Социологические исследования в анализе качества жизни населения региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 08:21, курсовая работа

Описание работы

Развитие социологии означает и развитие эмпирических исследований, обогащающих теорию и позволяющих разрабатывать механизмы регулирования социальных процессов. Социологические исследования обеспечивают обратную связь, дополняя статистическую информацию конкретными данными об интересах и запросах, мнениях и настроениях людей, о жизненных планах, уровне и качестве жизни, ценностных установках. Анализ и обобщение результатов социологического исследования позволяют предсказать возможные варианты развития социальных процессов и явлений.
Объектом курсовой работы являются социологические исследования в анализе качества жизни.
Цель исследования заключается в анализе качества жизни Вологодской области, по данным социологических исследований.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Сущность, виды и методика социологического исследования
1.2 Обработка и анализ результатов социологического исследования
1.3 Программа социологического исследования
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Социологические исследования качества жизни Вологодской области
2.2 Перспективы развития качества населения Вологодской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 237.00 Кб (Скачать файл)

Социологический опрос, проведенный в январе 2003 года научно-исследовательской лабораторией по проблемам качества жизни населения, в частности, показал, что общественное мнение довольно благоприятно воспринимает ситуацию в регионе. 16, 75 % участников опроса оценили общее положение дел в области как хорошее, 45, 85 % - как скорее хорошее, чем плохое, 20, 41 % - как в той или иной мере плохое. При этом однозначно негативную оценку ситуации дали лишь 4, 26 % белгородцев. [6]

Разумеется, никто не отрицает, что сохраняется недостаточный уровень доходов определенной части населения, непростой остается ситуация в ряде хозяйств аграрного комплекса. По-прежнему часть молодежи озабочена перспективой личного жизненного успеха, который невозможен без хорошего образования.

При оценке качества жизни населения г. Белгорода использованы ИРЧП (интегральные показатели), а также показатели, характеризующие: 1) количественный и качественный состав населения, 2) доходы, 3) бедность и социальную защищенность, 4) занятость, 5) жилье, 6) здоровье, 7) образование, 8) культуру, 9) транспорт и связь, 10) услуги, 11) экологию, 12) личную безопасность.

Индекс продолжительности жизни в городе составляет 0,740 единицы. Индекс образования равен 0,972 единицы и индекс среднедушевого дохода -0, 740 единицы.

Сводный ИРЧП составляет 0,811 (по России в целом - 0, 771, по Белгородской области - 0, 798), т.е. Белгород характеризуется высоким уровнем развития.

По интегральному показателю качества жизни, рассчитанному относительно среднероссийской величины, г. Белгород лидирует в Центрально-Черноземном районе, но уступает Москве и Санкт-Петербургу. Показатель качества жизни белгородцев на 10% выше среднероссийского показателя.

Сравнительная динамика изменения качества жизни населения г. Белгорода проявляется в тенденциях роста численности населения, увеличения удельного веса населения в трудоспособном возрасте, уменьшения демографической нагрузки на работающее население, роста численности учащихся общеобразовательных школ и студентов.[7]

 

Заключение

Качество жизни - это целостная характеристика уровня развития и удовлетворения потребностей людей, соотнесенных с социальными стандартами и ресурсными возможностями общества. В ходе рыночных реформ, с ростом экономической и политической самостоятельности, разграничением полномочий федерального, регионального и муниципального уровней власти усилилась дифференциация социально-экономического положения регионов РФ. Обострилось множество противоречий экономического и социального развития, что привело к серьезным изменениям качества жизни населения, проявляющимся, прежде всего, в трудном экономическом положении населения и нарастании загрязнения природной и социальной среды. Усиливаются такие негативные тенденции, как ухудшение физического здоровья, сокращение средней продолжительности жизни, рост преступности, увеличение дифференциации доходов различных групп населения, ухудшение социальной защищенности, социальная деградация части населения и др. Результаты исследований качества жизни населения региона дают возможность придать действиям региональных органов управления конкретные направления, адресность и временные параметры. Социально-экономическая ситуация в регионах РФ предопределяет необходимость проведения социологических исследований проблем качества жизни населения и поиск более надежных критериев и показателей качества населения, которые позволят органам государственной и региональной власти осуществлять регулирующее воздействие на процессы формирования и повышения качества жизни населения региона. Корректное использование показателей удовлетворенности жизнью при оценке ее качества связано с необходимостью учета определенных ограничений, а именно: 1) зависимости степени удовлетворенности от уровня самих потребностей,

