Социология как наука об обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 14:58, контрольная работа

Описание работы

Социальную общность как первооснову общества рассматривает и Ф. Тённис. В книге «Общность и общество» он характеризует два типа отношений – общинные и общественные, противопоставляя их друг другу. Общественные отношения имеют вещную природу и часто строятся в форме обмена на основе осознания полезности или ценности одного человека для другого.

Файлы: 1 файл

0483922_DE46B_resheniya_zadach_iz_metodichke_dulinoy_n_v_obshaya_sociologi.docx

— 109.44 Кб (Скачать файл)

 

Задание № 9.

Как может быть представлена структура социологии в зависимости  от следующих критериев? (напишите)

  1. Уровень получаемого знания

Эмпирический, теоретический, метотеоретический.

  1. Функции знания

Теоретико-познавательная, описательная, прогностическая функция, преобразовательная, информационная, мировоззренческая функции.

  1. Объект исследования

Общетеоретическая, отраслевая, микросоциология.

Задание № 10: Тест.

Отметьте те варианты ответов  в вопросах теста, которые вы считаете верными (в каждом вопросе верна  только одна альтернатива.)

  1. Какое из перечисленных ниже качеств НЕ относится к научному знанию?
    1. Эмпиричность
    1. Передаваемость
    2. Нормативность
    3. Обобщающий характер
  1. Социология это наука о поведении:
    1. Групп, состоящих из небольшого числа людей
    2. Личности в обществе
    3. Больших социальных групп
    4. Людей в своей семье
  1. Какое из приведенных ниже суждений в наибольшей степени применимо к тому, чем занимается общая (теоретическая) социология как научная дисциплина?
    1. Изучение и составление типологии общественного мнения по самым разнообразным поводам социальной жизни
    2. Психология, приложенная к большим и малым группам людей.
    3. Изучение общества в целом и больших социальных групп без выделения индивидуальных особенностей входящих в них людей
    4. Изучение особенностей поведения людей в составе больших и малых групп
  1. Предметом социологии как научной дисциплины выступают:
    1. Взаимоотношение и связи людей по поводу производства материальных благ, их обмена и распределения
    2. Явления взаимодействия людей и человеческих групп друг с другом
    3. События, когда либо имевшие место, и роль конкретных людей в них
    4. Механизмы мотивации и регуляции поведения людей
  1. Какое из перечисленных ниже понятий относится к сфере изучения социологии?
    1. Симпатия
    2. Капитал
    3. Статус
    4. Чувства
  1. Какое из приведенных ниже суждений определяет понятие общества?
    1. Понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любой по численности группе или объединению людей.
    2. Общество – самая большая группа из всех объединений людей, проживающих на данной территории
    3. Если какое-либо объединение пополняет свою численность преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными его представителями, то оно обязательно называется обществом.
    4. Обществом называется такое объединение людей, которое является частью какой-либо более крупной системы.
  1. Ученые обнаружили наличие определенной статистической связи между психическим расстройством и безработицей. Попросили психиатра, психолога и социолога прокомментировать эту связь. Какой из приведенных ниже комментариев принадлежит к социологу?
    1. симптомы расстройства (плохой сон, подавленность, плохое эмоциональное состояние) является следствием, а не причиной безработицы, поскольку, перестав быть кормильцем семьи, мужчина теряет уверенность в себе и впадает в депрессию
    2. люди, проявляющие признаки подавленности и расстройства, не способны к активному поиску работы и не могут долго сохранить за собой имеющую работу, поэтому душевное состояние является причиной безработицы
    3. длительная безработица вызывает вялость, апатию, снижает остроту восприятия окружающего мира, поэтому при встречах с потенциальным работодателем такие люди производят не самое благоприятное впечатление
    4. безработица очень часто является фактором семейных конфликтов и даже разрушения семьи
  1. Какое из приведенных ниже суждений отражает понятие общество?
    1. Чтобы какое-либо объединение людей называлось обществом, у него обязательно должна существовать такая система ценностей, которую называют культурой
    2. Современные державы, не считающие сотни миллионов граждан не могут считаться обществом.
    3. Древние племена, размещавшиеся на территории, равны нынешнему городскому микрорайону, не являлись обществами
    4. Общество возникает на определенной стадии развития государства
  1. Статистика отмечает неуклонное сокращение рождаемости с 70-х гг. 20 в. – в начале в СССР, а затем в России. Особенно заметным оно стало 90-е гг. Специалисты дали свои варианты объяснений. Они приведены ниже. Только один принадлежит социологу. Какой именно?
    1. Сокращение рождаемости – это следствие ухудшения экологической обстановки в стране
    2. Причину надо искать в повышении уровня образования населения, а также в увеличении ценности досуга и в возрастающих трудностях заботы о ребенке
    3. Сокращение рождаемости – следствие изменения физиологического строения женского организма, трудности вынашивания плода
    4. Причину надо искать в неэффективности законодательства, регулирующего социальную помощь семье и детству.
  1. Ниже приведены различные суждения о внешней среде и внутреннем мире человека. Часть из них, несомненно относится к социологии, часть к психологии. Укажите, какие суждения относятся к социологии.

