Оглавление:
Введение……………………………………………………………………………………………………..……..3
Глава
I. Возникновение и развитие социологии
- . Социально-философские предпосылки возникновения социологии………………………………………………………………………………………………4
- . Основные предпосылки становления социологии как самостоятельной науки…………………………………………………………………………..7
- Социология в России в XIX - начале XX……………………………………………………8
Глава
II
Социология как наука.
2.1. Теоретико-методологические основы
социологии…………………………..16
2.2. Основные
функции социологии………………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………………………………………...24
Список
используемой литературы…………………………………………………………………26
Введение
Кто такой социолог? В самом расхожем
представлении – это человек
с анкетой, с которой он обращается
к окружающим его людям по месту
работы, жительства, а то и просто
на улице, чтобы узнать их мнение по
тому или иному вопросу. Такой
подход, с одной стороны, придает
социологу имидж человека, который-де
не теряет связи с реальностью (другое
дело, как эти усилия оцениваются
в обществе). С другой стороны, нет
ничего печальнее сводить социологию
к сбору случайных мнений по случайным
(а нередко и глупым) вопросам,
что дискредитирует социологию как
науку и низводит её до некоего
вспомогательного средства познания,
да ещё и такого, которым можно
манипулировать.
Между тем, если говорить о социологии,
то это теория. И наука не об обществе вообще
(общество изучают и социальная философия,
и история, и политология, и юридические
науки, и культурология), а обществе в его
социально-человеческом обличии. Даже
не просто общество для человека, а человек
в обществе – вот что составляет суть
социологии. А с чего начинается человек
в своём социальном обличье? С сознания,
со способности познавать мир, оценивать
его с личных и общественных позиций, осмысливать
, исходя из определённых ценностей, окружающую
действительность и на этой основе строить
поведение, учитывая влияние как макросреды
(всех общественных отношений), так и микросреды
(непосредственное окружение).
Для такого подхода социология использует
всё богатство философского знания о сознании
вообще и общественном сознании в частности,
о деятельности и её роли в социальной
жизни, о влиянии объективных и субъективных
условий на это сознание и поведение. Для
социального анализа важны и выводы психологической
науки о сознании и поведении каждого
индивида, отдельных микро- и макрогрупп.
На основе уже имеющегося знания социология
даёт свою интерпретацию общественного
сознания и поведения людей, формирует
свой категориальный аппарат (например,
о видах и типах сознания и деятельности),
своё видение объективного и субъективного
в общественных процессах, своё представление
о макро-, мезо- и микроуровнях человеческой
деятельности.
Глава I. Возникновение
и развитие социологии
Социально-философские
предпосылки возникновения социологии.
В истории социологии
выделяются 2 этапа: 1) до научный; 2) научный,
когда формируются критерии научности
социологических знаний.
До научный период развития знания об
обществе охватывает время от античной
эпохи до середины 19 в. Предшественницей
научной социологии является социальная философия. Сущность современной социальной
жизни нельзя понять без сопоставления
ее с прошлым. В течение 2,5 тыс. лет мыслители
анализировали и описывали общество, накапливая
базу социологического знания. Поэтому
первых социологов античности называют
социальными философами. Среди них выделяются
Платон (428/427- 348/347 до н. э.) и Аристотель
(384-322 до н. э.). К первым в истории работам
по «общей социологии» можно отнести «Государство»
Платона, в котором впервые были разработаны
основы теории стратификации. Согласно
данной теории любое общество делится
на три класса: высший — состоящий из мудрецов
— философов, призванных управлять государством,
средний — включающий воинов, обязанность
которых защищать государство от внешних
врагов; низший — состоящий из ремесленников
и крестьян, которые должны выли заниматься
производительным трудом, обеспечивая
собственное существование и существование
остальных классов.
Аристотель предложил
свой вариант классового деления общества,
согласно которому опорой порядка в обществе
выступает средний класс. Кроме него он
выделял еще два класса — богатую плутократию
и лишенный собственности пролетариат.
