Социологические методы исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 16:35, реферат

Описание работы

В настоящее время особую актуальность приобретают социально-психологические методы управления, так как в силу достаточно высокого технического и экономического уровня современного общества произошло снижение потенциала развития технологических, экономических и административных методов управления. Особое место в рамках социально-психологических методов управления занимают социологических методы исследования, являющиеся частью так называемой "активной социологии". Социология управления, используя понятийный и методологический аппарат прикладной социологии, позволяет производить реальные изменения на различных уровнях взаимодействия людей в системах управления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1 ПОНЯТИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.2 СУЩНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 6
ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 8
2.1 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
2.2 ВИДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 17
2.3 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 19
2.4 ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Социологические методы исследования.docx

— 50.41 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение                                                                                                                                               3

Глава 1. Теоретические основы исследования систем управления                              5

1.1 Понятие исследования       5 

1.2 Сущность исследования систем управления     6

Глава 2. Социологические методы исследования систем управления     8

2.1 Социологические методы исследования     8

2.2 Виды социологических исследований систем управления   17

2.3 Область применения социологических исследований систем управления      19

2.4 Организация социологических исследований систем управления      20

Заключение              23

Список используемой литературы

 

Введение

 

Цель науки управления - изучение и совершенствование принципов, структур, методов и техники управления. Поиск оптимальных методов управления ведется постоянно и в большом  диапазоне: от технологических (ручное, автоматическое, телемеханическое управление) до экономических, административных и  социально-психологических.

В настоящее время особую актуальность приобретают социально-психологические  методы управления, так как в силу достаточно высокого технического и  экономического уровня современного общества произошло снижение потенциала развития технологических, экономических и  административных методов управления. Особое место в рамках социально-психологических  методов управления занимают социологических  методы исследования, являющиеся частью так называемой "активной социологии". Социология управления, используя понятийный и методологический аппарат прикладной социологии, позволяет производить  реальные изменения на различных  уровнях взаимодействия людей в  системах управления.

Цель исследования - это  найти более эффективные варианты построения системы управления и  организации ее функционирования и  развития. изучение теоретических и прикладных основ социологических методов исследования систем управления

Главная задача исследования - обеспечивание нормального, желаемого функционирования и развития.

Решение, полученное в результате исследования, может иметь вид  некоторого акта деятельности, а может  быть концепцией деятельности на ближайшую  перспективу. Лучшим вариантом результата исследования является разработка программы  совершенствования, модернизации или  реконструкции, реформирования системы  управления в полном комплексе ее характеристик и параметров.

Объектом исследования является сама система управления. В методологическом отношении очень важным оказывается  понимание и учет класса этой системы. Она относится к классу социально - экономических систем. А это, в  свою очередь, значит, что основополагающим ее элементом является человек, поскольку  именно деятельность человека определяет особенности всех процессов функционирования и развития такой системы.

Областью применения социологических  методов является исследование ценностных ориентаций членов социальных сообществ  по отношению к различным явлениям, изучение которых позволяет выявлять тенденции в развитии общества и  определить меры эффективного воздействия  на членов этих сообществ

Предметом исследования систем управления - это наиболее существенный для исследователя аспект проявления сущности рассматриваемой системы  управления, некая проблема, т.е. это  реальное противоречие, требующее своего разрешения. Предметом изучения могут  быть проблемы в организации управления, профессионализме персонала, механизмах мотивации, использовании компьютерных технологий и т.д.

Результаты исследования систем управления - это, как правило, рекомендации по изменению тех или  иных сторон ее функционирования, повышению  качества управленческой деятельности менеджера и всего персонала  управления.

Эти рекомендации могут быть социально-психологического, экономического, организационного содержания; они могут  относиться к области информационного  обеспечения управления, мотивации  управления, изменения условий деятельности, учета дополнительных факторов развития фирмы, качества деятельности, оценки тенденций развития, конкурентоспособности  и пр. Результаты исследования - это  возможности, которые позволяют  повысить эффективность управления и обеспечить устойчивое и перспективное  развитие организации.

         Методология социального исследования, включает в себя 4 метода исследования:

Сравнительный

Исторический

Наблюдение

Эксперимент

Первые два были методами периодического анализа, а два других методами сбора эмпирической информации.

В последствии, по мере развития социологии, методика совершенствовалась и дополнялась новыми методами и  примерами получения информации.

К концу XIX века социология разделилась  на теоретическую и прикладную. Методология  социального исследования стала  развиваться в рамках прикладной или практической социологии.

Социальные, или социологические, исследования стали проводиться  повсеместно, а получаемая информация стала использоваться в различных  областях человеческой деятельности.

             

Глава 1. Теоретические основы исследования систем управления

1.1 Понятие исследования

 

Экономическая стабильность организации, ее выживаемость и эффективная  деятельность неразрывно связанны с  ее непрерывным функционированием  и развитием. При этом совершенствование  организации должно происходить  по принципу адаптации к внешней  среде. Для того чтобы "распознать" интересующие характеристики внешней  и внутренней среды организации, необходимы исследования.

Исследование - это вид  деятельности человека, состоящий из следующих компонентов:

распознавание проблемных ситуаций и самих проблем, установление их места в системе накопленных  знаний;

выявление свойств, содержания, закономерностей поведения и  развития;

нахождение путей, средств  и возможностей использования новых  представлений и знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.

Процесс исследования осуществляется в рамках управляемой системы  и управляющих подсистем, следовательно, касается всех аспектов деятельности организации.

Всякое исследование характеризуется  целью, объектом и предметом исследования, методологией и организацией его  проведения, результатами и возможностями  их практической реализации.

 

 1.2 Сущность исследования систем управления

 

Что касается непосредственно  исследований систем управления, то следует  сказать, что это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование  управления в соответствии с постоянно  изменяющимися внешними и внутренними  условиями.

В условиях современного динамичного  производства и общественного устройства управление должно находиться в состоянии  непрерывного развития, которое сегодня  невозможно обеспечить без исследования путей и возможностей этого развития, без выбора альтернативных направлений. Исследование управления осуществляется в каждодневной деятельности менеджеров и персонала, а так же в работе специализированных аналитических  групп, лабораторий, отделов. Сегодня  для проведения исследований систем управления приглашают консультационные фирмы.

Необходимость в исследованиях  систем управления продиктована достаточно объемным кругом проблем, например, отсутствие мотивации персонала, техники и  информационных систем управления; неотлаженная система (или отсутствие ее) принятия управленческих решений, стагнация  структуры управления. От правильного  решения этих и других проблем  зависит успех работы этих организаций.

Что касается методологии  исследования систем управления, то следует  отметить, что она основывается на разумной организации деятельности руководителей и менеджеров предприятия  по рационализации системы управления. Она предполагает определение преследуемых целей, предмета исследования, границ исследования, выбор средств и  методов исследования, средств (ресурсов) и этапов проведения исследовательских  работ.

Методология и организация  исследования систем управления требует  учета ряда системных характеристик, к которым относятся:

потребность в исследованиях

объект и предмет исследования

ресурсы для проведения исследования

эффективность исследования

результаты исследования.

Кроме того, с практической точки зрения, методика проведения исследований, как правило, включает 3 основных раздела:

1. Теоретический - определяет  основные цели, задачи, предмет и  объект исследования.

2. Методический - содержит  обоснование выбора метода проведения  исследования, сбора и обработки  данных, анализ полученных результатов,  способы их оформления.

3. Организационный - представляет  план проведения исследования, формирование  команды исполнителей, распределение  трудовых и финансовых ресурсов.

 

Таким образом, можно отметить, что многообразие исследований систем управления растет вместе с методами их проведения, что означает и отражает усложнение экономических отношений. Исследования систем управления в современном  мире стали неотъемлемой частью успешной деятельности организации.

 

Глава 2. Социологические  методы исследования систем управления

2.1 Социологические  методы исследования

 

Как отмечалось ранее методы, основанные на выявлении и обобщении  мнений опытных специалистов-экспертов, использовании их опыта и нетрадиционных подходов к анализу деятельности организации (анкетирование, метод "Мозговой атаки", метод типа "сценариев", метод экспертных оценок (включая SWOT-анализ), метод типа "Дельфи", методы типа "дерева целей", "деловой игры", морфологические методы и др.) называются социологическими методами исследования СУ.

