Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 14:58, контрольная работа
Социальную общность как первооснову общества рассматривает и Ф. Тённис. В книге «Общность и общество» он характеризует два типа отношений – общинные и общественные, противопоставляя их друг другу. Общественные отношения имеют вещную природу и часто строятся в форме обмена на основе осознания полезности или ценности одного человека для другого.
Задание № 6.
Опираясь на идеи З. Фрейда, П. Сорокина, а также современные теории личности, гипотетически можно определить структуру личности и выделить в ней четыре зоны:
К каким из перечисленных сфер вы бы отнесли: восприятие, интеллект, память, ощущение боли, чувство любви, эмоции радости, духовный опыт индивида, волю, самооценку, веру в Бога?
Задание № 7.
Распределите статусы (поставьте их номера) в соответствующие колонки таблицы:
1. Король 2. Пекарь 3. Холоп 4. Повар 5. Министр 6. Шаман 7. Вождь 8. Сантехник 9. Рыцарь 10. Любимый сын 11. Старший сын 12. Тесть 13. Пастух 14. Деверь 15. Ябеда.
Личный статус |
Социальный статус |
2, 3, 4, 6, 8, 9, 11, 13, 15 |
1, 5, 7, 10, 12, 14 |
Задание № 8.
Название фильма «Женщина французского лейтенанта» содержит в себе сразу несколько статусов. Назовите их.
Женщина – приписываемый статус,
Лейтенант – достигаемый статус,
Французский лейтенант (т.е. житель Франции) – приписываемый статус,
Женщина французского лейтенанта – статусный набор, означающий, что данная женщина в данный период находится с этим лейтенантом, т.е. для женщины это приобретенный статус.
Задание № 9.
Известно, что родители заинтересованно реагируют на то, какую невесту или какого жениха предпочитает их чадо. Оказывается, что на вкусы родителей влияют не только и не столько личностные качества, а прежде всего социально-статусные характеристики.
Ученые установили следующие закономерности:
Вам предстоит дать социологическую
интерпретацию найденным
Я считаю, что данные закономерности установлены абсолютно верно.
Задание № 10
Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы
Вопросы |
Да |
Нет |
Социализация присуща не только человеку, но и животному? |
+ | |
Обучение может быть у животных? |
+ |
|
Социализация заканчивается в зрелом возрасте? |
+ | |
Фундамент социализации заканчивается в зрелом возрасте? |
+ | |
Социализация включает в себя освоение социальных ролей? |
+ |
|
Младенец – это личность? |
+ | |
Феральные люди – дети, воспитанные животными? |
+ |
|
Дальние родственники – не агенты вторичной социализации? |
+ |
|
Агенты первичной социализации – учреждение и предприятие |
+ | |
Взросление – практическое
овладение правами и |
+ |
|
Возмужание – физический процесс укрепления организма? |
+ |
|
Социализация – кумулятивный процесс накопления социальных навыков? |
+ |
|
Социализация – способ изменения и развития культуры? |
+ | |
Социальный статус связан скорее с социальным взаимодействием, а социальная роль – с социальными отношениями? |
+ | |
В примитивном обществе много статусов, а в современном мало? |
+ | |
Начальник и подчиненный – межличностные роли? |
+ |
Задание № 11.
Ниже приведено суждение. Внимательно прочтите его.
«Ресоциализация – усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Она включает многое: от занятий по исправлению навыков, чтения до профессиональной подготовки рабочих. Психотерапия – также одна из форм ресоциализации: люди пытаются найти выход из конфликтных ситуаций, изменить свое поведение».
Как вы думаете, правильно оно или нет? Что называется ресоциализацией и какие виды человеческой деятельности к ней относятся? Аргументируйте свой ответ.
Я считаю, что это высказывание правильно. Ресоциализация - это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида. Ресоциализация осуществляется изменениями установок индивида, целей, норм и ценностей жизни.
Задание 12.
Ниже приведены определения важнейших понятий, составляющих по своей сути сердцевину предмета социология. Выберите из предлагаемого списка те понятия, которые определяются приведенными формулировками: индивид, социальность, социальная структура, социальный статус, социализация, ролевое ожидание, индивидуальность, социально-ролевой конфликт, общество, ролевое поведение, социальная роль, культура, социальный институт, личность, человек.
Тема 3.
Общество и социальные институты.
Задание № 1.
Раскройте кратко содержание понятий (напишите):
Функция – 1. Роль, которую определенный социальный институт или частный социальный процесс выполняет относительно потребности общественной системы более высокого уровня организации или интересов составляющих ее классов, социальных групп и индивидов. 2. Зависимость, которая наблюдается между различными компонентами единого социального процесса, когда изменения одной части системы оказываются производными от изменений в другой ее части.
Социальный институт – относительно устойчивые и долговременные формы социальной практики, которые санкционируются и поддерживаются с помощью социальных норм и посредствам которых организуется общественная жизнь и обеспечивается устойчивость социальных отношений.
Дисфункция – то выполнение теми или иными частями целого разрушающей, тормозящей роли (Р. Мертон).
Явная функция – это совпадающая с открыто провозглашаемыми целями и задачами института или социальной группы.
Латентная функция – это обнаруживающая себя лишь с течением времени и отличающаяся от провозглашаемых намерений участников этой деятельности.
Социальная практика – совокупность принятых в культуре (традиционных) способов деятельности, навыков обращения с различными предметами, мышление или действие по привычке, следование правилу, поведение, имеющее ритуальный характер, частные социальные институты.
Обычай – традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на коллективных привычках и присущ широким массам людей. Обычаи являются одобренными обществом массовыми образцами действий, которые рекомендуется выполнять. К их соблюдению людей част принуждают, а к нарушителям применяют не формальные санкции – неодобрение, порицание, изоляция.
Институционализация – процесс, когда некая общественная потребность начинает осознаваться как общесоциальная, а не частная, и для ее реализации в обществе устанавливаются особые нормы поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы.
Главные социальные институты – институт семьи и брака; политические институты; экономические институты; институты образования, включающие науку и культуру; институт религии.
Родоначальник институционализма – Торстейн Веблен – создал технологический вариант институционализма. С Веблена начинается институционалистская традиция тяготения к социологическим методам анализа, к объяснению поведения человека в соответствии с правилами.
Структурные элементы основных социальных институтов общества – это цель и сфера деятельности института; функции, предусмотрены для достижения цели; нормативно-обусловленные социальные роли и статусы; средства и учреждения достижения цели и реализации функции (материальные, символические и идеальные), включая соответствующие санкции (Я. Щепаньский).
Предмет социологии образования – 1. Образование как социальный институт, как форму и средства общественной жизни. 2. Общие социальные закономерности образования и воспитания как социального процесса и их функций на всех уровнях взаимодействия общественных сил. 3. Системы и подсистемы (элементы) образования в их целостности и совокупности (общественных) отношений.
Задание № 2.
Под социальным институтом понимают (укажите верный вариант ответа):