Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 20:40, контрольная работа
Как наука, социология была введена в 1989 году в связи с повышением интереса к социальным процессам. Например, процесс становления гражданского общества связан с утверждением прав и свобод человека, его духовной и экономической независимости гражданина. Расширение пределов свобод и прав человека, существенное увеличение возможности выбора пробуждали интерес человека к знанию основ жизни социальной общности людей, социальных процессов и явлений с целью рационального, эффективного использования приобретенных прав и свобод.
Введение.......................................................................................................................................2
Часть 1
Подробный план по теме исследования..............................................................................3
Социализация личности.......................................................................................................4
Часть 2
2.1 конспект статьи по теме исследования..............................................................................11
Часть 3
3.1 Анкета по проблеме исследования.....................................................................................16
Глоссарий.....................................................................................................................................18
Список литературы...................................
Содержание
Введение......................
Часть 1
Часть 2
2.1 конспект статьи по теме
исследования..................
Часть 3
3.1 Анкета по проблеме
Глоссарий.....................
Список литературы.............
Введение
Термин «социология» ввел в 30-е годы 19 века Огюст Конт, которого и считают отцом – основателем новой научной дисциплины. По его представлениям, социология должна была объединить все знания об обществе как едином организме и дать им подлинно научную основу.
Как наука, социология была введена в 1989 году в связи с повышением интереса к социальным процессам. Например, процесс становления гражданского общества связан с утверждением прав и свобод человека, его духовной и экономической независимости гражданина. Расширение пределов свобод и прав человека, существенное увеличение возможности выбора пробуждали интерес человека к знанию основ жизни социальной общности людей, социальных процессов и явлений с целью рационального, эффективного использования приобретенных прав и свобод.
Свободная конкуренция в экономике, политике, духовной сфере поставили в прямую зависимость результативность деятельности предпринимателей от умения и использования знаний о конкретных социальных механизмах, настроений и ожиданий людей. Отраслью знаний, помогающей глубже и конкретнее познать общество, основу социального взаимодействия людей с целью рационального использования свободы, самоорганизации человека становится социология. Социология изучает общество, социальные отношения, и социальные общности, их деятельность. Философия также изучает личность и социальные общности как объекты и субъекты деятельности, но делает это на высоком уровне обобщения. Социология осмысливает общество, общественную жизнь не как предельную общую абстрактность, а как реальность.
Социология, как определенный тип знаний об обществе выходит из недр социальной философии, перенимает философскую культуру. Одновременно социология стремится к преодолению ограниченности, которую обнаруживает философия при анализе социальных явлений. Социология ставит целью помочь людям разобраться в сложных проблемах жизни. Люди, создающие общество, несомненно, имеют возможность изменить его, преобразовать на основе полученных знаний. В этом случае им на помощь приходит социология.
1.5 Типология личности
2.1 Понятие социализации личности
2.2 Задачи социализации личности
2.3 Агенты и институты социализации
2.4 Стадии социализации
2.5 Механизмы социализации
3.1 Концепция Ч.Х.Кули
3.2 Концепция Дж. Г. Мида
4.1 психологические теории
4.2 Марксистская теория личности
4.3 Ролевые теории личности
4.4 теория референтных групп Т. Хаймена и С. Стауффера
5.1 Личность в
5.1.1.Возникновение личности
5.1.2.Личность в античном
5.1.3.Феодализм и личность
5.2. Капитализм и проблема свободы личности
5.3. Государственно-
5.3.1. Дегуманизация труда
5.3.2.Бюрократизация
5.3.3.Личность и «сексуальная революция»
5.3.4. Разрушение личности
5.4. Блеск и нищета буржуазного индивидуализма
6.1 Понятие социальных норм
6.2 Виды социальных норм
6.3 Понятие социального контроля
6.4 Типы социального контроля
6.5 Методы социального контроля
1. Понятие социализации личности
Появившись на свет, каждый человек, или индивид, начинает постепенно усваивать человеческую культуру, приобретать свои особенности, входить в общество, самоутверждаться среди других людей и становиться личностью. Это подводит нас к следующему важному понятию - социализации.
