Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2015 в 17:36, курсовая работа
Предмет работы - организации социологических исследования социально-экономических и политических процессов.
Цель работы - проанализировать процесс организации социологических исследования социально-экономических и политических процессов.
Для достижения оставленной цели были решены следующие задачи:
1. Изучено понятие и виды социально-экономических и политических про-цессов как объекта организации социологических исследований
Введение 3
Глава 1. Социологические исследования социально – экономических и политических процессах
1.1. Понятие и виды социально-экономических и политических процессов…5
1.2. Социологическое исследование, как метод изучения социально-экономических и политических процессов ……………………………………9
1.3. Алгоритм организации социологического исследования социально-экономических и политических процессов…………………………………... 12
Глава 2. Социологическое исследование на тему: Низкая гражданская активность молодежи г. Москвы и потребность государства в сильном гражданском обществе…………………………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………
Государство строит гражданское общество - общество свободных, суверенных личностей, наделенных широкими гражданскими и политическими правами, активно участвующих в управлении государством. Это подразумевает под собой активность, в том числе и молодежи. Гражданская активность - активная реализация своих гражданских прав. То есть активное участие в жизни государства, например, голосование на выборах, членство в какой-либо партии, профсоюзе и т.п. Наблюдается отсутствие у молодежи интереса к деятельности некоммерческих организаций и защите собственных прав, острая нехватка молодых кадров и низкий уровень гражданского самосознания. В настоящее время молодежь пассивна граждански, что тормозит развитие общества и государства.
Объект – молодежь города Москвы (14-29 лет);
Предмет – гражданская активность молодежи.
2. Определение цели и постановка задач исследования.
Цель - проанализировать причины гражданской пассивности молодежи и дать рекомендации по повышению ее активности.
Задачи:
3.
Уточнение и интерпретация
Интересы молодежи | |
Объективные |
Субъективные |
Процентное отношение молодежи, записавшейся в библиотеки, в молодежные общественные организации, политические, религиозные, экологические организации, в спортивные секции, в театральные кружки, художественные школы, музыкальные школы по отношению ко всем остальным |
Процентное отношение молодежи, записавшейся в библиотеки, в молодежные общественные организации, политические, религиозные, экологические организации, в спортивные секции, в театральные кружки, художественные школы, музыкальные школы по отношению ко всем остальным Процентное отношение видов взятой литературы (классическая, современная, бульварная, нехудожественная, бизнес-литература, изучение языков) Уровень посещаемости мероприятий, проводимых организациями Количество самостоятельно предложенных и реализованных проектов Процентное отношение человек, состоящих в каждой организации Степень удовлетворенности подобными организациями и преследуемыми ею целями |
Гражданская позиция | |
Процентное отношение посещающих митинги, пикеты, флешмобы, сборы подписей, акции протеста Процентное отношение пикетов, митингов, акций протеста и т.д., организованных молодежью Москвы Процентное отношение человек, проголосовавших на выборах (на федеральном, региональном, муниципальном уровне) Процентное отношение молодежи, являющейся членами партий, профсоюзов и т.п. |
Процентное отношение патриотов Процентное отношение молодежи, проголосовавшей на выборах (на федеральном уровне, на региональном уровне, на муниципальном уровне) Процентное отношение реализованных проектов, участие в деятельности партий, профсоюзов Уровень удовлетворенности результатами проводимых мероприятий |
Досуг | |
Процентное отношение мест, где можно проводить досуг к количеству молодежи по районам Уровень цен в заведениях, где можно проводить досуг |
Процентное отношение молодых, проводящих досуг пассивно Процентное отношение молодых, проводящих досуг активно Процентное отношение молодых, проводящих досуг с пользой обществу Степень удовлетворенности видом проводимого досуга и местами, где можно проводить свободное время |
Влияние СМИ, мнение родителей и друзей на гражданскую активность | |
Процентное отношение социальной рекламы Процентное отношение передач, помогающих формировать гражданскую позицию |
