Социологический анализ теократической утопии Владимира Соловьева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 14:49, контрольная работа

Описание работы

Значительную роль и влияние в развитии мировой философии на рубеже XIX - XX в.в. оказали работы выдающегося русского философа Владимира Соловьева. Русская религиозная философия XX века занимает уникальное место в истории философской мысли, что обусловлено несколькими причинами. Во-первых, в рамках этой философии были подведены мировоззренческие итоги многовековой истории развития России. Во-вторых, религиозная философия этого периода явилась реакцией на произошедший исторический разлом Российской империи. Являясь результатом отражения социально-исторической реальности, русская религиозная философия ХХ века представляла собой такую картину мира, в которой социальная революция была трансформирована в эсхатологию, а новая эпоха была воспринята ими как всемирно-историческая трагедия и неудача истории.

Файлы: 1 файл

Социологический анализ теократической утопии Владимира Соловьева..rtf

— 106.34 Кб (Скачать файл)

Теократическая утопия В. Соловьева стала поворотным этапом в развитии русской консервативной мысли. Его политико-правовая философия формировалась в эпоху, когда общая идея государства и права переживала свое полное угасание. В это смутное для философии  время Вл. Соловьев выступил с обоснованием религиозной сущности государства и права. Два мотива привели философа к новой для него проблематике: разрыв со славянофильскими иллюзиями  о ненужности права для «благословенных Богом народов» и критика учения Л. Толстого, утверждавшего, что право всегда и при всех условиях вредно и безнравственно.

В системе Вл. Соловьева этика явно превалирует над психологией и авторитарностью. Не государство создает право, а наоборот, государство является воплощенным правом, так как только в государстве право находит условия для своего действительного осуществления. Государство должно основываться не на деспотизме власти, а на равновесии многих сил, на равновесии, выраженном в законе -- этом «общем для всех борющихся сторон пределе».

Чтобы не превратиться в левиафана, государство должно нести некую сверхзадачу: оно должно быть деятельно нравственным, подчинять себя религиозному началу. Государство, как и закон, есть только внешнее равновесие, высший идеал лежит в основе внутренних нравственных взаимоотношений живых сил общества. Общество как организованная нравственность противопоставляется государству как воплощенному 
закону. Вместе с тем государство входит составной частью в 
общество.

По Соловьеву, основы любого общественного строя всегда 
сводятся к двум главным видам: суверенитету божественному 
и суверенитету народному. Философ определенно отдает 
предпочтение первому: только наличие высшей нравственной 
истины оправдывает власть.

Для Соловьева общество не является простым механическим соединением индивидов:   оно имеет собственный организм  и  собственное личностное бытие,  христианская  солидарность и братство -- суть жизни социального организма.

Человеческое общество как соединение нравственных существ, но не только природный, но непременно также и духовный организм. Соответственно и развитие общества, т е. история, представляет собой не просто органический процесс, но также процесс психологический и нравственно свободный, т. е. ряд личных сознательных и ответственных действий. В процессе своего исторического развития общество последовательно стремится стать «свободным союзом лиц».

Одной из наиболее сложных проблем Соловьев считал соотношение личности и общества, которые он рассматривал как два соотносительных логически и исторически понятия. Оспаривая идеи других сторонников нравственного идеализма, Вл.Соловьев понимал природу общества и личности как единую нравственную. "Общество, -- отмечал он, есть дополненная, или расширенная личность, а личность сжатое, или сосредоточенное общество". В обществе проявляются сознание и разум личности: людей объединяет вместе "общее предание", "общественное служение", "общий идеал".

На всех  этапах общество проявляется как нравственное восполнение или осуществление личности на данном историческом этапе своего развития.

Таким образом, «нормальное общество» есть «процесс собирательный», происходящий в «собирательном человеке». К 
последнему Вл. Соловьев относит семью, народ и человечество 
в целом. При этом он считает, что эти три вида «собирательного человека» существуют не порознь, отдельно один от другого, а во взаимосвязи и взаимодействии.

С точки зрения  Вл. Соловьева, общее направление всемирно-исторического процесса состоит в последовательном возрастании (экстенсивном и интенсивном) реальной -- хотя не всегда осознаваемой -- солидарности между всеми частями человеческого рода. Действительное движение истории состоит в созидании и постоянном усовершенствовании форм жизни, в передаче многообразных «культурных начал» -- экономических, религиозных, научных, философских и других.

Совершеннее человечество -- это, по Соловьеву, не природный человек как явление, не единичное эмпирическое существо, но и не человек как родовое понятие, а «всечеловеческий организм», «всемирная форма соединения материальной природы с Божеством». Вся человеческая история развертывается как восхождение человека к Богу, или как процесс богочеловечества. Пафос философии Соловьева -- борьба за духовность в человеке, за высшие идеалы личности и общества.

