Социологические воззрения П. Сорокина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 14:05, контрольная работа

Описание работы

В центре внимания Питирима Сорокина всегда находились человек, общество и культура. Будучи по происхождению русским человеком П.Сорокин уделял России огромное внимание. Однако на родине вплоть до 60-х годов ХХ века не только не переиздавались его книги, изданные в России до 1922 года, но также не была переведена и издана ни одна книга его американского периода.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ЖИЗНЬ И ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ 4
2.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ ПИТИРИМА СОРОКИНА 11
2.1.СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ 11
2.2.СИСТЕМА СОЦИОЛОГИИ П.СОРОКИНА 12
2.3. НАУЧНЫЕ КОНЦЕПЦИИ П.СОРОКИНА 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24

Файлы: 1 файл

Kontrolnaya_7.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)


           МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

       ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

                   Дисциплина       «Социология»

                                  

                                                На тему:

«7 вариант. Социологические  воззрения П.Сорокина»

 

 

 

 

 

 

    Выполнила                                     Зенченко Маргарита Олеговна

    Студентка                                      3 курса, вечер

    Специальность                              Бух.учёт и аудит

    № зач.книжки                                06убб00979

    Преподаватель                               Лазарева Т.А.

 

 

 

 

 

 

Брянск

2009 г.

С О Д Е  Р Ж А Н И Е:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность изучения творчества  П.А. Сорокина вызвана  прежде всего новым этапом в развитии российского общества, стремлением  осмыслить собственное научное наследие, определить будущее государства.

В центре внимания Питирима Сорокина всегда находились человек, общество и культура. Будучи по происхождению русским человеком П.Сорокин уделял России огромное внимание. Однако на родине вплоть до 60-х годов ХХ века не только не переиздавались его книги, изданные в России до 1922 года, но также не была переведена и издана ни одна книга его американского периода. Самого Питирима Сорокина очень огорчал этот факт: «До сих пор ни один из моих томов не переведен на русский язык, - с сожалением писал он в одном из писем в Москву, - тогда как книги моих учеников – Парсонса, Мертона, Беккера и других – переведены и изданы, хотя они являются более «буржуазными» и консервативными, чем мои идеологии и теории».1 

Наличие в архивах  АН СССР его первых статей и работ, переизданные в России в первую очередь научных трудов, относящихся к так называемому «русскому периоду» его творчества, а также несомненный интерес обществоведов возрождающейся России к событиям 1917 – 1920-х годов -  все это отчасти способствовало акцентированию внимания российских социологов в первую очередь на русском периоде творчества П.А. Сорокина.

Но американский период по-прежнему изучен не достаточно и  в значительной степени остается «белым пятном» в науке.

Еще одним фактом, подтверждающим актуальность изучения творчества этого социолога является непреходящая ценность его идей и прозрений, его прогнозов, особенно в свете тех событий, которые происходят в нашей стране и во всем мире в настоящее время. Это подчеркивается и российскими, и зарубежными исследователями.

1.Жизнь и этапы творческого пути

 

Питирим Александрович  Сорокин – видный русско-американский социолог, один из крупнейших мыслителей ХХ века. Родился 21 января 1889 года в с.Турье Вологодской губернии. А.В. Липский и П.П. Кротов, в частности указывают: «… доподлинно узнать  время появления на свет Питирима Сорокина – 20, 21 или 23 января – уже не представляется возможным. Однако место рождения – село  Турья, Яренского уезда – более не подлежит  сомнению»2. Умер 10 февраля 1968 г. в США.3 

Отец Александр Прокопьевич Сорокин был странствующим ремесленником  и занимался церковно-реставрационными работами. Сам он был устюжанином, где, собственно, и выучился чеканному ремеслу у знаменитых мастеров Великого Устюга, в одной из гильдий.  

Питирим Сорокин рано осиротел. Окончив Гамскую второклассную школу с отличными результатами, по протекции учителя Образцова осенью 1904 года он поступает на казенный кошт в Хреновскую  церковно-учительскую школу в деревне Хреново, Костромской губернии. Немаловажную роль сыграл в его дальнейшей судьбе его учитель Образцов – ведь без его рекомендаций он должен был бы уехать учительствовать в одно из сел Яренского уезда «по распределению». Кроме того, видимо он и направил Сорокина именно в  Хреновскую  школу, которая открывала своим выпускникам дорогу в светские высшие учебные заведения, оценив его незаурядные способности к науке.  Липский и Кротов подчеркивают следующее: «Таким образом, можно уверенно говорить, что уже по окончании  Гамской школы П.А. Сорокин сознательно определил свои  жизненные планы – получение  гимназического, а затем  и высшего образования для занятий наукой» 4.  