Уровень престижа проявления гражданской активности Степень зависимости молодежи от родителей и от их мнения Процентное отношение молодежи, смотрящей познавательные программы, дискуссии на острые вопросы Процентное отношение участия в программах с подобной направленностью молодых людей Процентное отношение молодежи, являющейся активными участниками Интернет-форумов, где обсуждаются проблемы общества Уровень просвещенности в освещаемых СМИ проблемах общества, государства |
Уровень образования | |
Процентное отношение молодых, окончивших высшие, средние профессиональные, общеобразовательные учебные заведения Процентное отношение молодых призеров олимпиад (на федеральном, региональном, муниципальном уровнях) |
Степень удовлетворенности полученным образованием Степень удовлетворенности реализации в своей сфере работы Уровень эффективности и применяемости полученных знаний на дополнительных курсах |
Отношение к общественным проблемам | |
Уровень заинтересованности общественными проблемами Процентное отношение молодых, готовых решать проблемы общества Процентное отношение молодых, осознающих наличие проблем Процентное отношение молодых, ставящих общественные интересы над личными | |
Отношение к политике государства | |
Процентное отношение молодежных митингов против политиков, законов и т.п. Численность вовлеченности молодежи в деятельность муниципальных, региональных и федеральных учреждений |
Уровень удовлетворенности молодежи проводимой государством политикой Процентное отношение молодых, интересующихся политикой и следящих за политическими новостями |
Реализация гражданской активности | |
Процентное отношение реализованных проектов, сформированных в молодежных организациях Москвы |
Процентное отношение реализованных проектов, сформированных лично (самостоятельно) Уровень удовлетворенности возможностями для реализации гражданской активности Степень информированности молодежи о планируемых мероприятиях Процентное отношение созданных обществ, ассоциаций для отстаивания и защиты прав |
4. Предварительный
системный анализ объекта
Объективные факторы | |
Общие Экономическая ситуация, социальные и политические отношения, система ценностей в обществе |
Специфические: прямые Условия жизни, социально-бытовая инфраструктура, отношение к государственной власти, правящей партии, взаимоотношения в обществе косвенные воздействие СМИ система семейного воспитания система образования социальный статус личности социальный статус окружающих его людей |
Индивидуальные особенности молодежи | |
Функциональные и ролевые характеристики Пол, возраст, семейное положение, уровень образования, принадлежность к общественным, политическим, религиозным, экологическим организациям, профсоюзам, участие в управлении |
Личностные характеристики Интересы и потребности, социальные установки, ценностные ориентации, идеалы, концепции образа жизни, гражданская позиция, инициативность |
Интересы молодежи | |
Объективные |
Субъективные |
Процентное отношение молодежи, записавшейся в библиотеки, в молодежные общественные организации, политические, религиозные, экологические организации, в спортивные секции, в театральные кружки, художественные школы, музыкальные школы по отношению ко всем остальным |
Процентное отношение молодежи, записавшейся в библиотеки, в молодежные общественные организации, политические, религиозные, экологические организации, в спортивные секции, в театральные кружки, художественные школы, музыкальные школы по отношению ко всем остальным Процентное отношение видов взятой литературы (классическая, современная, бульварная, нехудожественная, бизнес-литература, изучение языков) Уровень посещаемости мероприятий, проводимых организациями Количество самостоятельно предложенных и реализованных проектов Процентное отношение человек, состоящих в каждой организации Степень удовлетворенности подобными организациями и преследуемыми ею целями |
Гражданская позиция | |
Процентное отношение посещающих митинги, пикеты, флешмобы, сборы подписей, акции протеста Процентное отношение пикетов, митингов, акций протеста и т.д., организованных молодежью Москвы Процентное отношение человек, проголосовавших на выборах (на федеральном, региональном, муниципальном уровне) Процентное отношение молодежи, являющейся членами партий, профсоюзов и т.п. |
Процентное отношение патриотов Процентное отношение молодежи, проголосовавшей на выборах (на федеральном уровне, на региональном уровне, на муниципальном уровне) Процентное отношение реализованных проектов, участие в деятельности партий, профсоюзов Уровень удовлетворенности результатами проводимых мероприятий |
Досуг | |
Процентное отношение мест, где можно проводить досуг к количеству молодежи по районам Уровень цен в заведениях, где можно проводить досуг |
Процентное отношение молодых, проводящих досуг пассивно Процентное отношение молодых, проводящих досуг активно Процентное отношение молодых, проводящих досуг с пользой обществу Степень удовлетворенности видом проводимого досуга и местами, где можно проводить свободное время |
