Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 23:12, реферат
Начнем с этимологии. Термин «социология» - производное от двух слов: латинского - societas- общество и греческого – logos - слово, наука. Это понятие возникло в 30-40-е годы ХIХ века. Его автором, равно как и основателем новой науки явился французский философ Огюст Конт (1798- 1857).
Предмет и объект познания социологии. Что изучает социология.
Структура социологии.
Социология и другие науки об обществе. Задачи, функции, значение социологии.
Предпосылки возникновения социологии.
Структурные компоненты социологии выделяются на основе различных критериев. Поэтому деление социологии на макро- и микросоциологию, общую и отраслевые социологии, теоретическую и эмпирическую социологию, академическую и прикладную социологию является многомерным, т. е. вполне возможно выделение, например, теоретических микросоциологических исследований, эмпирических макросоциологических исследований и т. д. Зачастую такое деление довольно условно. Следует учитывать, что предложенная модель структуры социологии — это не установление границ, разделительных линий внутри социологии, а схема, позволяющая систематизировать разнообразные виды и аспекты исследовательской деятельности социологов.
3. Социология и другие науки об обществе. Задачи, функции, значение социологии.
Мы пояснили в самом общем виде, что изучает социология. Но для того, чтобы разобраться в этом более конкретно, необходимо рассмотреть взаимоотношение социологии и смежных с нею наук об обществе, социальном, общностях и индивидах.
1. И здесь нужно, прежде всего, сопоставить социологию и социальную философию. В течение длительного времени социологическое знание накапливалось в недрах философии. И даже после того, как социология в лице О. Конта и Э. Дюркгейма провозгласила свою независимость от философии в качестве подлинной науки об обществе, философия продолжала играть заметную роль в социологических изысканиях.
Социальная философия
представляет собой раздел философии,
посвященный осмыслению качественного
своеобразия общества в его отличии
от природы. У социологии и социальной
философии очень широкая
2. Вопрос о том, как различать социологию и другие науки об обществе и личности остается. Довольно остро он стоит, когда мы сравниваем социологию и психологию. Нужно учесть, что социальная психология является разделом социологии. Схема решения этого вопроса такая. Психология, в основном, сосредоточена на изучении индивидуального «Я», сфера социологии - это проблемы межличностного взаимодействия - «Мы».
3. Социология и экономическая наука. Экономическая наука сосредотачивает свои усилия на исследовании материального производства, экономической деятельности людей, изменения в которых сказываются на социальных процессах. Поэтому социология не может не опираться на экономическую науку, не взаимодействовать с ней. С другой стороны, сами экономические процессы все больше оказываются в зависимости от воздействия социальных условий и факторов и их использования в производстве, распределении, обмене и потреблении. И это также требует усиления взаимодействия экономической и социологической науки.
Но если экономическая наука исследует закономерности только одной, пусть и очень важной сферы общественной жизни, то социология - значительно более общие, широкие закономерности, лежащие в основе развития общества как целого и специфически проявляющиеся во всех его сферах, в том числе и экономической. Одно дело изучать внутренние, специфические законы данной сферы, стороны общественной жизни, а другое - специфические проявления более общих, социологических законов в этой сфере общества. Первое - это задача экономической и других специальных общественных наук, а второе- задача социологии.
Задачи социологии определяются тем, что наблюдать социальные процессы и явления, а затем описывать их - это ещё не социология. Она должна быть руководством для изучения общества, следовательно:
Первая задача социологии - изучение социальных фактов, понимание социальных взаимоотношений и взаимодействий.
Вторая задача - выделить из всей совокупности факторов, событий, процессов основные, воспроизводимые, повторяющиеся и на этой основе определить социальную структуру общества.
Третья задача - объяснить развитие общества.
Четвертая задача - осуществить прогноз наиболее вероятных социальных событий и тем самым выступить в роли инструмента реальных социальных изменений.
Пятая задача - сформулировать научно обоснованные рекомендации для принятия управленческих решений.
Рассмотрим вопрос о функциях социологии в обществе (функции – та польза, которую приносит наука):
1.Реализация теоретико-познавательной функции позволяет социологии расширить и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития. Обогащение научного социологического знания происходит как на основе внутреннего совершенствования теоретической социологи, так и в результате динамичного развития самого объекта познания этой науки - социальной действительности. И здесь особая роль принадлежит эмпирической социологии и непосредственно связанным с ней социологическим теориям. Только правильное и глубокое системное отражение сущности закономерностей развития социальной реальности позволяет социологии выполнять и другие её функции. Т.обр., теоретико-познавательная функция состоит в получении знаний об обществе, понимании его.
2.Практически-политические функции социологии включают в себя
политическую функцию
и функцию социального
3.На основе эмпирических социологических исследований обнаруживается социальное нездоровье общества, рост социальной напряженности и т.д., а в связи с этим должны вырабатываться политические меры по их предотвращению и преодолению. Особенно большое значение имеют в этой связи социальное предвидение, планирование и прогнозирование как конкретные формы реализации практически-политической функции социологии. Отсюда вытекает прогностическая функция социологии.
4.Расширение и углубление действительного использования результатов социологических исследований в выработке принципиальных основ сильной, действенной социальной политики и в практике управления общественными процессами - и сегодня одна из самых актуальнейших задач развития нашего государства и общества, поэтому функция социального планирования имеет большое значение в жизни общества.
5.Социология продолжает выполнять идеологическую функцию. Результаты исследования могут использоваться в интересах различных социальных групп для достижения ими своих целей. Т. обр., идеологическая функция состоит в выработке идейных ориентиров развития общества.
6.Социология как наука может служить и служит улучшению взаимопонимания между людьми. В этом случае говорят о гуманистической функции социологии.
Ряд ученых, в частности, академик Бабосов Е.М. выделяет оценочную, управленческую и образовательную функции. Академик Т.И. Заславская называет научно-познавательную, политическую и гражданскую функции социологии в обществе.
Что можно сказать о значении социальных знаний для каждого человека, для будущего молодого специалиста?
В современных условиях человеку все сложнее и сложнее адаптироваться к реалиям жизни. Но как бы не изменялось общество, какой бы совершенной не становилась техника, все-таки все, в конечном итоге, упирается в характер человеческих отношений, в умение и способности людей жить вместе, разделять общие ценности, нормы поведения, находить компромиссы при решении сложных конфликтных ситуаций. Чем более развитым является общество, тем большую роль в нем играет личность и её знания о человеке и обществе.
Какими бы узкопрофессиональными проблемами не занимался специалист, он должен учитывать и социальные последствия своих решений. Для этого нужны социологическое мышление и знания. Но каждому из нас необходимо не только хорошо знать свое дело, но ориентироваться в общественной жизни, строить отношения в семье, в коллективе.
Социология помогает вам разобраться в важных проблемах общественной жизни. Понять и познать окружающий мир можно посредством жизненного опыта, но для этого подчас требуется слишком много времени, иногда целая жизнь.
Социология сама по себе она не решает наши проблемы. Но человек, разбирающийся в проблемах разрешения конфликтов, воспитания детей, семейно-брачных отношений имеет больше шансов на успех в семейной жизни, карьере, общении с окружающими.
Выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм сказал о значении социологии так: «Социология не стоила бы и часа труда, если бы она не позволяла улучшить общество».
4. Предпосылки возникновения социологии.
Очень часто для описания и объяснения явлений и процессов, которые происходят в обществе, необходимо воспользоваться теориями и методами, разработанными основателями науки. Для этого нужно знать об их существовании и содержании, т. е. знать историю социологии. Знание истории социологии — это также знание тех условий, в которых создавались теоретические модели и эмпирические методики. Знание истории социологии дает представление о возможностях и ограничениях использования созданных в прошлом теорий и концепций.
Для комплексного изучения истории социологии, как и любой науки, необходимо рассмотреть три основных компонента:
Исходная проблема истории социологии — вопрос «Когда началась социология?». Современные исследователи придерживаются одной из двух основных точек зрения. Согласно первой, социология существует столько же, сколько само общество. Еще со времен далекой древности известны ученые, рассуждавшие о том, как должно быть устроено общество. Идеи Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского, Никколо Макиавелли, Томаса Мора, и других мыслителей рассматриваются как социологические теории наряду с работами исследователей XIX-XX веков. Согласно второй точке зрения, социология сформировалась лишь в середине — конце XIX века, когда Огюст Конт, Герберт Спенсер, Карл Маркс, Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер и другие ученые стали разрабатывать науку об обществе, противопоставляя ее, с одной стороны, традиционной философии, а с другой — таким наукам, как политическая экономия, психология, история.
