Социологические исследования в социально-экономических и политических процессах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2015 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Предмет работы - организации социологических исследования социально-экономических и политических процессов.
Цель работы - проанализировать процесс организации социологических исследования социально-экономических и политических процессов.
Для достижения оставленной цели были решены следующие задачи:
1. Изучено понятие и виды социально-экономических и политических про-цессов как объекта организации социологических исследований

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Социологические исследования социально – экономических и политических процессах
1.1. Понятие и виды социально-экономических и политических процессов…5
1.2. Социологическое исследование, как метод изучения социально-экономических и политических процессов ……………………………………9
1.3. Алгоритм организации социологического исследования социально-экономических и политических процессов…………………………………... 12
Глава 2. Социологическое исследование на тему: Низкая гражданская активность молодежи г. Москвы и потребность государства в сильном гражданском обществе…………………………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ, БОЛОТОВ.docx

— 98.71 Кб (Скачать файл)

Государство строит гражданское общество - общество свободных, суверенных личностей, наделенных широкими гражданскими и политическими правами, активно участвующих в управлении государством. Это подразумевает под собой активность, в том числе и молодежи. Гражданская активность - активная реализация своих гражданских прав. То есть активное участие в жизни государства, например, голосование на выборах, членство в какой-либо партии, профсоюзе и т.п. Наблюдается отсутствие у молодежи интереса к деятельности некоммерческих организаций и защите собственных прав, острая нехватка молодых кадров и низкий уровень гражданского самосознания. В настоящее время молодежь пассивна граждански, что тормозит развитие общества и государства.

Объект – молодежь города Москвы (14-29 лет);

Предмет – гражданская активность молодежи.

2. Определение цели и постановка  задач исследования.

Цель - проанализировать причины гражданской пассивности молодежи и дать рекомендации по повышению ее активности.

Задачи:

  • Изучить имеющуюся литературу по предмету программы социологического исследования
  • Изучить наличие гражданской позиции у молодых граждан
  • Проанализировать интересы молодежи
  • Изучить формы проведения досуга
  • Выявить уровень просвещенности молодежи в возможностях и формах проявления гражданской активности
  • Проанализировать причины включения/невключения, вхождения/невхождения молодежи в различные формы гражданской активности
  • Изучить влияние СМИ, друзей, родителей на гражданскую активность/пассивность  молодежи
  • Изучить потребность и стремление молодежи прийти к гражданскому обществу
  • Изучить зависимость гражданской активности от гендерного признака
  • Изучить зависимость гражданской активности от уровня образования
  • Проанализировать уровень заинтересованности молодежи в проблемах общества
  • Изучить уровень молодежных общественных инициатив
  • Выявить возможные аспекты повышения гражданской активности молодежи
  • Разработать рекомендации по устранению проблем, вызывающих гражданскую пассивность молодежи

3. Уточнение и интерпретация основных  понятий

Интересы молодежи

Объективные

Субъективные

Процентное отношение молодежи, записавшейся в библиотеки, в молодежные общественные организации, политические, религиозные, экологические организации, в спортивные секции, в театральные кружки, художественные школы, музыкальные школы по отношению ко всем остальным

Процентное отношение молодежи, записавшейся в библиотеки, в молодежные общественные организации, политические, религиозные, экологические организации, в спортивные секции, в театральные кружки, художественные школы, музыкальные школы по отношению ко всем остальным

Процентное отношение видов взятой литературы (классическая, современная, бульварная, нехудожественная, бизнес-литература, изучение языков)

Уровень посещаемости мероприятий, проводимых организациями

Количество самостоятельно предложенных и реализованных проектов

Процентное отношение человек, состоящих в каждой организации

Степень удовлетворенности подобными организациями и преследуемыми ею целями

Гражданская позиция

Процентное отношение посещающих митинги, пикеты, флешмобы, сборы подписей, акции протеста

Процентное отношение пикетов, митингов, акций протеста и т.д., организованных молодежью Москвы

Процентное отношение человек, проголосовавших на выборах (на федеральном, региональном, муниципальном уровне)

Процентное отношение молодежи, являющейся членами партий, профсоюзов и т.п.

