Социология Дюркгейма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 00:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: выявить методологические проблемы социологии как науки в трудах Э. Дюркгейма. Исходя из цели вылились следующие задачи:
1.Изучить источники информации
2. Реконструировать биографию Эмиля Дюркгейма
3. Проанализировать основные социологические идеи ученого
4. Рассмотреть методологию научного познания и теорию ценности.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. БИОГРАФИЯ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…….…………………………………………………………..4

Глава 2 МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ И ТЕОРИЯ ЦЕННОСТИ Э.ДЮРКГЕЙМА………..………………………………………...6

Заключение………………………………………………………… ……………25

Список использованных источников и литературы……. .. …………………..27

Файлы: 1 файл

Социология ДЮРКГЕЙМ.docx

— 59.41 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное  государственное бюджетное  образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Самарский государственный университет»

Социологический факультет

Кафедра теории и истории  культуры

                                                                                    

Специальность __(название)__

Специализация ____________

Курсовая работа

Название курсовой работы

Выполнил(а) студент(ка)

_____курса _____группа

Фамилия, имя, отчество

(подпись)

Научный руководитель

(ученая степень, ученое звание)

(Фамилия, инициалы)

(подпись)

работа защищена

«___» _______ 200__г.

оценка ______________

зав. кафедрой к..и.н., проф.,

Мачнев В.Я

__(подпись)__

Самара 201__

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3

 

ГЛАВА 1.  БИОГРАФИЯ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…….…………………………………………………………..4

 

Глава 2 МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ И ТЕОРИЯ ЦЕННОСТИ Э.ДЮРКГЕЙМА………..………………………………………...6

 

Заключение………………………………………………………… ……………25

 

Список использованных источников и литературы……. .. …………………..27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В данной работе представлен подход Э. Дюркгейма к анализу социальных ценностей как части коллективных представлений, участвующих в регулировании общественных отношений. Показано, что проблема ценностей и идеалов рассматривалась им в рамках подхода к обществу как к реальности особого рода. Дюркгейм был убежден, что формы коллективного сознания способны существовать независимо от их индивидуальных выражений. Раскрывается определенная смена понятийных приоритетов Э. Дюркгейма в связи с разработкой им "социологической теории ценности", что позволило французскому социологу с новых позиций объяснить проблему взаимоотношения между индивидом и обществом. Для современной социологии сохраняют значимость и его вывод, что социальные идеалы меняются от эпохи к эпохе вместе с изменением мировосприятия социальных групп.

Цель данной курсовой работы: выявить методологические проблемы социологии как науки в трудах Э. Дюркгейма. Исходя из цели вылились следующие задачи:

1.Изучить источники информации

2. Реконструировать биографию Эмиля Дюркгейма

3. Проанализировать основные  социологические идеи ученого

4. Рассмотреть методологию  научного познания и теорию  ценности.

В работе использована специальная  научная литература, словари, социологические  журналы и электронные ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

БИОГРАФИЯ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Родился в Эпинале (Лотарингия). Закончил Высшую Нормальную школу в Париже (1882) и стал преподавать философию в лицеях. Читал лекции в Бордоском университете (1886-1902), был профессором в Сорбонне (1902), где возглавил одну из первых в мире кафедр социологии. Основатель и издатель "Социологического ежегодника" (1897(8)- 1913). Сотрудники журнала, приверженцы социологических воззрений Э. Дюркгейма, составили ядро так называемой “французской социологической школы”, занимающей ведущее место в европейской социологии до 30-х годов ХХ в. В трех главных книгах Дюркгейм разрабатывает идущую от Конта проблему социального согласия. Это работы: "О разделении общественного труда" (1893; русск. перев. 1900), в которой решается вопрос о том, как в современном обществе с присущей ему дифференциацией функций и профессий, сохранить интеллектуальную связь и общезначимую мораль; "Самоубийство" (1897; русск. перев. 1912), содержащая анализ аномии; "Элементарные формы

религиозной жизни" (1912), в которой анализируются  религиозные верования как основа упорядоченности примитивного общества.

Дюркгейм рассматривал социальную реальность как особого  рода бытие, имеющее свой смысл в силу своей особой - коллективной - природы и свои, только ей присущие закономерности, познание которых и составляет задачу социологии. Человека он рассматривал как двойственное, биосоциальное существо, часть сознания которого определяется биологически, а "наиболее высокие формы человеческого духа" - обществом.

Совокупность мнений, знаний, способов действия и других явлений культуры составляют, по Дюркгейму, общество. Его компоненты Дюркгейм называет "коллективными представлениями". Они являются продуктом длительного развития общества и принудительно навязываются каждому индивиду.