Конфуций (551-479
до н. э.) — древнекитайский мыслитель,
разработал и обосновал правила поведения
в обществе, соблюдение которых обеспечит
обществу и государству жизнеспособность:
- наличие управляющих и управляемых;
- уважение к старшим по возрасту и по званию;
- послушание, лояльность;
- скромность, сдержанность и др.
В Средние века в обществе
господствовало теологическое восприятие
мира. Поэтому сложными социальными проблемами
занимались в основном богословы, основываясь
в первую очередь на христианских догматах.
Дальнейшее развитие представления об
обществе получили в трудах выдающихся
мыслителей Нового времени (XV- XVII вв.) Н.
Макиавелли, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескьё,
А. Сен-Симона и др.
В трудах философов
античности Платона и Аристотеля и др;
ранних христианских учениях создавались
первые теории об общественном устройстве,
положении и роли человека в обществе.
В середине века господствовали теологические
теории, объяснявшие принципы миропорядка
и государства с позиции христианских,
буддийских, исламских учений о жизни
людей. В новое время (17-18 вв.) в трудах Д.
Локка, Ж. Руссо, Н. Макиавелли и др. получили
распространение рационалистические
теории устройства общества. Но все эти
учения были умозрительными, не имели
научной основы, их нельзя было проверить
точными методами Возникновение
социологии как науки приходится на З0-е
годы XIX в. Ее появление было реакцией на
общественную потребность знать и изучать
изменяющийся в направлении целостности
социальный мир. Истоки социологии следует
искать не только в природе капиталистического
общества. Ее корни имеют общецивилизованную
природу ввиду постепенного складывания
мирового рынка, возникновения сходных
политических структур, процесса формирования
взаимосвязи различных культур.Идейными
предпосылками социологии целесообразно
считать: консервативную и либеральную
ориентации в социальном мышлении, взгляды
Сен-Симона, французских историков периода
Реставрации, Гегеля.
Основателем социологии
был О. Конт. Его идеи строгого отбора социальных
фактов, понимания общества как органического
целого, отказ от умозрительного и абстрактно-спекулятивного
подхода к нему оказались наиболее предпочтительными,
для дальнейшего прогресса социологии.
Активному проникновению
в социологию эволюционизма способствовали
взгляды Г. Спенсера. Социальная эволюция
стала рассматриваться как продолжение
биологической. Это явилось своеобразным
импульсом для развития в социологии натурализма.
Большое влияние на развитие социологии
оказали и продолжают оказывать идеи К.
Маркса: об определяющей роли экономических
факторов в развитии общества, отчуждении
труда, классовой структуре и классовой
борьбе, роли человека в изменении окружающего
мира и самого себя и др.
Психологическое направление
в социологии, активно развивавшееся в
конце XIX - начале XX в. (А. Уорд, Ф. Гиддингс,
Г. Лебон, Г. Тард, Ч. Кули и др.), позволило
сделать новый шаг по пути приближения
к конкретным проблемам личности, социальной
группы, общества.Именно этому направлению
социология обязана возросшим интересом
к изучению внутреннего мира человека,
социально-психологических отношений
между людьми и общностями. Профессионализация
социологии связана с именами прежде всего
двух крупных немецких социологов - Ф.
Тенниса и Г. Зиммеля. Первый осуществил
плодотворную попытку разработки социологии
как науки, анализирующей свой предмет
независимо от его содержательных характеристик
посредством использования многообразных
аналитических построений. Это способствовало
самоопределению и институционализации
социологии. Второй - Г. Зиммель - акцентировал
внимание на изучении форм социального
взаимодействия людей, носящих "сквозной"
для человечества характер: конфликт,
конкуренция, подчинение, авторитет, договор
и др. Основной же "клеточкой" общества
Зиммель считал взаимодействие.
