Социологический анализ теократической утопии Владимира Соловьева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 14:49, контрольная работа

Описание работы

Значительную роль и влияние в развитии мировой философии на рубеже XIX - XX в.в. оказали работы выдающегося русского философа Владимира Соловьева. Русская религиозная философия XX века занимает уникальное место в истории философской мысли, что обусловлено несколькими причинами. Во-первых, в рамках этой философии были подведены мировоззренческие итоги многовековой истории развития России. Во-вторых, религиозная философия этого периода явилась реакцией на произошедший исторический разлом Российской империи. Являясь результатом отражения социально-исторической реальности, русская религиозная философия ХХ века представляла собой такую картину мира, в которой социальная революция была трансформирована в эсхатологию, а новая эпоха была воспринята ими как всемирно-историческая трагедия и неудача истории.

Файлы: 1 файл

Социологический анализ теократической утопии Владимира Соловьева..rtf

— 106.34 Кб (Скачать файл)

Социологический анализ теократической утопии Владимира Соловьева.

 

 

Значительную роль и влияние в развитии мировой философии на рубеже XIX - XX в.в. оказали работы выдающегося русского философа  Владимира Соловьева. Русская религиозная философия XX века занимает уникальное место в истории философской мысли, что обусловлено несколькими причинами. Во-первых, в рамках этой философии были подведены мировоззренческие итоги многовековой истории развития России. Во-вторых, религиозная философия  этого периода явилась реакцией на произошедший исторический разлом Российской империи. Являясь результатом  отражения социально-исторической реальности, русская религиозная философия ХХ века представляла собой такую картину мира, в которой социальная революция была трансформирована в эсхатологию, а новая эпоха была воспринята ими как всемирно-историческая трагедия и неудача истории.

Обращения к творчеству великого мыслителя в контексте утопической теории определена, на мой взгляд, тем социально-антропологическим содержанием его учения, которое созвучно и постмодернистским религиозным поискам и политическим философиям конца ХХ - начала ХХ1 века.

Владимир Соловьев принадлежит к числу тех мыслителей, которым  
удалось создать самостоятельную целостную и всестороннюю  
философскую систему -- учение, охватывающее все области  
философского знания при единстве подхода и  логической последовательности.

  Конечно, нет смысла причислять Соловьева к основоположникам религиозного и политического инакомыслия в России, однако то, что труды Соловьева предвосхитили не только немецкую феноменологию, но и политические концепции ХХ века, социально-политический утопизм, учение о «теодемократии» и взаимоотношениях Церкви и Государства, - нет никаких сомнений.

Владимиру Соловьеву принадлежит особое место в истории русской философии. Он стал родоначальником целого направления, школы русской идеалистической философии, вслед за которым шли такие выдающиеся имена как Н.Бердяев, П.Флоренский и другие. Его роль в развитии отечественной философской мысли сравнима с ролью Гегеля в немецкой философии или с ролью Аристотеля в античной, поэтому трудно переоценить значение его творчества для национальной и мировой культуры.

Идеалом Соловьёва является свободная теократия -- высшая цель развития христианского государства и нормального общества, где свершилось единство духовной и светской власти, личности и государства.

Теократия относится к числу исторически первых типов организации политической власти, появившихся на заре человеческой цивилизации.

Слово теократия переводится с греческого языка как боговластие. Впервые термин теократия при описании общественно-политического строя древних иудеев в сочинении "Против Апиона" (94 г. н.э.) употребил Иосиф Флавий.

Теократичность социальных взаимодействий определяется, в первую очередь, их властным характером, при котором поведение одних членов теократического сообщества подчинено руководящей воле других его членов. Властный компонент теократии выражается уже в самом ее названии, где корень kratos обозначает власть. Теократическая власть, в отличие от других видов власти, носит политический характер. Теократия - это политическое боговластие.

Политическая природа теократии определяется также и тем, что власть в ней институализируется в устойчивые структуры, напоминающие государственные учреждения, а в некоторых случаях - в само государство. С традиционной (формальной) точки зрения, ориентирующей на внешние признаки теократии, религиозный характер теократической власти обусловлен тем, что в ее отправлении участвуют религиозные лидеры.

