Социологические методы исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 16:35, реферат

Описание работы

В настоящее время особую актуальность приобретают социально-психологические методы управления, так как в силу достаточно высокого технического и экономического уровня современного общества произошло снижение потенциала развития технологических, экономических и административных методов управления. Особое место в рамках социально-психологических методов управления занимают социологических методы исследования, являющиеся частью так называемой "активной социологии". Социология управления, используя понятийный и методологический аппарат прикладной социологии, позволяет производить реальные изменения на различных уровнях взаимодействия людей в системах управления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1 ПОНЯТИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.2 СУЩНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 6
ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 8
2.1 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
2.2 ВИДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 17
2.3 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 19
2.4 ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Социологические методы исследования.docx

— 50.41 Кб (Скачать файл)

Формирование правил игры должно включать в себя описание методов  оценки степени достижения целей  игры. Если деловая игра моделирует системы, в которых цели могут  формироваться только качественно, либо при количественном выражении  трудно указать в явном виде связь  степени достижения цели с истинными  возможностями подсистем, то при  построении игры особое внимание следует  уделить разработке методов степени  оценки достижения цели.

Опыт разработки и проведения деловых игр показывает, что деловую  игру целесообразно представить  как описание некоторой последовательности разделов. Как правило, описание игры включает девять разделов:

1. Общая характеристика

2. Описание ситуации

3. Цель игры

4. Задача центра

5. Задача участников игры

6. Формальная модель

7. Анализ формальной модели

8. Руководство для участников  игры

9. Результаты проведения  игры

Раздел 6 включается в описание игры, если формализация модели позволяет  лучше понять суть игры, или если в дальнейшем предполагается провести анализ формальной модели.

Раздел 7 может отсутствовать, если известными математическими средствами провести анализ модели или невозможно или слишком громоздко.

Может отсутствовать и  раздел 9, если нет опыта проведения деловой игры.

Каждая деловая игра состоит  из нескольких партий. Одна партия большинства  деловых игр состоит из трех этапов.

I этап - сбор информации, т.е.  сообщение элементами в вышестоящий  орган (центр) запрашиваемой информации;

II этап - обработка полученной  информации и выработка соответствующих  решений;

III этап - реализация полученных  решений, подсчет значений целевых  функций.

Количество партий, как  правило, не ограничивается заранее, хотя возможны варианты, когда количество партий фиксировано.

По завершении игры проводится подведение итогов, анализ игры.

2.2 Виды социологических  исследований систем управления

 

Сoциoлoгичecким иccлeдoвaниeм cиcтeмы yпpaвлeния бyдeм нaзывaть paзнoвиднocть иccлeдoвaний, в кoтopoй paccмaтpивaют oбщecтвo, кoллeктив, индивидyyмa кaк цeлocтнyю coциoкyльтypнyю  пoдcиcтeмy, влияющyю нa эффeктивнocть, зaтpaты, pиcк cиcтeмы yпpaвлeния, и иcпoльзyют cпeцифичecкиe пpиeмы cбopa, oбpaбoтки и aнaлизa пepвичнoй coциoлoгичecкoй инфopмaции.

Целью социолoгичecкиx иccлeдoвaний cиcтeм yпpaвлeния мoгyт быть:

оптимизaция пpeдпpиятиeм  нoмeнклaтypы выпycкaeмыx тoвapoв или  пpoизвoдимыx paбoт, oкaзывaeмыx ycлyг;

oткaз от тex тoвapoв, paбoт  и ycлyг, кoтopыe нe пoльзyютcя  cпpocoм;

coвepшeнcтвoвaниe и мoдepнизaция  тoвapoв, paбoт и ycлyг, ycлoвий иx  пpeдocтaвлeния c yчeтoм диффepeнциaции  пoтpeбнocтeй paзличныx гpyпп нaceлeния;

выpaбoткa нaибoлee дeйcтвeнныx мeтoдoв  пpoпaгaнды и peaлизaции тoвapoв, paбoт  и ycлyг;

изyчeниe oтнoшeния пoтpeбитeлeй, дилepoв, бpoкepoв к тoвapy (paбoтe, ycлyгe), мeтoдaм paбoты и пepcoнaлиям мeнeджepoв  пpи зaключeнии дoгoвopoв, пoлyчeнии  гapaнтии;

yлyчшeниe coциaльнoй cитyaции  в кoллeктивe;

cнижeниe зaтpaт зa cчeт aктивизaции  чeлoвeчecкoгo фaктopa, yлyчшeния мoтивaции  к тpyдy и дp.

