Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:28, контрольная работа
Вся социальная деятельность людей осуществляется в пределах
определенных социально-территориальных общностей. Социально-территориальная
общность – система пространственной организации жизнедеятельности людей,
родовое понятие, отражающее связь между условиями жизнедеятельности и
социальным развитием. Эти общности обладают систематизирующими признаками,
такими, как устойчивые экономические, социальные, политические, духовно-
идеологические связи и отношения
Введение
1. Социология расселения
2. Социология города
1. Специфика функционирования города
2. Благоприятная жизненная среда
3. Управление городом
3. Социология деревни
1. Современное состояние деревни
2. Социальные эксперименты на селе и их последствия
3. Специфические функции деревни и ее проблемы
покинуть колхозы, т.к. они не имели паспортов. Однако в общественном
сознании созревало понимание того, что проводимая в стране долгие годы
политическая линия на форсированную индустриализацию за счет села и
неэквивалентного обмена с городом дальше продолжаться не может и необходимы
решительные меры по укреплению сельского хозяйства.
Эти начинания после смерти Сталина нашли отражение в постановлениях ЦК
КПСС и Совета Министров СССР о мерах по изменению ситуации в сельскому
хозяйстве. Отчасти это выразилось в ряде экспериментов как экономического,
так и социального характера.
Что касается
экономических экспериментов,
всеобщим внедрением кукурузы во всех климатических зонах, то со
строительством силосных башен, то с кампаниями по кролиководству и т.д. и
т.п. По сути, эти меры решали частные вопросы, кардинально не затрагивающие
интересы крестьянства в целом. Даже такая широкомасштабная акция, как
освоение целины, подняв дорогу миллионы людей, искренне поверивших в ее
значение, не решила того, на что она была нацелена, - обеспечить
продовольствием всю страну.
В 50-60-е годы был обоснован курс на превращение сельской деревни в
крупный населенный пункт, способный обеспечить улучшение трудовой и
духовной жизни человека, удовлетворить его материальные и культурные
потребности. На практике это означало концентрацию сельских поселений.
Предполагалось с 1975 по 1990 год сократить число деревень с 705 тыс.
до 250 тыс., т.е. почти в 3 раза. И если учесть, что уже с 1960 по 1970 год
в стране "исчезло" 235 тыс. населенных пунктов, то можно утверждать, что
политика ликвидации неперспективных деревень опиралась на реальность
стихийных процессов. В 70-х годах переехали в укрупненные поселки жители
более 26 тыс. хуторов Белоруссии, 24 тыс. – Литвы, 4750 деревень и хуторов
Украины, 275 – Ростовской и 242 – Белгородской областей.
Но ликвидация населенных пунктов – задача не только экономическая. Дело
не сводилось к тому, что на перестройку деревни требовалось значительное
количество материальных ресурсов. Это задача и социальная, т.к. связана с
созданием новых форм социальной общности людей, их поведения, образа жизни,
отдыха. Это и социально-психологическая задача, ведь человеку нередко
трудно покинуть родные места, где он вырос и жил, даже тогда, когда он
осознает, что переезд на новое место жительства необходим.
Конечно, селение деревень по замыслу творцов этой программы было
нацелено на то, что, собрав жителей в поселках городского типа, можно будет
лучше и легче создавать условия для жизни, для удовлетворения культурных и
бытовых потребностей. Но этот технократический подход, не принимавший во
внимание особенности народной психологии, а также исторический,
нравственный и культурный опыт крестьянства, жестко отомстил. Ликвидация
неперспективных деревень обернулась крупными издержками, принесла много
бед, ввергла людей в полосу новых страданий. Принятые меры лишь
подхлестнули миграцию из деревни, были заброшены миллионы гектаров земли
вокруг вымирающих сел, запущены сады, луга, пашня уходила в залежь.
Эта недальновидная политика привела к глубоко ошибочным выводам и
соответственно к ущербным результатам – снижению объема
сельскохозяйственной продукции, к многомиллиардным непроизводительным
затратам. И главное, не остановила уход крестьян из села в город, еще
больше деформировала сознание людей, не вернула им верность традициям
земледельцев.
В конце
60-х-70-е годы была
с помощью ученых) на ситуацию в сельском хозяйстве при максимальном учете
социальных потребностей сельских жителей. В основе лежала благородная
задумка – учесть в комплексе все аспекты производственной и повседневной
жизни сельских жителей.
Уверенность, что социальное планирование будет способствовать решению
проблем села, привела к появлению более 100 различных методик для колхозов
и совхозов, районов и даже сельсоветов. В дальнейшем был поднят вопрос о
важности планирования социального развитии деревни, а не производственной
ячейки – колхоза и совхоза. При этом начали опять ускользать проблемы,
прямо выходящие на человека. Становилось очевидным, что планы социального
развития нельзя рассматривать как панацею от всех бед. Их анализ показал,
что они так и не обеспечили комплексный подход ко всей общественной жизни в
деревне. Это проявилось не только в том, что не удалось охватить разные
стороны жизни сельских жителей, но и в том, что они в основном были
нацелены на достижение производственных целей и, по существу, игнорировали
социальные процессы, т.е. не затрагивали интересов жителей села.
В период перестройки, несмотря на признание на признание пагубности
произведенных аграрных преобразований, не были найдены и предложены меры,
которые бы эффективно решали судьбы крестьянства. Очень много времени ушло
на общие разговоры о важности кардинальных изменений в землепользовании, о
расширении практики арендных отношений, о введении института фермерства, о
многообразии форм собственности на землю. В результате в начале 90-х годов
сложилась парадоксальная ситуация: колхозы и совхозы стали кормильцами
прошлыми, фермеры – будущими. Но кто будет кормить народ в настоящее время?
Жизнь свидетельствует, что преобразования на селе происходят
неоднозначно. Крестьяне, как показывают социологические исследования, с
настороженностью и определенной медлительностью воспринимают предложения об
организации фермерских хозяйств, опасаются, как бы это не обернулось
очередным почином. Взлет надежд на возрождающееся фермерство уже
оборачивается разочарованием, неверием в действенную помощь государства,
несовершенством и запутанностью взаимоотношений общества и крестьянства. О
трудностях становления этой формы собственности говорит хотя бы тот факт,
что из 145 тыс. фермерских хозяйств (осень 19992 г.) только 4 тыс. были
товарными. Аналогичный опыт в странах Восточной Европы также
свидетельствует, что фермерская модель аграрного производства не
состоялась: даже в Венгрии, первой ставшей на этот путь, на фермерское
хозяйство приходится около 6-7% от общего объема аграрной продукции.
3.3. Специфические функции деревни и ее проблемы
Во многом
функции деревни и города
есть свои специфические функции. К числу важнейших функций деревни относят
пространственно-
обостряется. Ее необходимо знать с точки зрения выявления дальнейших
возможностей освоения территории страны и оценки роли сельских поселений в
решении продовольственной задачи. Создание надежной инфраструктуры (сети
железных, автомобильных дорог, строительство аэродромов и взлетных полос и
т.д.) при решении перевода сельского хозяйства на фермерский путь развития
имеет первостепенное значение.
Следующий важный аспект, тесно связанный с данной функцией, - проблема
удовлетворения духовных запросов, "утоления" информационного голода жителей
села. Имеется в виду не только потребление средств массовой информации –
телевидения, радио, газет. Вопрос стоит гораздо шире. Дело в том, что резко
увеличилась активность потребления и производства духовных ценностей на
базе нового более высокого образовательного уровня населения и новых
духовных потребностей.
В течение уже 100 лет деревня выполняет донорскую функцию. Из села
черпается больше ресурсов, чем отдается взамен. Причина – в устойчивой
миграции из деревни в город. Расходы на воспитание, учебу, профессиональную
подготовку в большей степени несло село, а доход от реализации трудового
потенциала людей, уехавших в город, доставался последнему.
Город всегда притягивал к себе население деревень, хуторов, небольших
городов, сел, что обусловлено:
. развитием промышленности;
. более
широким выбором сфер
. более
высоким уровнем
. набором
коммунальных и культурных
. нежеланием
заниматься тяжелым
Все это сформировало основное направление миграционных потоков
населения: отток сельского населения в город. С середины 20-х и до середины
80-х годов городское население увеличилось на 80 млн. человек. В
современных крупных городах России доля эмигрантов составляет 2/3
городского населения. Так была решена проблема обеспечения рабочей силой
городов. Но решалась она за счет "вытягивания" ресурсов, лучшей рабочей
силы из деревни.
В середине 80-х годов наметилась некоторая стабилизация: безвозвратная
миграция сельского населения заметно сократилась (стала преобладать
сезонная, маятниковая миграция и эпизодические виды перемещений).
С 90-х годов
возрос миграционный поток
связано с ухудшением жизни населения в городах, особенно неработающих
пенсионеров, значительным удорожанием стоимости проездов на
железнодорожном, автомобильном транспорте и другими причинами. Те, у кого
оставались корни в селе, переехали поближе к земле-кормилице. Эта тенденция
не коснулась Москвы.
В последние
годы усилился приток
Севера, от Мурманска до Анадыря, а также из стран ближнего зарубежья и
горячих точек России.
Село все более и более стареет. Так, доля трудоспособных людей,
родившихся в селе, не превышает 20%. Половина мигрантов, приехавших в село,
- пенсионеры, недостаточно подготовленные и не способные к
производительному интенсивному труду.
Сельскохозяйственное производство стало убыточным, 92% всех акционерных
обществ, коллективных и государственных хозяйств, а также фермерских -
убыточно. Объем производства сельскохозяйственной продукции уменьшается. За
период 1991-1995 он сократился почти вдвое. В 1998 г. сельское хозяйство
понесло убытков больше, чем в 1997 г., на 10 млрд. рублей. Причин здесь
несколько. Главная из них – политика правительства по отношению к этой
важнейшей сфере народного хозяйства. Во всех странах мира, занимающих
лидирующие позиции в сфере сельскохозяйственного производства, эта отрасль
дотируется. Размеры дотаций составляют от 30 до 60% и более от общего
объема производимой продукции. В России сегодня в сельское хозяйство
отчисляется 2,2% от ежегодного ВВП. Кроме того, жители хуторов, деревень,
сел несут большие –убытки от бездорожья, от отсутствия машин, механизмов
по переработке произведенной сельскохозяйственной продукции, от отсутствия
хранилищ, оборудованных современной техникой.
Из-за громадной разницы цен на промышленную и сельскохозяйственную
продукцию в 8-15 раз по сравнению с 1991 г. уменьшились закупки техники,
удобрений, ядохимикатов.
Деградация и разорение деревни в 1998 г. набрали еще большую силу, чем
в предыдущем году. За последние 7 лет из оборота выведено 30 млн. га
сельскохозяйственных угодий, в том числе 10 млн. га – в Центрально-
Черноземной и Нечерноземной зонах России. Посевы зерновых, включая все
сферы хозяйствования: колхозы, совхозы, акционерные общества, фермерские
хозяйства, - уменьшились за эти 7 лет на 14 млн. га. Производство зерна на
душу населения в 1998 г. составило 376 кг, а голод наступает при
производстве на душу населения менее 350 кг. Положение в сельском хозяйстве
настолько критическое, что Россия утратила продовольственную безопасность и
может оказаться перед реальной угрозой голода.
Сейчас в
деревне идут мучительные
собственности, приспособлением к налогам, кредитам, диспаритету цен на
продукцию сельского хозяйства и промышленности. Отсюда падение
сельскохозяйственного производства, чем умело пользуются политики западных
стран.
Шагом не к рыночным отношениям, а от них считают экономисты такую
форму, как прямой продуктообмен между городом и деревней, практикуемый
многими коллективами промышленных и сельскохозяйственных предприятий.
Деньги исключаются из процесса купли-продажи еще и по той простой причине,
что их часто не платят ни рабочим промышленности, ни работникам села.
Государство должно принять самое активное участие в создании равноправных