2) ее зависимости от компаративного фона,

3) зависимости от темпоральной асимметрии оценок,

4) обусловленности степени удовлетворенности: а) характером социальных отношений, б) общепринятыми нормами поведения, в) манипулированием массовым сознанием, г) степенью свободы выбора, д) личностными особенностями людей. Улучшение качества жизни возможно по трем основным направлениям: 1) удовлетворение социально-значимых потребностей населения;

2) коррекция ценностно-целевых ориентации человека, формирование разумных человеческих потребностей;

3) рост, возвышение потребностей населения.

Возможные модели управления процессами улучшения качества жизни могут быть направлены на:

выживание людей,

их адаптацию к меняющимся социально-экономическим условиям,

социальную самореализацию.

 Успешное управление процессами повышения качества жизни населения возможно на основе принципов:

единства социальной и экономической политики,

баланса экономической эффективности и социальной защиты населения,

стандартизации социальной самореализации,

дифференцированного подхода,

адресной социальной поддержки,

социального выравнивания городских территорий,

программно-целевого принципа,

рационального использования ресурсов,

социального партнерства,

компаративно-состязательного принципа,

обратной связи,

научно-методического обеспечения.

 

Библиографический список литературы

1.   Айвазян С.А. Интегральные индикаторы качества жизни населения: их построение и использование в социально-экономическом управлении межрегиональных сопоставлениях. - М.,2000.

2.   Алферова М.Н. О возможном подходе к разработке региональной концепции и программы улучшения качества жизни населения // Технологии качества жизни. – т.2., - 2002.- №2.

3.   Ашмарин И.И. Человеческий потенциал России. - М.,2000.

4.   Бакинцев В., доктор философских наук, профессор. Выборы губернатора области: социологические парадоксы и проблемы. // Белгородские известия (Белгород).- 08.05.2003.

5.   Белов А.А. Влияние социальных конфликтов на качество жизни белгородской молодежи (по результатам социологических исследований)// Аналитика культурологии, 2006.

6.   Бобков В.Н. О программе повышения уровня и качества жизни населения // Проблемы теории и практики. - 1999.- №6.

7.   Воронин Ю.А. Оценка качества населения как основа новой социальной политики. - Новосибирск., 1998.

8.   Когут А. Е., Рохчин В.Е. Региональный мониторинг: качество жизни населения. - СПб.,2001.

9.   Образ жизни населения России: последствия реформ //Социс.-2001.

10.      Рубин Я.И. Качество населения. О сущности и структуре понятия. // СОЦИС. – 1998 - № 9.

11.      Савченко П., Федоров М., Шелкова Е. Уровень и качество жизни: понятия, индикаторы, современное состояние в России//Российский экономический журнал. - 2000. -№7.

12.      Социологические исследования на рынке услуг. // Социс.-2000.-№6

13.      Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода. Под ред. И.Т. Фролова. – М., 1999.

 


[1] Алферова, М.Н. О возможном подходе к разработке региональной концепции и программы улучшения качества жизни населения / М.Н. Алферова, А.А. Белов, В.П. Бабинцев и др. // Технологии качества жизни. – т.2., №2, - 2002. – С. 1-10.

[2] Российские учёные за справедливый строй./ Газета «Знание-власть», декабрь, 2003г.

[3] Рубин Я.И. Качество населения. О сущности и структуре понятия. // СОЦИС, 1998, № 9, с. 87-91.

[4] Ашмарин И.И. Человеческий потенциал России. М.,2000. С.123-130.