Один из выдающихся представителей социологии
- Э. Дюркгейм. Главными характеристиками
разработанной им системы были а) понимание
общества как саморегулирующегося структурно-функционального
организма; б) трактовка общественного
порядка как нормального его состояния;
в) рассмотрение в качестве основного
регулирующего механизма морали и признание
ведущей роли в его функционировании социальных
институтов воспитания. Основой социологии
М. Вебера было учение об идеальных типах
как теоретических конструкциях, отражавших
не объективную эмпирическую реальность,
а результат исследовательской деятельности
ученого. Это привело к появлению "понимающей
социологии", исходным пунктом которой
стало осмысленное социальное действие.
Одна из центральных идей Вебера - связь
экономики, этики и религии, которая, и
по сей день, оказывает большое воздействие
на социологию.
Русская социологическая мысль XIX - начала
XX в. отражала взгляды различных социальных
и идейно-политических сил - от революционно-демократических
до консервативных. Основными ее течениями
были: позитивизм (М.М. Ковалевский), религиозный
консерватизм (Н. Я. Данилевский), психологизм
(Н.И. Кареев, Е.В. де-Роберти), субъективизм
(Н.К.Михайловский).Развитие социологии
в XX в. связано, во-первых, со становлением
и усилением эмпирической линии, во-вторых,
со стремлением определенным образом
соединить теоретическую и эмпирическую
социологию. Хронологические рамки этого
этапа охватывают, начиная с 20-х годов,пол-столетия.
Причины активного распространения эмпиризма
следует видеть в развитии как общества,
так и самой науки, в выходе на новый, более
высокий уровень, приближении к зрелому
состоянию. Развивающееся экономически
общество, ориентирующееся на быстрый
социальный прогресс, не могло не обратиться
к эмпирической социологии, ее лучшим
работам, выводам и, позволяющим решать
конкретные проблемы.
Эмпирические исследования в промышленности
(выполненные в рамках индивидуальной
социологии, прежде всего Хоторнский эксперимент)
показали, что социально-психологические
факторы играют большую роль. Кроме того,
они открыли широкие возможности социологии
и дали толчок ее активному внедрению
в деятельность фирм. Появилась потребность
в новых кадрах, и американские университеты
( а затем и европейские) стали энергично
заниматься ее удовлетворением. Возникла
нужная, модная и не плохо оплачиваемая
профессия социолога. Эмпирические исследования,
наряду с важными и актуальными больными
проблемами, касаются вопросов, не всегда
значимых с социальной точки зрения. Это
вызывает определенную неудовлетворенность
общественности, часть которой начинает
относиться к социологии как науке, которая
мало что дает, к тону же скатывается в
ползучий эмпиризм и мелкотемье.
Активизация эмпирических исследований
нанесла определенный урон теоретической
социологии, однако последней удалось
в области методологии и теории доказать
свое право на равное существование. Решающую
роль здесь сыграли концепции социокультурной
динамики и интегрального типа общества
П. Сорокина, теории структурного функционализма
и социального действия Т. Парсонса, теории
аномии и среднего уровня Р. Мертона.
1.2 Основные предпосылки
становления социологии как самостоятельной
науки.
Предшествующий XIX в. этап развития
мировой философской и социологической
мысли во многом подготовил и теоретически,
и методологически новое научное
направление, сосредоточенное на характере
взаимодействий человека и общества,
т. е. на социальных отношениях. Потребность
в таком научном направлении
была актуальна и для социальной
практики рядом объективных причин:
в общественных отношениях
феодального общества бурно развивались
капиталистические отношения, характеризовавшиеся
дальнейшим углублением общественного
разделения труда, основанного на машинном
производстве с фабрично-заводской
организацией. Новый тип отношений
получил название в трудах А.Сен-Симона,
О.Конта “индустриального общества”,
в трудах К.Маркса и Ф.Энгельса - капиталистической
формации;бурное развитие производительных
сил осуществлялось на основе научно-технического
прогресса. В общественное производство
внедрялись технические достижения,
развивалось машинное производство;научные
открытия дали возможность определения
научной картины мира на новой
качественной основе: физика И.Ньютона
давала новое физическое понимание
взаимодействия; интегральное исчисление
Ф.Бэкона реализовало философское
понятие непрерывности в математике;
теория естественного отбора Ч.Дарвина,
классификация видов живого мира
К.Линнея изменили научные представления
человека об окружающей его природе;
получила развитие статистика, особенно
в Англии; соединение формальной
логики с диалектикой Гегеля дало
возможность формулирования теории
материалистической диалектики К. Марксу
и Ф.Энгельсу, дало возможность человеческому
познанию выйти на новый качественный
уровень;быстрое развитие капиталистической
формации, нарастание динамики социальных
конфликтов определили и решающие изменения
в социально-философской сфере: поворот
социальной философии к практически-прикладному
изучению общества, основанному на
достижениях естественных, точных наук
(статистики, антропологии, демографии
и др.);традиционное описание общества
не соответствовало происшедшим
изменениям в человеческом развитии,
усложнившимся на основе углубления
общественного разделения труда
общественным отношениям, зарождающемуся
общественному характеру производства.