Процентное отношение патриотов

Процентное отношение молодежи, проголосовавшей на выборах (на федеральном уровне, на региональном уровне, на муниципальном уровне)

Процентное отношение реализованных проектов, участие в деятельности партий, профсоюзов

Уровень удовлетворенности результатами проводимых мероприятий

Досуг

Процентное отношение мест, где можно проводить досуг к количеству молодежи по районам

Уровень цен в заведениях, где можно проводить досуг

Процентное отношение молодых, проводящих досуг пассивно

Процентное отношение молодых, проводящих досуг активно

Процентное отношение молодых, проводящих досуг с пользой обществу

Степень удовлетворенности видом проводимого досуга и местами, где можно проводить свободное время

Влияние СМИ, мнение родителей и друзей на гражданскую активность

Процентное отношение социальной рекламы

Процентное отношение передач, помогающих формировать гражданскую позицию

Уровень престижа проявления гражданской активности

Степень зависимости молодежи от родителей и от их мнения

Процентное отношение молодежи, смотрящей познавательные программы, дискуссии на острые вопросы

Процентное отношение участия в программах с подобной направленностью молодых людей

Процентное отношение молодежи, являющейся активными участниками Интернет-форумов, где обсуждаются проблемы общества

Уровень просвещенности в освещаемых СМИ проблемах общества, государства

Уровень образования

Процентное отношение молодых, окончивших высшие, средние профессиональные, общеобразовательные учебные заведения

Процентное отношение молодых призеров олимпиад (на федеральном, региональном, муниципальном уровнях)

Степень удовлетворенности полученным образованием

Степень удовлетворенности реализации в своей сфере работы

Уровень эффективности и применяемости полученных знаний на дополнительных курсах

Отношение к общественным проблемам

 

Уровень заинтересованности общественными проблемами

Процентное отношение молодых, готовых решать проблемы общества

Процентное отношение молодых, осознающих наличие проблем

Процентное отношение молодых, ставящих общественные интересы над личными

Отношение к политике государства

Процентное отношение молодежных митингов против политиков, законов и т.п.

Численность вовлеченности молодежи в деятельность муниципальных, региональных и федеральных учреждений

Уровень удовлетворенности молодежи проводимой государством политикой

Процентное отношение молодых, интересующихся политикой и следящих за политическими новостями

Реализация гражданской активности

Процентное отношение реализованных проектов, сформированных в молодежных организациях Москвы

Процентное отношение реализованных проектов, сформированных лично (самостоятельно)

Уровень удовлетворенности возможностями для реализации гражданской активности

Степень информированности молодежи о планируемых мероприятиях

Процентное отношение созданных обществ, ассоциаций для отстаивания и защиты прав


 

4. Предварительный  системный анализ объекта исследования.

Объективные факторы

Общие

Экономическая ситуация,

социальные и политические отношения,

система ценностей в обществе

Специфические: прямые

Условия жизни,

социально-бытовая инфраструктура,

отношение к государственной власти, правящей партии,

взаимоотношения в обществе     косвенные

воздействие СМИ

система семейного воспитания

система образования

социальный статус личности

социальный статус окружающих его людей



Индивидуальные особенности молодежи

Функциональные и ролевые характеристики

Пол, возраст, семейное положение, уровень образования, принадлежность к общественным, политическим, религиозным, экологическим организациям, профсоюзам, участие в управлении

Личностные характеристики

Интересы и потребности, социальные установки, ценностные ориентации, идеалы, концепции образа жизни, гражданская позиция, инициативность

 

Интересы молодежи

Объективные

Субъективные

Процентное отношение молодежи, записавшейся в библиотеки, в молодежные общественные организации, политические, религиозные, экологические организации, в спортивные секции, в театральные кружки, художественные школы, музыкальные школы по отношению ко всем остальным

Процентное отношение молодежи, записавшейся в библиотеки, в молодежные общественные организации, политические, религиозные, экологические организации, в спортивные секции, в театральные кружки, художественные школы, музыкальные школы по отношению ко всем остальным

Процентное отношение видов взятой литературы (классическая, современная, бульварная, нехудожественная, бизнес-литература, изучение языков)

Уровень посещаемости мероприятий, проводимых организациями

Количество самостоятельно предложенных и реализованных проектов

Процентное отношение человек, состоящих в каждой организации

Степень удовлетворенности подобными организациями и преследуемыми ею целями

 

Гражданская позиция

Процентное отношение посещающих митинги, пикеты, флешмобы, сборы подписей, акции протеста

Процентное отношение пикетов, митингов, акций протеста и т.д., организованных молодежью Москвы

Процентное отношение человек, проголосовавших на выборах (на федеральном, региональном, муниципальном уровне)

Процентное отношение молодежи, являющейся членами партий, профсоюзов и т.п.