[5] Белов А.А. Влияние социальных конфликтов на качество жизни белгородской молодежи (по результатам социологических исследований).// Аналитика культурологии, 2006.

[6] Бакинцев В., доктор философских наук, профессор. Выборы губернатора области: социологические парадоксы и проблемы. // Белгородские известия (Белгород).- 08.05.2003

[7] Фатеева Н.А. Социальная эффективность местного самоуправления: критерии и методика оценки. Автореферат дис. канд социол. наук. - Белгород, 2002;

Страница 1

Содержание:

Введение

Стратегия социологического поиска

Уровни социологического исследования

История социологических исследований в России

Социологические исследования в России в наше время

Список используемой литературы:

Введение

Концептуализация общества и его структурных элементов, процессов их изменения - результат определенных исследований, которые принято называть социальными. Социологическое исследование общества - разновидность социальных исследований, имеющая свою специфику.

Социология изучает «человека в обществе», а не в одной из сфер его жизни, например, экономической или политической. Поэтому социологов интересуют процессы «вхождения человека в общество», то есть процесс социализации.

Стратегия социологического поиска

Концептуализированные представления социологов о социальной реальности ориентируют их в выборе соответствующих объектов исследования, позволяют им выдвигать и формулировать определенные гипотезы, нацеливать на установление функциональной или каузальной зависимости между социальными явлениями, предоставляют возможность получать логически обоснованные выводы, служат основой для систематизации социальных фактов, то есть выполняют методологическую роль.

В ходе исследования взаимодействия с другими людьми социолог совершенствует свои представления о природе социальной реальности и социологического знания. Постепенно складывается стратегия заинтересованного в социальной жизни исследователя, выступающего против обещаний досужих ученых и политиков искусственно создать рациональную организацию условий человеческого бытия.

Социолог не навязывает свои концепции и свою волю другим членам общества и не отрицает авторитет непрофессиональных знаний и здравого смысла, а участвует в диалоге с ними и проясняет природу этих знаний. Такая исследовательская стратегия непосредственно связана с интерпретацией социологами результатов их исследований и с переносом акцента в социологическом поиске со знания на взаимопонимание.

Уровни социологического исследования

В ходе своих исследований социологи преследуют различные цели и располагают разными возможностями объяснения изучаемых ими социальных явлений и процессов. Понимая сложность объекта и предмета своего анализа, социолог может сосредоточить свое внимание на изучении лишь одного из аспектов социальной реальности. Его могут интересовать личности и группы, социальные системы и социетальные общества, мировые системы, взаимодействие между всеми этими субъектами социальной жизни.

В социологическом исследовании раскрывается как сложность объекта и предмета анализа, так и многообразие уровней самого исследования как процесса.

История социологических исследований в России

Вспомним двадцатые годы страны. Тогда активно исследовались изменения в условиях труда и быта трудящихся, изучались бюджет и структура свободного времени работника, воспроизводство населения и воспитание детей, другие важные социальные процессы и явления общества. Появились понятия социология города, деревни, политики искусства, молодежи, социология иных конкретных объектов. Издавалась литература по отдельным областям социальных знаний.

В те годы глубокими исследованиями бюджетов времени различных групп и слоев общества, разработкой социологических закономерностей развития производства, прежде всего выяснением роли труда занимался российский ученый Станислав Струмилин. Его работы несли серьезную информацию о социальных явлениях и процессах, содержали ценные прогнозы. В связи с гонениями он был вынужден посвятить себя разработке проблем экономической науки.

По существу 40-50г.г. в СССР, в т.ч. в. и России не велось никаких социологических исследований. Причина была в отрицании значения социологии как самостоятельной и полноправной науки об обществе, законах его развития и функционирования.

Лишь в начале 60г.г. с наступлением хрущовской «оттепели» начали возрождаться конкретные социологические исследования. В 1960г. в Институте философии Академии наук СССР было организовано первое в стране социологическое подразделение. Вначале это был сектор исследования новых форм труда и быта, позже преобразованный в Отдел конкретных социологических исследований.

