Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 15:23, реферат
В данной статье предпринята попытка анализа положения мусульманских женщин в семье и трансформации гендерного режима на Кавказе. Для первоначального анализа использованы глубинные интервью с мусульманками – жительницами Табасаранского района Дагестана, проведенными в 2006г. Здесь бережно хранят традиции и обычаи народа. В настоящее время на территории Дагестана проживают 93,7 тыс. табасаранцев
или 3,89% к числу всего населения.
Составной частью дагестанского домашнего хозяйства являются также различные ремесла: табасаранский народ славится самотканными коврами. Ими украшают жилье, дают в приданое детям (независимо от пола). Учитывая трудоемкость ручного женского труда, стоимость сырья, доход от такой работы мизерный. Имеет он (промысел) и другой «народный смысл»: женщина всегда должны быть занята делом, поэтому в любую минуту, свободную от домашних дел, у нее всегда под рукой вязальные спицы и ткацкий станок.[1]
Распределение обязанностей в семье: Понимание сущности современных ролевых установок в семье невозможно вне исторического контекста, который объясняет происхождение сохранившихся до сегодняшних дней установок на жесткое распределение обязанностей Кавказский мужчина в дореволюционной России – это, прежде всего, воин - защитник, от которого зависит безопасность семьи и территориальной общности. Высокая смертность, как среди мужчин-воинов, так и мирного населения (женщин, детей, стариков) являлась одним из факторов, влияющих на высокий уровень рождаемости – необходимое условие для поддержания демографической ситуации, обеспечения рабочей силой в домашнем хозяйстве и достойной старости в будущем. Многодетная семья имела более высокий статус, отсутствие детей порицалось. Женщину – многодетную мать чтили и уважали, она пользовалась заслуженным почетом. Здесь существует институт многоженства. Жители села отмечают, что многоженство не являлось признаком материального благополучия мужчины, а, свидетельствовало о проблемах воспроизводства потомства. Кроме того, этот институт был необходим для социальной и материальной защиты женщины, чей муж погиб на войне. Ведение домашнего хозяйства в семье горцев
Тема 4. Историко-социологический анализ феномена детства и положения детей в обществе……………………………………………………………..…2-6
Тема 3. Теории детства как отражение отношения общества (взрослых) к детям (ребенку)………………………………………………………………...6-12
Список литературы…………………………………………………………….13
Институты образовательного и рабочего рынков подчеркивают индивидуальный успех и поощряют соревновательность, которая все более и более доминирует в частной жизни. Согласно Беку, тенденция к индивидуализации возникает как следствие эрозии традиционных классовых различий, укорененных в общественном «статусе» и традиционных стилях жизни. Процессы усиления многообразия и индивидуализации стилей жизни находятся в движении, которое отражает как возрастание благоприятных возможностей и свободы выбора, так и новые формы риска и принуждения. Такой уклон в сторону индивидуализации уклада жизни влияет на детей различным образом. На первый взгляд кажется, что перед ними открывается масса возможностей в смысле образования и проведения досуга, но как институты образования, так и рынки досуга опять же выносят на первый план индивидуальный успех и соревновательность.
Режим соревнования означает, что молодые люди изолируются в среде сверстников и уже в очень раннем возрасте должны брать на себя ответственность за свои действия. Таким образом, жизнь становится «биографическим проектом»: дети в определенной степени должны уметь преследовать свои цели ,невзирая на указания родителей. Они получили возможность купить собственный досуг. Однако возросла не только возможность выбора и автономного действия, но и необходимость принятия решений, которому сопутствуют риск, стрессы, неопределенность, постоянная неуверенность и утрата традиционных форм групповой поддержки семьи и окружения. Согласно Фухсу, этот процесс «биографизации моделей жизни» в настоящее время затронул и детский возраст. Роль индивидуальных биографий в укладе общественной жизни сильно возросла.
Самая яркая черта изменений, связанных с индивидуализацией детства - это более раннее стремление к независимости в большем, чем когда бы то ни было числе областей, что связано с индивидуализацией жизненных ситуаций, стилей и, таким образом, всего уклада жизни. Тесные семейные связи и прямой контроль за детьми в родительском доме частично замещаются активностью ребенка вне семьи и возросшей ориентацией на группы сверстников.