Всеобщее брожение умов, характерное для социально-политической ситуации этих лет, охватило и школу, где учился Сорокин, разбив студентов на группы. В 1905 году он вступил в организацию социалистов-революционеров, созданную в 1901 - 1902 гг. на останках народнической идеологии.  

Интересные факты для  представления облика  Сорокина-студента приводят Липский и Кротов в своем очерке: «Особенностью сорокинского стиля занятий являлась  нерегулярность посещения лекций. Он предпочитал  самостоятельно изучать первоисточники и монографии профессоров, читавших  курсы, чем слушать то же самое в аудиториях. Достигавшаяся этим экономия  времени позволяла вникать в предмет глубже и шире предписанного  программой. Так, например, 3 тома по теории права и морали профессора Л. Петрожицкого он проштудировал  за несколько дней вместо годичного курса по шесть академических часов в неделю. Недостаток лекционного общения  с преподавателями Сорокин возмещал на семинарах и в личных беседах с ними, заслужив репутацию  способного молодого ученого.»5

Будучи студентом Петербургского университета Сорокин ведет активную научную и публицистическую деятельность. В этот период он публикует более  десятка серьезных научных работ, не считая рецензий, рефератов и обзоров публикаций в  зарубежной периодике. В это время он сотрудничает с журналами «Вестник психологии», «Вестник знания», «Запросы жизни»,  «Заветы», «Новые идеи в социологии». Главное его достижение в этот период – пятисотстраничная  монографическая работа (зима 1912 – 1913 года) «Преступление и кара, подвиг и награда», которая вышла в 1914 году, была отмечена многими  положительными рецензиями ученых.

В 1919 году Сорокин основал  социологический факультет, став первым его профессором и деканом. В 1923 году он переезжает в США, где работает профессором в университете Миннесоты, а в 1929 г. его приглашают в Гарвардский университет.

Вообще, следует отметить, что Сорокину понадобилось менее  года для культурной и языковой акклиматизации в США. Посещая церковь, публичные собрания, университетские лекции и много читая, Сорокин довольно быстро обрел свободный разговорный язык. Затем он объехал друзей в штатах Среднего запада, читая лекции и подыскивая работу. Уже летним семестром 1924 года, благодаря усилиям  Росса  и Ф.С. Шэпина, он приступает к чтению лекций в Миннисотском  университете, сотрудничая при этом с университетами в Иллинойсе  и Висконсене. 

Интересные данные этого  периода его жизни можно обнаружить в переписке Питирима Сорокина с профессором Самюэлем Харпером (1882 – 1943) одним из первых американских специалистов по России, преподавателем русского языка в университете Чикаго, неофициальным советником ряда американских послов в Москве, автором многочисленных книг о России. Питирим Александрович очень ценил его работы, статьи и книги, посвященные России: «… я должен честно признаться, что он представляет собой очень счастливое исключение из большого числа американцев, пишущих о России. Ваша характеристика спокойна, но совершенно адекватна. Будучи русским, выражаю Вам свою глубокую благодарность за такую правдивую информацию для американцев о моей стране».6  Переписка относится к 1923 – 1930 годам и включает шесть писем С. Харпера и 14 писем Сорокина.

С момента своего пребывания в Америке Сорокин сталкивается с глухой оппозицией со стороны академических  ученых, однако, предвзятость в отношении ученого спадает не только благодаря поддержке таких асов как Ч. Кули, Э. Росс, Ф.Гиддингс, но также его трудам периода работы в Миннисоте (1923 – 1929), которые хотя и были неоднозначно встречены и оценены американским научным сообществом, но определяли уровень социологической науки того времени и создали Сорокину репутацию крупной фигуры в американской социологии, ученого противоречивого, но такого, которого нельзя игнорировать.  

Благодаря достоинствам его трудов президент Гарвардского университета Эбботт  Лоуэлл пригласил  Сорокина в 1930 году стать первым руководителем  создаваемого отделения социологии. Лоуэлл искал ученого, который вывел бы Гарвард на ведущую позицию в весьма  активной тогда социологии. Ранее Сорокин отклонял предложения такого рода, но на сей раз решается занять деканское кресло и с головой уходит в организацию нового факультета, предпринимая попытку воплотить свои творческие и дидактические замыслы, имевшие место еще в России. За 12 лет, в течение которых Сорокин был деканом, факультет воспитал множество известных и популярных ученых (Р. Мертон,У.Мур, Ч.Лумис, Э.Шилз, Р.Бербер, Дж.Хоманс, Э.Тирьякан и др.); факультет стал впоследствии центром социологии в Америке. Питирим Александрович проработал на  факультете до ухода на пенсию в 1959 году.  

