Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 15:23, реферат
В данной статье предпринята попытка анализа положения мусульманских женщин в семье и трансформации гендерного режима на Кавказе. Для первоначального анализа использованы глубинные интервью с мусульманками – жительницами Табасаранского района Дагестана, проведенными в 2006г. Здесь бережно хранят традиции и обычаи народа. В настоящее время на территории Дагестана проживают 93,7 тыс. табасаранцев
или 3,89% к числу всего населения.
Составной частью дагестанского домашнего хозяйства являются также различные ремесла: табасаранский народ славится самотканными коврами. Ими украшают жилье, дают в приданое детям (независимо от пола). Учитывая трудоемкость ручного женского труда, стоимость сырья, доход от такой работы мизерный. Имеет он (промысел) и другой «народный смысл»: женщина всегда должны быть занята делом, поэтому в любую минуту, свободную от домашних дел, у нее всегда под рукой вязальные спицы и ткацкий станок.[1]
Распределение обязанностей в семье: Понимание сущности современных ролевых установок в семье невозможно вне исторического контекста, который объясняет происхождение сохранившихся до сегодняшних дней установок на жесткое распределение обязанностей Кавказский мужчина в дореволюционной России – это, прежде всего, воин - защитник, от которого зависит безопасность семьи и территориальной общности. Высокая смертность, как среди мужчин-воинов, так и мирного населения (женщин, детей, стариков) являлась одним из факторов, влияющих на высокий уровень рождаемости – необходимое условие для поддержания демографической ситуации, обеспечения рабочей силой в домашнем хозяйстве и достойной старости в будущем. Многодетная семья имела более высокий статус, отсутствие детей порицалось. Женщину – многодетную мать чтили и уважали, она пользовалась заслуженным почетом. Здесь существует институт многоженства. Жители села отмечают, что многоженство не являлось признаком материального благополучия мужчины, а, свидетельствовало о проблемах воспроизводства потомства. Кроме того, этот институт был необходим для социальной и материальной защиты женщины, чей муж погиб на войне. Ведение домашнего хозяйства в семье горцев
Тема 4. Историко-социологический анализ феномена детства и положения детей в обществе……………………………………………………………..…2-6
Тема 3. Теории детства как отражение отношения общества (взрослых) к детям (ребенку)………………………………………………………………...6-12
Список литературы…………………………………………………………….13
Содержание:
Тема 4. Историко-социологический
анализ феномена детства и положения детей
в обществе…………………………………………………………
Тема 3. Теории детства как отражение
отношения общества (взрослых) к детям
(ребенку)………………………………………………………
Список литературы…………………………………
Тема 4. Историко-социологический анализ феномена детства и положения детей в обществе.
1. Ознакомьтесь со статьей Т.С.Лыткиной «Трансформация семьи и домашнего хозяйства. Опыт социо-этнологического описания жизни табасаранцев» (Социс 2008, №5). Охарактеризуйте особенности трансформационных процессов семьи рассматриваемой народности Северного Кавказа, причины и последствия.
В данной статье предпринята
попытка анализа положения
или 3,89% к числу всего населения.