Изменилось отношение к зарабатыванию денег, что также повлияло на уклад и стиль жизни людей, получению ими прав на более высокое образование и хорошее трудоустройство сопутствовали демографические сдвиги уменьшение размеров семьи и задержка срока рождения первого ребенка.[3]
Таким образом, биографические вехи сдвинулись, и старые привычные ориентиры частично утратили свою значимость.
Чем большее число детей
в затронутых изменениями семьях
попадает под влияние и ориентиры,
внешние по отношению к семье
(школа, средства отдыха, среда обещания
и т.д.), тем сильнее это
В теоретическом подходе Элиаса, составляющем еще одну основу для анализа современного детства, предположение о своем будущем требует предусмотрительности и дальновидности как необходимых условий цивилизованного поведения. Согласно Элиасу , цивилизационный процесс, продолжающийся вот уже многие столетия, требует от современных индивидов, чтобы они находились под сильным социальным контролем в любых ситуациях; они должны контролировать свои эмоции, так же, как развивать в себе способность к внутреннему самоконтролю, которая считается признаком цивилизованного поведения. один из авторов, Денсик показывает, что многие области социальной жизни приобрели черты ситуаций купли-продажи (дружба, образ жизни, потребление, общественные рынки, детские сады, школа, семья, наконец, рынок труда и брачный рынок).Дети, сталкивающиеся с подобными рыночными ситуациями уже в очень раннем возрасте, рискуют потерпеть неудачу во взаимодействиях с окружающими, если не выработают в себе навыки самоконтроля, беспристрастности и воздержания на публичной арене от проявлений инфантильности и регрессивного поведения. Такая «социальная акселерация», по обозначению Денсика, указывает на факт изменения управляющих поведением ребенка идеалов и норм по сравнению с таковыми во времена детства его родителей. Сегодняшние родители не могут использовать опыт своего воспитания в качестве модели для воспитания детей. Тенденция рассматривать детей и родителей как независимые инстанции со своими собственными нуждами и законным статусом влияет, таким образом, на качество отношений между ними.
Де Сваан, также со ссылкой на подход Элиаса, постулирует, что за последние несколько десятилетий отношения между родителями и детьми изменились от построенных по модели подчинения авторитету к отношениям, основанным на периодическом заключении договоров и возникающей параллельно перестройке баланса власти в родственных связях. Женщины, так же, как и дети, добились большей свободы в личных и общественных делах, позволяющей им жить собственной жизнью.
Дети должны уже в раннем возрасте обучаться управлять своей жизнью, цивилизованно взаимодействуя с родителями посредством перезаключающихся договоров.
Вследствие того, что современный ребенок рассматривается как индивидуальность, родители выказывают больше внимания к его желаниям и нуждам и стремятся признавать и поощрять его автономию, саморегуляцию и самоконтроль.
Стремление к участию в текущем процессе укрепления договорных отношений между родителями и детьми, как современной и все более преобладающей форме их взаимодействия, тесно связан с общей тенденцией к неформальности коммуникации между поколениями, идентифицированной Уотерсом. Неформальность предполагает ослабление специфических традиционных обязанностей, таких как «непререкаемое» доминирование стариков или местного духовенства, которым теперь нужны иные формы законодательства, а также снисходительность и обоюдная терпимость, особенно в отношениях с детьми. Неформальность предполагает также взаимное признание автономии и личного права на собственное тело. Современные дети требуют для себя телесной автономии, и она им предоставляется в виде отсутствия телесных наказаний, прав выбора способа ухода за телом, выражения эмоций и сексуальных желаний, еды, одежды и места для уединения.[3]
Присущие отношениям
между поколениями балансы
Модернизация касается меняющегося состава и структуры семьи и семейной жизни, изменения стандартных («нормальных») детских биографий, стилей жизни, структур общественной власти, форм социального контроля и участия, а также влияния меняющихся форм цивилизации (социальных стандартов поведения) на детскую жизнь.
2. Составьте характеристику современного беспризорника.
