Социология досуга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 09:03, контрольная работа

Описание работы

Досуг и рекреация в самом широком смысле сопрягаются с обширными сферами жизнедеятельности общества - от социально-экономических отношений до сугубо личной жизни человека.
Изменения в теоретических, эмпирических исследованиях и реалиях в сфере свободного времени обусловлены рядом общецивилизационных факторов: деидеологизацией и гуманизацей межгосударственных отношений; признанием приоритетов общечеловеческих интересов; свободным общением молодежи различных стран; развитием форм политического и культурного сотрудничества, международного туризма, а также опосредованных форм через Интернет, аудиовизуальные и телерадиоканалы.

Файлы: 1 файл

соц.docx

— 39.79 Кб (Скачать файл)

Маркс определил досуг как «последовательный  процесс восстановления человеческих сил и их развитие», а свободное время как время, «представляющее собой досуг, так и время для более возвышенной деятельности...».

Из этих определений вытекают два  методологических принципа:

I.  В основе понятийного смысла термина «досуг» лежит понятие «свободного времени» как пространства досуга

II.  Введение уровней досуга - от развлечения до игры «творческих сил».

Очевидно, такое подразделение  имел ввиду и А. Пушкин, говоря о времени «вдохновенного досуга» и «вдохновенного труда». В целостном развитии личности свободное время - это сфера свободной деятельности человека.

Следует подчеркнуть, что философское  осмысление соотношения свободы  и необходимости выявляет его  нравственный смысл: ведь действие по необходимости освобождает человека от ответственности за свое поведение.

Свободная деятельность и необходимость  являются двумя сторонами единого диалектического процесса, выявляющего внутреннюю личную необходимость действия, определяемого системой жизненных ориентаций и ценностей. Таким образом, досуг располагается по шкале «зависимость - свобода».

СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ КАК  ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИИ ДОСУГА, РЕКРЕАЦИИ  И УПРАВЛЕНИЯ

Социальные услуги в курортно-туристических  зонах

Социальные услуги - специфические  формы общественной жизнедеятельности, подвид экономического, культурного, досугово-рекреационного воспроизводства жизненных ресурсов. Это форма человеческой деятельности, обращенная к человеку и проявляющаяся в заботе о нем.

К услугам социального назначения относятся бытовые, правовые, информационно-развлекательные, туристическо-экскурсионные, спортивные базы и учреждения. Все они во взаимодействии друг с другом создают рекреационный эффект. При этом немаловажную роль играет и производственная инфраструктура. От жилищно-коммунальной, транспортной, торговой инфраструктуры, связи и планомерного финансирования во многом зависит качество досугово-рекреационных услуг.

Процесс оказания услуг сложный  экономический феномен, конечный продукт которого, помимо товарно-денежной формы, включает в себя сложный процесс взаимоотношений, положительный эффект которых достигается соответствием формы обмена и потребления форме и значимости производства услуг.

Социально-экономические особенности  потребления социальных услуг указывают  на совпадение процесса пользования  с его результатом. Производство, распределение, обмен, потребление рекреационных услуг - особая для рекреационной зоны форма общественного разделения труда, в которой переплетаются личные и общественные интересы. А проблемой становятся не только разнообразные потребности отдыхающих, но и вся социально-культурная сфера курорта.

В социально-рекреационной деятельности используются природные, а также общественные материальные и духовные ресурсы для оказания определенного вида социальных услуг.

С переходом на экономико-рыночные отношения в них постепенно вступают социальные институты досуга. Им предоставляется  свобода

53

 

выбора целевого рынка, способы  выхода на него, методы привлечения  публики.

Но рыночные отношения реализуются  в социально-досуговой сфере в форме равноправной конкуренции между негосударственными структурами (кооперативами, арендными предприятиями, акционерными обществами) и государственными учреждениями, вынужденными работать в новых условиях.

Рыночные отношения требуют  новых условий хозяйствования, ориентирующих учреждения этой сферы на увеличение своей аудитории. Новые учреждения предоставляют возможность более широкого выбора.

Задачи эмпирических социологических  исследований тут совпадают с  задачами и возможностями применения маркетинга в культурно-досуговой сфере.

Деятельность учреждений культуры как объект маркетинговых исследований имеет свои особенности: они непосредственно ориентированы на человека, носят индивидуализированный характер и не могут существовать без контакта с потребителем. Это обусловливает особую важность всестороннего изучения аудитории, мотивации ее выбора. (Ушла в прошлое ориентация на усредненного читателя, посетителя выставки, музея, спектакля, дискотеки, спортклуба). Нужна продуманная система рекламы услуг, системы ценообразования, влияющая на выравнивание спроса.