Составной частью дагестанского домашнего хозяйства являются также различные ремесла: табасаранский народ славится самотканными коврами. Ими украшают жилье, дают в приданое детям (независимо от пола). Учитывая трудоемкость ручного женского труда, стоимость сырья, доход от такой работы мизерный. Имеет он (промысел) и другой «народный смысл»: женщина всегда должны быть занята делом, поэтому в любую минуту, свободную от домашних дел, у нее всегда под рукой вязальные спицы и ткацкий станок.[1]
Распределение обязанностей в семье: Понимание сущности современных ролевых установок в семье невозможно вне исторического контекста, который объясняет происхождение сохранившихся до сегодняшних дней установок на жесткое распределение обязанностей Кавказский мужчина в дореволюционной России – это, прежде всего, воин - защитник, от которого зависит безопасность семьи и территориальной общности. Высокая смертность, как среди мужчин-воинов, так и мирного населения (женщин, детей, стариков) являлась одним из факторов, влияющих на высокий уровень рождаемости – необходимое условие для поддержания демографической ситуации, обеспечения рабочей силой в домашнем хозяйстве и достойной старости в будущем. Многодетная семья имела более высокий статус, отсутствие детей порицалось. Женщину – многодетную мать чтили и уважали, она пользовалась заслуженным почетом. Здесь существует институт многоженства. Жители села отмечают, что многоженство не являлось признаком материального благополучия мужчины, а, свидетельствовало о проблемах воспроизводства потомства. Кроме того, этот институт был необходим для социальной и материальной защиты женщины, чей муж погиб на войне. Ведение домашнего хозяйства в семье горцев – особая форма женской солидарности. В отличие от большинства семей в России, в которых финансовую политику определяет женщина, здесь распоряжается деньгами мужчина. Он же принимает активное участие в воспитании детей, проводит с ними много времени. В случае развода дети остаются с отцом, в случае его смерти, ответственность за воспитание и уход за детьми берет на себя один из братьев отца (род отца). И в том, и другом случае женщине предоставляется возможность попытаться устроить свою жизнь, выйти замуж во второй раз. Специфической особенностью табасаранской культуры является строгое, жесткое распределение обязанностей между мужчиной и женщиной. Мужчина никогда не прикоснется к приготовлению еды, уборке стола, мытью посуды и т.д. Даже законы гостеприимства не заставят его приготовить пищу для гостя, поскольку это является женской обязанностью.
Рынок труда в советские времена, подвергся хозяйственным экспериментам. Так, здесь вынуждены были сеять сорта пшеницы, которые непригодны для выращивания в этих климатических условиях. Старожилы с иронией отмечают: «Сеяли больше, чем снимали урожай». Предпринимались попытки массовой посадки свеклы, «но никто не подумал, куда ее девать». На ферме держали более 100 коров, несмотря на низкие удои. В сельском хозяйстве в основном работали мужчины, женщины – на ковровой фабрике. Продукция последней пользовалась спросом не только на внутреннем рынке, но и отправлялась на экспорт, и их заработки были выше, чем у мужчин. Но в семейном бюджете «женские деньги» имели символическое значение. «Мы зарабатывали больше, чем мужчины, но это были не наши деньги, мы даже не могли заикнуться, что мы зарабатываем».
Сфера услуг и социального воспроизводства в советское время на селе была представлена рабочими местами в школе, детском саду, органах власти (сельский совет), клубе, магазине, почте. Эти рабочие места стали для жителей села дополнительной нагрузкой и дополнительным (но не основным) источником дохода.
Домашняя экономика и общественное пространство: Существуют особые места в социальном пространстве села, разделенные по половому признаку. Они замкнуты и не допускают людей противоположного пола. Здесь обсуждаются проблемы, принимаются решения и, что более важно, осуществляется социальный контроль жизни села и межпоколенное взаимодействие.
Годекан – завалинка возле магазина в центре села – мужское место. Здесь каждый вечер собираются мужчины всех возрастов. Темы разговоров: от политики до личной жизни соседа. Своего рода сельская сходка. На ней решаются проблемы сбора грецкого ореха, ремонта дороги и водопровода, согласуются сроки пахоты и сенокосной страды.
Родник – сугубо женское общественное место имеет воспитательное значение в жизни молодой горянки, является местом общения и отдыха (под предлогом «сходить за водой» девушка может уйти от домашних забот и немного отдохнуть), а также школой взросления, где девушки получают общие представления о существующих правилах взаимоотношения полов и
возможных последствиях их нарушения, репродуктивных практиках. Это место «женских секретов» и «женских разговоров», которые не принято вести в семье. По этому поводу на селе рассказывают разные истории.