Безнадзорность есть отсутствие надзора (контроля) за ребенком, подростком. При этом не имеет значения, в силу каких обстоятельств – объективного или субъективного свойства – этот надзор отсутствует. В любом случае речь идет о поведении лиц, обязанных осуществлять надзор за ребенком (семья, опекуны, социальные работники). А беспризорность находится в совершенно другой плоскости. Это – характеристика положения несовершеннолетнего в семье и обществе, его социальный статус. Обрести, к сожалению, такой статус ребенок может как по собственному желанию, так и в силу стечения каких-либо обстоятельств. Среди таковых главенствует безнадзорность, то есть отсутствие надзора (контроля) со стороны родителей либо заменяющих их лиц.
«Беспризорные»- это несовершеннолетние, лишенные педагогического надзора и попечения и живущие в условиях, вредно действующих на их общественные проявления и здоровье. Беспризорными надо считать не только детей, потерявших родителей (или опекунов) и домашний очаг. Если родители (или опекуны)лишают детей пищи, грубо с ними обращаются, совращают их на преступления, разлагающе влияют собственным примером, - дети подобных родителей тоже считаются беспризорными».
Нынешний беспризорник, как правило, одет по необходимости: лишнюю, мешающую свободно передвигаться одежду выкидывает, а необходимое приворовывает тут же. Если нужно "выезжать в город" - появляется куртка с чужого плеча и шапка. А вообще, беспризорники- большие модники: верхнюю одежду могут менять по несколько раз в неделю, чего не скажешь про рубашки и земляного цвета майки. Так что особенно не удивляйтесь, если на зачуханном восьмилетке увидите пуховик размера на четыре больше.
Какие-то общие закономерности во внешнем облике беспризорника отсутствуют. Это зависит от его возраста, стажа кочевой жизни, и от профессии[5].Самых старших, которых можно застать на вокзале только поздно ночью, вообще трудно отличить от обычных детей, если не приглядеться и не усмотреть во взгляде что-то особенное: заторможенное и решительное одновременно.
Безнадзорный ребенок, в
отличие от беспризорного, как правило,
живет под одной крышей с родителями,
сохраняет связи с семьей, у
него еще есть эмоциональная привязанность
к кому-либо из членов семьи, но связи
эти хрупки и находятся под
угрозой атрофии и разрушения.
Предоставленные самим себе, дети
забрасывают учебу, отдают свободное
время улице, бесцельному
Определить на каком этапе безнадзорность трансформируется в беспризорность практически невозможно, но не будет преувеличением утверждение, что безнадзорность является характеристикой социализации, благоприятной для возникновения беспризорности. Считается, что безнадзорник отличается от беспризорника по вышеперечисленным критериям, но общими для них являются не только ситуация в семье и школе, но и способ разрешения конфликтной ситуации (самовольные уходы, побеги, бегства из дома, образовательных учреждений).
Социологи выделяют различные причины возникновения данного явления. Так, Е.Г. Слуцкий рассматривает три основные группы причин развития детской беспризорности: социально-экономические, социально-психологические и психологические причины[4]. К социально-экономическим он относит факторы, длительно нарушающие трудовой уклад жизни и деформирующие быт людей. Это экономический кризис, безработица, голод, эпидемии, интенсивные миграционные процессы в связи с военными конфликтами или природными катаклизмами. Социально-психологические причины, по мнению автора, связаны с кризисом семьи, увеличением разводов, с утратой одного из родителей, опекунством, ухудшением климата в семье, грубым обращением с детьми, физическими наказаниями, а порой и сексуальными домогательствами со стороны взрослых (данные явления часто становятся следствием социально-экономических факторов).
В настоящее время в России существует большая часть перечисленных причин широкого распространения беспризорности. В реальной жизни разные группы причин тесно связаны между собой и дополняют друг друга.
На сегодняшний день, содействие
неконкурентоспособным группам
населения, становится одной из приоритетных
задач государства. В отношении
беспризорных детей, наиболее эффективными
признаются меры, носящие комплексный
и профилактический характер. Несмотря
на то, что в отношении этой категории
граждан уже проделана большая
работа и, в целом, ситуацию, угрожавшую
некоторое время назад
Причины возрастающей безнадзорности
детей и подростков коренятся, главным
образом, в условиях жизни многих
российских семей. Тяжелое материальное
положение большинства
Список литературы: