Социология как наука об обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 14:58, контрольная работа

Описание работы

Социальную общность как первооснову общества рассматривает и Ф. Тённис. В книге «Общность и общество» он характеризует два типа отношений – общинные и общественные, противопоставляя их друг другу. Общественные отношения имеют вещную природу и часто строятся в форме обмена на основе осознания полезности или ценности одного человека для другого.

Файлы: 1 файл

0483922_DE46B_resheniya_zadach_iz_metodichke_dulinoy_n_v_obshaya_sociologi.docx

— 109.44 Кб (Скачать файл)

Тема 1: Социология как наука  об обществе

Задание № 1

«…Социальная общность может  рассматриваться в качестве ключевой, основополагающей категории социологического анализа»

«Важнейшим, ключевым для социологии выступает понятие социального. Понятие «социальное» как характеристика каждой из сторон общественной жизни…»

«Что касается выбора исходной клеточки исследования общества вообще, то ею, с нашей точки зрения, является человек.… Понимание человека как  субъекта общественных отношений и  деятельности позволяет представить  совокупность общественных отношений  в качестве его сущности и тем  самым от анализа человека перейти  к исследованию самого общества».

С кем из авторов вы согласны в определении ключевой категории  социологии или у вас есть своя позиция по этому вопросу? Аргументируйте свой ответ.

В определении ключевой категории  социологии я согласна с первым высказыванием, в котором утверждается, что исходным понятием для исследования общества является социальная общность. В трактовке В. Ядова «социальной общностью называют взаимосвязь человеческих индивидов, которая обусловлена общностью их интересов благодаря сходству условий бытия и деятельности людей, составляющих данную общность, их материальной, производственной и иной деятельности, близости их взглядов, верований, субъективных представлений о целях и средствах деятельности.» К ним можно отнести такие социальные группы, как семья, нация, государство, классы, профессиональные и возрастные группы, трудовые и учебные коллективы. Закономерности их формирования, функционирования, отношения между отдельными людьми и есть предмет изучения социологии.

Социальную общность как  первооснову общества рассматривает  и Ф. Тённис. В книге «Общность и общество» он характеризует два типа отношений – общинные и общественные, противопоставляя их друг другу. Общественные отношения имеют вещную природу и часто строятся в форме обмена на основе осознания полезности или ценности одного человека для другого. Следовательно, такие отношения имеют рациональную структуру. Для общности характерна естественная, инстинктивная воля, для общества – воля рассудочная, рациональная. Некоторые идеи Тённиса были восприняты М. Вебером, который использовал категорию социальной общности для объяснения определенных типов поведения, в конечном итоге – целерационального типа. В западной социологии середины 20 в. появляется следующая трактовка социальной общности, предложенная Б. Мерсером и Т. Парсоном: «Человеческая общность – это внутренне функционально связанное объединение людей, живущих на определенной географической территории в определенное время, имеющих общую культуру, образующих определенную социальную структуру и проявляющих чувство своего единства в составе отдельной группы». Авторы, пользующиеся понятием «социальная общность», называют три характерные для нее черты: территорию, социальное взаимодействие, наличие прочных связей между индивидами.

В то же время, понятия «социальное» и «человек как субъект общественных отношений» пронизаны смыслом «взаимодействие». Но «социальное» - это совокупность общественных отношений данного  общества, интегрированное в процессе совместной деятельности (взаимодействия) индивидами или группами индивидов  в конкретных условиях места и  времени. Т.е. в ходе взаимодействия людей возникает социальное. Определенное место и роль, которые занимают люди в конкретных общественных структурах, оказывают большое значение на отношение индивида к явлениям и процессам общественной жизни. Нельзя начинать изучение  социологии отталкиваясь только от понятия «социальное».  Человек как «исходная клеточка исследования» также рассматривается авторами с точки зрения его социальных связей. Т. о., и в данном случае в основе определения лежит понятие взаимодействие. В то же время, человек без взаимоотношений с окружающими и без учета его социального статуса не может рассматриваться как ключевое понятие социологии.

Несмотря на достоинства  каждого из определений, по-моему мнению, именно социальная общность является ключевой категорией социологии. Социальная общность – это не только система взаимодействий, построенная «в конкретных условиях места и времени». В данном понятии нет территориальных или количественных ограничений. Оно тесно связано с такими важными дефинициями социологической науки, как социальная группа и социальный институт. Также, как и в случае с социальными группами, человек может являться членом разных общностей, выделенных по разным признакам (этнический, территориальный, профессиональный), разделяя их мировоззрение и интересы. Также, как и социальный институт, общность может выполнять определенные функции, устанавливая внутренние правила и нормы взаимодействия. Поэтому именно социальную общность можно считать универсальной категорией социологии.