Демократия же, по Соловьеву, -- это участие народа в отправлении общественной власти через обладание и реализацию политических прав, обеспеченное волей государства. Демократия, в его понимании, -- противовес абсолютистским тенденциям государства. Власть в теократическом государстве самодержавие совести» и не может вылиться в безнравственные и 
фальшивые нормы.

Теократическое государство, в понимании  Соловьева, -- это христианское государство. Неопределенность, существующая в социалистической идее по вопросу соотношении духа и материи, на практике приводит к постепенному отчуждению от высших духовных интересов, когда за материальной стороной человеческой жизни начинает  признаваться самостоятельное и принципиальное значение.

По мнению Соловьева, три главных фактора определяют 
истинное христианское государство: духовный авторитет вселенского первосвященника, представляющего истинное не 
преходящее прошлое человечества; светская власть национального государства, олицетворяющего интересы, права и 
обязанности настоящего, и свободное служение пророков, 
открывающее начало осуществлению идеального будущего 
человечества. Гармоничное сотрудничество этих трех факторов  важнейшее условие социального, национального и духовного прогресса.

Проблема теократизации государства является актуальной и для современной России. Примерно на протяжении полуторатысячелетия идеалом церковно- государственных отношений в православии считался принцип симфонии, предполагающий сотрудничество церкви и государства в деле достижения Царства Божьего.

В отличие от Византии, Россия никогда не была теократическим государством. Лишь в отдельные исторические периоды духовная иерархия добивалась кратковременного политического лидерства, при котором, однако, особое положение духовенства не доходило до политического господства и примата церковного права перед светским.

Наиболее ярко теократическая идея обнаружила себя в период средневековья - в доктрине "Москва - третий Рим", в Расколе, а  на рубеже конца ХIХ - начала ХХ столетий - в работах Вл.Соловьева и ряда мыслителей, придерживавшихся в философии принципа всеединства. Возникновение теократической идеологии в период средневековья было вызвано созданием единого централизованного Московского государства. Образовавшемуся на основе отдельных княжеств государству требовалась идея, способная объединить удельные земли под эгидой набиравшей военно-политическую мощь Москвы.

Теократические тенденции средневекового Российского государства выразились в обожествлении царской власти.

Теоретическое оформление теократическая идея получила в трудах патриарха Никона, выступившего с теократической концепцией власти.

Грандиозный утопический проект "свободной теократии" строил и Владимир Соловьев. Теократия, по мнению философа, должна была оживить веру, восстановить в мире истину и любовь, обеспечить свободу и полноту бытия. Цель боговластия - рождение нового духовного человека и воссоединение его с богом в образе богочеловека. Ее достижение виделось Соловьеву двояким путем:

1) при помощи личного нравственного совершенствования, позволяющего преодолеть эгоизм, неверие и отчужденность человека;

2) посредством улучшения общественных отношений и устранения социального зла и разобщенности мира.

Оба направления тесно связаны между собой, так как Соловьев считал, что общество является дополненной (расширенной) личностью, а личность - сжатым, сосредоточенным обществом. Теократия, таким образом, виделась философу в качестве заключительной стадии всеобъемлющего внутреннего и внешнего нравственного преображения жизни, в котором сходятся все совершенные устремления человеческой индивидуальности и коллективности. Она - воплощение всеединства.

Теократия, по Соловьеву, может быть реализована лишь при условии воссоединения христианских религий, поскольку истина выражается ими только в единстве. В своей отдельности они выступают как части богочеловеческого организма. Католичество, основанное на строгой иерархии священнослужителей, представляет исторический базис теократии, ее прошлое, так как священство выступает главным носителем церковного предания. Значимость католической веры определяется и тем, что в ее основе лежит принцип абсолютной власти верховного первосвященника. Без власти римского папы народы не могут быть объединены в одну семью: всеобщее братство на земле предполагает и всеобщее, единое для всех духовное отцовство.

Протестантизм олицетворяет будущее теократии. По мнению Вл.Соловьева, протестантская религия, отрешившаяся от авторитета церковной организации и догм вселенских соборов сохранила свободу религиозного пророчества. В пророчестве, возвещающем об идеалах и ценностях истинной богочеловеческой жизни, и состоит будущее боговластия. Настоящее же церкви есть народ, объединенный в современных условиях в государственно- организованные общества. Соединить народы в пределах общей территории царства и выполнить задачу современного периода эволюции теократии должен был православный царь.

Вообще, России в деле построения теократии философом отводилась особая роль. Ее историческая миссия заключалась в преодолении противостояния христианских конфессий и восстановлении вселенскости церковной жизни. "Русская идея, исторический долг России требует от нас признания нашей неразрывной связи с вселенским семейством Христа и обращения всех наших национальных дарований, всей мощи нашей империи на окончательное осуществление социальной троицы...".

