Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 09:00, контрольная работа
Социология марксизма устами своих основоположников Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895) заявила о себе как о научном истолковании исторического процесса, базирующемся на объективных данных исторической, экономической, социологической и других наук. Разработанное К. Марксом и Ф. Энгельсом материалистическое понимание истории было продолжено в своем развитии Г.В. Плехановым, В.И. Лениным, А. Лабриолой, А. Грамши и другими видными представителями марксизма ХХ века.
1. Социологическая теория марксизма
2. Понимающая социология М.Вебера
Содержание
1. Социологическая теория марксизма
2. Понимающая социология М.Вебера
1. Социологическая теория марксизма
«Гегель где-то отмечает, что все
великие события и личности
появляются, так сказать, дважды.
Он забыл прибавить: первый раз в
виде трагедии, второй раз в виде фарса»
К. Маркс
Социология марксизма
устами своих основоположников Карла
Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895)
заявила о себе как о научном
истолковании исторического процесса,
базирующемся на объективных данных
исторической, экономической, социологической
и других наук. Разработанное К. Марксом
и Ф. Энгельсом материалистическое
понимание истории было продолжено
в своем развитии Г.В. Плехановым,
В.И. Лениным, А. Лабриолой, А. Грамши и
другими видными
Марксистская социология
– это прежде всего материалистическое
понимание истории, выработанное на
основе исследования реального содержания
исторического процесса, его объективных
закономерностей. На становление социологии
марксизма в той или иной степени
оказали влияние диалектика Гегеля,
а также политико-
В историческом материализме понятие «прогресс» обозначает восходящее общественное развитие, движение общества вперед.
Углубляя и развивая философский материализм, Маркс довел его до конца, распространил его познание природы на познание человеческого общества. Хаос и произвол, царившие до сих пор во взглядах на историю и на политику, сменились поразительно цельной и стройной научной теорией, показывающей, как из одного уклада общественной жизни развивается, впоследствии роста производительных сил, другой, более высокий, - из крепостничества, например, вырастает капитализм.
К. Маркс употреблял термин «общество» по крайней мере в двух смыслах:
1) общество трактовалось
им как материальное
2) как конкретное индивидуальное
общество, «социальный организм»
в единстве его общих,
Марксизм – идеология освободительного движения рабочего класса, практически разрешающего величайшую прогрессивную задачу ликвидации социального Гента, построения коммунистического общества. И чем значительнее были успехи этого прогрессивного движения, тем враждебнее становилось отношение буржуазных идеологов к самой этой идее. Если представители ХVIII века считали, что развитие общества пойдет в будущем по пути безграничного прогресса, то О. Конт и Г. Спенсер находят, что все главные идеи прогресса уже воплощены в буржуазном обществе и дальнейшее развитие буде эволюционным совершенствованием этого общества. В последние годы своей жизни Г. Спенсер отказывается от термина «прогресс» и заменяет его весьма неопределенным понятием «эволюция».
Неразрешимость социальных
антагонизмов в условиях капитализма
превращают переход от капитализма
к социализму в центральную проблему
дальнейшего общественного
Если понятие общественного прогресса может быть лишь адекватным отражением объективно существующей направленности исторического процесса, то критерий его – отражением наиболее устойчивых моментов этой направленности, того, что представляет собой ее сущность.
В ходе истории непрерывно воссоздаются в расширенных масштабах наряду с объективными возможностями прогресса и стимулы, и средства реализации. Тем самым общественный прогресс выступает как объективно существующая восходящая направленность саморазвития общества, как историческая необходимость такого движения.
Основным, четко фиксируемым
исторической наукой направлением исторического
процесса является переход человечества
от одной общественно-
Общественно-экономическая
формация — социальная система, состоящая
из взаимосвязанных элементов и
находящаяся в состоянии
Формирование общественно-
В стремлении общественной мысли найти качественные особенности этапов человеческой истории заключается важная предпосылка формационной теории. Однако сама такая теория позволила по-новому, на принципиально ином, научном фундаменте осмыслить своеобразие и последовательность этапов исторического развития.
Согласно марксизму, смена
общественно-экономических
К. Маркс одним из первых разработал представление об обществе как системе, где особое место принадлежит учению об общественно-экономической формации.
