Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 09:03, контрольная работа
Досуг и рекреация в самом широком смысле сопрягаются с обширными сферами жизнедеятельности общества - от социально-экономических отношений до сугубо личной жизни человека.
Изменения в теоретических, эмпирических исследованиях и реалиях в сфере свободного времени обусловлены рядом общецивилизационных факторов: деидеологизацией и гуманизацей межгосударственных отношений; признанием приоритетов общечеловеческих интересов; свободным общением молодежи различных стран; развитием форм политического и культурного сотрудничества, международного туризма, а также опосредованных форм через Интернет, аудиовизуальные и телерадиоканалы.
Маркс определил досуг как «
Из этих определений вытекают два методологических принципа:
I. В основе понятийного смысла термина «досуг» лежит понятие «свободного времени» как пространства досуга
II. Введение уровней досуга - от развлечения до игры «творческих сил».
Очевидно, такое подразделение имел ввиду и А. Пушкин, говоря о времени «вдохновенного досуга» и «вдохновенного труда». В целостном развитии личности свободное время - это сфера свободной деятельности человека.
Следует подчеркнуть, что философское осмысление соотношения свободы и необходимости выявляет его нравственный смысл: ведь действие по необходимости освобождает человека от ответственности за свое поведение.
Свободная деятельность и необходимость являются двумя сторонами единого диалектического процесса, выявляющего внутреннюю личную необходимость действия, определяемого системой жизненных ориентаций и ценностей. Таким образом, досуг располагается по шкале «зависимость - свобода».
СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИИ ДОСУГА, РЕКРЕАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ
Социальные услуги в курортно-туристических зонах
Социальные услуги - специфические формы общественной жизнедеятельности, подвид экономического, культурного, досугово-рекреационного воспроизводства жизненных ресурсов. Это форма человеческой деятельности, обращенная к человеку и проявляющаяся в заботе о нем.
К услугам социального назначения относятся бытовые, правовые, информационно-развлекательные, туристическо-экскурсионные, спортивные базы и учреждения. Все они во взаимодействии друг с другом создают рекреационный эффект. При этом немаловажную роль играет и производственная инфраструктура. От жилищно-коммунальной, транспортной, торговой инфраструктуры, связи и планомерного финансирования во многом зависит качество досугово-рекреационных услуг.
Процесс оказания услуг сложный экономический феномен, конечный продукт которого, помимо товарно-денежной формы, включает в себя сложный процесс взаимоотношений, положительный эффект которых достигается соответствием формы обмена и потребления форме и значимости производства услуг.
Социально-экономические
В социально-рекреационной
С переходом на экономико-рыночные отношения в них постепенно вступают социальные институты досуга. Им предоставляется свобода
53
выбора целевого рынка, способы выхода на него, методы привлечения публики.
Но рыночные отношения реализуются в социально-досуговой сфере в форме равноправной конкуренции между негосударственными структурами (кооперативами, арендными предприятиями, акционерными обществами) и государственными учреждениями, вынужденными работать в новых условиях.
Рыночные отношения требуют новых условий хозяйствования, ориентирующих учреждения этой сферы на увеличение своей аудитории. Новые учреждения предоставляют возможность более широкого выбора.
Задачи эмпирических социологических исследований тут совпадают с задачами и возможностями применения маркетинга в культурно-досуговой сфере.
Деятельность учреждений культуры как объект маркетинговых исследований имеет свои особенности: они непосредственно ориентированы на человека, носят индивидуализированный характер и не могут существовать без контакта с потребителем. Это обусловливает особую важность всестороннего изучения аудитории, мотивации ее выбора. (Ушла в прошлое ориентация на усредненного читателя, посетителя выставки, музея, спектакля, дискотеки, спортклуба). Нужна продуманная система рекламы услуг, системы ценообразования, влияющая на выравнивание спроса.
В основе принятия решений лежит информация о состоянии рынка, запросах аудитории, ценности культурных программ.
Прогнозирование спроса возможно лишь на основе конкретно-социологического анализа реальной и потенциальной аудитории, ее социально-демографического, социально-психологического плана, ее культурных потребностей, характера частоты посещения данного и "конкурирующего" учреждения.
Специфика управления и самоуправления в сфере досугово-рекреационной деятельности.
Непосредственное управление
досугом расценивается как
Эффективное управление содержанием досуговой деятельности возникает только посредством создания условий для выбора в саморазвитии и реализации способностей, дарований, интересов проявления инициативы и организации самоуправления. Взаимодействия категорий
60
/управление», «самоуправление»
Часть условий воздействует на содержание и структуру досуга как стихийные регуляторы. И ими следует пользоваться осторожно, избирательно, чтобы не ограничить проявления саморазвития субъекта.
Особенности свободного времени и досуговой деятельности определяют содержание и функции управления.
Особенности и принципы в сфере управления рекреационно-досуговой деятельности.
Принципы - это наиболее устойчивые, повторяющиеся правила, составляющие основу управления. Это - однопорядковые, взаимосвязанные положения. Для всех сфер жизнедеятельности общепринятыми являются принципы демократизации, гуманизации, объективности, конкретности, оптимальности, а также территориально-отраслевой подход.
Переход от административно-командной системы сделал теорию и практику управленческого процесса полем столкновения двух противоположных моделей.
В практике управления рекреационно-досуговой деятельностью уже отошли от централизации, всеобъемлющей регламентации, ведущей к стандартизации и шаблону, нормативного закрепления принципов управления в законодательных актах.
Наметился переход к демократической модели, опирающейся на самодеятельный характер культурно-досуговой деятельности, становлению механизмов самоуправления, характеризующихся формированием советов и разработкой уставов общественных объединений и организаций.