Воссоединением христианских церквей Вл.Соловьев пытался решить и русский национальный вопрос. Возвращение вселенскости, по мнению философа, есть наш национальный подвиг самоотречения, который позволит России вступить в духовно-интеллектуальное общение с Западом и избавиться от обособленности и замкнутости.

Истинная теократия может быть образована только при неслиянном и нераздельном единстве священнической, царской и пророческой власти. Соединение властей должно было олицетворять, по замыслу Соловьева, образ святой Троицы на земле.

Выступая за свободное и независимое существование властей, Соловьев, однако, признает первенство духовной власти, но не в юридическом смысле слова, когда она берет на себя выполнение политических функций, а в нравственном. Государство устанавливает к священнической власти "сыновние" отношения, подчиняясь ей не из страха, а добровольно, по совести. Положительная роль государственной власти в "свободной теократии" признается в деле распространения в мире христианской веры, в организации общественных отношений по образцам христианской религии, в сближении самих христианских народов.

В творчестве Владимира Соловьева в очередной раз дала о себе знать давняя мечта народа о России, как о третьем Риме. Теократическая идея философа питалась также представлениями славянофилов, по мнению которых русские - святой народ, народ-богоносец и его великая миссия заключается в утверждении принципов православной веры. Отсюда и выводил Соловьев призвание России: быть центром мировой цивилизации, "самым христианским из всех человеческих обществ". Следует также заметить, что, предлагая в качестве идеальной формы государства теократию, Соловьев, таким образом, хотел ограничить абсолютизм царской власти. На более позднем этапе своего творчества Соловьев разочаровался в идее "свободной теократии" и больше не возвращался к этой теме. Его друзья и единомышленники воспринимали теократические устремления ученого как романтическую увлеченность, навеянную католическими пристрастиями и не находили в этом философской ценности.

После Соловьева, пожалуй, больше никто среди религиозных и светских мыслителей России не предпринимал попытки теоретического моделирования или обоснования теократической власти. Однако актуальность проблемы теократии оставалась для России и впредь.

Мессианская идея богоизбранности и богоносности России в последующем также осмысливалась Достоевским, Бердяевым, Карсавиным, Франком, Ильиным и многими другими мыслителями. Все они видели идеал России религиозным и указывали на необходимость учета христианских принципов в политике и праве. Но, в отличие от предшествующего периода, теократические принципы организации власти находили опасными и воплощение их в действительности считали для России неприемлемым. Одним из первых заговорил об этом современник Соловьева Ф.М.Достоевский. В "Легенде о Великом Инквизиторе" он показал ложность теократии, подменяющей нравственно- религиозные предписания противоположными императивами.

Итак, социально-политические искания В.С. Соловьёва затрагивали широкий круг проблем. Однако мучительно его интересовали конкретные вопросы преобразования российского общества,  кардинальные проблемы развития человечества. Его талант публициста, писавшего по насущным социальным и политическим темам, органично соединялся в нем с мастерством метафизика, разрабатывающего стройную систему философских аргументов. Социальные воззрения философа оригинальны, и их нельзя однозначно отнести к какому-либо идейно-политическому направлению.

В своей теократической утопии Соловьёв стремится обосновать наличие реальной духовной основы общества, видя ее в неизбежности осуществления нравственной организации человечества -- Богочеловечестве.

Его идеал развития общества - это свободная теократия, которая является высшей целью развития христианского государства и нормального общества.  Свободная теократия представляет собой единство духовной и светской власти, личности и государства. Общее представление о теократии сложилось у Соловьёва в конце 70-х годов, а в первой половине 80-х он разворачивает теократическую идею в подробное и аргументированное учение о вселенской церкви во главе с римским первосвященником -- папой.

Сущность его теократии -- «соединение человека с Богом через жертву в милости, через подчинение в свободе». В свободной теократии первосвятитель церкви -- вершина благочестия и представляет духовное отечество. Он указывает путь развития народа и раскрывает цели Божьи. Он не может судить кого-либо и передоверяет принудительную власть христианскому государю, который является вершиной милости и правды. Христианский государь со своей стороны не может вмешиваться в дела веры и совести. Их отношения строятся так, что царь полноту своей власти освящает авторитетом первого, а первосвятитель осуществляет свою авторитетную волю не иначе как через полновластие царя. В этом отражаются его глубоко гуманистические черты, его подход в совершенствовании общества. Теократическое государство воплощает в себе идеальное общество, в котором достигнут высочайший уровень нравственности. Личность как расширенное общество, существующая в рамках такого государства становится  не средством существования государства, а его целью. При теократическом правлении личность не является механическим включением в общество. Она свободна и подчинена обществу лишь в той степени, в какой общество само подчинено личности.

Информация о работе Социологический анализ теократической утопии Владимира Соловьева