Социология досуга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 09:03, контрольная работа

Описание работы

Досуг и рекреация в самом широком смысле сопрягаются с обширными сферами жизнедеятельности общества - от социально-экономических отношений до сугубо личной жизни человека.
Изменения в теоретических, эмпирических исследованиях и реалиях в сфере свободного времени обусловлены рядом общецивилизационных факторов: деидеологизацией и гуманизацей межгосударственных отношений; признанием приоритетов общечеловеческих интересов; свободным общением молодежи различных стран; развитием форм политического и культурного сотрудничества, международного туризма, а также опосредованных форм через Интернет, аудиовизуальные и телерадиоканалы.

Файлы: 1 файл

соц.docx

— 39.79 Кб (Скачать файл)

Социология  досуга.

Введение.

СОЦИОЛОГИЯ  ДОСУГА КАК СПЕЦИАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ  НАУКА.

Досуг и рекреация в самом  широком смысле сопрягаются с  обширными сферами жизнедеятельности общества - от социально-экономических отношений до сугубо личной жизни человека.

Изменения в теоретических, эмпирических исследованиях и реалиях в  сфере свободного времени обусловлены рядом общецивилизационных факторов: деидеологизацией и гуманизацей межгосударственных отношений; признанием приоритетов общечеловеческих интересов; свободным общением молодежи различных стран; развитием форм политического и культурного сотрудничества, международного туризма, а также опосредованных форм через Интернет, аудиовизуальные и телерадиоканалы.

Современный досуг несет на себе печать постиндустриального общества и пронизывает всю повседневную жизнь.

Постиндустриализм размыл прежние социальные границы. Коммерциализация культуры, мегаполисы с модно одетыми людьми, фланирующими по улицам и бульварам, прогулки по магазинам и покупки утвердились как новые виды досуга.

Городская культура модерна оказалась  неразрывно связанной с природой, стимулировала развитие таких видов отдыха на воде, как яхтинг, серфинг, водные лыжи круизы и катание на лодках; различных видов слалома и скоростной езды, конных и пеших прогулок. Став распространенными, они усложнились «дифференцировались и «отстранились» от культуры досуга трудящихся и мелких буржуа, превратились в формы элитарного досуга, требующего дорогостоящего оборудования и определенных навыков.

Все это заставляет переосмыслить  новые реалии, концепции и выводы теоретиков досуга. Модные формы досуга стали синонимами буржуазности, престижа и предметом подражания для всех слоев населения. Новый стиль в культуре и досуге отразил переориентацию ценностного сознания и сдвинул ценности труда к самоценности досуга.

Всё это обогатило виды досуговой деятельности, создавало пространство и возможности для более близкого знакомства с законами разных жанров искусства и техники, развивало и, как итог, способствовало самореализации и самоутверждению субъектов.

Изменился и тип контакта с искусством. Зрителю теперь предлагаются развлечения в широком контексте публицистического, информационного, просветительного и документального материала, с введением элементов игры, с приглашением на улицу, что обеспечивает массовость, унификацию восприятия, потребление информации «на ходу», т.е. то, что социологи называют «фоновым восприятием».

В то же время Эрих Фромм указывает на другую тенденцию: «отчуждение в области потребления охватывает не только товары, которые мы покупаем и используем; оно гораздо шире и распространяется на наш досуг. А как же может быть иначе? Если в процессе работы человек отчуждается от дела рук своих, если он покупает и потребляет не только то и не только потому, что вещи эти ему действительно нужны и интересны, как может он деятельно и осмысленно использовать часы своего досуга? Он неизменно остается пассивным, отчужденным потребителем. С той же отстраненностью и безразличием, как купленные товары, «потребляет» он спортивные игры и кинофильмы, газеты, журналы, книги, лекции, картины природы, общество других людей. Он не деятельный участник бытия, он хочет лишь «ухватить» все, что только можно, присвоить побольше развлечений, культуры и всего прочего.

Становление нового опыта проведения досуга связано с появлением ростков  постмодернизма: «изменением образа чувств» и «новой структуры сознания», независимого от ценности и адекватности социальных и культурологических теорий.

Появление постмодернистской структуры  сознания Фаулер2 связывает со следующими взаимосвязанными факторами: -   глобальной реструктуризацией капитала и новым международным разделением труда.

Место социологии досуга среди социологических  наук.

Границы предмета социологии досуга широки, и отсюда вытекает его междисциплинарный  характервзаимодействие с социологией труда медицины, геронтологии, молодежи, туризма, города и села, образа жизни, теорией игр, социологии девиантного поведения, с исследова. ниями бюджета времени. Эти смежные социологические дисциплинь при изучении досуга не имеют четких границ, что дает возможность использовать их эмпирические материалы и теоретические обобщения Но репрезентативными они станут на основе собственной теоретиче ской базы.