Такова мозаика сельского
быта Северного Кавказа. Ее целостность
приобретается благодаря
быстрыми ритмичными движениями ног («танцующая горянка»), поскольку руками смыть мыло горной (нежной, как щелк) водой очень сложно и требуется немало усилий и времени.[1]
Повседневная жизнь в Дагестане специфична. Кавказская семья – это весь род. Межпоколенное взаимодействие формируется с детства, через уважение и послушание (подчинение) родителям, родственникам, старшим. Дочери – временные члены родительской семьи. Их готовят к уходу в другую семью – она продолжательница другого рода. Дядю по отцовской линии, называют «ими», по материнской – «халу», обозначая тем самым две ветви родства. Младший сын семьи с детства знает, что забота о родителях в старости ляжет на его плечи, он женится, обретет детей, и будет жить вместе с родителями. Через поколенческое взаимодействие происходит перераспределение властных ресурсов (полномочий), зарабатывается уважение, обеспечивается защита в старости. Именно клановость, родовая общность обеспечивает социальную защиту детям и старикам. Здесь нет бездомных детей и незащищенной старости. Несмотря на социально-экономический кризис 1990-х гг. не наблюдается значительного роста алкоголизма по сравнению с другими регионами России.
Кавказская семья представляет
собой хозяйственную единицу. Организация,
поддержание домашнего
Семья и работа: В связи экономического кризиса функция кормильца подвергается сомнению со стороны женщин. В поисках заработков мужчины
вынуждены покидать пределы села и республики, перекладывая на женские
плечи домашнее хозяйство, детей, пожилых родителей. С одной стороны, это
приводит к тому, что физическая нагрузка женщины возрастает, с другой, –
начинает снижаться значимость домашнего хозяйства, ценность семьи. При
сохраняющемся социальном контроле, возросшей физической нагрузке формируется новая экономическая зависимость женщины от мужчины. Вместе с тем наилучшие семейные отношения наблюдаются в тех семьях, в
которых мужчины остаются на селе, помогают по хозяйству и имеют работу
или социальное пособие (пенсию).
Выбор супруга. Считается, что первый серьезный шаг в жизни мусульманской девушки – это выход замуж. Согласно Корану ей дается возможность проявить свою самостоятельность. В настоящее время юноши и девушки села предпочитают выбирать спутников жизни сами. Девушки, как и прежде, не имеют права высказаться о своих предпочтениях. Юношам предлагаются на выбор имена девушек. Если девушка нравится, начинается процесс сватовства. Родители пытаются угадать, уловить симпатии детей и предложить им достойный вариант. Но так бывает не всегда. Выбор за детей, чаще всего, делают родители по принципу поиска «хорошей партии», где нередко присутствуют чисто прагматические соображения. Основными факторами являются репутация семьи, материальный достаток, количество детей (большое количество детей является отрицательным моментом), возможность отъезда в город.
Таким образом трансформация существующих традиций и обычаев, переоценка роли мужчины и женщины в семье, изменения в сознание людей свидетельствуют о том, что настало время формирования другой социальной организации, иных взаимоотношений.
2. Подготовьте
предложения по созданию «
Это – город или любая структура местного самоуправления, призванная способствовать реализации прав детей.
Это – город, где голоса, нужды, приоритеты и права детей являются неотъемлемой частью государственной политики и 2 политики, программ принимаемых решений.[2]
Инициатива «Города, доброжелательные к детям» (ИГДД) реализуется с 1996 года с целью сделать города удобными для проживания всех граждан, прежде всего, детей, следуя основополагающему принципу ЮНИСЕФ «главное – детям». Город, доброжелательный к детям активно содействует реализации прав каждого молодого гражданина:
• Оказывать влияние на принятие решений, касающихся их города
• Высказывать свое мнение относительно того, каким бы они хотели
видеть свой город
• Иметь доступ к основным услугам, таким как медицинское обслуживание, образование и жилье.