Явственно ощущалась необходимость
в социальной науке, которая в
отличие от абстрактных метафизических
схем предложила бы новые теоретические
методы и модели обобщения данных
о развитии общества, дала бы объяснения
новым социальным явлениям.
Возникла насущная потребность
формулирования научной картины
человеческого общества на новой
качественной основе. Появление такого
объяснения означало для общества формирование
нового социального самосознания и тем
самым окончательное оформление его как
новой капиталистической формации. Новому
обществу нужно было зеркало и таким “зеркалом”
стала социология.
Становление социологии как
самостоятельной науки связано
с глубокими изменениями мировоззренческого
характера, которые происходили
в Европе в конце XYIII – начале
XIX вв. Общество мучительно переходило
от средневекового сословно-монархического
устройства к новым формам организации
экономической и политической жизни.
Рушились старые религиозные эталоны
истины, добра и красоты, уступая
свое место более прагматичным устремлениям
людей.
Ответом на эти социальные
запросы послужили работы О.Конта,
Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, К.Маркса, Л.Гумпловича
и др.
1.3 Социология в России в XIX - начале
XX века
Социологическая мысль
России начала складываться в рамках других
социальных наук, и долго е время её было
трудно вычленить из них, не говоря о том,
чтобы её представить в качестве самостоятельной
дисциплины.
Если исходить из того, что предметом социологии
является гражданское общество, то эти
идеи в той или иной мере нашли отражение
в работах предшественников отечественной
социологии – ярких представителей социальной
мысли – П.Я.Чаадаева, В.Г.Белинского, А.И.Герцена,
Н.А.Добролюбова, М.А.Бакунина и др. Их основные
выводы в той или иной мере питались идеями,
рождёнными Великой французской революцией
и развитыми её идеологами и последователями,
суть которых заключалась в созидательной,
преобразующей социальной силе человека,
созданных им коллективов и сообществ.
И хотя эти мыслители не создали логически
завершённой концепции, однако именно
их выводы и умозаключения об обществе,
в котором каждый человек может (и должен)
стать активной творческой силой, представляют
значительный, новаторский для своего
времени интерес
Собственно социологические школы
в России развивались в рамках
нескольких направлений.
Одно из них – географическое – было наиболее
ярко представлено Л.И.Мечниковым (1838 –
1888), который в своей основной работе «Цивилизация
и великие исторические реки. Географическая
теория развития современных обществ»
объяснил неравномерность общественного
развития под влиянием географических
условий, главным образом водных ресурсов
и путей сообщения. Именно эти факторы,
по его мнению, и определяют основную тенденцию
развития человечества – от деспотии
к свободе, от примитивных форм организации
жизни к экономическим и социальным достижениям,
покоящихся на кооперативных формах хозяйствования.
Второе направление – органическая школа
– представлена Е.В.де Роберти (1843 – 1915),
А.И.Строниным (1827 – 1889), П.Ф.Лилиенфельдом
(1829 – 1903), Я.А.Новиковым (1830 – 1912). В основе
теории де Роберти лежало понятие «надорганическое»,
которое проходит в своём развитии две
стадии: простых психофизических отношений,
представляющих собой исходный пункт
социальности и психологических взаимодействий,
которые подразделяются на четыре большие
группы – науку, философию (или религию),
искусство и практическую деятельность,
под которой и понимается поведение людей
в технике, экономике, праве и политике.