Такой методологический плюрализм  характерен для любого начального этапа становления дисциплины. Базис любой науки - теория, методология, понятийный аппарат - придает целостность теоретическом) каркасу науки, и тогда проявятся смысловые характеристики предмета и объекта изучения. Системный междисциплинарный подход позволит точно определить методы и задачи исследования.

Изучение специфики досуговой деятельности требует определения его структурных компонентов:

-   типов и форм деятельности, их моделей и функций;

-     деятельности руководителя (художника, технолога и т.д.) и  потребителя, осваивающего содержание и формы досуговой деятельности;

-   качества деятельности - познавательной, репродуктивной, созидательно-творческой.

-   объектно-субъектных отношений  в различных видах досуговой деятельности;

-   синтетического характера  досуговой деятельности, в которой органически слиты познавательный, ценностно-ориентационный, коммуникативный и созидательный характер;

-   ценностно-ориентационные  оценки, которые в игровой, воспитательной и социально-преобразующей деятельности изменяют сознание и совершенствуют человека.

Разработка этих категорий должна учитывать максимальную возможность разнообразия новых форм досуга.

В социологии досуга и рекреации  широко применяются следующие категории  и термины:

. из общенаучных дисциплин: структура, функции, процесс, механизм, элемент, связь, развитие;

. из рбщесоциальных: труд, собственность, производство, распределение, обмен, потребление, доход, права, управление;

. из общей социологии: социальные организации, структура, социальная группа, организация, статус, роль, социальная стратификация;

-   из социальной психологии; коллектив, личность, мотивация, поведение, идентификация, адаптация, взаимодействие;

-   из социологии досуга: свободное время, избирательность, удовлетворенность, эффект.

Объект  и предмет социологии досуга

Человеческая деятельность является методологической основой исследования досуговых, рекреационных процессов и их характеристик и видов активности. Основное внимание уделяется объективным и субъективным основам деятельности.

Поэтому специфическими, раскрывающими  суть и особенности предмета будут  следующие понятия:

-   субъект досуговой или рекреационной деятельности;

-   объект и предмет досуговой или рекреационной деятельности;

-    досуговая или рекреационная активность;

-   досуговый или рекреационный эффект;

Специфика социологии рекреации и  досуга обусловливается ее взаимосвязью с социально-политической и экономической  структурой общества и социальными  взаимоотношениями в нем. Именно они определяют те внутренние противоречия: финансово-экономические, психологические, организационные как в теории, так и на практике. Система, содержание и функции досуга, его учреждений и организаций определяются политической системой, общей и политической культурой, общественной моралью. Культура общества в целом формирует духовно-нравственные представления о добре и ценностные ориентации людей, их соответствие общественным потребностям. Все это определяет

социологии спорта, медицины, быта, образа жизни, молодежи и других социально-демографических  и малых групп.

Таким образом, социология досуга и  рекреации - отрасль социологии, изучающая:

-  поведение индивидов и групп в свободное время;

-   способы удовлетворения  потребности в отдыхе (рекреации);

-   формы развлечения, общения;

-   развитие личности и  творчества в процессе деятельности  в любительских объединениях;

-   функционирование учреждений  досуговых услуг,

-   «индустрию досуга»: издательства, кино, радио, TV, экскурсионные, туристические бюро и спортивныее базы.

Современный досуг, несмотря на его  различное проявление в разных социальных группах, рассматривается как досуг  нового типа, как продукт индустриализма и урбанизации, испытывающий влияние массовой культуры (НТП обусловил рост производительности труда, увеличил объем свободного времени, повысил жизненный уровень населения).

Произошла концентрация досуга в конце  рабочего дня, рабочей не дели, во время  отпусков, что вызвало новое явление - досуговую ми грацию (её в зарубежной социологии изучает специальная дисциплина4 Социология досуга - отрасль социологии, изучающая систему д суговых учреждений и досуговой деятельности как социального инст тута; социальные проблемы взаимодействия и отношений с системо институтов культуры, искусства, спорта, СМИ, образования и социал ными службами.

Как отрасль социологии социология досуга является одновременно фундаментальной и прикладной, теоретической и эмпирической наукой.

Социология культурно-досуговой деятельности - специальная отрасль социологии, изучающая социальные факторы, механизмы, и закономерности функционирования и развития духовного общения и досуговой деятельности в рамках микросреды.

Это одна из специальных социологических  теорий, находящаяся в сложных  причинно-следственных связях и опосредованиях по вертикали и горизонтали со всеми уровнями и структурными компонентами социологического знания.