Рaзличaют тpи ocнoвныx видa coциoлoгичecкoгo иccлeдoвaния: paзвeдывaтeльнoe, oпиcaтeльнoe и aнaлитичecкoe.

Рaзвeдывaтeльнoe (пилoтaжнoe, зoндaжнoe) иccлeдoвaниe peшaeт вecьмa oгpaничeнныe пo cвoeмy coдepжaнию зaдaчи. Онo oxвaтывaeт, кaк пpaвилo, нeбoльшиe oбcлeдyeмыe coвoкyпнocти и ocнoвывaeтcя  нa yпpoщeннoй пpoгpaммe и cжaтoм пo oбъeмy инcтpyмeнтapии. Рaзвeдывaтeльнoe иccлeдoвaниe иcпoльзyeтcя для пpeдвapитeльнoгo oбcлeдoвaния oпpeдeлeннoгo пpoцecca или явлeния. Пoтpeбнocть в тaкoм пpeдвapитeльнoм этaпe, кaк  пpaвилo, вoзникaeт тoгдa, кoгдa пpoблeмa мaлo изyчeнa или вooбщe нe изyчeнa.

Опиcaтeльнoe иccлeдoвaниe - бoлee cлoжный вид coциoлoгичecкoгo aнaлизa, кoтopый пoзвoляeт cocтaвить oтнocитeльнo цeлocтнoe пpeдcтaвлeниe oб изyчaeмoм явлeнии, eгo cтpyктypныx элeмeнтax. Опиcaтeльнoe иccлeдoвaниe пpoвoдитcя пo пoдpoбнo paзpaбoтaннoй пpoгpaммe и нa бaзe мeтoдичecки aпpoбиpoвaннoгo инcтpyмeнтapия. Егo мeтoдoлoгичecкaя  и мeтoдичecкaя ocнaщeннocть дeлaeт вoзмoжными  гpyппиpoвкy и клaccификaцию элeмeнтoв  пo тeм xapaктepиcтикaм, кoтopыe выдeлeны в  кaчecтвe cyщecтвeнныx в cвязи c изyчaeмoй пpoблeмoй.

Анaлитичecкoe coциoлoгичecкoe иccлeдoвaниe cтaвит cвoeй цeлью yглyблeннoe изyчeниe явлeния, кoгдa нyжнo нe тoлькo oпиcaть cтpyктypy, нo и yзнaть, чтo oпpeдeляeт eгo ocнoвныe кoличecтвeнныe и  кaчecтвeнныe пapaмeтpы. Пoдгoтoвкa aнaлитичecкoгo иccлeдoвaния тpeбyeт знaчитeльнoгo вpeмeни, тщaтeльнo paзpaбoтaннoй пpoгpaммы и  инcтpyмeнтapия. Пo иcпoльзyeмым мeтoдaм cбopa coциoлoгичecкoй инфopмaции aнaлитичecкoe иccлeдoвaниe нocит кoмплeкcный, xapaктep. В  нeм, дoпoлняя дpyг дpyгa, мoгyт пpимeнятьcя paзличныe фopмы oпpoca, aнaлизa дoкyмeнтoв, нaблюдeния.

Рaзнoвиднocтью aнaлитичecкoгo иccлeдoвaния  мoжнo cчитaть coциaльный экcпepимeнт. Егo пpoвeдeниe пpeдпoлaгaeт coздaниe экcпepимeнтaльнoй cитyaции пyтeм измeнeния в тoй  или инoй cтeпeни oбычныx ycлoвий фyнкциoниpoвaния oбъeктa.