В теории управления развитие системного анализа неразрывно связано  с такими понятиями, как "мозговая атака", "сценарии", "дерево целей", морфологические методы и т.п. Перечисленные  термины характеризуют тот или  иной подход к активизации выявления  и обобщению мнений опытных специалистов-экспертов (термин "эксперт" в переводе с  латинского означает "опытный"). Иногда все эти методы называют "экспертными". Однако есть и особый класс методов, связанных непосредственно с  опросом экспертов, так называемый метод экспертных оценок (так как  при опросах принято проставлять  оценки в баллах и рангах), поэтому  названные и подобные им подходы  иногда объединяют термином "качественные" (оговаривая условность этого названия, так как при обработке мнений, полученных от специалистов, могут  использоваться и количественные методы). Этот термин (хотя и несколько громоздкий) в большей мере, чем другие отражает суть методов, к которым вынуждены  прибегать специалисты, когда они  не только не могут сразу описать  рассматриваемую проблему аналитическими зависимостями, но и не видят, какие  из рассмотренных выше методов формализованного представления систем могли бы помочь получить модель для принятия решения.

Возникновение перечисленных  терминов, как правило, связано с  конкретными условиями проведения исследований, или даже с именем автора подхода. Однако варианты последующего применения методов настолько разнообразны, что сейчас трудно говорить об однозначности  использования приведенных терминов.

Дадим краткий обзор социологических  методов исследования СУ.

Концепция "мозговой атаки" получила широкое распространение  с начала 50-х годов как "метод  систематической тренировки творческого  мышления", направленный на "открытие новых идей и достижение согласия группы людей на основе интуитивного мышления". Методы этого типа известны также под названиями мозгового  штурма, конференций идей, коллективной генерации идей (КГИ).

Обычно при проведении мозговой атаки, или сессий КГИ, стараются  выполнить определенные правила, суть которых сводится к тому, чтобы  обеспечить как можно большую  свободу мышления участников КГИ  и высказывания ими новых идей; для этого рекомендуется приветствовать любые идеи, даже если они вначале  кажутся сомнительными или абсурдными (обсуждение и оценка идей проводится позднее), не допускается критика, не объявляется ложной идея и не прекращается обсуждение ни одной идеи. Требуется  высказывать как можно больше идей (желательно нетривиальных), стараться  создавать как бы цепные реакции  идей.

В зависимости от принятых правил и жесткости их выполнения различают прямую мозговую атаку, метод  обмена мнениями, методы типа комиссий, судов (когда одна группа вносит как  можно больше предложений, а вторая - старается их максимально критиковать) и т.п. В последнее время иногда мозговую атаку проводят в форме  деловой игры.

На практике подобием сессий КГИ являются разного рода совещания - конструктораты, заседания ученых и научных советов, специально создаваемых  временных комиссий.

В реальных условиях достаточно трудно обеспечить жесткое выполнение требуемых правил, создать "атмосферу  мозговой атаки", на конструкторатах  и советах мешает влияние должностной  структуры организации: трудно собрать  специалистов на межведомственные комиссии. Поэтому желательно применять способы  привлечения компетентных специалистов, не требующие обязательного их присутствия  в конкретном месте и в конкретное время и устного высказывания своих мнений.

Методы типа "сценариев". Методы подготовки и согласования представлений  о проблеме или анализируемом  объекте, изложенных в письменном виде, получили название сценариев. Первоначально  этот метод предполагал подготовку текста, содержащего логическую последовательность событий или возможные варианты решения проблемы, развернутые во времени. Однако позднее обязательное требование временных координат  было снято, и сценарием стали  называть любой документ, содержащий анализ рассматриваемой проблемы и  предложения по ее решению или  по развитию системы, независимо от того, в какой форме он представлен. Как правило, на практике предложения  для подготовки подобных документов пишутся экспертами вначале индивидуально, а затем формируется согласованный  текст.

Информация о работе Социологические методы исследования