Однако данные социологических исследований практически использовались при решении тех или иных вопросов реальной жизни, а социология все не признавалась самостоятельной обществоведческой наукой. Тот факт, что проводилось много конкретных эмпирических исследований разных сторон социальной жизни, давало основание рассматривать социологию только как прикладную науку. Вместе с тем по-прежнему считалось, что единственно научной теорией общества являлся исторический материализм, что сдерживало развитие социологии.

Так было до конца 80-х г.г., когда в силу ряда сложившихся социально-политических, экономических и внешнеэкономических обстоятельств СССР оказался перед объективной необходимостью реформирования общества. Тогдашнее «партократическое» руководство СССР выбрали не научный, а волюнтаристический путь решения назревших экономических и экономико-политических проблем страны.

Социологические исследования в России в наше время

Не изменилось положение и до настоящего времени. Однако, социологи продолжают проводить свои исследования хода реформирования российского общества. В результате выявлены и изучены как позитивные, так и негативные аспекты происходящих в стране изменений. В частности, обращено внимание на становление элементов рыночной инфраструктуры, прежде всего банковской и торговой, ликвидацию в известной мере товарного дефицита, но в то же время отмечалось сокращение объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, разрушение научного и технического потенциала страны, значительное снижение жизненного уровня большинства населения, увеличение преступности, и рост различных форм социальных аномалий. Социальная цена реформирования оказалась чрезвычайно высокой.

Социологи предлагали и конкретные меры для преодоления негативных и опасных тенденций. Сделан вывод о том, что главное направление современного этапа реформирования должно определяться как объективными тенденциями развития мировой цивилизации, так и потребностями принятия адекватной российскому евразийскому менталитету модели общественного развития.

Социологи обосновали, что при наличии мощного индустриального, научного, сырьевого и человеческого потенциала, которым располагает страна, Россия может осуществить стремительный экономический, научно-технический и социальный прорыв вперед, и не только сравняться с развитыми странами, но и занять прочные ведущие позиции в мировой экономико-политической жизни и научно-технической сфере.

Социологами разработаны основные принципы концепции государственной национальной политики. Показано, что назревшие вопросы межнациональных отношений следует решать в русле господствующей в мире тенденции к экономической и политической интеграции.

Много внимания уделяется разработке проблем общенациональных интересов и социальных приоритетов.

Как и в недавнем прошлом, работы и выводы социологов признаются значимыми, по-прежнему остаются невостребованными. Прогнозы же обладают в ряде случаев достаточной достоверностью.

Печальной особенностью современного этапа развития социологической науки является ее резко упавший научный уровень. Все стали социологами и политологами, все дают советы, выстраивают рейтинги и т.д. А в результате мы имеем общество, к которому никто не стремился и которого никто не хотел.

Еще более тревожной особенностью современного этапа развития социологии является то, что эта наука, а вернее псевдосоциология, нередко используется как средство манипуляция сознанием людей для принятия антинародных или квазидемократических решений.

Сложившееся положение в самой социологической науке и с использованием данных социальных наук необходимо исправлять. Здесь большая роль принадлежит Российскому гуманитарному научному фонду и Российскому фонду фундаментальных наук. Российский гуманитарный научный фонд мог бы увеличить число специальных гарантов на подготовку научных изданий, учебников и учебных пособий.

Необходимы гранты и на оснащение социологических лабораторий и отделов современным оборудованием.

Желательно поставить вопрос о сертификате на проведение исследований. Социологические исследования должны проводить специалисты.

Список используемой литературы:

1. Радугин А.А., Радугин К.А. «Социология», Москва 1996г., издательство «Центр».

2. Капитонов Э.А. «Социология XX века», Ростов-на-Дону 1996г., издательство «Феникс».

3. Под ред. Тадевосяна Э.В. «Социология», Москва 1995г., издательство «Знание».

4. Журнал «Социс. Социологические исследования», за 1997г.

 



Информация о работе Социологические исследования в анализе качества жизни населения региона