Процентное отношение патриотов

Процентное отношение молодежи, проголосовавшей на выборах (на федеральном уровне, на региональном уровне, на муниципальном уровне)

Процентное отношение реализованных проектов, участие в деятельности партий, профсоюзов

Уровень удовлетворенности результатами проводимых мероприятий

 

Досуг

Процентное отношение мест, где можно проводить досуг к количеству молодежи по районам

Уровень цен в заведениях, где можно проводить досуг

Процентное отношение молодых, проводящих досуг пассивно

Процентное отношение молодых, проводящих досуг активно

Процентное отношение молодых, проводящих досуг с пользой обществу

Степень удовлетворенности видом проводимого досуга и местами, где можно проводить свободное время

Влияние СМИ, мнение родителей и друзей на гражданскую активность

Процентное отношение социальной рекламы

Процентное отношение передач, помогающих формировать гражданскую позицию

Уровень престижа проявления гражданской активности

Степень зависимости молодежи от родителей и от их мнения

Процентное отношение молодежи, смотрящей познавательные программы, дискуссии на острые вопросы

Процентное отношение участия в программах с подобной направленностью молодых людей

Процентное отношение молодежи, являющейся активными участниками Интернет-форумов, где обсуждаются проблемы общества

Уровень просвещенности в освещаемых СМИ проблемах общества, государства

 

Уровень образования

Процентное отношение молодых, окончивших высшие, средние профессиональные, общеобразовательные учебные заведения

Процентное отношение молодых призеров олимпиад (на федеральном, региональном, муниципальном уровнях)

Степень удовлетворенности полученным образованием

Степень удовлетворенности реализации в своей сфере работы

Уровень эффективности и применяемости полученных знаний на дополнительных курсах

 

Отношение к общественным проблемам

Уровень заинтересованности общественными проблемами

Процентное отношение молодых, готовых решать проблемы общества

Процентное отношение молодых, осознающих наличие проблем

Процентное отношение молодых, ставящих общественные интересы над личными

 

Отношение к политике государства

Процентное отношение молодежных митингов против политиков, законов и т.п.

Численность вовлеченности молодежи в деятельность муниципальных, региональных и федеральных учреждений

Уровень удовлетворенности молодежи проводимой государством политикой

Процентное отношение молодых, интересующихся политикой и следящих за политическими новостями

 

Реализация гражданской активности

Процентное отношение реализованных проектов, сформированных в молодежных организациях Москвы

Процентное отношение реализованных проектов, сформированных лично (самостоятельно)

Уровень удовлетворенности возможностями для реализации гражданской активности

Степень информированности молодежи о планируемых мероприятиях

Процентное отношение созданных обществ, ассоциаций для отстаивания и защиты прав


 

5. Развертывание рабочих гипотез

  • Общественные проблемы острее видят люди с высшим образованием, высоким социальным статусом.
  • Степень удовлетворенности жизнью выше у тех, кто реализует проекты, решающие проблемы общества.
  • Более активна и инициативна молодежь, не зависящая от родителей, семьи и от их мнения.
  • Неопределенность общества по отношению к молодежи рождает такую же неопределенность молодежи в отношении общества.
  • Молодежь, испытывая недоверие к власти, обладает крайне низким уровнем политической и правовой культуры.
  • Существует прямая связь между карьерой молодого человека и его гражданской позицией.

ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ

    1. Принципиальный (стратегический) план исследования
  1. Обоснование типа проводимого исследования.

Будет проводиться аналитико-экспериментальное исследование, т.к. это наиболее сильный тип социологического исследования. Мы обладаем достаточно глубокими знаниями в изучаемой области, а именно гражданской активности молодежи. И целью данного социологического исследования является выдвижение объяснительных аналитических концепций выявления причин низкой гражданской активности и обоснованный выход на социально-технологические рекомендации и методики. Все вышеперечисленное соответствует выбранному типу социологического исследования.

  1. Разработка требований к составу исследовательского коллектива; обоснование номенклатуры необходимого технического обеспечения.

Исходя из того, что в ходе исследования будет опрошено 425 498 человек, необходимо 280 анкетеров, которые также будут заниматься процедурой сбора и анализа исходных данных.

     Анкетеры – студенты, которые будут отбираться по принципу заинтересованности в ходе и результатах исследования, а также в принятии ими целей, которые ставит исследователь. Исследовательский коллектив будет набран из общественных молодежных объединений Москвы и будет работать на волонтерской основе, т.е. не ради получения прибыли, а ради бескорыстного желания выявить причины низкой гражданской активности молодежи и в дальнейшем использовать выводы исследования в деятельности своих организаций.

