Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 09:03, контрольная работа
Досуг и рекреация в самом широком смысле сопрягаются с обширными сферами жизнедеятельности общества - от социально-экономических отношений до сугубо личной жизни человека.
Изменения в теоретических, эмпирических исследованиях и реалиях в сфере свободного времени обусловлены рядом общецивилизационных факторов: деидеологизацией и гуманизацей межгосударственных отношений; признанием приоритетов общечеловеческих интересов; свободным общением молодежи различных стран; развитием форм политического и культурного сотрудничества, международного туризма, а также опосредованных форм через Интернет, аудиовизуальные и телерадиоканалы.
Многочисленные факты «приватизации» и даже прямого захвата различными коммерческими структурами не только небольших клубов молодежи, но и Домов, и целых Дворцов культуры, которые уже пошли «с молотка», сократили возможности проведения досуга. Если в доперестроечные годы государство все-таки находило средства и могло еще как-то удовлетворять определенные досуговые интересы и потребности молодежи в рамках бесплатных секций и кружков, то всеобщая коммерциализация сферы досуга и отдыха в наше время просто лишила людей этой возможности. Будущее нашей страны во многом зависит от того, какие условия для самореализации внутренных потенций молодого поколения в свободное время сможет создать общество.
Таблица 1.
Формы проведения свободного времени: динамика предпочтений российской молодежи за последние годы, в %
Форма досуга |
1997 |
2001 |
Телевидение |
55,4 |
70,6 |
Современная музыка |
36 |
52,6 |
Чтение периодики |
17,9 |
52,5 |
Общение |
61,5 |
50,8 |
Чтение книг |
45,6 |
50,3 |
Домашние дела |
38,5 |
49,2 |
Просто отдых |
35,7 |
34,3 |
Дискотеки |
19,1 |
32,1 |
Радио |
9,4 |
32 |
Театры, концерты |
13,5 |
24,6 |
Компьютер |
11,9 |
24,4 |
Кафе, бары |
17,1 |
22,7 |
Спорт |
14,1 |
20,1 |
Дополнительные занятия |
9,6 |
14,5 |
Хобби, увлечения |
8,8 |
12,5 |
Музеи |
5,9 |
10,4 |
Клубы, ассоциации |
4,6 |
5,6 |
Религия |
3,2 |
3,7 |
Кружки по интересам |
2,2 |
1,5 |
Политика |
0,4 |
0,4 |
Безусловными лидерами «домашнего» досуга молодежи являются телевидение и другие средства массовой информации, современная музыка, чтение. Что касается «внедомашнего» досуга, то здесь на первый план выступает непосредственное общение, контакты с друзьями, сверстниками, совместные посещения концертов, дискотек, баров, кафе, ночных клубов, то есть активная развлекательная деятельность.
Так, свыше половины юношей и девушек в возрасте до 21 года в свободное время регулярно посещают дискотеки, танцы, ночные клубы и т.п., в то время, как эти же формы активности у молодежи в возрасте 27-30 лет снижаются фактически в пять раз. С возрастом заметно снижается приверженность и другим формам внедомашних развлечений: концерты, спектакли и т.п. регулярно посещают 39,1% молодежи до 21 года и всего 11,0% молодежи 27-30 лет. Увлеченность кафе, барами, ресторанами тоже снижается практически в 2,5 раза (27,2% и 11,7% по указанным возрастным подгруппам соответственно)