Заметное, важнейшее место в социологической
мысли принадлежит социолого-юридическому
направлению – учёным, работающим в области
права и социологии, - Н.М.Коркунову (1853
– 1904), Л.И.Петражицкому (1867 – 1931), П.И.Новгородцеву
(1866 – 1924), Б.А.Кистяковскому (1868 – 1920), Б.Н.Чичерину
(1828 – 1904), которых интересовало взаимодействие
социальных, физиологических и биологических
причин в праве. Петражицкий выступал
против традиционных подходов в учении
о государстве, праве и морали в обществе,
уделив пристальное внимание юридическим
и политическим институтам. Заслуги социологов-юристов,
особенно Новгородцева, состояли также
в том, что они много писали о правосознании,
о его роли в регулировании жизни общества,
о нормативном и асоциальном поведении.
Марксистская школа в социологии была
представлена М.И.Туган-Барановским (1865
– 1919), А.А.Богдановым (1873 – 1928), Г.В.Плехановым
(1856 – 1918), В.И.Лениным (1870 – 1924) и отчасти,
до определённого времени П.Б.Струве (1870
– 1944), С.Н.Булгаковым (1871 – 1944) и Н.А.Бердяевым
(1874 – 1948), которые, хотя каждый по-своему,
развивали свои представления о материалистическом
понимании истории. Так,Богданов, говоря
о самостоятельности социологии как науки,
активно отстаивал её тесную и близкую
связь с одной из наук о природе – биологией.
Он много времени посвятил разработке
теорий социальной адаптации (адаптации
к знанию и адаптации к идеологии) и социальной
революции. Уже после революции он опубликовал
свою работу «Тектология», в которой разработал
организационные основы любой социальной
системы, любой социальной организации.
У Туган-Барановского наиболее привлекательно
его учение о пяти основных группах интересов
человека, среди которых для социального
развития наиболее важными являются психологические,
альтруистические и религиозные.
Плехановым в наиболее полном виде изложена
марксистская теория общественного развития,
рассмотрены проблемы соотношения общественного
бытия и общественного сознания.
Идеи Ленина в социологии связаны с развитием
учения К.Маркса о классах, классовой борьбе,
роли народных масс в истории, а также
с решением вопросов о соотношении демократии
и диктатуры, роли государства в создании
и функционировании нового социалистического
государства.
Особо следует сказать о таких выдающихся
представителях социальной и социологической
мысли, как Н.Я.Данилевский (1822 –1885), М.М.Ковалевский
(1851 – 1916), который подготовил создание
первого в России Социологического общества,
и П.А.Сорокин (1889 – 1968).
Данилевский сконцентрировал свои усилия,
говоря современным языком, на системном
подходе, учитывающем психоэтнографические,
антропологические, социальные, территориальные
и другие признаки многих культурно-исторических
типов, из которых и складывается общественная
жизнь и каждый из которых переживает,
как и любой живой организм, жизненный
цикл от зарождения до упадка.
В определённом смысле системный подход
в социологии применял и Ковалевский,
утверждая, что не существует единого
определяющего социального фактора. Социология,
по его мнению, имеет дело с целым комплексом
«раскрытия причин покоя и движения человеческих
обществ, устойчивости и развития порядка
в разные эпохи в их преемственной и причинной
связи между собой».
Следует остановиться на научном наследии
одного из представителей русской и одновременно
мировой социологической мысли в её классическом
понимании – П.А.Сорокине. Он предложил
и обосновал понятийный аппарат социологии:
социальное явление, социальный контроль,
социальное поведение, исторический прогресс
и его тенденции.
Крупным научным достижением Сорокина
была разработка им теории социальной
стратификации: как общих понятий, так
и признаков социальной дифференциации,
в основе которой лежат экономический,
политический и профессиональный статусы.
