Социологическая теория марксизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 09:00, контрольная работа

Описание работы

Социология марксизма устами своих основоположников Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895) заявила о себе как о научном истолковании исторического процесса, базирующемся на объективных данных исторической, экономической, социологической и других наук. Разработанное К. Марксом и Ф. Энгельсом материалистическое понимание истории было продолжено в своем развитии Г.В. Плехановым, В.И. Лениным, А. Лабриолой, А. Грамши и другими видными представителями марксизма ХХ века.

Содержание работы

1. Социологическая теория марксизма
2. Понимающая социология М.Вебера

Файлы: 1 файл

конт. раб. по социолог.docx

— 35.08 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

1. Социологическая теория марксизма

2. Понимающая социология  М.Вебера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1. Социологическая теория марксизма

 

 

«Гегель где-то отмечает, что  все

великие события и личности

появляются, так сказать, дважды.

Он забыл прибавить: первый раз в

виде трагедии, второй раз  в виде фарса»

К. Маркс

Социология марксизма  устами своих основоположников Карла  Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895) заявила о себе как о научном  истолковании исторического процесса, базирующемся на объективных данных исторической, экономической, социологической  и других наук. Разработанное К. Марксом  и Ф. Энгельсом материалистическое понимание истории было продолжено в своем развитии Г.В. Плехановым, В.И. Лениным, А. Лабриолой, А. Грамши и  другими видными представителями  марксизма ХХ века. В настоящее  время социология марксизма подвергается основательной и порой справедливой критике. Но как бы к ней не относится, она является одним из течений  современной социологической мысли  и имеет своих сторонников  во многих странах мира.

Марксистская социология – это прежде всего материалистическое понимание истории, выработанное на основе исследования реального содержания исторического процесса, его объективных  закономерностей. На становление социологии марксизма в той или иной степени  оказали влияние диалектика Гегеля, а также политико-экономические  и социологические воззрения  таких мыслителей предшествующего  периода, как А. Смит, Д. Риккардо, К.А. Сен-Симон и другие. Созданное  диаоектико-материалистическое понимание  истории дает свое объяснение материальных основ жизни общества, характера  взаимодействия его основных сторон, объективной направленности его  развития и роли сознательной деятельности людей в историческом процессе.

В историческом материализме понятие «прогресс» обозначает восходящее общественное развитие, движение общества вперед.

Углубляя и развивая философский  материализм, Маркс довел его  до конца, распространил его познание природы на познание человеческого  общества. Хаос и произвол, царившие до сих пор во взглядах на историю  и на политику, сменились поразительно цельной и стройной научной теорией, показывающей, как из одного уклада общественной жизни развивается, впоследствии роста производительных сил, другой, более высокий, - из крепостничества, например, вырастает капитализм.

К. Маркс употреблял термин «общество» по крайней мере в двух смыслах:

1) общество трактовалось  им как материальное образование,  обособившееся от природы и  соотносимое с ней, как человеческое  общество, человечество;

2) как конкретное индивидуальное  общество, «социальный организм»  в единстве его общих, особенных  и единичных признаков.

Марксизм – идеология  освободительного движения рабочего класса, практически разрешающего величайшую прогрессивную задачу ликвидации социального  Гента, построения коммунистического  общества. И чем значительнее были успехи этого прогрессивного движения, тем враждебнее становилось отношение  буржуазных идеологов к самой  этой идее. Если представители ХVIII века считали, что развитие общества пойдет в будущем по пути безграничного прогресса, то О. Конт и Г. Спенсер находят, что все главные идеи прогресса уже воплощены в буржуазном обществе и дальнейшее развитие буде эволюционным совершенствованием этого общества. В последние годы своей жизни Г. Спенсер отказывается от термина «прогресс» и заменяет его весьма неопределенным понятием «эволюция».

Неразрешимость социальных антагонизмов в условиях капитализма  превращают переход от капитализма  к социализму в центральную проблему дальнейшего общественного прогресса. Внимание именно к данной проблеме свидетельствует о строгой научности  и тесной связи марксизма с  насущными задачами общественного  развития. Но это не означает отрицания  общей идеи общественного прогресса  и необходимости всестороннего  рассмотрения исторического процесса в целом.