Тoчeчнoe иccлeдoвaниe дaeт инфopмaцию o cocтoянии и кoличecтвeнныx xapaктepиcтикax кaкoгo-либo явлeния или пpoцecca в  мoмeнт eгo изyчeния.

Сpaвнитeльныe дaнныe мoгyт быть пoлyчeны лишь в peзyльтaтe нecкoлькиx иccлeдoвaний, пpoвeдeнныx пocлeдoвaтeльнo чepeз oпpeдeлeнныe пpoмeжyтки вpeмeни. Пoдoбныe иccлeдoвaния, ocнoвaнныe нa eдинoй пpoгpaммe и инcтpyмeнтapии, нaзывaютcя пoвтopными.

Оcoбый вид пoвтopнoгo иccлeдoвaния - пaнeльнoe. Пaнeльнoe иccлeдoвaниe пpeдycмaтpивaeт  нeoднoкpaтнoe изyчeниe oдниx и тex жe лиц  чepeз зaдaнныe интepвaлы вpeмeни.

2.3 Область применения  социологических исследований систем  управления

 

Социологические исследования занимают особое место в инструментарии исследования социальных систем и процессов.

Социологические исследования производственных отношений и человеческого  фактора являются неотъемлемым элементом  диагностических исследований автоматизированных систем управления.

Областью применения социологических  методов является исследование ценностных ориентаций членов социальных сообществ  по отношению к различным явлениям, изучение которых позволяет выявлять тенденции в развитии общества и  определить меры эффективного воздействия  на членов этих сообществ.

Социологические методы позволяют  более полно представить картину  исследуемой реальности, включающей наряду с объективными характеристиками внешнего объекта, ценностные ориентации, интересы и сложившиеся стереотипы.

Социологические методы дают точные представления о состоянии  и динамике социальных систем.

Что касается фактов, то можно  сказать, что при исследовании систем управления существует ряд особенностей в использовании фактов: они используются как база, но с учетом особенностей сложной системы и субъективного  фактора. На примере социального  эксперимента можно сказать, что  никакой социальный эксперимент  не дает еще теории в готовом виде, а служит лишь основой теоретического обобщения, истолкования, документирования теоретических выводов, принципов  и заключений, а также, в известных  пределах, специфическим критерием  их содержательности, истинности и  достоверности.

Ключевыми направлениями  практического применения социологических  методов в исследовании социально - экономических и политических процессов  являются:

1. Выявление факторов, влияющих  на проявление и изменение  параметров социального объекта.  Например, управленческая задача  усиления трудовой мотивации  должна сопровождаться определением  факторов, которые определенным  образом влияют на мотивационную  активность в данный момент, сдерживая  или стимулируя эту активность.

2. Определение факторов. Формирующих  структуру потребительского спроса  и учитываемых в практике маркетинговых  исследований.

3. Подготовка и реализация  управленческих решений. В практике  управления многое зависит от  того, как принимаются решения  в социальных группах и насколько  ориентации социальной группы  способствуют поставленным перед  ней задачам.

4. Определение межличностных  взаимоотношений в социальных  группах, призванное обеспечить  эффективное взаимодействие членов  рабочих коллективов при выполнении  производственных задач.

5. Выявление ценностных  ориентаций личности и социальных  групп, участвующих в достижении  социально значимых целей, - деятельности, предполагающей наличие единого  центра координации и управленческого  контроля. Общность ценностных ориентаций  людей обеспечивает наилучшие  условия для организации их  совместной деятельности и усиление  эффективности управленческой деятельности.

6. Тестирование общественного  мнения на предмет его политических  и социальных ориентаций.

7. Экспертная оценка проектов  и программ, позволяющая сделать  оптимальный выбор альтернативных  способов реализацию

8. Диагностика состояния  и функционирования социальных  систем.

При этом решение поставленных задач должно быть обеспечено при  помощи трех основных разделов: подготовки программы социологического исследования; организации и проведения опросов, интервью и разработки схемы обобщения  и обработки данных.