• Пользоваться чистой питьевой водой и иметь доступ к надлежащим санитарно-гигиеническим условиям
• Быть защищенным от эксплуатации, насилия и жестокого обращения
• Самостоятельно передвигаться по улицам города без риска для жизни
• Встречаться и играть со своими друзьями
• Иметь озелененные территории для растений и животных
• Жить в городе с незагрязненной окружающей средой
• Участвовать в культурной и социальной жизни города
• Быть равноправным гражданином своего города и пользоваться всеми его услугами, независимо от этнического происхождения религиозной принадлежности происхождения, принадлежности, уровня дохода, пола или ограничений дееспособности
• Участвовать в жизни семьи, сообщества и в социальной жизни города
Города, доброжелательные к детям – Берлин, Мюнхен, Гаага, Стокгольм, Мадрид, Кельн, Париж, Роттердам, Москва, Ванкувер.
Основная идея:
Защита прав детей в их повседневной жизни.
Вовлечение ВСЕГО общества в реализацию инициативы: мэров, администрацию, семьи, профессиональные ассоциации, бизнес-сообщество и т.п. Дети заметны в городе, они участвуют в процессе принятия решений.
Цель:
Обеспечить реализацию прав ребенка в городе.
привлечь внимание городской администрации, общественности и жителей к вопросам детства.
инициировать разработку, принятие и реализацию долгосрочных планов (программ) по развитию города в интересах детей.
способствовать
учитывать мнение детей,
по вопросам городской жизни,
затрагивающим интересы детей,
способствовать воспитанию
Тема 3. Теории детства как отражение отношения общества (взрослых) к детям (ребенку).
1.Ознакомьтесь со статьей Бюхнера П., Крюгера Г.-Г., Дюбуа-Реймон М. «Современный ребенок» в Западной Европе» (Социс 1996, №4,5). Охарактеризуйте такие аспекты жизни современного ребенка, как модернизация и индивидуализация жизни, детская культура. Опишите влияние макроуровневых социальных изменений на микроуровневый процесс подрастания ребенка в различных социальных и культурных контекстах.
При изучении воздействия модернизации на детскую жизнь были использованы предложенная Беком концепция «рисковых сообществ» и введенное Элиасом понятие «цивилизационного процесса»; модернизация касается меняющегося состава и структуры семьи и семейной жизни, изменения стандартных («нормальных») детских биографий, стилей жизни, структур общественной власти, форм социального контроля и участия, а также влияния меняющихся форм цивилизации (социальных стандартов поведения) на детскую жизнь.[3]
В этой статье представлен краткий очерк теоретических и методологических обоснований, описана ступень анализатекущих процессов модернизации и цивилизации повседневной детской жизни в указанных регионах Европы; на основании конкретного материала разработана категориальная схема, которая поможет уловить влияние макроуровневых социальных изменений на микроуровневый процесс подрастания ребенка в различных социальных и культурных контекстах, визучении современного детства именно в контексте процессов модернизации и социальных изменений исследование тяготеет к некоторой исторической перспектив. За несколько последних лет был опубликован ряд многообещающих в теоретическом отношении «макроуровневых» исследований, выполненных в данном аспекте.
Основное влияние на эти работы оказали Элиас и Бек. Оба относят отношения между структурным сдвигом и изменениями при модернизации и цивилизации к процессам перемен общественного и индивидуально-личного плана.Бек анализирует современные «рисковые сообщества» с точки зрения противоречий между производством экономических ресурсов (богатства) и производством социальных рисков в богатых западных индустриализированных сообществах, особенно в Германии. Главным образом он озабочен личностными и социальными издержками на модернизацию, возникающими в результате разрушения традиционной семьи и поддерживающими общность структур наряду с усилением индивидуализированного частного мира, основывающегося на интересах, стремлениях и обязательствах индивидов больше, чем на классовой идентичности и классовой солидарности.