Русской религиозной философии XX века современные философы отводят совершенно уникальную роль, что обусловлено несколькими причинами. Во-первых, в рамках этой философии ими были подведены мировоззренческие итоги многовековой истории развития России. Во-вторых, религиозная философия  этого периода явилась последним ответом на происходящий исторический разлом Российской империи. В-третьих,  философия в России начала века формировалась в борьбе с большевистской идеологией и потому пальма первенства в этом, несомненно, принадлежит наиболее достойным ее представителям.

Будучи продуктом отражения, социально-исторической реальности, русская религиозная философия ХХ века представляла собой такую картину мира, в которой социальная революция была трансформирована в эсхатологию, а новая эпоха была воспринята ими как всемирно-историческая трагедия и неудача истории.

Преодоление кризиса, в котором оказались философский теизм и славянофильство, стало главным делом религиозного философа Вл. Соловьева. Его система явилась новым этапом в эволюции религиозной философии, последователи которой попытались сделать ее идеологически активной уже в начале столетия. В основе деятельности Соловьева лежали следующие кардинальные устремления: осуществить под знаком «всеединства» «гармонический синтез религии, науки и философии»; объединить рациональный, эмпирический и мистический виды познания; представить историю как процесс «богочеловеческий»; указать пути социального обновления и активизации. Обоснование Соловьевым историософских конструкций с позиций религиозного объективного идеализма сочеталось с либеральным характером его общественно-политических взглядов. Вл. Соловьев, модернизировавший традиционную проблематику русской идеалистической философии, при жизни не был популярен  среди русской интеллигенции.

Русская религиозная философия XX в. формировалась не только в тесной связи с прежними религиозно-идеалистическими течениями в России, в интенсивном общении с современными ей отечественными школами идеализма, но также пыталась опереться на достижения многовековой идеалистической традиции европейской мысли, используя идеи Платона и патристики, немецкого классического идеализма, Шопенгауэра, Ницше, Джемса, неокантианства и феноменологии.

Социально-исторические искания  Вл. Соловьева при строго логическом подходе к ним представляют собою не только весьма разнообразную, но и противоречивую картину идей, настроений, упований и разочарований. Едва ли, однако, можно подходить к этому вопросу только формально-логических,  Теократия была у философа действительно основной установкой и в его общерелигиозных, и в его конфессиональных, и в его общенациональных взглядах. Отношение его к теократии не было логически выдержанной концепцией, но было весьма гибким принципом его жизненно-прагматических настроений. Попробуем хотя бы просто перечислить главнейшие позиции философа в этой обширной области.

Далее, совсем иную картину мы находим в те годы, когда у него росли его римско-католические восторги. Но и здесь далеко не все было так просто. Мы уже видели, как он критикует римский католицизм за его юридически-формалистическую основу, которая представляется ему чем-то даже антихристианским.

Но и на этой позиции Вл. Соловьев долго не мог удержаться. То он утверждал, что Константин Великий насаждал языческое государство, ничем не отличное от Диоклетианова, а то объявлял его «равноапостольным». Отношение к Риму у него все время колебалось. То относился к нему спокойно и почти безразлично, а то восхвалял римский авторитет как основной даже для периода Вселенских соборов.

Вл.Соловьев симпатизировал и идеям правового государства, но рассматривал эту концепцию как незавершенную, ограниченную, не способную предотвратить будущие социальные катастрофы.

Выходом из ситуации он считал только создание теократического государства, ориентированного на незыблемые, вечные ценности, производные от Бога, а не на волю законодателя или отдельных групп населения. Теократическое государство, по его мнению, обеспечит высокий уровень нравственности в обществе и приведет к власти новую теократическую элиту - людей с высшим развитием духовно-нравственных и интеллектуальных качеств. В то же время Соловьев верил в возможность позитивной исторической эволюции государства, его законов и их применения. Таким образом, он полагал, что хотя правовое государство не вполне совершенная форма жизни, но оно может развиваться и не есть некое итоговое состояние в эволюции государства.

"Свободная вселенская теократия" мыслилась Вл. Соловьевым как идеальная форма организации общественной и государственной жизни человечества и должна была представлять собой гармоническое единство власти церковной (первосвященник), основанной на "вере и благочестии", государственной (монарх), хранящей "закон и справедливость" и пророческой, гарантирующей неоскудение духовных сил общества, его верность началам "свободы и любви". Свободной эта теократия (власть духовенства, церкви) называется потому, что строится она на добровольном подчинении государственной власти церкви, человека - Богу и шире: члена - единству, части - целому. Теократия, по мысли русского философа, обеспечивает не только личную святость, но и общественную справедливость. Государство в теократическом обществе "отвечает" за право, которое "есть принудительное требование реализации определенного минимального добра, или только порядка, который не допускает известных крайних проявлений зла". Идеал же максимального, или совершенного, добра открывает в таком обществе христианство, требующее преобразования "всей нашей личной и общественной среды в духе Христовом". Государство и право представляют "минимум нравственности", церковь и проповедуемая ею любовь к Богу и ближнему своему - саму ее полноту. При теократическом правлении личность подчинена обществу лишь в той степени, в какой само общество подчинено нравственному добру.