Объектом социологии досуга является природа, функции, педагогические, образовательные, социально-экономические и творческие противоречия, создающие проблемную ситуацию - избирательность ценностных ориентиров и предпочтений форм досуговой деятельности у различных групп, с одной стороны, и возможности их реализации - с другой.

рекреационной и туристической  деятельности:

художественная, реставрационная, поисково-краеведческая, развлекательно-оздоровительная, экскурсионная, спортивная и др.

На уровне конкретно-социологических, эмпирических исследований дисциплина изучает указанные выше проблемы в конкретных социальных условиях города, района, села, предприятия: -изменение    аудитории,    различных    социально-демографических групп под влиянием рекреационно-досуговой деятельности; -специфику воздействия применяемых технологий, уровень подготовки кадров: менеджеров, руководителей, организаторов. Место и роль особых видов культурно-досуговой деятельности: поисково-краеведческой,   реставрационной,   художественной,   развлека-тельно-досуговой, а также антисоциальных ее проявлений в конкретном регионе, городе, микрорайоне, селе.

Долгое время досуг рассматривался как вознаграждение за труд. В основе определения досуга лежала идея об абсолютной подчиненности сферы досуга сфере труда. Отсюда вытекала оценка человека как производительной силы общества, а не как личности. Человек сво1 дился к понятию «работник».

Усилия по созданию и совершенствованию  науки, искусства, танца, пения, поэзии, театра, прикладного творчества, искусства-общения, присущие «праздному классу» Т. Вебленом3 за труд не признавались, не признавалось и право на досуг. Современные социологи считают, что труд не может служить признаком, отличающим рабочее время от свободного ни в историческом прошлом, ни в настоящем. Предметы домашнего обихода зачастую носили художественно-прикладной характер, а песни, игры на посиделках и в обрядах составили основу

3 Веблен Т. Теория праздного класса. М., Прогресс, 1984 16

фольклора. Искусство танца, музицирования на светских раутах и балах приближалось к профессиональному уровню. А в настоящее время, когда возрастает число свободных профессий, рабочее и свободное время практически сливаются. Кроме того, многие формы культурно-досуговой деятельности и хобби неотъемлемы от творческого труда.

Поэтому признание приоритета материального  продукта над другими видами результатов труда носит исторически преходящую форму оценки.

Разделение труда в классовом  обществе отделило воспитание, образование и досуг от сферы труда. Это позволило развиваться науке, технике, искусству, классические образцы которого стали общечеловеческим достоянием.

В промышленном обществе трудящиеся, ориентируясь на достижения высших классов, стали повторять их опыт воспитания и образования. Но переход от индивидуального к массовому, изменение масштабов воспитания и образования привели к потере качества, к стандартизации, нивелировке индивидуальных способностей.

Свободное время и досуг в формационной и цивилизационной парадигмах.

Долгое время как зарубежные, так и отечественные специалисты  тесно связывали и чуть ли не отождествляли  свободное время с досугом.

До сих пор среди исследователей не выработана единая концепция и  содержательные границы социального  и свободного времени общества и личности.

Условно исследовательские подходы  можно разделить на три группы.

Представители первой (в основном, экономисты) рассматривают свободное  время как часть нерабочего времени, связанного преимущественно с расширенным воспроизводством рабочей силы в эпоху НТР. поэтому в определениях они исходили из потребностей производства и Роли свободного времени в повышении культурно-технического уров-

17

 

ня. А он является важнейшим фактором повышения производительности труда.

Вторая группа (этнографы, психологи  и педагоги) акцентируют внимание на всестороннем развитии человека. А  свободное время сводят к нерабочему и предназначают его для отдыха и физического развития трудящихся:

-   этнография учитывает свободное  время при рассмотрении характеристики людей и традиций;

-   психология   изучает  субъективное отношение людей  к свободному времени;

-   педагогика связывает с  ним вопросы воспитания.

Таким образом, содержательные характеристики отражают экономические, специальные, физические и социально-психологические характеристики.

Третью группу представляют философы. Гегель характеризовал естественно- возрастной процесс и последовательность его состояний с предпочитаемыми формами досуга. Интерпретация гегелевской концепции А. Шопенгауэром оказалась пессимистическим признанием власти возраста над духовным состоянием и деятельностью человека.

В диалектической концепции К. Маркса свободное время предстает как  сфера свободной деятельности, «не  определяемой подобно труду под  давлением той внешней цели... осуществление которой является естественной необходимостью или социальной обязанностью» . К признакам рабочего времени Маркс относил также технологическую и юридическую их регламентацию.

Информация о работе Социология досуга