Дюркгейм уделил большое внимание разработке социологии религии, поскольку считал, что религия есть как бы выражение общества, представленное в виде образов и символов: реальность, в символических формах описываемая религией, и есть социальная реальность. Не только религия, но и другие институты и представления имеют, по Дюркгейму, социальное происхождение. Все религии есть ответы, хотя и различные, на те

или иные условия  человеческого существования. Религия, как и другие социальные институты, укоренена в самой "природе вещей" и природе человека. Религия по природе своей коллективна и основывается на разделении мира на две сферы - сакральную и профаническую. Именно в этом противоположении сакрального и профанического миров заключается отличие религии от других социальных институтов. Она должна исследоваться как объективный факт, поскольку представляет собой универсальный феномен, имеющий определенную социальную основу. Для Дюркгейма как социолога не природа сама по себе есть источник религии (в этом он решительно расходится с Тайлором и Фрэзером), она служит лишь источником символов, как религиозных, так и других, необходимых для упрочения идентификации социальной группы. Религия – это способ идентификации, осознания себя той или иной социальной группой как целостности, единства.

Дюркгейм оказал огромное влияние на развитие и социологии, и религиоведения. Из анализа тотемизма он выводит социологическую теорию познания, поскольку религия для него - не только правила морали и правила собственно религиозных действий, но и олицетворение коллективной и безличной силы самого общества. Цель дюркгеймовской теории религии заключается в доказательстве реальности объекта веры: люди никогда не

обожествляли ничего другого, кроме собственного общества.

Умер в Фонтебло под Парижем.

 

 

Глава 2

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ И ТЕОРИЯ ЦЕННОСТИ Э. ДЮРКГЕЙМА

 

Понятие "ценность" как  и ценностный (аксиологический) подход к пониманию общественной жизни занимает в современной социологической науке одно из центральных мест. Его формирование связано с разработкой теории социального поведения социологами, которые первой половине XX века не приняли характерной для позитивизма натуралистической ориентации, выражавшейся в нивелировании различий между природной и социальной реальностью, в стремлении освобождать социальные науки от априорных концепций и добиваться максимальной объективности, понимаемой как соответствие теории выражающим объективную реальность данным. Ценностная проблематика вновь вышла на первый план на рубеже 1960 - 1970-х годов в исследованиях представителей "критической социологии" (Ч. Р. Миллс, А. Гоулднер, Э. Гидденс и др.). Гоулднер опровергал "распространенный миф о ценностной нейтральности социологии" [1] и характеризовал тезис "свободы от ценностных суждений" как доминирующее профессиональное заблуждение социологов [2]. Хотя первый импульс к социологическому анализу проблемы ценностей пришел в социологию от Дильтея и неокантианцев (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), учет "ценностного подхода" к познанию социальной реальности не сводится только к традициям неокантианской философии и к "понимающей социологии" М. Вебера. В развитии основ теории ценностей важную роль сыграл Э. Дюркгейм. На значимость анализа этой стороны его теоретического наследия в начале 1990-х годов обратил внимание А. Б. Гофман [3]. Дюркгейм- один из основателей понимания общества как ценностно-нормативной системы, ставшего впоследствии центральной идеей при формировании Т. Парсонсом структурно-функциональной концепции. При жизни французского социолога эта сторона его научного творчества оставалась практически незамеченной. Кроме того, множество значений, придаваемых Дюркгеймом понятию "общество", по оценке Р. Арона, раскрывает "если не внутреннее противоречие, то, по крайней мере, различные тенденции в учении Дюркгейма" [4, стр. 123 с. 386]. С одной стороны, он явно придерживался позитивистской ориентации, когда стремился анализировать социальные факты "извне", "как вещи", и объяснять их подобно тому, как объясняют природные феномены естествоиспытатели. Но, с другой стороны, в его учении "присутствует и представление о том, что общество является одновременно сосредоточением идеального и реальным

объектом моральной и  религиозной веры" [4, с. 386].