Соловьев выступал с обоснованием позитивных функций государства. Каждое государство имеет целью охрану основ своего общежития, а христианское государство, за которое ратовал Соловьев, стремится еще улучшить условия существования человека в этом обществе. Прогресс государства, по его замечанию, состоит в том, чтобы "как можно меньше стеснять  внутренний нравственный мир человека и как можно вернее и шире обеспечивать внешние условия для достойного существования и совершенствования людей".

Христианско-теократическая утопия Вл.Соловьева если не по букве, но по духу опиралась па славянофильскую концепцию историческою процесса.

Государство трактуется Соловьевым как «средняя общественная сфера между Церковью, с одной стороны, и материальным обществом -- с другой». Нормальное отношение между церковью и государством, согласно Соловьеву, выглядит так: государство признает за вселенской церковью принадлежащий ей высший духовный авторитет, обозначающий общее направление доброй воли человечества и окончательную цель ее исторического действия, а церковь предоставляет государству всю полноту власти для согласования законных мирских интересов и политических дел с этой высшей волей и требованиями окончательной цели, так чтобы у церкви не было никакой принудительной власти, а принудительная власть государства не имела никакого соприкосновения с областью религии. «Христианская церковь требует христианского государства».

Исходные   принципы  своей   религиозно-идеалистической системы   Вл.Соловьев   изложил   уже   в   магистерской   диссертации 
«Кризис    западной философии».    Впоследствии    они    получили 
дальнейшее   развитие   и   обоснование   в    «Философии   дельного 
знания»,   в   докторской   диссертации   «Критика   отвлеченных   начал»   и   во   многих   других  сочинениях,  посвященных  различным 
разделам философской науки.

Нельзя, но существу противопоставлять  
личность и общество, нельзя спрашивать, что из этих двух 
есть цель и что только средство.

Нельзя не отметить, что программа Соловьева существенно отличалась практически полным отсутствием сколько-нибудь детального проекта "идеального" будущего от традиционных литературно-идеологических утопий (Платона, Т.Мора, утопистов-социалистов и др.), жизнь и устройство которых были тщательно и детально регламентированы. Соловьевская "свободная теократия" - достаточно условный и отвлеченный образ "христианского государства", "высшее благо и истинная цель" которого "заключается в совершенной взаимности богочеловеческого соединения - не в полноте власти, а в полноте любви". Однако путь к осуществлению своего общественно-государственного идеала философ искал на вполне конкретных исторических дорогах, и поставленная им задача соединения власти православной русской монархии с авторитетом римско-католической церкви в реальной политической ситуации последней четверти прошлого века оказалась совершенно фантастической. Впрочем, Соловьев сам, хотя это и далось ему отнюдь не легко и стало и поводом многих неудач и разочарований, впоследствии отказался от проекта теократического государства.

Социальным   идеалом   Вл.  Соловьева явилась «свободная теократия»   или «вселенская  церковь», чуждая  какого-либо национализма  и объединяющая православие, католицизм и протестантизм. Реализация этого идеала предполагает «свободную теократию», созидающую конечную стадию истории - «Богочеловечество».

Свободная теократия - идеальное устройство христианской жизни, которое должно начаться делом объединения церквей. В 80-е годы, мечтая о восстановлении единства христианского мира, Вл. Соловьев  пишет "Историю и будущность теократии" (1884-1886).

Воззрения Вл. Соловьева при всей их утопичности оказали влияние на социально-политические идеи начала XX в. Важен был сам дух творчества ученого, воздействовавшего на идеи целого поколения русских мыслителей (Н. Бердяев. С. Булгаков, братья С.Н. и Е.Н. Трубецкие, И. Ильин и др.), литераторов (А. Блок, А. Белый), на целый пласт общественной жизни России рубежа XIX и XX вв.

Информация о работе Социологический анализ теократической утопии Владимира Соловьева