Социологические исследования в анализе качества жизни населения региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 08:21, курсовая работа

Описание работы

Развитие социологии означает и развитие эмпирических исследований, обогащающих теорию и позволяющих разрабатывать механизмы регулирования социальных процессов. Социологические исследования обеспечивают обратную связь, дополняя статистическую информацию конкретными данными об интересах и запросах, мнениях и настроениях людей, о жизненных планах, уровне и качестве жизни, ценностных установках. Анализ и обобщение результатов социологического исследования позволяют предсказать возможные варианты развития социальных процессов и явлений.
Объектом курсовой работы являются социологические исследования в анализе качества жизни.
Цель исследования заключается в анализе качества жизни Вологодской области, по данным социологических исследований.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Сущность, виды и методика социологического исследования
1.2 Обработка и анализ результатов социологического исследования
1.3 Программа социологического исследования
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Социологические исследования качества жизни Вологодской области
2.2 Перспективы развития качества населения Вологодской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 237.00 Кб (Скачать файл)


КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

Социологические исследования в анализе качества жизни населения региона

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1 Сущность, виды и методика социологического исследования

1.2 Обработка и анализ результатов социологического исследования

1.3 Программа социологического исследования

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1 Социологические исследования качества жизни Вологодской области

2.2 Перспективы развития качества населения Вологодской области

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

ВВЕДЕНИЕ

Развитие социологии означает и развитие эмпирических исследований, обогащающих теорию и позволяющих разрабатывать механизмы регулирования социальных процессов. Социологические исследования обеспечивают обратную связь, дополняя статистическую информацию конкретными данными об интересах и запросах, мнениях и настроениях людей, о жизненных планах, уровне и качестве жизни, ценностных установках. Анализ и обобщение результатов социологического исследования позволяют предсказать возможные варианты развития социальных процессов и явлений. Одной из форм предвидения является социальное прогнозирование - научное исследование перспектив развития иди возможного состояния исследуемого объекта. Социальное прогнозирование может осуществляться во всех сферах жизнедеятельности общества.

Объектом курсовой работы являются социологические исследования в анализе качества жизни.

Предметом курсовой работы являются социологические исследования в анализе качества жизни Вологодской области.

Цель исследования заключается в анализе качества жизни Вологодской области, по данным социологических исследований.

Цель работы обусловила постановку следующих задач:

1. Проанализировать теоретические аспекты социологического исследования.

2. Провести анализ исследования качества жизни Вологодской области, по данным социологических исследований.

3. Выявить перспективы развития качества жизни населения Вологодской области

Методология данного исследования состоит в системном и функциональном подходах.

Теоретической и методологической основой данного исследования являются труды Ильина В.А., Римашевской Н.М.

В работе использованы методы научного анализа и синтеза, системного анализа, методы сравнительного анализа, группировки данных, экономико-статистические методы.

Информационной базой исследования явились данные социологических исследований отечественных авторов, материалы периодической печати, научная литература, электронные ресурсы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и рекомендации могут применяться при разработке прогнозов и проведении мониторинга социально - экономического развития муниципальных образований, а также при принятии решений властями по оценке деятельности отраслей социальной сферы. Данные конкретно-социологических исследований могут быть учтены и применены органами государственного и муниципального управления и местного самоуправления при проведении исследований по социально-управленческой проблематике.

Структура исследования обусловлена целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

социологический исследование качество жизнь

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1 Сущность, виды и методика социологического исследования

Эмпирическое социологическое исследование - это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, направленных на реализацию единой цели - получения объективно достоверных данных об исследуемом социальном процессе или явлении для их последующего практического использования.

В зависимости от многих оснований, в том числе целей, глубины и специфики требуемого анализа предмета, выделяют следующие виды эмпирических социологических исследований. Голенкова, З.Т. Общая социология: учеб. пособие / З.Т. Голенкова. - М.: Гардарики, 2005. - С. 231 - 233.

Разведывательное - наиболее простой вид исследования для решения ограниченного круга задач. Такое исследование имеет упрошенные программу и инструментарий, а его выборочная совокупность составляет от 20 до 100 человек. Обычно оно предваряет глубокое изучение проблемы: уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы, их формулировка. В ходе разведывательного исследования ученый получает оперативную социологическую информацию. Описательное - более сложный вид исследования, позволяющий получить относительно целостное представление об изучаемом объекте. Оно проводится, если объект анализа представляет собой сравнительно большую совокупность с различающимися характеристиками. В процессе описательного исследования ученый выделяет в структуре объекта однородные группы (например, по уровню образования или полу), что дает возможность сравнить интересующие характеристики, выявить наличие или отсутствие связей между ними. Сбор эмпирических данных проводится одним или несколькими методами. Аналитическое исследование направлено не только и не столько на описание элементов изучаемого явления или процесса, сколько на выяснение причин их зарождения и развития. Смысл такого исследования заключается в выявлении причинно-следственных связей. Аналитическое исследование дает возможность изучить совокупность многих факторов, детерминирующих то или иное социальное явление. Оно требует детально разработанных программы и инструментария. Этот вид практически завершает разведывательное и описательное исследования, дающие лишь предварительное представление об определенных сторонах изучаемого социального явления или процесса.

Разовое (точечное) исследование информирует о состоянии и количественных параметрах какого-либо явления или процесса в момент его изучения, которое в определенном смысле может быть названо статическим. Повторное исследование позволяет судить о динамике развития объекта, проводить сравнительный анализ данных.

Монографическое исследование направлено на всестороннее, «глобальное» изучение определенного объекта как представителя класса аналогичных объектов. Его дополняют методы других наук - истории, экономики, культурологии, лингвистики, психологии. Когортное исследование изучает специфические совокупности людей в течение определенного времени, например года, переживших одновременно одно и то же событие (создание семьи, поступление в вуз и т.д.). Международные исследования предусматривают сопоставление явлений и процессов, происходящих в различных странах. Это методологически сложные исследования, поскольку различные менталитет, культурный опыт, национальные традиции, а также специфика изучаемых проблем затрудняют интерпретацию и задач, и полученных результатов, а также выбор стратегии исследования.

Социальное явление или процесс, независимо от сложности и специфики, может изучаться на уровне разведывательного, описательного либо аналитического исследования, имеющего точечный или повторный характер и использующего различные методы сбора первичной информации. В свою очередь, любой вид социологического исследования возможно применить к анализу любых явлений и процессов, получить определенный объем научной информации. Качество социологической информации о сложных объектах повышается, если до основного исследования будет проведено пробное. Его можно считать генеральной репетицией главного исследования, поскольку оно позволяет сделать первые выводы об успешности этапа подготовки к основному исследованию и об ожидаемых результатах. Эмпирическое социологическое исследование может быть сплошным, когда опрашивается вся генеральная совокупность, монографическим и выборочным. Эмпирическое социологическое исследование имеет три уровня: методологический, методический и процедурный. Методологический уровень включает в себя теоретический подход исследователя, основанный на его научных позициях, с помощью которого объясняются и интерпретируются социальная проблема, предмет и результаты исследования. Методический уровень отражен в теории измерения социальных явлений и процессов, разработанных в ней методах сбора и обработки первичной информации. Процедурный уровень - это непосредственная организация проведения эмпирического исследования. Реализация всех трех уровней позволяет создать некоторую социологическую модель, которая может служить основой для объяснения изучаемого социального явления, решения социальной проблемы.

Подготовка социологического исследования включает разные виды работ, научных процедур и операций, надежную теоретическую основу исследования, его общую логику, разработку инструментария сбора информации, формирование исследовательской группы. Нартов, Н.А. Социология: учеб. пособие / Н.А. Нартов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - С. 176 - 178.

Целью социологического исследования служит анализ реально существующих проблем, имеющих важное значение для функционирования и развития общества. Предмет эмпирического социологического исследования должен быть актуальным, востребованным жизнью, социально значимым.

Основными элементами структуры конкретного социологического исследования считаются: субъект (исследователь, научный коллектив); объект изучения; предмет исследования; общий замысел; проблемная ситуация; цели, задачи, гипотезы; исходные и производные научные понятия; общие и специальные методологические посылки (принципы, правила, способы, требования); предварительная и заключительная социологическая информация; методы и способы получения научных данных; планирование и организация исследования, анализ и обобщение полученных результатов. Все они отражаются в программе исследования. Характер связи между компонентами структуры детерминируется следующими составными частями конкретного социологического исследования: логической подструктурой как совокупностью логических процедур в решении научной проблемы и обосновании научного вывода; организационной подструктурой как совокупностью и последовательностью форм научной деятельности, соответствующих целям и задачам исследования; гносеологической подструктурой как взаимосвязью исходных и производных понятий, использованных в границах изучаемой проблемы.

Общая структура конкретного социологического исследования включает в себя определенные фазы, этапы и процедуры. В классическом эмпирическом социологическом исследовании выделяют четыре основных этапа, каждый из которых состоит из совокупности специальных процедур:

1) подготовительный (разработка программы исследования, целей и плана);

2) сбор первичной социологической информации (записи исследователя, выписки из документов, результаты опросов, наблюдения и т.д.);

3) подготовка собранной в ходе социологического исследования информации к обработке на ЭВМ, обработка и анализ данных;

4) завершающий (формирование выводов, рекомендаций, создание проектов).

1.2 Обработка и анализ результатов социологического исследования

Заключительный этап социологического исследования включает обработку, интерпретацию и анализ данных, построение эмпирически выверенных и обоснованных обобщений, выводов, рекомендаций и проектов. Этап обработки подразделяется на несколько стадий:

- редактирование информации - проверка, унификация и формализация полученной в ходе исследования информации. На стадии предварительной подготовки к обработке осуществляется проверка методического инструментария на точность, полноту и качество заполнения, выбраковываются некачественно заполненные анкеты;

- кодирование - перевод данных на язык формализованной обработки и анализа путем создания переменных. Кодирование представляет собой связующее звено между качественной и количественной информацией, характеризующееся числовыми операциями с информацией, введенной в память ЭВМ. Если во время кодирования произошел сбой, замена или потеря кода, то информация будет неверной;

- статистический анализ - выявление некоторых статистических закономерностей и зависимостей, которые дают социологу возможность сделать определенные обобщения и выводы;

- интерпретация - превращение социологических данных в показатели, которые являются не просто числовыми величинами, а определенными социологическими данными, соотнесенными с целями и задачами исследователя, его знанием, опытом. Зборовский, Т.Е. Прикладная социология: учеб. пособие / Т.Е. Зборовский. - М.: Гардарики, 2005. - С. 89 - 91.

Анализ информационного материала различается в зависимости оттого, какое исследование проводится - качественное или количественное. В качественном исследовании анализ обычно начинается уже на этапе сбора данных, поскольку ученый делает комментарии в своих полевых записях, отмечает обсуждаемые идеи и т.д. В период анализа исследователю иногда приходится вновь возвращаться к сбору данных, если их оказалось недостаточно или чтобы проверить правильность выдвинутых гипотез. В качественном анализе перед исследователем стоят проблемы соблюдения баланса между описанием и, правильного соотношения между его интерпретациями и тем, как ситуацию воспринимают и понимают ее участники. В количественном анализе оперируют понятиями переменных, влияющих друг на друга. При сборе, обработке, анализе, моделировании и сопоставлении результатов разных исследований используется совокупность методов и моделей прикладной математической статистики. К первой группе относят выборочный метод, описательную статистику, анализ связей и зависимостей, теорию статистических выводов, оценок и критериев, планирование экспериментов, ко второй - ряд методов многопеременной статистики, различные методы шкалирования, таксономические процедуры, корреляционный, факторный, причинный анализ, а также большую группу статистических моделей.

Анализ и обобщение

Существуют качественные и количественные виды анализа массовой информации. К качественным видам относятся:

- функциональный анализ, направленный на выявление устойчивых инвариантных связей объекта;

- структурный анализ, связанный с выявлением внутренних элементов объектов и способа их сочетания;

- системный анализ, представляющий собой целостное изучение объекта.

Количественный (статистический) анализ информации включает совокупность статистических методов обработки, сравнения, классификации, моделирования и оценки данных, полученных в результате социологического исследования. По характеру решаемых задач и используемого математического аппарата методы статистического анализа подразделяются на четыре основные группы:

1) одномерный статистический анализ - дает возможность анализировать эмпирическое распределение измеренных в социологическом исследовании признаков. В этом случае вычленяются дисперсии и средние арифметические значения признаков, определяются частоты встречаемости различных градаций признаков;

Информация о работе Социологические исследования в анализе качества жизни населения региона