Интерес Дюркгейма к ценностной проблематике проявлялся на протяжении всей его творческой деятельности. Вместе с тем, формирование понятий теории ценностей относится к позднему этапу, начиная с этико-педагогических работ о механизмах воспитания, духовно-интеллектуального формирования индивида. Речь идет о его работе "Нравственное воспитание", написанной в 1902 - 1903 годы и опубликованной посмертно в 1923 г. Исследование происхождения морали и права, а также социальной

роли морали и религии  стало центральной темой его  обширного труда 'Элементарные формы религиозной жизни" (1912). Позиция Дюркгейма по проблеме социальных ценностей представлена в его докладе на Международном философском конгрессе в Болонье, прочитанном 6 апреля 1911 г. и опубликованном в "Revue de Metaphysique et de Morale" of 3 июля 1911 г. под титулом: "Ценностные суждения и суждения о реальности" (в русском переводе - "Ценностные и "реальные" суждения") [5, с. 287 - 305]. Разработка "социологической теории ценности" (термин принадлежит Дюркгейму - И. Г., В. Л.) позволила ему с новых позиций рассмотреть взаимоотношения между индивидом и коллективом. В докладе просматривается отход от прежнего "жесткого социологизма" в трактовке того, что такое "социальный факт" и как он влияет на поведение индивидов, связывая их в единое сообщество. Если на ранних этапах научной деятельности Дюркгейм, подчеркивая внешний и принудительный характер

социальных фактов, обращался  преимущественно к демографическим  и социально-экономическим факторам, к социальной среде, то в более поздних работах он апеллирует к чувству долга, моральному авторитету и другим явлениям духовного порядка. Эти явления выступают у него в качестве символических (культурно-ценностных, идеальных) посредников между обществом и личностью. При этом Дюркгейм учитывает то, что социальные факты оказывают влияние на индивидуальное сознание не непосредственно, а через механизмы их интериоризации, что действенность коллективных норм и ценностей в качестве регуляторов поведения определяется не только их принудительностью, но и желательностью со стороны индивидов, которые не существуют вне социального целого.

В докладе "Ценностные и реальные суждения" Дюркгейм отмечает, что "для понимания того, как возможны ценностные суждения, недостаточно постулировать определенные идеалы, надо объяснить их, надо показать, откуда они проистекают, как они соединяются с опытом и в чем состоит их объективность" [5, с. 297]. В ходе рассмотрения связи идеалов с отношением людей к реалиям общественной жизни он приходит к выводу, что "основные социальные явления: религия, мораль, право, экономика, эстетика, - суть

не что иное, как система  ценностей, следовательно, это идеалы" [5, с. 304]. То есть, за идеалами всегда стоит коллективное, социальное начало. "Социология, - подчеркивает Дюркгейм, - таким образом, изначально расположена в области идеала; она не приходит к нему постепенно, в результате своих исследований, а исходит из него. Идеал - это ее собственная сфера. Но она рассматривает идеал лишь для того, чтобы создать науку о нем (именно благодаря этому можно назвать ее позитивной, если только будучи присоединенным к слову "наука" это прилагательное не образует плеоназма)" [5, с. 304]. Приведенные высказывания о роли и значимости идеальных факторов, как и об их понимании в контексте социологического познания, в определенном отношении обновляют теорию Дюркгейма. Вместе с тем,

принципы, лежащие в основе его понимания предмета и метода социологии, методологии исследования, остаются незыблемыми.

Это:

1. Утверждение о приоритете  социальной реальности по отношению  к реальности индивидуальной, а  также о ее исключительном значении в детерминации человеческого сознания и поведения.

2. Тезис о том, что  общество представляет собой  более богатую и более "реальную" реальность, чем сам индивид; оно доминирует над индивидом, формирует его и является источником всех высших ценностей; также оно не сводится к простой сумме составляющих его индивидов.

3. Тезис, что общество - это часть природы, а наука  об обществе - социология - в методологическом отношении подобна наукам о природе и ее методы познания аналогичны методам естественных наук. Это стремление Дюркгейма проявляется в намерении выстраивать социологию как строгую науку, однако с отказом от мечты Конта о социологии как scienza scientiarum, которая, заняв господствующее над всеми науками положение, подменяет собой метафизику.

4. Социальные факты следует  рассматривать как "вещи". Этот  тезис, выступающий для Дюркгейма основным принципом его методологии, имеет гносеологический, а не онтологический смысл, ибо в нем не содержится утверждение, что социальные факты - это вещи, а постулируется лишь, что их необходимо изучать так же, как материальные вещи. Последний тезис раскрывает понимание Дюркгеймом идеала, который он не стремится конструировать, но "...берет его как данность, как объект изучения, и пытается анализировать и объяснять" [5, с. 304]. Для понимания специфики аксиологической позиции Дюркгейма обратимся к содержанию, вкладываемому им в понятие "социальный факт. Эта позиция обосновывается им в работе "Правила социологического метода" (1895); в русском издании - "Метод социологии". Согласно его концепции, социальные факты (в их числе оказываются "верования, стремления, обычаи группы, взятой коллективно") это образования, характеризующиеся двумя признаками: они существуют вне индивидуальных сознаний и оказывают на

Информация о работе Социология Дюркгейма