Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 16:35, реферат
В настоящее время особую актуальность приобретают социально-психологические методы управления, так как в силу достаточно высокого технического и экономического уровня современного общества произошло снижение потенциала развития технологических, экономических и административных методов управления. Особое место в рамках социально-психологических методов управления занимают социологических методы исследования, являющиеся частью так называемой "активной социологии". Социология управления, используя понятийный и методологический аппарат прикладной социологии, позволяет производить реальные изменения на различных уровнях взаимодействия людей в системах управления.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1 ПОНЯТИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.2 СУЩНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 6
ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 8
2.1 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
2.2 ВИДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 17
2.3 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 19
2.4 ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Содержание
Введение
Глава
1. Теоретические основы исследования
систем управления
1.1 Понятие исследования 5
1.2 Сущность исследования систем управления 6
Глава 2. Социологические методы исследования систем управления 8
2.1 Социологические методы исследования 8
2.2 Виды социологических исследований систем управления 17
2.3 Область применения социологических исследований систем управления 19
2.4 Организация социологических исследований систем управления 20
Заключение 23
Список используемой литературы
Цель науки управления
- изучение и совершенствование принципов,
структур, методов и техники управления.
Поиск оптимальных методов
В настоящее время особую
актуальность приобретают социально-
Цель исследования - это
найти более эффективные
Главная задача исследования - обеспечивание нормального, желаемого функционирования и развития.
Решение, полученное в результате исследования, может иметь вид некоторого акта деятельности, а может быть концепцией деятельности на ближайшую перспективу. Лучшим вариантом результата исследования является разработка программы совершенствования, модернизации или реконструкции, реформирования системы управления в полном комплексе ее характеристик и параметров.
Объектом исследования является сама система управления. В методологическом отношении очень важным оказывается понимание и учет класса этой системы. Она относится к классу социально - экономических систем. А это, в свою очередь, значит, что основополагающим ее элементом является человек, поскольку именно деятельность человека определяет особенности всех процессов функционирования и развития такой системы.
Областью применения социологических
методов является исследование ценностных
ориентаций членов социальных сообществ
по отношению к различным
Предметом исследования систем управления - это наиболее существенный для исследователя аспект проявления сущности рассматриваемой системы управления, некая проблема, т.е. это реальное противоречие, требующее своего разрешения. Предметом изучения могут быть проблемы в организации управления, профессионализме персонала, механизмах мотивации, использовании компьютерных технологий и т.д.
Результаты исследования систем управления - это, как правило, рекомендации по изменению тех или иных сторон ее функционирования, повышению качества управленческой деятельности менеджера и всего персонала управления.
Эти рекомендации могут быть
социально-психологического, экономического,
организационного содержания; они могут
относиться к области информационного
обеспечения управления, мотивации
управления, изменения условий
Методология социального исследования, включает в себя 4 метода исследования:
Сравнительный
Исторический
Наблюдение
Эксперимент
Первые два были методами периодического анализа, а два других методами сбора эмпирической информации.
В последствии, по мере развития
социологии, методика совершенствовалась
и дополнялась новыми методами и
примерами получения
К концу XIX века социология разделилась на теоретическую и прикладную. Методология социального исследования стала развиваться в рамках прикладной или практической социологии.
Социальные, или социологические, исследования стали проводиться повсеместно, а получаемая информация стала использоваться в различных областях человеческой деятельности.
Экономическая стабильность организации, ее выживаемость и эффективная деятельность неразрывно связанны с ее непрерывным функционированием и развитием. При этом совершенствование организации должно происходить по принципу адаптации к внешней среде. Для того чтобы "распознать" интересующие характеристики внешней и внутренней среды организации, необходимы исследования.
Исследование - это вид деятельности человека, состоящий из следующих компонентов:
распознавание проблемных ситуаций и самих проблем, установление их места в системе накопленных знаний;
выявление свойств, содержания, закономерностей поведения и развития;
нахождение путей, средств и возможностей использования новых представлений и знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.
Процесс исследования осуществляется в рамках управляемой системы и управляющих подсистем, следовательно, касается всех аспектов деятельности организации.
Всякое исследование характеризуется целью, объектом и предметом исследования, методологией и организацией его проведения, результатами и возможностями их практической реализации.
Что касается непосредственно исследований систем управления, то следует сказать, что это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями.