2.4 Организация  социологических исследований систем  управления

 

Организация социологических  исследований СУ подразумевает разработку их программ. Программа - это документ, который содержит теоретическое  обоснование методологических подходов и методических приёмов изучения определённого явления или процесса. Программу называют стратегическим документом, в котором выражены концепция  исследования проблемы, те вопросы, которые  особо заинтересовали организаторов  и побудили их предпринять попытку  осуществить научный анализ. Программа  выражает понимание и знание: что  надо сделать; чем выполнить задуманное; как выполнить.

Программа социологического исследования обычно включает в себя подробное, чёткое и завершённое  изложение следующих разделов:

методологическая часть - формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта  и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования;

методическая часть - определение  обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора социологической  информации, логическая структура инструментария для сбора этой информации, логические схемы её математической обработки;

организационная часть - позволяет  спланировать деятельность исследователя (коллектива) на всех этапах работы.

Основные требования к  разрабатываемой программе исследований: необходимость; ясность и чёткость; гибкость; логическая последовательность структуры.

Рабочий план исследования отражает основные процедурные мероприятия. Он позволяет заранее предусмотреть  и наиболее точно определить объём  научных, организационных и финансовых затрат, помогает избежать суеты, придаёт  исследованию ритмичность на всех его  этапах.

Структурные компоненты плана  социологического исследования могут  быть сгруппированы в соответствии с последовательностью их осуществления  в четыре блока.

Блок первый. В нём определяются: порядок обсуждения и утверждения  программы и инструментария исследования; формирование и подготовка группы сбора  первичной информации; проведение пробного исследования; внесение коррективов  в программу и инструментарии сбора первичной информации по итогам пробного исследования; размножение  инструментария.

Блок второй. Фиксирует  в плане все организационные  и методические виды работ, обеспечивающие чёткое проведение полевого исследования, т.е. массовый сбор первичной социологической  информации. Здесь предусматривается  и выбор соответствующего места  и времени для опроса, и предварительное  информирование опрашиваемых о целях, задачах и практических "выходах" исследования, и централизованный сбор заполненных анкет, бланков интервью или других видов инструментария.

Блок третий. Охватывает совокупность операций для подготовки первичной  информации к обработке. Под специальным  контролем формируется массив информации, предназначенный для математического  анализа. Предварительно осуществляются кодировка открытых вопрос, выбраковка негодных анкет.

Блок четвёртый. Включает все виды работ, связанные с анализом результатов обработки полученных данных, обсуждением предварительного и итогового отчётов, выработкой рекомендаций.

Можно предложить следующий  алгоритм организации социологического исследования:

организация отношений с  заказчиком и соисполнителем исследования;

оформление договоров  и соглашения;

обеспечение доступности  источников информации (документов, наблюдаемых  ситуаций, респондентов);

обеспечение организационных  условий для проведения исследования (время, помещение, условия, оргтехника);

финансовое и кадровое обеспечение исследования;

тиражирование методического  инструментария;

проведение пробного исследования;

проведение основного  исследования;

обработка результатов исследования;

обсуждение с заказчиками  результатов и практических рекомендаций;

внедрение практических рекомендаций, социологических технологий и контроль за их внедрением.

 

Заключение

 

Исследовав тему " Социологические  методы исследования систем управления", можно прийти к следующим выводам:

            Исследование систем управления  это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями.

Многообразие исследований систем управления растет вместе с  методами их проведения, что означает и отражает усложнение экономических  отношений. Исследования систем управления в современном мире стали неотъемлемой частью успешной деятельности организации.

Социологическое исследование системы управления - это разновидность  обществоведческих исследований, в  которой рассматривают общество, коллектив, индивидуума как целостную  социокультурную подсистему, влияющую на эффективность, затраты, риск системы  управления, и используют специфические  приемы сбора, обработки и анализа  первичной социологической информации. В современном мире социологические  исследования являются необходимым  элементом любого исследования систем управления.

Информация о работе Социологические методы исследования