Гуманистическое измерение управленческого процесса приводит к необходимости поворота к человеку как самоцели культурного развития. Родовая сущность человека выходит за пределы классовых, национальных или религиозных ограничений. Гуманизация управления становится эффективной, когда она опосредована самой личностью, её активностью в освоении человеческих ценностей. Гуманистические принципы и идеалы: свобода, милосердие, справедливость, бескорыстие, добро, равенство приобретают все большую значимость в области Досуговой деятельности. Но важно видеть, что ослабление духовно-нравственных регуляторов поведения со стороны общества обернулось раздвоенностью общественного сознания и поведения, явными признаками деградации стали агрессивность, жестокость и вандализм.
61
Деидеологизация, отказ от единомыслия и образа врага, привели к переориентации на общечеловеческие ценности, обогащению духовной жизни всем многообразием отечественной и мировой культуры.
Принцип объективности отражает необходимость учета закономер. ностей развития как общества, так и сферы свободного времени. Свое-временное их выявление, познание и использование - залог оптималь-ного управления культурными процессами.
Тенденция интенсивного общения подростков в неинституциональ-ных формах в свободное время до сих пор плохо учитывается: материи альная база, ее функционирование игнорируют потребности молодежи] что делает основными «зонами» общения молодых подвалы, чердаки, лестничные площадки, скверы и дворы. Научное управление состоит в «переводе» требований объективных закономерностей на язык практи-ки. Оно возможно на основе теоретико-методологических, конкретное социологических исследований, предоставляющих научно обоснован-ные выводы, психолого-педагогические рекомендации социальным ин-ститутам. А органы управления должны быть ответственны за внедре-ние научно обоснованных исследований в сфере свободного времени и следовать выбранным принципам.
Конкретность как принцип управления. Тенденции и закономерности проведения свободного времени проявляются через многообразий конкретных и, подчас противоречивых, фактов: веяний моды, появления новых увлечений, развития жанров в искусстве, увеличения числи компьютеров с выходом в Интернет. Своевременное выявление их зна-чимости - необходимое условие преодоления препятствий в удовлетворении интересов и возникающих в связи с этим противоречий. Это необходимо для того, чтобы культурно-досуговая деятельность стала средством самовыражения и самореализации, а не ее деградации.
Проявление внимания к интересам подростков, побуждение к изучению ими своего внутреннего мира, самопознанию и самоутверждению, разработка соответствующих технологий, рассчитанных на социально-психологические особенности и может стать средством их саморазвития.
Комплексный деятелъностный подход к исследованию рекреацион-но-досуговой деятельности лежит в основе анализа совокупности видов деятельности, потребностей, ценностей и ориентации ее участников. Они помогут установить уровни удовлетворения досуговой деятельностью и уровни их социальной значимости.
Дифференцированный подход не только к различным социально-демографическим слоям, но и учет индивидуальных интересов и потребностей отдельных личностей, анализ возможностей очага культуры технологий, которыми располагают субъекты управления - основное требование, позволяющее реализовать принципы конкретности и дифференцированного подхода.
Принцип оптимальности, эффективности носит субъективно-объективный характер, определяет как организацию условий, обогащение содержания культурно-досуговой деятельности, так и требования к самим субъектам управления и самоуправления; организации целостного комплексного подхода как в их исследовании, так и в реализации соответствующих им технологий.
Проблема эффективности культур
Следует отделять понятие эффекта от эффективности. Эффективность занятий физической культурой, декоративно-прикладным и научно-техническим творчеством может быть измерена (в том числе и экономически): укрепление здоровья и физической формы, результаты труда как в любительском объединении, участии в выставках, конкурсах, так и на производстве.
Но если действия, поступки и результаты можно увидеть, то механизмы внутренней саморегуляции личности - мотивы, ценностные установки трудно поддаются специальному исследованию. Т.е. эффект -следствие сопоставляемых количественно-качественных показателей.
Проблемы и тенденции
Сложный исторический период, переживаемый нашей страной, делает необходимым новое осмысление социально-культурных процессов, характерных для мировой и отечественной практик. Процессы коренных социально-экономических преобразований, демократизации всех сфер жизни общества, кардинальной перестройки общественного сознания, изменений системы нравственных ценностей сделали необходимым «новое видение» формирующейся парадигмы, предполагающей приоритет духовного над материальным, возвращение к вечным ценностям, самореализации творческих потенций личности.
Самой большой ценностью
является обретение человеком
Необходимо констатировать, что переход к рынку еще более осложнил социальную напряжённость в обществе, особенно в молодежной среде. С одной стороны, идет быстрый процесс социальной и материальной дифференции молодежи, который сопровождается появлением большего числа молодых миллионеров из среды предпринимателей, брокеров и увеличением числа нищих и безработных молодых людей. С другой стороны, идет процесс формирования все новых молодежных субкультур, отражающих социальный статус различных социальных групп молодежи, который сопровождается усложнением их досуговых интересов и потребностей.
Необходимо заметить,
что в странах с классической
социально-рыночной экономической
моделью высокий уровень
91
циальных (в том числе маргинальных групп) в социально приемлемых формах, являясь, в свою очередь, очень мощным стабилизирующим фактором в аспекте использования творческой энергии молодых людей. Об уровне развития индустрии досуга в США говорит тот факт, что сегодня доход от ее экспорта занимает второе место во внешней торговле США после аэрокосмической промышленности. А японцы при всем их трудолюбии истратили на отдых и развлечения в 1992 году сумму, эквивалентную 1/3 российского госбюджета.