     Они будут приглашаться из разных молодежных объединений путем случайной выборки. В первую очередь, мы оповестим дирекцию каждого, случайно выбранного нами, объединения о проведении социологического исследования. Если возникает взаимный интерес, тогда мы берем волонтеров работать в рамках данного исследования. Взамен организация получает рекламу, т.к. она будет указана в числе организаций, принявших участие в ходе исследования, а также результаты, полученные в ходе него.

Важным условием также является возможность нанимаемых волонтеров работать в свободном графике, т.к. анкетирование может проводиться в разных местах и в разное время. Волонтеры будут работать с компьютером, значит, не менее важным требованием является знание ЭВМ, чтобы быстро и четко выполнять свою работу. Еще одним требованием является пунктуальность. Для анкетеров важно ораторское искусство, чтобы они смогли заинтересовать респондентов и правильно объяснить все, что требуется от респондентов.

Номенклатура технического обеспечения:

  1. Анкеты в количестве 425 530 шт. Исследование рассчитано на 425 498 человек, необходимо учесть ситуации, когда респонденты начнут неправильно заполнять анкеты или же будут бракованные анкеты, которые необходимо заменить. Для этого необходимо распечатать запасные анкеты в количестве 32 шт.
  2. Ручки с логотипом социологического исследования – 425 780 шт., такое количество необходимо для поощрения респондентов. Заполнив анкету, они получают ручку в подарок. Ручки также рассчитаны на анкетеров. Важно учесть, что ручки могут быть бракованными, соответственно их нужно будет заменить.
  3. Козырьки и футболки с логотипом социологического исследования – 280 шт.*2. Выдаются анкетерам, чтобы привлечь к себе внимание и заинтересовать будущих респондентов, чтобы респонденты знали к кому можно обратиться с вопросами. Это также поднимет престиж социологического исследования. У людей быстрее создастся впечатление, что исследованием занимается команда профессионалов, и они скорее согласятся принять в нем участие.
  4. Сумки-папки (280 шт.) для транспортировки анкет и ручек.
  5. Бейджи для всех работников социологического исследования – 281 шт. Для простоты общения внутри и вне штата.
  6. Компьютер – 281 штук. Для занесения и обработки данных социологического исследования. Каждый компьютер предназначен для одного сотрудника, в функции которого входит процедура сбора и анализа исходных данных. Собственность исследователей и анкетеров.
  7. Принтер, ксерокс (собственность исследователей и анкетеров), картридж черный – 281 шт., пачка бумаги (500 листов А4) – 140 шт. Для распечатки документов, оповещений и т.д.
  8. Определение объема необходимого финансирования.
  9. На изготовление анкет (цветная, с логотипом социологического исследования) будет затрачено 2 808 498 рублей за 425 530 шт., если 1 шт. стоит 6,60 рублей.
  10. На изготовление ручек (шариковая, чернила синие) с логотипом социологического исследования – 5,70 рублей за штуку, т.е. 2 426 946 рублей за 425 780 штук.
  11. На изготовление козырьков (100% хлопок) с логотипом – 68,95 рублей за 1 шт., соответственно за 280 шт. – 19 306 рублей.
  12. На изготовление футболок (цвет белый, 100% х/б) с логотипом – 99,00 рублей за 1 шт., значит за 280 шт. – 27 720 рубля.
  13. На сумки-папки (сумка «Атташе» для документов, черная): за 1шт. – 205,20 рублей, за 280 шт. – 57 456 рублей.
  14. Бейджи (исполняются в виде плотной бумаги 280 г. запечатанной полноцветом с одной стороны и заламинированной двусторонним ламинатом 135 микрон. Послепечатная обработка заключается в вырубке круглого отверстия под шнурок и скруглении углов (по желанию)). За 1шт. – 3,80 рублей, т.е. за 281 шт. – 1 067,80 рублей.
  15. Бумага для принтера, 1 шт. – 127 рублей, 140 шт. – 17 780 рубль.
  16. Картридж черный, 1 шт. – 800 рублей, 281 шт. – 224 800 рублей.
  17. Транспортные расходы анкетеров. Месячные проездные билеты на метро и на автобусы, трамваи, троллейбусы без лимита поездок для студентов - 321 рубль + 215 рублей = 536 рублей на одного человека. Анкетерам за 2 месяца 2*536*280 = 300 160 рублей. Исследователю за 5 месяцев, значит 5*536 = 2 680 рублей.

Информация о работе Социологические исследования в социально-экономических и политических процессах