Суждения

1

Элита – это высший слой, занимающий ключевые позиции в какой-либо сфере общества.

2

Как правило, мышление менеджера  стереотипное, а предпринимателя - инновационное

3

Рефлексы подразделяются на врожденные и приобретенные

4

Кадровым  рабочим человек становится обычно к 30 годам

5

В экстремальной ситуации ускоряются процессы принятия решений

6

Чем выше уровень образования человека, тем  больше у него шансов на социальное продвижение


 

Тема 2. Личность и общество

Задание 1.

В таблице помещены ключевые слова и определения. Надо установить, какому понятию слева соответствует  приведенное справа определение, указав нужный номер.

№ п/ п

Понятие

Содержание

1

Статус

3

Статус, в котором человек  рожден или который назначается  ему по прошествии времени

2

Роль

1

Социальное положение  человека в обществе

3

Главный статус

11

Несовпадение рангов статусов либо противоречие прав и обязанностей

4

Социальный статус

6

Функциональная связь  статусов и ролей  на основе специализации  и кооперации труда

5

Личный статус

7

Совокупность статусов одного индивида

6

Общественное разделение труда

8

Положение человека, которое  он автоматически занимает как представитель  большой социальной группы

7

Статусный набор

10

Место статуса в иерархии

8

Приписываемый статус

5

Наиболее характерный  для индивида статус, по которому его  выделяют окружающие, или с которым  они отождествляют его

9

Достигаемый статус

4

Положение, которое человек  занимает в малой или первичной  группе в зависимости от того, как  он оценивается по своим индивидуальным качествам.

10

Ранг

9

Статус, который человек  получает благодаря собственным  усилиям, желанию, свободному выбору либо удаче и везению.

11

Несовпадение статусов

2

Динамическая характеристика статуса


 

Задание № 2

«Жизненный путь личности» - это выражение принято считать  неправильным. Надо говорить «жизненный путь индивида». А почему? Напишите свой ответ.

Понятие «личность» говорит  о том, что в человеке индивидуально  отражаются социально значимые черты  и проявляется его сущность как  совокупность всех общественных отношений. Личностью человек становится в  ходе своего развития, работы над собой, после приобретения определенных навыков и умений, постановки целей и определения путей достижения этих целей. Индивидом же является любой человек, любой представитель своего рода, родившийся в определенной среде и обладающий набором определенных генетически заложенных качеств, но не осмысливший свой путь в жизни и не определивший своих целей. Индивидом можно назвать человека, «плывущего по течению», воспринимающего окружающее вокруг себя пассивно, т.е. того, кто не стремится изменить свое бытие.

Таким образом, сразу определить, кто находится перед нами –  индивид или личность – не представляется возможным. Это станет возможным  только после диалога с этим человеком, после выявления его стремлений и его личной системы ценностей. Следовательно, каждый человек –  есть индивид, но не каждый человек  – есть личность. И изречение  «жизненный путь индивида» будет  здесь более правильным.

Задание № 3

Укажите принадлежность перечисленных  персонажей к тому или иному статусу.

   

Предписанный статус

Приобретенный статус

1

Учитель

 

+

2

Принц

+

 

3

Отец

+

 

4

Дворянин

+

 

5

Профессор

 

+

6

Россиянин

 

+

7

Сын

+

 

8

Флегматик

+

 

9

Сестра

+

 

10

Богач

 

+

11

Русский

+

 

12

Гений

+

 

13

Горожанин

 

+

14

Папа Римский

 

+

15

Мужчина

+

 

16

Раб

+

 

17

Студент

 

+

18

Капиталист

 

+

19

Спортсмен

 

+

20

Негр

+

 

 

Задание № 4

Личность – сложная  система, состоящая десятков и сотен элементов (эмоции, мнения, поступки и т.д.), величина каждого может варьироваться по интенсивности (сильные чувства, слабые чувства и т.д.) не всегда они согласуются между собой. Часто между элементами этой системы возникают расхождения, рассогласования, противоречия. Расхождения проявляются также между личностью и средой. Например наши способности могут расходиться с вашими способностями. А что еще с чем не согласуется? Ниже приведены понятия, из которых нужно составить пары по принципу «что с чем расходится».