Задание № 2

Что означают эти высказывания?

Микросоциология интересуется повседневным взаимодействием людей.

Объектом изучения микросоциологии как раздела социологии являются малые группы. В качестве примера малых групп можно привести семью, спортивную команду, школьный класс, трудовой коллектив, клуб пожилых людей. В таких группах складываются определенные межличностные отношения, основанные на психологических характеристиках их членов, установленной иерархии, общепринятыми правил поведения. Взаимодействие внутри малых групп характеризует повседневную жизнь каждого человека. Т.е. микросоциология изучает взаимодействие людей на работе, в семье, на занятиях в ВУЗе, в компании друзей.

Это означает, что микросоциология  исследует поведение, общение людей  в повседневной жизни, их мотивы, поступки, нормы, правила, которые в свою очередь  определяют стабильность, революционные  или эволюционные изменения в  обществе. На этом уровне есть и определенные теории. Джордж Хоманс считает, что взаимодействие людей строится на основе принципа поощрения и наказания. Эрвин Гофман полагает, что люди ведут себя, как актеры в театре, они играют определенные роли и стараются произвести определенное впечатление, воздействовать на других. Действительно, часто люди стараются показать себя лучше, чем они есть на самом деле.

Макросоциология уделяет внимание структурам и институтам, раскрывающим общество в целом.

Макросоциология изучает крупномасштабные социальные системы и исторически длительные процессы, тенденции развития общества в целом. Предметом макросоциологического исследования может являться, например, изменение института семьи в России, а именно таких составляющих, как положение в системе ценностей гражданина, мотивация вступления в брак, продолжительность брака, количество детей, законодательство, регулирующее семейные отношения, построение взаимоотношений с родственниками и т.д. Т.е. речь идет не о конкретной семье, а об институте семьи.

Задание № 3.

Основоположник социологии О. Конт называл новую науку «социальной  физикой». Вместе с тем он утверждал, что социология основывается на законах  биологии (термин О.Конта), без них она невозможна, но имеет сверх того «нечто своеобразное, видоизменяющее влияние этих законов и вытекающее из взаимодействия индивидов друг на друга. Это взаимодействие особенно осложняется в человеческом роде вследствие воздействия каждого поколения на следующее».

Что дает для понимания  специфики социологической науки  обозначение ее как «социальной  физики»?

Социальная физика предполагает отождествление законов развития и  функционирования общества с универсальными законами развития и функционирования природы, что предполагает, в том  числе, и использование универсальных  методов исследования, таких как  наблюдение, эксперимент, сравнение. Понятие  «социальная физика» предусматривает  выявление и изучение законов  и закономерностей, а также особенностей взаимодействия элементов системы  и взаимозависимостей между явлениями. Социология в свою очередь ставит своей задачей анализ процессов, происходящих в обществе в сознании граждан. Полученная информация, также  как и в естественных науках должна быть объективна, точна и независима от оценочных суждений, что является основополагающим требованием к  данным, полученным в результате социологического исследования. Обозначение социологической  науки как «социальной физики»  дает понимание того, что социальные процессы и явления, также как  и физические, могут быть систематизированы, рассмотрены с точки зрения структуры, функций, взаимозависимостей, существующих закономерностей и т.д. Знания об обществе также должны отвечать требованиям  объективности и достоверности.

Задание № 4.

Сидят два студента и разговаривают. Оба – двоечники. А на носу экзамены. Один пытается что-то растолковать другому. «Если спросят, что такое социология, отвечай: Это наука, изучающая нравы  больших групп людей в обществе.» Мимо проходил преподаватель социологии: «Думаю, джентльмены, вы не правы». Объясните, почему они не правы? Дайте правильную формулировку.

Ошибка определения состоит  в его ограниченности понятиями  «большие группы людей» и «нравы». Согласно одному из определений, нравы – это  относительно устойчивые способы поведения, обычаи, манеры, преобладающие в  конкретном обществе или в социальной группе и воспринимаемые как правильные и обязательные. Так же как и большие группы, нравы – это только часть предмета социологии, ставящей своей задачей изучение общества в целом, системах, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтов и общностях. Таким образом, социология рассматривает большие и малые группы людей, правила и нормы взаимодействия внутри сообществ, аспекты межличностного общения и взаимодействия в рамках социальных институтов.