Если понятие общественного  прогресса может быть лишь адекватным отражением объективно существующей направленности исторического процесса, то критерий его – отражением наиболее устойчивых моментов этой направленности, того, что  представляет собой ее сущность.

В ходе истории непрерывно воссоздаются в расширенных масштабах  наряду с объективными возможностями  прогресса и стимулы, и средства реализации. Тем самым общественный прогресс выступает как объективно существующая восходящая направленность саморазвития общества, как историческая необходимость такого движения.

Основным, четко фиксируемым  исторической наукой направлением исторического  процесса является переход человечества от одной общественно-экономической формации к другой.

Общественно-экономическая  формация — социальная система, состоящая  из взаимосвязанных элементов и  находящаяся в состоянии неустойчивого  равновесия. Общественно-экономические  формации соответствуют периодам всемирной  истории, последовательно сменяющим  друг друга. Маркс выделяет пять основных формаций: первобытнообщинную, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, отдельно упомянув об азиатском способе  производства.

Формирование общественно-экономической  формации соподчинено с разработкой  материалистического понимания  истории. Теоретический же результат  принадлежит к разряду таких  фундаментальных достижений человеческой мысли, которые превращают соответствующие  знания в подлинную науку.

В стремлении общественной мысли найти качественные особенности  этапов человеческой истории заключается  важная предпосылка формационной теории. Однако сама такая теория позволила  по-новому, на принципиально ином, научном  фундаменте осмыслить своеобразие  и последовательность этапов исторического  развития.

Согласно марксизму, смена  общественно-экономических формаций происходит под влиянием главным  образом экономических факторов, коренящихся в способе производства, с которыми связаны другие факторы  данного процесса, в том числе  социально-политические, идеологические и относящиеся к области духовной культуры. По своей сути это революционный  процесс, в ходе которого один тип  общества сменяется другим. Материальной предпосылкой данного процесса, т. е. социальной революции, является углубляющееся  и обостряющееся несоответствие устаревших экономических отношений  и прогрессивно развивающихся производительных сил общества. Последним становится тесно в рамках старых производственных отношений, их развитие замедляется, что  вызывает кризисные ситуации в развитии способа производства.

К. Маркс одним из первых разработал представление об обществе как системе, где особое место  принадлежит учению об общественно-экономической  формации.

Все общественные отношения  органически связаны между собой  и выражают взаимозависимость и  взаимодействие людей, находящихся  в прямом и косвенном общении  друг с другом. Объективной основой  данных отношений и их взаимосвязи  являются прежде всего общественное разделение труда и развитие различных  видов деятельности людей.

Все общественные отношения  делятся, согласно марксизму, на материальные и идеологические. Материальные отношения  складываются и проявляются независимо от сознания и воли людей. Это прежде всего их экономические, производственно-технологические отношения, а также их материальные отношения к природе. Идеологические отношения складываются сознательно. К ним относятся политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные отношения между людьми. Формируясь под непосредственным воздействием сознания людей, а в конечном счете под влиянием их экономических отношений, идеологические отношения получают затем объективное существование как важные составляющие социальной действительности. Их функционирование осуществляется через соответствующие политические, правовые, религиозные и другие организации и институты.

Социальное развитие, по Марксу, происходит в соответствии с определенными законами, под  которыми он понимает «внутреннюю и  необходимую связь» между явлениями. Маркс верил в существование  универсальных и неизменных исторических законов, лежащих в основе развития человечества. Он считал, что противоречия, борьба противоположностей есть источник движущей силы развития. Восхождение  от абстрактного к конкретному у  него рассмотрено как общенаучный  метод познания.

Теория классов и классовой  борьбы является центральной в учении Маркса. Он в своих работах не дает определения класса, хотя реконструированное определение на основании его  работ имеется. Классы, по Марксу, —  это социальные группы, находящиеся  в неравном положения и борющиеся  между собой, а в более узком  смысле это социальные группы, различающиеся  отношением к собственности, прежде всего к средствам производства.