В основе принятия решений лежит  информация о состоянии рынка, запросах аудитории, ценности культурных программ.

Прогнозирование спроса возможно лишь на основе конкретно-социологического анализа реальной и потенциальной  аудитории, ее социально-демографического, социально-психологического плана, ее культурных потребностей, характера частоты посещения данного и "конкурирующего" учреждения.

 

Специфика управления и самоуправления в сфере досугово-рекреационной деятельности.

Непосредственное управление досугом расценивается как вмеша-j тельство и посягательство на свободу личности и противоречит самой] сущности свободного времени. Антоним термина «свобода» - «принуждение», т.е. деятельность под воздействием внешних обстоятельств (по решению компании, указанию родных при отсутствии собственного] выбора и др.). В ситуации выбора возможен лишь тот вид деятельности, для реализации которого существуют необходимые условия и соответствующие знания.

Эффективное управление содержанием досуговой деятельности возникает только посредством создания условий для выбора в саморазвитии и реализации способностей, дарований, интересов проявления инициативы и организации самоуправления. Взаимодействия категорий

60

/управление», «самоуправление», «свобода» и «необходимость»  становятся базовыми в теории и практике социокультурной деятельности.

Часть условий воздействует на содержание и структуру досуга как стихийные регуляторы. И ими  следует пользоваться осторожно, избирательно, чтобы не ограничить проявления саморазвития субъекта.

Особенности свободного времени и досуговой деятельности определяют содержание и функции управления.

Особенности и принципы в сфере управления рекреационно-досуговой деятельности.

Принципы - это наиболее устойчивые, повторяющиеся правила, составляющие основу управления. Это - однопорядковые, взаимосвязанные положения. Для всех сфер жизнедеятельности общепринятыми являются принципы демократизации, гуманизации, объективности, конкретности, оптимальности, а также территориально-отраслевой подход.

Переход от административно-командной  системы сделал теорию и практику управленческого процесса полем  столкновения двух противоположных моделей.

В практике управления рекреационно-досуговой деятельностью уже отошли от централизации, всеобъемлющей регламентации, ведущей к стандартизации и шаблону, нормативного закрепления принципов управления в законодательных актах.

Наметился переход к  демократической модели, опирающейся  на самодеятельный характер культурно-досуговой деятельности, становлению механизмов самоуправления, характеризующихся формированием советов и разработкой уставов общественных объединений и организаций.

Гуманистическое измерение  управленческого процесса приводит к необходимости поворота к человеку как самоцели культурного развития. Родовая сущность человека выходит за пределы классовых, национальных или религиозных ограничений. Гуманизация управления становится эффективной, когда она опосредована самой личностью, её активностью в освоении человеческих ценностей. Гуманистические принципы и идеалы: свобода, милосердие, справедливость, бескорыстие, добро, равенство приобретают все большую значимость в области Досуговой деятельности. Но важно видеть, что ослабление духовно-нравственных регуляторов поведения со стороны общества обернулось раздвоенностью общественного сознания и поведения, явными признаками деградации стали агрессивность, жестокость и вандализм.

61

 

Деидеологизация, отказ  от единомыслия и образа врага, привели  к переориентации на общечеловеческие ценности, обогащению духовной жизни  всем многообразием отечественной  и мировой культуры.

Принцип объективности  отражает необходимость учета закономер. ностей развития как общества, так и сферы свободного времени. Свое-временное их выявление, познание и использование - залог оптималь-ного управления культурными процессами.

Тенденция интенсивного общения подростков в неинституциональ-ных формах в свободное время до сих пор плохо учитывается: материи альная база, ее функционирование игнорируют потребности молодежи] что делает основными «зонами» общения молодых подвалы, чердаки, лестничные площадки, скверы и дворы. Научное управление состоит в «переводе» требований объективных закономерностей на язык практи-ки. Оно возможно на основе теоретико-методологических, конкретное социологических исследований, предоставляющих научно обоснован-ные выводы, психолого-педагогические рекомендации социальным ин-ститутам. А органы управления должны быть ответственны за внедре-ние научно обоснованных исследований в сфере свободного времени и следовать выбранным принципам.