В своей работе «Социальная мобильность»
он обратил внимание на проблемы перемещения
людей в обществе в горизонтальном направлении
(миграция) и в вертикальном (изменение
социального статуса). Эти перемещения
по-разному осуществляются в различных
типах общества, но они составляют суть
жизни такого живого социального организма,
как общество.
Наследие П.А.Сорокина велико и значительно:
им проанализированы социально-культурные
факторы в развитии человечества, высказаны
интересные идеи о теории кризисов, о направлениях
духовной интеграции и множество других
оригинальных интерпретаций социальной
реальности.
Уникальным явлением в российской социологии
была субъективная школа, наиболее яркими
представителями которой были П.Л.Лавров
(1823 – 1900), Н.К.Михайловский (1842 – 1904), Н.И.Кареев
(1850 – 1931).
Индивид, утверждал Лавров, является единственной
реальной движущей силой общества, и поэтому
«социология есть наука, исследующая формы
проявления, усиления и ослабления солидарности
между сознательными органическими особями».
Михайловский исходил из необходимости
спасения индивида от разрушительного
воздействия социального контроля, придавал
большое значение взаимодействию человека
с обществом. Проанализировав сущность
и структуру социального поведения, он
высказал ряд идей, превосходящих выводы
З.Фрейда, о роли подражания, внушения
и престижа.
Кареев особое внимание уделял роли индивида
в истории, главной составляющей единицы
организованной среды. «Тезис, - писал
он в своей работе “Основные вопросы философии
истории” (1883), - это самообусловленность
индивида в социальном и культурном аспекте;
антитезис – зависимость индивида от
установлений и институтов организованной
среды; синтез – зависимость среды от
индивида и его самообусловленности».
На наш взгляд, субъективистское направление
в наиболее полном виде даёт представление
о всей социологической мысли в России.
Хотя субъективизм в развёрнутом и обоснованном
виде ориентируется на изучение человека
в его специфическом специальном измерении,
нужно признать, что и представители других
школ также разделяли многие идеи о социальной
сущности человека, о его сознании и участии
в решении общественных проблем.
Так, Л.И.Петражицкий особое значение придавал
роли эмоций как автономному доминирующему
фактору социального поведения, благодаря
которому возможна адаптация к окружающей
среде. А.А.Богданов писал о социальном
инстинкте – силе, заставляющей человека
взаимодействовать с другими людьми, поступать,
как они, что особенно отчётливо проявляется
в имитации как особой форме социального
поведения. Более того, Богданов утверждал
в своей работе «Из психологии общества»,
что «социальное бытие и социальное сознание
– одно и то же, а поэтому социальное сознание
определяет социальную борьбу». Главным
критерием «культурно-исторических типов»,
по Данилевскому, является языковая близость.
У Плеханова большое внимание уделялось
не просто общественному сознанию, а общественной
психологии и её роли в жизни людей.
Иначе говоря, практически все социологи
в России в XIX – начале XX века в прямой
или косвенной форме выходили на проблемы
человека, индивида как социального существа,
считая его сознание и поведение основным
критерием общественного прогресса, а
в ряде случаев рассматривая этот феномен
в качестве одного из основных составляющих
компонентов, являющихся объектом социологического
изучения. Именно гуманистическая направленность,
человеческое измерение общественной
науки является важнейшей характеристикой
состояния и развития отечественной социологии
в этот период времени.
Теории современной социологии
Перейдем к характеристике состояния
социологии в 70 - 8О-е годы. Оно определяется
наличием нескольких направлений (с точки
зрения "классического" анализа науки)
и парадигм. Имея в виду дифференциацию
социологии по направлениям, выделим три
основных - неомарксистское, неопозитивистское,
понимающую социологию. К первому отнесем
Франкфуртскую школу и радикально-критическую
социологию в США, ко второму - структурализм,
структурный функционализм, постпозитивизм,
неоэволюционизм, к третьему - этнометодологию,
символический интеракционизм, феноменологическую
социологию. Познакомиться более подробно
с характеристиками любого из них можно,
обратившись к изучению рекомендуемой
литературы. .