Когда в середине 30-х  годов Сорокин аннонсирует  новое  направление исследований своей  творческой лаборатории, Гарвардский университет выделяет четырехгодичный грант колоссальных по тем временам размеров в 10 тысяч долларов для осуществления его замыслов. На протяжении нескольких лет, привлекая к работе многих ученых, и учеников в качестве соавторов и для сбора эмпирического материала и для технической обработки источников и специальной литературы, он создает свой главный труд «Социальную и культурную динамику» (в 4-х томах), где «проанализированы закономерности циклической флуктуации европейской культуры в  течение трех тысячелетий».7 Реакция на это академических кругов, которые и являлись основными читателями Сорокина, оказалась весьма неблагоприятной и Сорокин обращается к «читающей Америке» и издает популярную адаптацию «Динамики» для массового читателя – книгу «Кризис нашего времени» (1941г.), которая стала впоследствии самой читаемой книгой ученого. Также появляются не менее известные его книги «Человек и общество в бедствии», «СОС: значение нашего кризиса» (1951г.)  

В конце 1959 года Сорокин выходит в отставку и получает звание почетного профессора Гарвардского университета.

Творческую эволюцию воззрений П.Сорокина можно разделить  на три основных этапа.

На первом этапе (до 1922 г.) – русском – Сорокин создает  позитивистскую модель социологии, основанную на бихевиоризме. В этот период им написаны следующие работы: «Преступление и кара, подвиг и награда» (1913), «Самоубийство как общественное явление» (1913), «Предмет и границы социологии» (1913) «Общедоступный учебник по социологии» (1920), «Система социологии» (1920), «Голод как фактор» (1921).

Второй этап (1922-1930) характеризуется  продолжением идей первого периода. Сорокин разрабатывает основные положения теории «социальной стратификации» и «социально мобильности», которые  были изложены в книгах «Социология революции» (1925) и «Социальная мобильность» (1927). В конце этого периода он обращается к проблемам философии культуры, что нашло свое отражение в работе «Современные социологические теории» (1928).

Третий этап характеризуется  кардинальным пересмотром своих взглядов. На переднем плане – проблемы культуры, которым отводится роль определяющего фактора социальной жизни и поведения человека. Итогом работы стало создание интегральной системы социологии культуры. 30-50-е годы – пик научного творчества Сорокина. Он пишет системное исследование «Общество, культура и личность» (1947). Всемирную известность ему приносит четырехтомная монография «Социальная и культурная динамика» (1937-1941).

В этот период Сорокин  пишет книгу за книгой: «Социальная  философия в век кризиса» (1950), «Альтруистическая любовь» (1950), «Изыскания в области альтруистической любви и поведения» (1950), «Пути и власть любви» (1954), «Виды любви и ее сила» (1954), «Причуды и недостатки социологии и смежных наук» (1956), «Американская сексуальная революция» (1957). «Власть и нравственность» (1959) и другие. 

В конце 1959 года Сорокин  выходит в отставку и получает звание почетного профессора Гарварда. В 60-е годы ученый закладывает  основы теории конвергенции в    книге «Взаимная конвергенция США и СССР в направлении смешанного социокультурного типа» (1961), пишет автобиографию «Дальняя  дорога» (1963), издает труды «Основные тенденции нашего времени» (1964) и «Социологические теории сегодня» (1966). Переиздание его классических трудов в 60-е годы и появление двух сборников статей, посвященных  ему (Allen.A. Pitirim Sorokin in Rewiew. Durham. N.Y., 1963; Tiryakian E. Sociological Theory Values, and Sociocultural Change, N.Y.,1963) привлекло к нему еще больше внимания.

Приковывают внимание многие аспекты личности Сорокина: каким он был в жизни, каким преподавателем, ученым и просто человеком. Обратимся к воспоминаниям современников и учеников.  

Один из выпускников  Гарварда вспоминал: «Сценически Сорокин  как лектор был бесподобен. Обладая громадной физической силой, он совершал натиски «атак» на классную доску, зачастую разламывая при этом все мелки»8.

Роберт Мертон, его  ученик, в своих воспоминаниях  подчеркивает противоречивость и цельность личности своего учителя. Сорокин отличался «научным нетерпением все охватить», острым критицизмом, и хотя «Сорокин подходил к чужим  работам со скептицизмом, рассматривая их с самых высоких общенаучных позиций», это не мешало ему «относится к аспирантскому творчеству как к последнему слову в науке», и включать подготовленные Мертоном «куски» текста для «Социокультурной динамики» прямо в свою книгу. По воспоминаниям Мертона, его семинары «походили скорее на лекции, чем на обычный процесс работы со студентами». «Вспышки гнева охватывали его в тех случаях, когда люди не оказывали ему должного уважения, в  открытую не соглашались с его идеями или посягали на его авторитет.  Он не был очень общительным, но я никогда не испытывал дискомфорта в его присутствии. В целом он был очень хорошим человеком».9

Информация о работе Социологические воззрения П. Сорокина