Задание № 5.

О каких науках идет речь?

  1. Эта наука изучает верования, обычаи и традиции отсталых племен методом наблюдения. Этнология.
  2. Эта общественная наука изучает производство, распределение и потребление ограниченных ресурсов. Экономика.
  3. Эта родственная социологии наука изучает то, каким образом люди получают и используют власть, и как эта власть распределена в обществе. Политология.
  4. Эта наука изучает индивидуальное поведение и внутренний мир человека. Психология.

Задание № 6.

Что дает знание социологии современному человеку, в частности  инженеру?

Социология ставит своей  целью изучение различных аспектов социального взаимодействия. Каждый из нас является членом социальной группы, внутри которой устанавливаются  свои нормы и правила, складывается иерархия, система поощрения и  наказания. Любой из руководителей  тщательно изучает социальные группы внутри своего предприятия. Это необходимо для выявления неформальных лидеров, перспективных работников, слабых и  безынициативных сотрудников. Изучение социальных ролей каждого члена  коллектива позволяет повысить эффективность  труда и, соответственно, улучшить положение  компании на рынке.

Инженерная специальность  и проектирование так же предполагает общение с людьми, выявление потребности заказчика. Проекты, соответствующие требованиям потребителя, безусловно, пользуются большим спросом, а своевременная реакция на пожелание является непременным условием появления новых, более совершенных продуктов.

Инженер как представитель  технической интеллигенции должен обладать высоким уровнем эрудиции, в частности, иметь представление  о социальных процессах происходящих в стране и за рубежом: такие тенденции проявляются в сфере экономической и политической жизни, какие проблемы и угрозы существуют, как решаются наиболее острые проблемы современности и, наконец, как продвигается технический прогресс.

Задание № 7.

В «Программе преподавания социологии» П.А. Сорокин выдвигает  такой принцип: «Социология должна порвать с упрощенным монизмом, рассматривающим  механизм человеческой истории как  уравнение с одним неизвестным. Такая, «простота» существует только в  мозгу адептов монизма, и ее нет  в действительности».

А что же, по вашему мнению, существует в действительности? Что  означает полипарадигмальность в науке, в особенности применительно к социологии? Существует ли потребность в особой «российской теории» для объяснения и понимания происходящих у нас социальных процессов?

Манизм предполагает наличие  единого начала, единственно возможного объяснения, единственно возможной  правды. Безусловно, следование традиции манизма упрощает мировосприятие и  фактически блокирует появление  новых моделей объяснения. В отношении  ряда процессов или явлений плюралистичекий, предполагающий множество объяснений, решений и подходов, подход не возможен. Это может касаться, например, физических, биологических и математических законов.

Социология, изучая общество, не может основываться на манизме, касаясь  такого обширного спектра явлений  и процессов. Полипарадигмальность в науке, в частности социологии, означает возможность и стремление применения различных методологических подходов к трактовке изучаемого объекта. Односторонний подход к изучению может привести к упущению части явления или процесса, а значит важной части знания.

Существующие социологические  теории вполне прменимы к российской практике, поэтому в появлении особой «российской теории» нет необходимости. Специфика же проявляется на уровне социальных институтов, межличностного общения, что находит свое отражение в применяемых методах исследования, в способах и направлениях трактовки эмпирических данных, объяснения тех или иных явлений.

Задание № 8.

Укажите, к какому направлению  научного знания относятся следующие  дисциплины.

Дисциплина

Естественная

Техническая

Социальная

Гуманитарная

  1. Анатомия

+

     
  1. История
     

+

  1. Сопромат
 

+

   
  1. Философия
     

+

  1. Биология

+

     
  1. Электротехника
 

+

   
  1. Физика

+

     
  1. Теория машин
 

+

   
  1. Социология
     

+

  1. Астрономия

+

     
  1. Богословие
   

+

 
  1. Психология
   

+

 
  1. Биохимия

+

     
  1. Экономика
     

+

  1. Радиоэлектроника
 

+

   
  1. Этика
   

+

 
  1. Геология

+

     
  1. Космонавтика
 

+

   
  1. Правоведение
     

+

  1. Химия полимеров

+

     

Информация о работе Социология как наука об обществе