Помимо этого, следует назвать в качестве
особого марксистское направление, представители
которого используют в своих теоретических
исследованиях фундаментальные идеи Маркса.
Отметим, однако, что отношение западной
социологии к марксистскому направлению
весьма "прохладное". Если концепцию
Маркса считают одним из наиболее значительных
вкладов в развитие социологии XIX в., то
его исследователей в XX столетии ожидает
совершенно иная "участь". Необходимо
доказать, что базируясь на марксовых
идеях, можно добиться в социологии каких-либо
успехов.
Новым и важным является подход к анализу
современного состояния социологии, основанный
на сложившихся парадигмах. Понятие парадигмы
было введено в широкий исследовательский
оборот Т. Куном, американским философом
и историком науки, в середине 70-х годов
и означает определенную совокупность
фундаментальных оснований научного знания.
Парадигма - это исходная концептуальная
схема, своего рода модель постановки
проблем и их решение. Иногда под парадигмой
понимают крупные теории или группы теорий,
а также всеми признанные достижения в
данной области науки. Отсюда понятно,
что, в связи с наличием целого ряда фундаментальных
теорий, социология выступает как "мультипарадигматическая"
дисциплина, то есть как наука, имеющая
множество парадигм.
Исследуя ее современное состояние, российский
социолог Г.В. Осипов выделяет несколько
парадигм, базариущихся на теориях Маркса,
Дюркгейма, Вебера, Скиннера. Это парадигмы
социальных факторов, социальных дефиниций,
социального поведения. К первой Г.В. Осипов
относил структурный функционализм и
теорию социальных конфликтов, ко второй
- символический интеракционализм и этнометодологию,
к третьей - теорию обмена и психологический
редукционизм.
Несколько иные подходы к определению
парадигм мы встречаем в западной социологической
литературе. Так, Гидденс в качестве таковых
рассматривает концепции Конта, Дюркгейма,
Маркса, Вебера, применительно же к современному
состоянию социологии - функционализм
и структурализм, символический интеракционизм,
марксизм, теорию конфликтов. В одном из
наиболее интересных новых учебников
по социологии, написанным Морисом Тейлором,
Лаурой Рин, Стивеном Розенталем, Корси
Догби, характеризуются пять парадигм
(по терминологии авторов, теоретических
перспектив) современной социологии: функционализм,
теория конфликта, теория обмена, символический
интеракционализм, этнометодология.
Вместе с тем имеет смысл говорить, не
о множестве социологических парадигм,
а о двух - классической и современной
для 80-х годов XX в. Что дает основание для
подобного мнения? Западные социологи
единодушно утверждают, что в связи с переломным
характером современной эпохи описывать
социальные сдвиги на уровне взглядов
Маркса, Вебера, Дюркгейма уже невозможно.
Поэтому на смену созданной ими картины
социальной реальности, их представления
об обществе, его социальной структуре
и организации, индивиде должна прийти
новая парадигма.
Неомарскистская парадигма представленная
немецкими социологами франкфуртской
школы (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе,
Ю. Хабермас). Еще в 30-е годы на базе Института
социальных исследований во Франкфурте-на-Майне
и "Журнала социальных исследований"
сложилось направление социальной западной
социологии, давшее начало неомарксизму.
Это течение социально-философской мысли,
по-новому интерпретирующее марксизм.
Центральным понятием для его представителей
выступает понятие отчуждение" как
социально-экономическая категория. Неомарксизм
провозглашает приход на смену "марксовому"
капитализму "позднего капитализма",
изменяющего трудовую основу общества.
На рубеже 70 - 80-х годов представители этой
школы, прежде всего Ю. Хабермас, публикуют
работы в области социологической методологии.
Так, в двухтомном труде "Теория коммуникативного
действия" (1981) немецкий ученый, "преодолевая"
марксизм, стремится обосновать разрыв
"труда" и "интеракции" в том
смысле, что на смену первому как господствующему
типу отношений приходит универсальное
взаимодействие людей во всех сферах жизни.
Рассмотрим отдельные социологические
парадигмы.