Социологическое представление личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 20:40, контрольная работа

Описание работы

Как наука, социология была введена в 1989 году в связи с повышением интереса к социальным процессам. Например, процесс становления гражданского общества связан с утверждением прав и свобод человека, его духовной и экономической независимости гражданина. Расширение пределов свобод и прав человека, существенное увеличение возможности выбора пробуждали интерес человека к знанию основ жизни социальной общности людей, социальных процессов и явлений с целью рационального, эффективного использования приобретенных прав и свобод.

Содержание работы

Введение.......................................................................................................................................2

Часть 1
Подробный план по теме исследования..............................................................................3
Социализация личности.......................................................................................................4

Часть 2
2.1 конспект статьи по теме исследования..............................................................................11

Часть 3
3.1 Анкета по проблеме исследования.....................................................................................16

Глоссарий.....................................................................................................................................18

Список литературы...................................

Файлы: 1 файл

социологическое представление личности.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

 

 

3.1 Анкета по теме исследования 

Анкетирование- сбор количественных данных на основе представленной анкеты, которая строится по методу «воронки». Анкета включает в себя:

- вводную часть (введение в  проблему);

- основную часть (вопросы по  проблеме);

- заключительную часть (социальная).

Проблема: социология стремиться выявить  существующие в обществе типы личности. Люди проявляют социально-значимые черты индивидуальной жизнедеятельности благодаря взаимодействию с другими людьми, что способствует стабилизации и развитию общественных отношений, но можно ли назвать их  стабильными, если все чаще люди не соблюдают принятые в обществе социальные нормы?

Анкета: Внимательно прочитайте вопрос и варианты ответов на него. Обведите кружочком один вариант ответа, который наиболее вам присущ.

 

1. Что вы предпочитаете?

а) немного близких друзей;

б) большую товарищескую компанию.  

 

2. Какие книги вы предпочитаете читать?

а) с занимательным сюжетом;

б) с описанием переживаний героев.  

 

3. Что вы скорее можете допустить в разговоре?

а) опоздание;

б) ошибки. 

 

4. Если вы совершаете дурной поступок, то:

а) остро переживаете;

б) острых переживаний нет. 

 

5. Как вы сходитесь с людьми?

а) быстро, легко;

б) медленно, осторожно. 

 

6. Считаете ли вы себя обидчивым?

А) да

б) нет. 

 

7. Склонны ли вы хохотать, смеяться от души.

а) да;

б) нет. 

 

8. Считаете ли вы себя?

а) молчаливым;

б) разговорчивым. 

 

9. Откровенны ли вы или скрытны? 

а) откровенен;

б) нет. 

 

10. Любите ли вы заниматься анализом своих переживаний?

а) да;

б) нет. 

 

11. Находясь в обществе, вы предпочитаете:

а) говорить:

б) слушать. 

 

12. Часто ли вы переживаете недовольство собой?

а) да;

б) нет. 

 

13. Любите ли вы что-нибудь организовывать?

а) да;

б) нет. 

 

14. Хотелось бы вам вести интимный дневник?

а) да;

б) нет. 

 

15. Быстро ли вы переходите от решения к исполнению?

а) да;

б) нет. 

 

16. Легко ли вы меняете ваше настроение?

а) да;

б) нет. 

 

17. Любите ли вы убеждать других, навязывать им свои взгляды?

а) да;

б) нет. 

 

18. Ваши движения:

а) быстры;

б) замедленны. 

 

19. Вы сильно беспокоитесь о возможных неприятностях:

а) часто;

б) редко. 

 

20. В затруднительных случаях:

а) спешите обратиться за помощью  к другим;

б) не любите обращаться.

 

Глоссарий

Личность- выражение социальной сущности и содержания человека как  субъекта деятельности и  общественных  отношений. 

Концепция распределения ролей- деление их на аскриптивные, т.е. предписанные по естеству (определенные рождением, полом, возрастом, социальной принадлежностью и т.д.) и достижительные, т.е. зависящие от личных усилий индивида.

Социальная  типология личности - выявление ее сущностных черт, обусловленных образом жизни.

Идеальный тип  личности- требования общественного идеала, зафиксированные в религиозных верованиях, идеологии.

Нормативный тип  личности- выделяется на уровне социально-исторического и культурологического анализа, являясь наиболее распространенным в обществе.

Социализация- процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

Агенты социализации — конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Институты социализации — учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

Подавление -это исключение из сферы сознания мыслей, чувств, желаний и влечений, причиняющих стыд, чувство вины, душевную боль, в силу чего человек может забыть о выполнении каких-либо обязанностей, которые по разным причинам оказываются для него неприятными.