Первая точка зрения предполагает, что социологией является любое ученое рассуждение о том, как устроена совместная жизнь людей. Такой подход позволяет отыскивать в самом отдаленном прошлом идеи относительно того, каким должно быть государственное устройство, как следует организовывать ведение хозяйства или воспитывать молодежь. Но подобные идеи являются частью произведений философских, как, например, диалог «Государство» Платона, теологических, как трактат «О граде Божьем» Блаженного Августина, или художественно-назидательных, как «Утопия» Томаса Мора. Все произведения такого рода и содержащиеся в них концепции можно в отличие от социологии назвать социальными учениями, поскольку 1. в них главным является изображение идеального, т. е. наилучшим образом устроенного, общества, а не исследование того, как в действительности взаимодействуют люди, как организована их совместная жизнь, 2. выдающиеся мыслители прошлых эпох опирались на собственные впечатления и учения предшественников, а не на систематическое исследование социальных процессов. Но это отличие их произведений от работ современных социологов не следует считать недостатком. Социальные учения прошлого были адекватной формой объяснения общественных явлений в свою эпоху. Различия между социологией и социальными учениями в способе изучения общества связаны с тем, что современные процессы взаимодействия и совместной жизни людей кардинальным образом отличаются от того, с чем имели дело мыслители Античности, Средневековья или эпохи Возрождения.
Вторая точка зрения по вопросу о времени появления социологии основывается на констатации того, что с середины XVIII века в Европе и Северной Америке развивались процессы, радикально изменившие характер жизни людей и ставшие социально-историческими предпосылками или факторами развития социологии как особого рода научного знания.
Во-первых, началась так называемая промышленная революция. В Античности, Средневековье и в эпоху Возрождения экономическая деятельность замыкалась в основном в родовой или соседской общине: большинство людей (до 90%) возделывали землю около своего дома, небольшая часть работала в домашних ремесленных мастерских или на небольших мануфактурах, и лишь немногие профессионально занимались торговлей, финансами, наукой и искусством. В конце XVIII — начале XIX века на основе внедрения станков, приводимых в действие водяными мельницами, а затем и паровыми машинами, было организовано производство на фабриках. Привлечение множества людей на фабрики в качестве наемных работников привело к распаду традиционного образа жизни общин. На промышленных предприятиях и в урбанистических районах вокруг них складывались новые формы взаимодействия, характеризуемые массовостью и обезличенностью.
Во-вторых, произошла серия так называемых буржуазных революций. До конца XVIII века политическая деятельность замыкалась в основном в узком кругу двора монарха — его родственников и свиты или собрания граждан — привилегированных жителей городов-республик. Однако в ходе Американской войны за независимость (1775-1783), Великой французской революции (1789-1795) и последовавших за ними других революций в Европе и Америке в политическую борьбу включились массы простых людей, прежде всего горожан, имевших собственный бизнес. Появился новый социальный слой – буржуазия, которая отвергала традиционную власть аристократии и добивались политических прав под лозунгом «Свобода, равенство, братство». Организация государственной власти на принципах демократии и распространение избирательных прав на все большее число людей привели к появлению новых форм взаимодействия: массовых политических партий и движений, агитации через прессу, политических забастовок, маршей и т. д.
В-третьих, с развитием индустриальной экономики и буржуазной демократии обострились социальные проблемы. Фабричные рабочие трудились по 12-14 (до 17-19) часов в день и, принося владельцам фабрик огромные прибыли, получали за свой труд гроши. Пользуясь отменой традиционных ограничений предпринимательства и полученными свободами, буржуазия наращивала свой капитал и не старалась поддерживать рабочих. Рабочие и их семьи жили скученно в ветхих и грязных домах. Массовая бедность, безработица, бездомность, преступность, проституция, распространение таких болезней, как туберкулез, оспа, вызывали недовольство, протесты и политические дебаты.
Информация о работе Социология как наука об обществе. Предпосылки возникновения социологии