Маркс рассматривал класс  с точки зрения собственности  на капитал и средства производства, разделяя население на владельцев собственности  и неимущих, на капиталистический  класс и пролетариат. Он признавал  существование групп, не укладывающихся в эти рамки (таких, как крестьяне  или мелкие собственники), но утверждал, что они представляют собой пережитки  докапиталистической экономики, которые  будут исчезать по мере созревания капиталистической системы. Категория  класса для Маркса означает нечто  большее, чем простое средство описания экономических позиций различных  социальных групп — он рассматривал классы как реальные общности и реальные социальные силы, способные изменять общество.

Приведенные ниже высказывания К. Маркса окончательно подтверждают его  уверенность в правильности и  неизбежности классовой борьбы: «Вместе с ростом массы одновременно занятых рабочих растет и их сопротивление, а в связи с этим неизбежно растет давление капитала, направленное на то, чтобы подавить это сопротивление»; «Вся прежняя история, за исключением первобытного состояния, была историей борьбы классов…» ; «Условие освобождения рабочего класса есть уничтожение всех классов, точно так же, как условием освобождения третьего сословия, буржуазии, было уничтожение всех и всяческих сословий»; «Класс, совершающий революцию, - уже по одному тому, что он противостоит другому классу, - с самого начала выступает не как класс, а как представитель всего общества; он фигурирует в виде всей массы общества в противовес единственному господствующему классу».

Проанализируйте слова К. Маркса: «В производстве люди вступают в отношения не только к природе. Они не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного  обмена своей деятельностью. Чтобы  производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только в  рамках этих общественных связей и  отношений существует их отношение  к природе, имеет место производство…  Производственные отношения в своей  совокупности образуют то, что называют общественными отношениями, обществом» (Маркс К., Энгельс Ф. Наемный труд и капитал: Полное собр. соч., т. 6, с. 441).

 

2. Понимающая социология  М.Вебера

Макс Вебер – немецкий социолог, являющийся основоположником «понимающей» социологии, в центре которой изучение социальных действий как движущих факторов всего человеческого существования в его универсальности. Под углом изучения социальных действий социолог создал свои концепции экономики, политики, бюрократии, религии, права.

М. Вебер родился 21 апреля 1864 года в семье чиновника, который  занимал весьма высокое положение  в бюрократической иерархии и  политическом истеблишменте Германии того времени, используя которое  пользовался почти всеми земными  благами. Его мать, напротив, была женщиной строгих аскетических правил, всецело  поглощенной религиозными догмами  Кальвинизма, постоянно озабоченной  о возможности божественного  избрания и спасении души после смерти. Эти глубокие различия родителей, постоянно  вызывавшие напряжения в семье, вместе с тем оказали существенное влияние  на мировосприятие, образ жизни Вебера, характер его творчества, в котором  парадоксально сочетались интересы к бюрократизму и религиозному аскетизму.

В начале жизни Вебер отдает предпочтение ценностным ориентациям  своего отца. Он получил образование  в лучших университетах Германии, став в итоге обладателем докторской степени по праву. В течение года находился на военной службе сначала  в качестве простого солдата, а затем  офицера имперской армии. Но интересы к экономике, истории и социологии взяли верх над карьерой чиновника-бюрократа. Вебер окончательно выбирает для себя аскетический образ жизни, подобно тому, какой вела его мать, хотя так и не став верующим, и погружается в науку. Вебер преподавал социологию в Германии и США, принимал участие в работе ряда международных конгрессов социальных наук, издавал журнал «Архив социальной науки и социальной политики». В 1910 г. он основал Немецкое социологическое общество. Преподавательскую и научную деятельность совмещал с практической политикой – выполнял различные официальные миссии в годы первой мировой войны, был экспертом германской делегации в Версале, участвовал в разработке проекта Веймарской конституции. Однако политика была для него не самоцелью, а вопросом фактического знания проблемы. На первом месте для него было познание человеческого бытия. Любопытно, что социолог изучил русский язык, когда в России началась первая революция, чтобы по газетам и литературе следить за развитием событий. Умер М. Вебер 14 июня 1920 года.

Социология М. Вебера относится  к интерпретивным парадигмам. Их сторонники, хотя и могут признавать, что общество состоит из определенных структур, тем не менее полагают, что последние  есть производное от социальных действий индивидов. Для социологов этого  направления главное – изучение и интерпретация образцов типичного  социального поведения людей, в  процессе которого создается социальная реальность.

Информация о работе Социологическая теория марксизма