Вытеснение- это механизм произвольного подавления, когда человек прилагает специальные усилия, чтобы предать забвению те или иные впечатления путем переноса внимания на другие действия, т.к. во многих случаях человек может испытывать чувство вины вследствие того, что имеет социально неприемлемые желания.

Изоляция- это вытеснение человеком эмоциональных компонентов каких-либо неприятных, травмирующих впечатлений, при этом сама мысль (впечатление) осознается как нейтральная для человека.

Самоограничение- это своеобразный уход, отступление перед трудностями, ограничение своего ``Я'' в том случае, если человеку кажется, что его достижения менее значительны, чем у других людей

Проекция- это приписывание собственных нежелательных черт другим людям, своеобразная защита человека от осознания этих же черт в себе.

Идентификация - один из главных механизмов социализации. Это отождествление человеком себя с другим субъектом, группой, образцом, то есть психическое уподобление себя (в основном подсознательно) другому человеку - родителям, другим близким людям, героям художественных произведений, значимым лицам.

Интроекция- это путь построения собственной личности, когда качества и установки другого человека как бы ``встраиваются'' в структуру личности субъекта в неизменном виде.

Эмпатия- это сопереживание эмоциональному состоянию другого человека, проникновение в его переживания.

Интеллектуализация- это абстрактные рассуждения при столкновении с жизненно важными проблемами (болезнь, отсутствие работы и пр.) вместо реальных действий по разрешению ситуации.

Рационализация- это ложное объяснение человеком своих фрустраций (фрустрация - это психическое состояние, которое возникает вследствие неудовлетворенной потребности и сопровождается отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием). 

Дискредитация цели - в случае недостижимости целей используется аргумент: ``то, что недоступно мне, не может обладать высокими качествами''.

Самодискредитация - когда человек, стремясь к труднодоступным целям, терпит неудачу и, опасаясь критики со стороны, объявляет, что переоценил свои возможности.

Самообман - встречается в тех ситуациях, когда человек совершает выбор между двумя целями, альтернативными линиями поведения и, несмотря на ценность отвергнутого варианта, утверждает, будто бы у него не было выбора.

Аннулирование действий- это повторяющиеся и ритуальные приемы (в основе которых - вера в сверхъестественное) для предотвращения или ослабления какой-либо неприемлемой мысли, чувства, действия.

Сублимация- это перевод любого инстинктивного влечения, потребности, мотива, удовлетворение которых блокировано условиями ситуации, в социально приемлемую деятельность, как правило, творческую (научную, художественную).

Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения.

Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры.

Субкультура- в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами.

Социальные  нормы - это правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей и их объединений.

Нормы права - это общеобязательные, формально-определенные правила поведения, которые установлены или санкционированы, а также охраняются государством.

 Нормы морали (нравственности) - правила поведения, которые сложившись в обществе, выражают представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Действие этих норм обеспечивается внутренним убеждением, общественным мнением, мерами общественного воздействия.

Нормы обычаев - это правила поведения, которые, сложившись в обществе в результате их многократного повторения, исполняются в силу привычки.

Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) - это правила поведения, которые самостоятельно установлены общественными организациями, закреплены в их уставах (положениях и т. п.), действуют в их пределах и ими же охраняются от нарушений посредством определенных мер общественного воздействия.

Социальный  контроль — система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов.

Формализованные санкции — это такие санкции, процедура применения которых регламентируется законами, инструкциями и другими официальными документами.

Неформализованные санкции реализуются в ходе неформального общения людей.

 

Список литературы

  1. Словарь терминов. Солодовников С.Ю., гл.науч.ред.и сост., изд-во ЛФЦП, 2002.
  2. Социология. Учебник для вузов/ Воронцов А.В. - изд Союз СПб, 2003г.
  3. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов/Отв.ред.академик РАН Г.В.Осипов, действительный член РАЕН Л.Н.Москвичев.-М.:Норма,2005.-912с.
  4. Смелзер Н. Социализация: основные проблемы и направления исследований // Социальная психология: Хрестоматия. М., 2000. С. 332—333.
  5. Суворов С. А. К вопросу о социологическом понимании личности/С. А. Суворов//социологическое исследование. -№ 5.-1998.
  6. Социология, под. Ред. Лавриненко В.Н., Юнити – Москва, 2002 г.
  7. Социология, Кравченко С.А., Экзамен – Москва, 2002 г
  8. Социология социальных изменений, Штомпка П., Москва, 1996 г
  9. Что такое личность, Ильенков И.В., Москва 1991 г.



Информация о работе Социологическое представление личности