Конкретность как принцип управления. Тенденции и закономерности проведения свободного времени проявляются через многообразий конкретных и, подчас противоречивых, фактов: веяний моды, появления новых увлечений, развития жанров в искусстве, увеличения числи компьютеров с выходом в Интернет. Своевременное выявление их зна-чимости - необходимое условие преодоления препятствий в удовлетворении интересов и возникающих в связи с этим противоречий. Это необходимо для того, чтобы культурно-досуговая деятельность стала средством самовыражения и самореализации, а не ее деградации.

Проявление внимания к интересам подростков, побуждение к изучению ими своего внутреннего мира, самопознанию и самоутверждению, разработка соответствующих технологий, рассчитанных на социально-психологические особенности и может стать средством их саморазвития.

Комплексный деятелъностный подход к исследованию рекреацион-но-досуговой деятельности лежит в основе анализа совокупности видов деятельности, потребностей, ценностей и ориентации ее участников. Они помогут установить уровни удовлетворения досуговой деятельностью и уровни их социальной значимости.

Дифференцированный подход не только к различным социально-демографическим слоям, но и учет индивидуальных интересов и потребностей отдельных личностей, анализ возможностей очага культуры технологий, которыми располагают субъекты управления - основное требование, позволяющее реализовать принципы конкретности и дифференцированного подхода.

Принцип оптимальности, эффективности носит субъективно-объективный характер, определяет как организацию условий, обогащение содержания культурно-досуговой деятельности, так и требования к самим субъектам управления и самоуправления; организации целостного комплексного подхода как в их исследовании, так и в реализации соответствующих им технологий.

Проблема эффективности культурно-досуговой деятельности тесно связана с разработкой ее критериев и показателей. Сложности их разработки связаны с исследованием духовной сферы: интересов, запросов, идеалов и ценностных установок субъектов культурно-досуговой сферы, с присущими им стремлением к полифункциональной деятельности.

Следует отделять понятие  эффекта от эффективности. Эффективность занятий физической культурой, декоративно-прикладным и научно-техническим творчеством может быть измерена (в том числе и экономически): укрепление здоровья и физической формы, результаты труда как в любительском объединении, участии в выставках, конкурсах, так и на производстве.

Но если действия, поступки и результаты можно увидеть, то механизмы внутренней саморегуляции личности - мотивы, ценностные установки трудно поддаются специальному исследованию. Т.е. эффект -следствие сопоставляемых количественно-качественных показателей.

Проблемы и тенденции изменения  досуговых предпочтений россиян на рубеже веков.

Сложный исторический период, переживаемый нашей страной, делает необходимым новое осмысление социально-культурных процессов, характерных для мировой и отечественной практик. Процессы коренных социально-экономических преобразований, демократизации всех сфер жизни общества, кардинальной перестройки общественного сознания, изменений системы нравственных ценностей сделали необходимым «новое видение» формирующейся парадигмы, предполагающей приоритет духовного над материальным, возвращение к вечным ценностям, самореализации творческих потенций личности.

Самой большой ценностью  является обретение человеком пространства для самореализации, социальным полем которой выступает свободное время, время досуга. Однако, как уже отмечалось, само по себе свободное время есть лишь условие развития личности. Для того чтобы оно стало действенным ускорителем общественного прогресса, необходимо формировать у всех членов общества соответствующий уровень культуры его использования, отвечающий задачам как современной, так и будущей цивилизации.

Необходимо констатировать, что переход к рынку еще  более осложнил социальную напряжённость в обществе, особенно в молодежной среде. С одной стороны, идет быстрый процесс социальной и материальной дифференции молодежи, который сопровождается появлением большего числа молодых миллионеров из среды предпринимателей, брокеров и увеличением числа нищих и безработных молодых людей. С другой стороны, идет процесс формирования все новых молодежных субкультур, отражающих социальный статус различных социальных групп молодежи, который сопровождается усложнением их досуговых интересов и потребностей.

Необходимо заметить, что в странах с классической социально-рыночной экономической  моделью высокий уровень развития социокультурной среды может удовлетворить практически все, даже самые изысканные досуговые интересы и потребности различных со-

91

 

циальных (в том числе маргинальных групп) в социально приемлемых формах, являясь, в свою очередь, очень мощным стабилизирующим фактором в аспекте использования творческой энергии молодых людей. Об уровне развития индустрии досуга в США говорит тот факт, что сегодня доход от ее экспорта занимает второе место во внешней торговле США после аэрокосмической промышленности. А японцы при всем их трудолюбии истратили на отдых и развлечения в 1992 году сумму, эквивалентную 1/3 российского госбюджета.

Информация о работе Социология досуга