| |
Влияние СМИ, мнение родителей и друзей на гражданскую активность | |
Процентное отношение социальной рекламы Процентное отношение передач, помогающих формировать гражданскую позицию |
Уровень престижа проявления гражданской активности Степень зависимости молодежи от родителей и от их мнения Процентное отношение молодежи, смотрящей познавательные программы, дискуссии на острые вопросы Процентное отношение участия в программах с подобной направленностью молодых людей Процентное отношение молодежи, являющейся активными участниками Интернет-форумов, где обсуждаются проблемы общества Уровень просвещенности в освещаемых СМИ проблемах общества, государства |
Уровень образования | |
Процентное отношение молодых, окончивших высшие, средние профессиональные, общеобразовательные учебные заведения Процентное отношение молодых призеров олимпиад (на федеральном, региональном, муниципальном уровнях) |
Степень удовлетворенности полученным образованием Степень удовлетворенности реализации в своей сфере работы Уровень эффективности и применяемости полученных знаний на дополнительных курсах |
Отношение к общественным проблемам | |
|
Уровень заинтересованности общественными проблемами Процентное отношение молодых, готовых решать проблемы общества Процентное отношение молодых, осознающих наличие проблем Процентное отношение молодых, ставящих общественные интересы над личными |
Отношение к политике государства | |
Процентное отношение молодежных митингов против политиков, законов и т.п. Численность вовлеченности молодежи в деятельность муниципальных, региональных и федеральных учреждений |
Уровень удовлетворенности молодежи проводимой государством политикой Процентное отношение молодых, интересующихся политикой и следящих за политическими новостями |
Реализация гражданской активности | |
Процентное отношение реализованных проектов, сформированных в молодежных организациях Москвы |
Процентное отношение реализованных проектов, сформированных лично (самостоятельно) Уровень удовлетворенности возможностями для реализации гражданской активности Степень информированности молодежи о планируемых мероприятиях Процентное отношение созданных обществ, ассоциаций для отстаивания и защиты прав |
5. Развертывание рабочих гипотез
ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ
Будет проводиться аналитико-экспериментальное исследование, т.к. это наиболее сильный тип социологического исследования. Мы обладаем достаточно глубокими знаниями в изучаемой области, а именно гражданской активности молодежи. И целью данного социологического исследования является выдвижение объяснительных аналитических концепций выявления причин низкой гражданской активности и обоснованный выход на социально-технологические рекомендации и методики. Все вышеперечисленное соответствует выбранному типу социологического исследования.
Исходя из того, что в ходе исследования будет опрошено 425 498 человек, необходимо 280 анкетеров, которые также будут заниматься процедурой сбора и анализа исходных данных.
Анкетеры – студенты, которые будут отбираться по принципу заинтересованности в ходе и результатах исследования, а также в принятии ими целей, которые ставит исследователь. Исследовательский коллектив будет набран из общественных молодежных объединений Москвы и будет работать на волонтерской основе, т.е. не ради получения прибыли, а ради бескорыстного желания выявить причины низкой гражданской активности молодежи и в дальнейшем использовать выводы исследования в деятельности своих организаций.
Они будут приглашаться из разных молодежных объединений путем случайной выборки. В первую очередь, мы оповестим дирекцию каждого, случайно выбранного нами, объединения о проведении социологического исследования. Если возникает взаимный интерес, тогда мы берем волонтеров работать в рамках данного исследования. Взамен организация получает рекламу, т.к. она будет указана в числе организаций, принявших участие в ходе исследования, а также результаты, полученные в ходе него.
Важным условием также является возможность нанимаемых волонтеров работать в свободном графике, т.к. анкетирование может проводиться в разных местах и в разное время. Волонтеры будут работать с компьютером, значит, не менее важным требованием является знание ЭВМ, чтобы быстро и четко выполнять свою работу. Еще одним требованием является пунктуальность. Для анкетеров важно ораторское искусство, чтобы они смогли заинтересовать респондентов и правильно объяснить все, что требуется от респондентов.
Номенклатура технического обеспечения:
Информация о работе Социологические исследования в социально-экономических и политических процессах