Социология Г. Спенсера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 10:41, реферат

Описание работы

Существенно обогатил предмет науки английский социолог Г.Спенсер (1820-1903r.r.). В традициях позитивистской социологии Спенсер, опираясь на исследования Ч.Дарвина, предложил использовать эволюционную теорию для объяснения социальных изменений. Однако в противоположность Конту он сделал акцент не на том, что изменяется в обществе на разных периодах человеческой истории, а на том, почему происходят социальные перемены и почему в обществе возникают конфликты и катаклизмы.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 46.59 Кб (Скачать файл)

 

Какова «причина» движения жизненных форм? Следуя ньютонианской (деистической) картине мира, Спенсер постулирует существование божественного источника движения, но схема порождения структурированного многообразия остается одинаковой для неорганического, органического и суперорганического миров: рост агрегатов, дифференциация составных частей, интеграция единиц посредством усиления взаимозависимости и централизации функций, адаптация — внутренне согласованное функциональное единство системы. Например, рост организации приводит к увеличению многообразия видов ее деятельности и, следовательно, структурной дифференциации, обособлению частей и усилению их координации. Если рост агрегата поддерживается балансом его структурной дифференциации и централизации, то его развитие получает новый импульс. Если же рост агрегата не подкрепляется усложнением функциональной согласованности, он обречен на «диссолюцию».

 

Этапы эволюционного процесса связываются Спенсером с усложнением агрегатов (формированием социальной структуры). В «Основаниях социологии» определяются три типа системных реквизитов, обеспечивающих жизнедеятельность общественного организма: 1) оперативная система (система поддержки или промышленная система); 2) дистрибутивная система (коммуникация и торговля); 3) регулирующая ('или политическая) система. Аналогия с организмом прослеживается в данном случае вполне отчетливо: условиями существования любого организма являются питание, обмен веществ и нервная система. Эта трихотомическая схема применительно к социальному организму преобразуется в дихотомическую: регулирующая функция в процессе эволюции должна приобретать диффузный характер — так сознательное регулирование становится «разлитым» по всему организму и формируется sensorium socialis. В промышленной системе создается специфическая функция контроля, действие которой обеспечивается денежно-кредитной системой. Спенсер имеет в виду взаимозаменяемость регулятивной функции в общественной структуре — тезис, который получит детальную разработку в структурно-функциональной социологии второй половины XX века: одинаковые функции могут выполняться разными социальными институтами (например, социализация осуществляется семьей, школой, средствами массовой информации, армией). В примитивных сообществах оперативная, регулирующая и дистрибутивная функции сохраняются в состоянии синкретичной неразличенности (например, архаичная семья выполняла производственную, репродуктивную, сексуальную функции, функцию культурной трансмиссии, социализации; современная нуклеарная семья и брачные союзы более специализированы).

Основное внимание Спенсер уделяет регулирующей системе, имея в виду принципиальную для его мировоззрения проблему: отношения индивида и власти. Он показывает, что развитие регулирующей системы зависит от включенности агрегата в конфликт с внешней средой. Например, состояние войны способствует развитию репрессивных форм государственного управления, и в той степени, в какой эти формы обнаруживают собственную самодостаточность, они стремятся поддерживать свое существование войной, даже если она ничем другим не оправдана. По мере своего роста регулирующая система дифференцируется: ее военный комплекс (ориентированный на войну с внешним врагом) отделяется от административного (в центре внимания которого находятся задачи внутреннего контроля), процесс экспансии и централизации управления приводит к росту объема информации, необходимой для принятия решений, вся система становится столь катастрофически зависимой от ее внешних органов, что ее разрушение неизбежно. Оценка Спенсером функциональности войны непредвзята и объективна. Убежденный противник военной силы, он считает войну силой, способствующей развитию регулятивных и дистрибутивных систем в примитивных обществах, однако эта же сила приводит к подавлению эволюционного потенциала развитых высокоорганизованных обществ, которые уже прошли этап насильственного присвоения ресурсов. Спенсер пишет о «социальных метаморфозах»: переходе «военных» обществ в «промышленные» и, наоборот, милитаристском регрессе промышленных обществ. Схема социальной эволюции приобретает пульсирующий характер, где диапазон изменений задают централизация  децентрализация регулятивной системы.

Учение Спенсера было далеко от социального милиоризма – стремление совершенствовать общество. Он отрицал  даже продиктованное благими побуждениями стремление изменить ход эволюции.