Социализация - процесс усвоения индивидом ценностей, норм и знаний данного общества. Существо природное превращается в существо социальное. Древние считали, что этот процесс идет по трем направлениям:
Социализация личности осуществляется как под воздействием целенаправленного воспитания, так и под влиянием широкого круга других воздействующих факторов (семейного и внесемейного общения, искусства, средств массовой информации).
Социализация происходит в трех основных сферах:
Социализация охватывает все процессы приобщения индивида к культуре:
Сферы социализации. Непосредственными сферами социализации являются прежде всего семья, а также воспитательные и учебные заведения, трудовые коллективы, круг друзей, знакомых, соседей, средства массовой информации и т. д. При этом в процессе непрерывной социализации все новых и новых людей происходят накопление и передача культурного опыта от поколения к поколению (на научном языке так называемая культурная трансмиссия ) обеспечивающая самобытность, устойчивость и в то же время обновление каждого общества.
Процесс социализации проходит стадии, которые называют еще основными жизненными циклами. Это детство, юность, зрелость и старость. По степени достижения результата или завершенности процесса социализации можно выделить начальную, или раннюю, социализацию, охватывающую периоды детства и юности, и продолженную, или зрелую социализацию, охватывающую два других периода
Взаимодействие с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает “правилам жизни” другую, называется становлением социального “Я”.
Обретение вначале политической (получение паспорта и права голосовать, а также быть избранным), затем экономической (устройство на работу, которая может вполне прокормить человека) и социальной (женитьба и создание собственной семьи, отделение от родителей и вступление в статус родителя) самостоятельности означает качественную границу между двумя этапами социализации — начальной (ранней) и продолженной (поздней).
2. Задачи социализации личности
Социализация выполняет в
1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей;
2) способствует взаимодействию людей в следствии принятия ими социальных ролей;
3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения
3. Агенты и институты социализации
Социализация с точки зрения общества представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих или ограничивающих становление личности человека.
Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения заставляют думать, что процесс социализации происходит при чьей-то посторонней помощи. Помощники — это люди и учреждения. Их называют агентами социализации.
Агенты социализации — конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей. К ним относят, как правило, семью и родственников; группы сверстников и знакомых; школу (вуз); средства массовой информации и пр. Мы не ставим своей целью описание всех этих агентов.
На разных стадиях социализации активную роль играют те или иные агенты и институты. На дотрудовой стадии главными являются семья, учебные учреждения и сверстники. На трудовой стадии значительную роль играют коллектив, профессиональное сообщество, дружеская компания, средства массовой информации. На послетрудовой стадии круг агентов социализации существенно сужается.
Вместе с тем социализация осуществляется под влиянием совокупности условий — социально-контролируемых и направленно-организуемых, стихийных и спонтанных (непроизвольно возникающих). Это — экономические, социально- политические, духовно-идеологические условия и факторы, необходимые или достаточные для обеспечения развития личности.
Институты социализации — учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.
К институтам социализации относятся формальные организации, официальные учреждения, которые в социологии называют вторичными группами. Когда о семье говорят обобщенно, то ее называют институтом социализации, но первичным (как и школу)..А когда подразумевают конкретно членов семьи и родственников, употребляют понятие “агенты”.
Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей она сохраняется и во второй. Напротив, вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда, повзрослевший, он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: производством, государством, средствами массовой информации, армией, судом, церковью и т. д. Именно в сознательном возрасте они влияют на человека особенно сильно.
4. Стадии социализации
В науке сложились и продолжают существовать несколько концепций развития личности в процессе социализации. Большинство из них берут за основу развития какой-либо один фактор, имеющий биологическое, психическое или социальное происхождение. Разделим их условно на универсальные, охватывающий весь жизненный цикл личности, и частные, охватывающие первичную социализацию личности.
Большинство концепций, в которых определяются основные этапы социализации, ограничиваются рассмотрением первичной социализации.
Так, по мнению Дж. Мида, этот процесс включает в себя несколько стадий, связанных с формированием Я: стадию имитации (копирование поведения взрослых людей или представителей реферативной группы); игровую стадию (проигрывание ролей); стадию коллективных игр (осознание детьми ожиданий других людей на основе образа «обобщенного другого»).