Притязания. Возможности. Слова. Способности. Дела. Желания. Реальности. Квалификация. Цель. Результат. Требования рабочего места. Зарплата. Потребности.

Желания – возможности, слова  – дела, квалификация – требования рабочего места, притязания – реальности, способности – зарплата, цель –  результат, потребности – возможности.

Задание № 5

Черты личности пытались описать  еще в глубокой древности. Древнегреческий философ Теофраст (370-288 г. до н.э.) заменивший аристотелевское понятие «этос», означавшее нрав, обычай, образ мыслей, на понятие «характер», был первым в истории «бихевиористом». Ведь он предложил отбросить невидимое и изучать видимые черты поведения. В своем трактате «Характеристики» Теофраст вывел 31 характер людей, классифицируя их по одной, наиболее яркой черте: лесть, притворство, болтливость, хвастовство и др. Позже Лабрюйер описал 120 характеров людей в зависимости от того, в какой социальной среде они обитали.

Специалисты свидетельствуют, что на протяжении всей истории учения о характере, а это почти 2500 лет, четкого разграничения между ним и понятием личности не было. Итак, мы видим, что личность отождествляли с характером, правами, моральными качествами человека, которые возникают и формируются в процессе социализации, накопления жизненного опыта.

А сколько черт характера  человека насчитали бы вы?

Можно насчитать большое  число устойчивых черт характера  человека, которые должны характеризовать не субъективные черты (необычность, удивительность, неприятность, красота, молодость, ловкость), т.е. временное, неустойчивое состояние человека. Я думаю, что при описании числа черт характера к истине был ближе Лабрюйер.

По данным Википедии – сейчас выделяют 154 черты характера: Авантюризм, Авторитарность, Агрессивность, Аккуратность, Акцентуация, Альтруизм, Амбивертность, Асоциальность, Анахоретство, Артистичность, Благородство, Беспокойность, Беспечность, Важность, Весёлость, Вежливость, Виктимность, Воля, Вредность, Вспыльчивость, Выдержка, Гедонизм, Гениальность, Глупость, Грацильность, Гуманность, Двуличность, Депрессивность, Дисциплинированность, Добросердечность, Добросовестность, Доброта, Доверчивость, Душевность, Духовность, Желчность, Женственность, Жестокость, Заботливость, Закрытость, Замкнутость, Злобность, Злопамятность, Идеализм, Индивидуализм, Интернальность, Инфантилизм, Искренность, Капризность, Коварство, Когнитивный стиль, Конформность, Конфликтность, Легковерность, Легкомысленность, Ленивость, Лёгкость в общении, Лживость, Лидерство, Лицемерность, Любопытность, Любезность, Любвеобильность, Макиавеллизм, Малодушие, Маразматичность, Мастеровитость, Меркантильность, Мизантропия, Миловидность, Мстительность, Мужественность, Навязчивость, Надёжность, Наивность, Нарциссизм, Настойчивость, Невинность, Невротизм, Неподкупность, Нонконформизм, Нравственность, Обидчивость, Оптимизм, Осторожность, Открытость, Отходчивость, Перфекционизм, Пессимизм, Педантичность, Плаксивость, Подкаблучник, Подозрительность, Порядочность, Правдивость, Преданность, Привязчивость, Простодушность, Пунктуальность, Раздражительность, Развратность, Распущенность, Решительность, Романтичность, Самокритичность, Самоуверенность, Сдержанность, Сенситивность, Сентиментальность, Скромность, Смелость, Смешливость, Снобизм, Скрытность, Совестливость, Стеничность, Спесивость, Стеснительность, Стойкость, Твёрдость характера, Терпимость, Толерантность, Тревожность, Трудоголизм, Трусость, Тунеядство, Тщеславие, Уверенность в себе, Упрямство, Уступчивость, Фанатичность, Фатализм, Хамство, Ханжество, Харизма, Хладнокровие, Холодность, Цепкость, Циклотимик, Цинизм, Чванливость, Человечность, Честность, Честолюбие, Чувство юмора, Чуткость, Эгоизм, Эксцентричность, Экстравагантность, Экстернальность, Экстравертность, Энергичность, Эмоциональность, Эмпатичность, Эскапизм, Яркость, Ярость.

Информация о работе Социология как наука об обществе