 

Общественное развитие уподобляется Спенсером развитию организма ­ от простого и бесформенного к сложному и структурированному. Общества возникли из кочующей орды, росли и дифференцировались посредством интеграции «физиологических единиц». Например, первичная социальная группа — семья — при увеличении «массы» распадается на части, а затем обособленные части сливаются в более крупные агрегаты. Этот процесс сопровождается усложнением структуры социального тела. Интеграция  осуществляется параллельно усилению дифференциации и разнородности. Первая стадия социальной дифференциации принимает формы установления власти над недостаточно структурированным агрегатом. Вторая стадия дифференциации характеризуется обособлением «регулятивной» и «оперативной» частей общества — так возникают разделение труда и статусные различия. Третья стадия предполагает формирование управленческой иерархии и воинского сословия. На высокой ступени социальной дифференциации жизнь общества приобретает удивительное сходство с деятельностью организма. Каждый орган располагает средствами доставки ресурсов питания, переработки и связи с целым.

Формирование органа проходит, по Спенсеру, три стадии", аморфную, специализированную и интегрированную. На последней стадии функции организма столь дифференцированы, что ни одну из них нельзя отделить от организма без ущерба для его гомеостазиса. Специализация функций связывается Спенсером, прежде всего, с разделением труда.

Механизм социальной эволюции включает три фактора:

  • люди изначально неравны по своим характерам, способностям, условиям жизни, в результате чего возникает дифференциация ролей, функций, власти, собственности, престижа;
  • существует тенденция к усилению специализации ролей, росту социального неравенства (власти, достатка, образования);
  • общество делится на экономические, политические, национальные, религиозные, профессиональные и т. п. классы, что вызывает его дестабилизацию и ослабление.

С помощью механизма социальной эволюции человечество проходит четыре этапа развития:

  • простые и изолированные друг от друга человеческие общества, в которых люди заняты примерно одинаковой деятельностью;
  • военные общества, характеризующиеся временной территорией, разделением труда, ведущей ролью централизованной политической организации;
  • индустриальные общества, характеризующиеся постоянной территорией, конституцией и системой законов;
  • цивилизации, которые включают в себя национальные государства, федерации государств, империи.

Главным в такой типологии обществ является дихотомия военного и промышленного общества. Ниже эта дихотомия по Спенсеру показана в табличной форме (табл. 1).

Согласно Г. Спенсеру, на первом этапе развитие обществознания находилось под полным контролем теологии, которая оставалась доминирующим видом познания и веры примерно до 1750 года. Затем в результате секуляризации общества теологии отказали в статусе привилегированной науки, и эта роль перешла к философии: не Бог, священник, а философ, мыслитель стали считаться источником (и критерием) истинного знания. В конце XVIII в. философов сменили ученые (естествоиспытатели), которые ввели в научный оборот эмпирическое обоснование истинности знаний, а не авторитет Бога или философии. Они отвергали философское обоснование истинности знаний как дедуктивную спекуляцию. В результате возникла позитивистская теория социопознания, которая включает в себя следующие основные положения:

  • объективный мир дан человеку в форме чувственных явлений (ощущения, восприятия, представления), сам человек не может проникнуть в сущность объективного мира, а может только эмпирически описать эти явления;
  • общество является результатом взаимодействия (а) сознательной деятельности людей и (б) объективных природных факторов;
  • социальные явления (факты) качественно те же, что и природные явления, в силу чего методы естественно-научного познания применимы и в социологических исследованиях;
  • общество подобно животному организму, оно имеет определенные органы-системы, взаимодействующие между собой;
  • развитие общества является результатом увеличения численности людей, дифференциации и интеграции труда, усложнения прежних органов-систем и появления новых;
  • наука представляет собой подлинное благо для людей, и развитие человечества непосредственно зависит от развития науки, в том числе социологической;
  • социальные революции представляют для людей беду, являются результатом неправильного управления людьми, возникающим от незнания законов социологии;
  • для нормального эволюционного развития руководители и ведущие классы должны знать социологию и руководствоваться ею при принятии политических решений;
  • задача социологии заключается в выработке эмпирически обоснованных универсальных законов социального поведения, чтобы ориентировать его на общественное благо, разумный общественный строй;
  • человечество состоит из разных стран (и народов), которые движутся по единому пути, проходят одни и те же этапы, а значит, подчиняются одним и тем же законам.

