств, благодаря чему возникают ощущения, которые затем могут сочетаться между собой с помощью цепочки ассоциаций.
Ассоциация - в психологии - связь, возникающая при определенных условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, идеями и т. п.). Различают ассоциации по смежности (в пространстве или времени), сходству и контрасту. Термин введен Джоном Локком (1698).
Отсюда психология XVII - начала XIX вв. получила название ассоцианизма (ассоциативной психологии). Ассоциации хранятся в памяти. Именно поэтому основное внимание в это время уделялось памяти.
Итак, ассоциативная психология была господствующим психологическим учением в XVII, XVIII веках, а также в начале XIX в.
Соответственно понималось и развитие человека. Известный английский философ Джон Локк (1632-1704), считавший, что «в сознании нет ничего, чего не было бы в ощущениях», рассматривал сознание ребенка при рождении как tabula rasa -чистую доску, на которой жизнь оставляет свои письмена. Эта идея Дж. Локка получила значительное отражение в разнообразных психологических и педагогических теориях, основывающихся на представлении о ведущей роли внешних воздействий, воздействий среды для развития и воспитания человека. Поэтому Дж. Локк придавал большое значение воспитанию, в том числе формированию положительного отношения к хорошим поступкам и отрицательного - к плохим.
4. Психоанализ и его представители
Что такое психоанализ? Этот простой, на первый взгляд, вопрос, не имеет однозначного ответа.
Фрейд, впервые употребивший этот термин, на требование дать четкий ответ на данный вопрос, счел необходимым выделить три различных смысла этого термина. Психоанализ, заявил Фрейд в энциклопедической статье 1922 года, это, во-первых, способ исследования психических процессов, иными путями недоступных; во-вторых, метод лечения невротических расстройств, основанный на этом исследовании; в-третьих, ряд понятий психологии, опирающихся на вышеуказанные методы исследования и лечения, — эти понятия сообща формируют облик новой научной дисциплины[8].
Но термины имеют свою
судьбу, мало зависящую от своих
“родителей”. И вот значение термина
расширяется, и в наиболее широкой
трактовке он означает не только теории,
развивавшиеся на основании психоанализа
Фрейда (который уже называют ортодоксальным),
но и близкие теории-
Другие исследователи к психоанализу причисляют также феноменологию Гуссерля, экзистенциональную аналитику М. Хайдеггера, экзистенциональную психологию Р. Мея, католический экзистенциализм Г. Марселя, логотерапию В. Франкла и другие направления экзистенционального психоанализа.
Произведения Ф. М.
Термин “психоанализ” употребляется и как синоним так называемой “глубинной психологии”, к которой относится фрейдизм, индивидуальная психология А. Адлера, аналитическая психология К. Г. Юнга, “гормическая” концепция В. Макдугалла, экзистенциальный анализ Л. Бинсвангера, неофрейдизм и некоторые другие направления.
Одни теоретики придерживаются
взгляда, что психоанализ действительно
не является философией, а Фрейд
всегда выступал в роли антифилософа.
Так, согласно Л. Пэвину, Ч. Бренеру и Дж. Донсилу,
психоанализ не может быть рассмотрен
в качестве философии человека или мировоззрения,
а его основатель всецело игнорировал
философию как таковую. По мнению Ч. Хенли,
между психоанализом и философией возможны
следующие отношения: во-первых,
Другие западные исследователи
исходят из того, что, не будучи философией,
психоанализ требует
Наконец, некоторые теоретики
говорят о философии
Информация о работе Исторический путь развития науки психологии