В условиях современного динамичного производства и общественного устройства управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования путей и возможностей этого развития, без выбора альтернативных направлений. Исследование управления осуществляется в каждодневной деятельности менеджеров и персонала, а так же в работе специализированных аналитических групп, лабораторий, отделов. Сегодня для проведения исследований систем управления приглашают консультационные фирмы.
Необходимость в исследованиях систем управления продиктована достаточно объемным кругом проблем, например, отсутствие мотивации персонала, техники и информационных систем управления; неотлаженная система (или отсутствие ее) принятия управленческих решений, стагнация структуры управления. От правильного решения этих и других проблем зависит успех работы этих организаций.
Что касается методологии исследования систем управления, то следует отметить, что она основывается на разумной организации деятельности руководителей и менеджеров предприятия по рационализации системы управления. Она предполагает определение преследуемых целей, предмета исследования, границ исследования, выбор средств и методов исследования, средств (ресурсов) и этапов проведения исследовательских работ.
Методология и организация исследования систем управления требует учета ряда системных характеристик, к которым относятся:
потребность в исследованиях
объект и предмет исследования
ресурсы для проведения исследования
эффективность исследования
результаты исследования.
Кроме того, с практической точки зрения, методика проведения исследований, как правило, включает 3 основных раздела:
1. Теоретический - определяет основные цели, задачи, предмет и объект исследования.
2. Методический - содержит
обоснование выбора метода
3. Организационный - представляет
план проведения исследования, формирование
команды исполнителей, распределение
трудовых и финансовых
Таким образом, можно отметить, что многообразие исследований систем управления растет вместе с методами их проведения, что означает и отражает усложнение экономических отношений. Исследования систем управления в современном мире стали неотъемлемой частью успешной деятельности организации.
Как отмечалось ранее методы,
основанные на выявлении и обобщении
мнений опытных специалистов-
В теории управления развитие
системного анализа неразрывно связано
с такими понятиями, как "мозговая
атака", "сценарии", "дерево целей",
морфологические методы и т.п. Перечисленные
термины характеризуют тот или
иной подход к активизации выявления
и обобщению мнений опытных специалистов-экспертов
(термин "эксперт" в переводе с
латинского означает "опытный"). Иногда
все эти методы называют "экспертными".
Однако есть и особый класс методов,
связанных непосредственно с
опросом экспертов, так называемый
метод экспертных оценок (так как
при опросах принято
Возникновение перечисленных
терминов, как правило, связано с
конкретными условиями
Дадим краткий обзор социологических методов исследования СУ.
Концепция "мозговой атаки" получила широкое распространение с начала 50-х годов как "метод систематической тренировки творческого мышления", направленный на "открытие новых идей и достижение согласия группы людей на основе интуитивного мышления". Методы этого типа известны также под названиями мозгового штурма, конференций идей, коллективной генерации идей (КГИ).
Обычно при проведении
мозговой атаки, или сессий КГИ, стараются
выполнить определенные правила, суть
которых сводится к тому, чтобы
обеспечить как можно большую
свободу мышления участников КГИ
и высказывания ими новых идей;
для этого рекомендуется
В зависимости от принятых правил и жесткости их выполнения различают прямую мозговую атаку, метод обмена мнениями, методы типа комиссий, судов (когда одна группа вносит как можно больше предложений, а вторая - старается их максимально критиковать) и т.п. В последнее время иногда мозговую атаку проводят в форме деловой игры.
На практике подобием сессий КГИ являются разного рода совещания - конструктораты, заседания ученых и научных советов, специально создаваемых временных комиссий.
В реальных условиях достаточно трудно обеспечить жесткое выполнение требуемых правил, создать "атмосферу мозговой атаки", на конструкторатах и советах мешает влияние должностной структуры организации: трудно собрать специалистов на межведомственные комиссии. Поэтому желательно применять способы привлечения компетентных специалистов, не требующие обязательного их присутствия в конкретном месте и в конкретное время и устного высказывания своих мнений.
Методы типа "сценариев".
Методы подготовки и согласования представлений
о проблеме или анализируемом
объекте, изложенных в письменном виде,
получили название сценариев. Первоначально
этот метод предполагал подготовку
текста, содержащего логическую последовательность
событий или возможные варианты
решения проблемы, развернутые во
времени. Однако позднее обязательное
требование временных координат
было снято, и сценарием стали
называть любой документ, содержащий
анализ рассматриваемой проблемы и
предложения по ее решению или
по развитию системы, независимо от того,
в какой форме он представлен.
Как правило, на практике предложения
для подготовки подобных документов
пишутся экспертами вначале индивидуально,
а затем формируется