Все общественные отношения
органически связаны между
Все общественные отношения
делятся, согласно марксизму, на материальные
и идеологические. Материальные отношения
складываются и проявляются независимо
от сознания и воли людей. Это прежде всего
их экономические, производственно-
Социальное развитие, по Марксу, происходит в соответствии с определенными законами, под которыми он понимает «внутреннюю и необходимую связь» между явлениями. Маркс верил в существование универсальных и неизменных исторических законов, лежащих в основе развития человечества. Он считал, что противоречия, борьба противоположностей есть источник движущей силы развития. Восхождение от абстрактного к конкретному у него рассмотрено как общенаучный метод познания.
Теория классов и классовой
борьбы является центральной в учении
Маркса. Он в своих работах не
дает определения класса, хотя реконструированное
определение на основании его
работ имеется. Классы, по Марксу, —
это социальные группы, находящиеся
в неравном положения и борющиеся
между собой, а в более узком
смысле это социальные группы, различающиеся
отношением к собственности, прежде
всего к средствам
Маркс рассматривал класс
с точки зрения собственности
на капитал и средства производства,
разделяя население на владельцев собственности
и неимущих, на капиталистический
класс и пролетариат. Он признавал
существование групп, не укладывающихся
в эти рамки (таких, как крестьяне
или мелкие собственники), но утверждал,
что они представляют собой пережитки
докапиталистической экономики, которые
будут исчезать по мере созревания
капиталистической системы. Категория
класса для Маркса означает нечто
большее, чем простое средство описания
экономических позиций
Приведенные ниже высказывания К. Маркса окончательно подтверждают его уверенность в правильности и неизбежности классовой борьбы: «Вместе с ростом массы одновременно занятых рабочих растет и их сопротивление, а в связи с этим неизбежно растет давление капитала, направленное на то, чтобы подавить это сопротивление»; «Вся прежняя история, за исключением первобытного состояния, была историей борьбы классов…» ; «Условие освобождения рабочего класса есть уничтожение всех классов, точно так же, как условием освобождения третьего сословия, буржуазии, было уничтожение всех и всяческих сословий»; «Класс, совершающий революцию, - уже по одному тому, что он противостоит другому классу, - с самого начала выступает не как класс, а как представитель всего общества; он фигурирует в виде всей массы общества в противовес единственному господствующему классу».
Проанализируйте слова К.
Маркса: «В производстве люди вступают
в отношения не только к природе.
Они не могут производить, не соединяясь
известным образом для
2. Понимающая социология М.Вебера
Макс Вебер – немецкий социолог, являющийся основоположником «понимающей» социологии, в центре которой изучение социальных действий как движущих факторов всего человеческого существования в его универсальности. Под углом изучения социальных действий социолог создал свои концепции экономики, политики, бюрократии, религии, права.
М. Вебер родился 21 апреля
1864 года в семье чиновника, который
занимал весьма высокое положение
в бюрократической иерархии и
политическом истеблишменте Германии
того времени, используя которое
пользовался почти всеми
В начале жизни Вебер отдает предпочтение ценностным ориентациям своего отца. Он получил образование в лучших университетах Германии, став в итоге обладателем докторской степени по праву. В течение года находился на военной службе сначала в качестве простого солдата, а затем офицера имперской армии. Но интересы к экономике, истории и социологии взяли верх над карьерой чиновника-бюрократа. Вебер окончательно выбирает для себя аскетический образ жизни, подобно тому, какой вела его мать, хотя так и не став верующим, и погружается в науку. Вебер преподавал социологию в Германии и США, принимал участие в работе ряда международных конгрессов социальных наук, издавал журнал «Архив социальной науки и социальной политики». В 1910 г. он основал Немецкое социологическое общество. Преподавательскую и научную деятельность совмещал с практической политикой – выполнял различные официальные миссии в годы первой мировой войны, был экспертом германской делегации в Версале, участвовал в разработке проекта Веймарской конституции. Однако политика была для него не самоцелью, а вопросом фактического знания проблемы. На первом месте для него было познание человеческого бытия. Любопытно, что социолог изучил русский язык, когда в России началась первая революция, чтобы по газетам и литературе следить за развитием событий. Умер М. Вебер 14 июня 1920 года.
Социология М. Вебера относится к интерпретивным парадигмам. Их сторонники, хотя и могут признавать, что общество состоит из определенных структур, тем не менее полагают, что последние есть производное от социальных действий индивидов. Для социологов этого направления главное – изучение и интерпретация образцов типичного социального поведения людей, в процессе которого создается социальная реальность.