Таблица 1. Военное общество в сравнении с индустриальным

Черты

Военное общество

Промышленное общество

Доминирующая активность

Защита и завоевание территорий

Мирное производство и обмен товарами и услугами

Интегративный (объединяющий) принцип

Напряженность, жесткие санкции

Свободная кооперация, договоренности

Отношения между индивидами и государствами

Доминирование государства, ограничение свободы

Государство обслуживает потребности индивидов

Отношения между государствами и другими организациями

Доминирование государства

Доминирование частных организаций

Политическая структура

Централизация, автократия

Децентрализация, демократия

Стратификация

Предписание статуса, низкая мобильность, закрытое общество

Достигнутый статус, высокая мобильность, открытое общество

Экономическая активность

Автаркия, протекционизм, самодостаточность

Экономическая взаимозависимость, свободная торговля

Доминирующие ценности

Смелость, дисциплина, подчинение, лояльность, патриотизм

Инициативность, изобретательность, независимость, плодотворность


Критикуя позитивистское познание, Хайек пишет: «В соответствии с идеей познаваемости законов <...> предполагается, что человеческий ум способен, так сказать, взглянуть на самого себя сверху и при этом не просто понять механизм своего действия изнутри, а еще наблюдать за его действиями извне. Курьезность такого утверждения, особенно в контовской формулировке, состоит в том, что при открытом признании того, что взаимодействие индивидуальных умов может привести к возникновению чего-то, в определенном смысле превосходящего достижения, доступные отдельному уму, этот самый индивидуальный ум, тем не менее, объявляется не только способным охватить целиком картину общечеловеческого развития и познать принципы, по которым оно совершается, но также способен контролировать это развитие и направлять его, добиваясь таким образом, чтобы оно шло успешнее, чем было бы без контроля».

 

Социологический органицизм Г.Спенсера.

Появившись на свет, молодая наука социология — особенно в ее позитивистском варианте — вынуждена была идти по пути заимствования своих методов из других научных дисциплин. Во времена Спенсера такого рода альтернатива выглядела следующим образом: механика или биология? Многие социальные философы соблазнялись параллелями с классической ньютоновской механикой. Отталкиваясь от основных положений позитивизма, они настойчиво утверждали, что в обществе должны действовать те же самые силы, что и в физической (неживой) природе, а значит — и соответствующие им законы: тяготения мелкого к более крупному, маятниковые колебания и т. п.  Другие же, напротив, обратили свои взгляды на живую природу, считая, что законы, по которым она существует и развивается, значительно ближе к социальному порядку. Этот второй подход и получил название органической аналогии.

Вообще органическая аналогия как метод анализа имеет в социальных науках давние традиции, восходящие еще к Платону. Суть любого умозаключения, совершаемого по аналогии (от греч. analogia — соответствие, сходство) состоит в том, что знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на другой объект, менее изученный, но сходный с первым по своим существенным свойствам, качествам. Такого рода умозаключения являются, вообще говоря, одним из главных источников научных гипотез. В частности, исследователи давно подметили множество сходных черт у человеческих общностей с живыми организмами и пытались использовать это сходство.

Можно считать, что органическая аналогия в социальных науках некоторым образом противостоит школам механистической аналогии: первая из них склонна относиться к обществу так же, как к природному явлению, которое существует и развивается независимо от человеческих желаний, намерений и планов; вторая же стремится рассматривать общество как продукт творения человеческого разума. Органическую аналогию нередко ассоциируют с консервативным мышлением, поскольку ее подходы предполагают, что социальные процессы нельзя изменить с помощью волевого вмешательства в них (а в каком-то смысле поступать так даже небезопасно). Механистическая же аналогия у многих ассоциируется с «социальной инженерией»: устройство и принцип действия любого механизма можно изучить, понять и усовершенствовать с помощью преднамеренных (то есть заранее спланированных людьми) изменений в этом устройстве.

Как можно догадаться, Г. Спенсер был последовательным сторонником первого из подходов — органической аналогии. Вообще это неизбежно следовало из его позитивистских позиций. Позитивизм, как мы не раз говорили, исходит из того, что окружающие нас явления — как в неживой, так и в живой и в социальной природе — подчиняются каким-то объективным, независимым от воли и сознания людей законам. Людям не дано вмешиваться в действие этих законов, изменять или переделывать их. Правда, следует отметить, что вовсе это не означает фатального бессилия людей перед действием законов. Наблюдая за природными социальными явлениями, регистрируя и анализируя их последовательности и взаимосвязи, они могут шаг за шагом открывать и понимать закономерности, а значит, в конечном счете — постепенно постигать смысл и механизмы действия этих законов. Такое понимание позволяет во все большей степени приспосабливать свои поступки и всю жизнь к действию этих законов, то есть вести себя более осмысленно и целенаправленно.

О том, что он рассматривает общество как особую разновидность организма, Спенсер заявляет, недвусмысленно и вполне определенно: «Мы имеем право смотреть на общество как на особую сущность; ибо, хотя оно, и складывается из дискретных единиц, тем не менее, постоянное сохранение в течение целых поколений и даже веков известного общего сходства в пределах занимаемой каждым обществом местности указывает на определенную конкретность составляемого ими агрегата».

Информация о работе Социология Г. Спенсера