Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 22:59, курсовая работа
Для такого подхода социология использует всё богатство философского знания о сознании вообще и общественном сознании в частности, о деятельности и её роли в социальной жизни, о влиянии объективных и субъективных условий на это сознание и поведение. Для социального анализа важны и выводы психологической науки о сознании и поведении каждого индивида, отдельных микро- и макрогрупп.
На основе уже имеющегося знания социология даёт свою интерпретацию общественного сознания и поведения людей, формирует свой категориальный аппарат (например, о видах и типах сознания и деятельности), своё видение объективного и субъективного в общественных процессах, своё представление о макро-, мезо- и микроуровнях человеческой деятельности.
Введение……………………………………………………………………………………………………..……..3
Глава I. Возникновение и развитие социологии
. Социально-философские предпосылки возникновения социологии………………………………………………………………………………………………4
. Основные предпосылки становления социологии как самостоятельной науки…………………………………………………………………………..7
Социология в России в XIX - начале XX……………………………………………………8
Глава II Социология как наука.
2.1. Теоретико-методологические основы социологии…………………………..16
2.2. Основные функции социологии………………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………………………………………...24
Список используемой литературы…………………………
Теории конфликта и
Теория конфликта разрабатывалась немецким
социологом Г. Зиммелем. В центре анализа
социальных процессов - конфликт как явление,
присущее природе человеческого общества.
В 50 - 60-е теорию конфликта развивали Р.
Дарендорф (ФРГ) и Л. Козер (США) в качестве
противовеса структурному функционализму,
делавшему упор на стабильности и равновесии
социальной системы. В последние два десятилетия
теория конфликта получила развитие в
работах Д. Белла, К. Боулдинга (США), М.
Крозье, А. Турэна (Франция), Ю. Гальтунга
(Норвегия) и др.
Ее сторонники подчеркивают объективную
ценность конфликта, не допускающего закостенения
социальной системы и стимулирующего
ее развитие. Однако они обращают внимание
на те конфликты, которые тормозят этот
процесс. К их числу социологи относят
и классовую борьбу. Причины социальных
конфликтов зачастую усматриваются в
несовершенстве психологических механизмов,
действующих в обществе, в межгрупповых
отношениях. Главное, по мнению социологов,
- не допускать расширения социальных
конфликтов, перерастания их в состояние
повышенной социальной напряжённости.
Эту задачу должны решать на только правительства,
социальные институты, но и социологи,
изучающие межгрупповые отношения и общественные
процессы.
Ещё одна парадигма современной западной
социологии - теория социального обмена,
развиваемая наиболее интенсивно американскими
социологами Дж. Хомансом, П. Блау, Р. Эмерсоном.
Функционирование человека и общества,
в соответствии с этой теорией, базируется
на обмене социальными благами и формами
деятельности. Благодаря такому обмену
существуют власть, престиж, статус, порядок
и др.
По существу, на первый план выходит ценностно
- нормативный уровень взаимодействия.
Но если у Дж. Хоманса этот уровень (ценности,
нормы, роли, статус,) явно преобладает,
то его последователи (П. Блау и Р. Эмерсон)
стремятся усилить концепцию за счёт перехода
к более широким структурным связям на
основе структурно - функционального анализа
взаимодействия.
Все исследователи этой парадигмы отмечают
заметное преувеличение роли психологических
аспектов концепции. Тем не менее, ценность
её - в стремлении найти переход от микросоциологического
к макросоциологическому уровню изучения
общества.
Основоположник символистического интеракционизма
- американский социолог Дж. Мид. Его последователи
- соотечественники Г. Блумер, Т. Шибутани,
Т. Партленд и др. - представляют две школы
символистического интеракционизма -
чикагскую и айовскую. Социальный прогресс
рассматривается социологами как выработка
и изменение социальных значений, не имеющие
строгой причинной обусловленности, зависящие
больше от субъектов взаимодействия, чем
от объективных причин. Социальная среда
трактуется как результат взаимодействия
людей, которые используют те или иные
символы и значения для изменения этой
среды.
Еще одна из парадигм современной западной
социологии - этиометодология определенным
образом связана с символическим интеракционизмом
(поскольку и для нее основное - изучение
взаимодействия). Ее основателем является
американский социолог Г. Гарфинкель.
Основа этой концепции состоит в превращении
методов этнографии и социальной антропологии
в общую методологию социологических
исследований. Речь идет об использовании
методов изучения различных общин и примитивных
культур и переводе их на язык процедур
анализа современных социальных и культурных
явлений и процессов.
Современный период развития социологии
характеризуется, как и прежде, разрывом
не только между макро- и микросоциологией,
но и между теоретическими исследованиям
и конкретным материалом. Вместе с тем
в самой теоретической социологии действуют
две тенденции. С одной стороны, наблюдается
усиление теоретического плюрализма,
проявляющееся в дальнейшей дифференциации
социологии, проявлении в ней большого
количества ярко выраженных доминирующих
направлений. С другой - становится все
более заметным стремление преодолеть
эту дифференциацию посредством проведения
единой теоретико-методологической линии.
В качестве парадигм современной западной
социологии рассматриваются: структурный
функционализм и неомарксизм теории конфликта
и социального обмена, символический интеракционализм
и этнометодология. В них особое внимание
уделяется межличностным взаимодействиям,
динамике развития личности, изменению
социальных смыслов и значений, раскрывающих
преобразование широких социальных структур.
Глава II Социология как наука.
2.1. Теоретико-методологические основы социологии
Платон, Гераклит, Сен-Симон, О. Конт, Плеханов Г.В., Сорокин П.А., Дюркгейм Э., Вебер М., Маркс К., Ленин В.И. представляют собой далеко не полный ряд выдающихся мыслителей, ученых, исследовавших проблемы существования и развития различных общественных систем. Почему одни их считают социальными философами, другие социологами, третьи политологами, четвертые полагают их теоретиками социальной и общей психологии и т.д.? Почему на “западе” нет четкого деления областей научных интересов социальных философов, социологов, политологов, социальных психологов?
Попытка ответить на эти вопросы приводит, во-первых, к необходимости констатации следующих фактов:
у реально существующего общества в конкретно определенный момент времени есть одна реальная жизнь, обусловленная его прошлым;
все общественные науки имеют один объект изучения - общество (от человека в нем до общества “вообще”);
всеми общественными науками изучается “человек деятельный”, то есть рассматривается как система “человек - его деятельность - условия жизни”;
наличие в любом мало-мальски организованном обществе, общности, группе людей общественного разделения труда.
Во вторых, к определению основных слагаемых общественной деятельности через их предназначение в общественном разделении труда:
экономическая составляющая - производство, обмен и распределение благ, как продуктов человеческого труда, обеспечивающих существование и развитие человека и общества в целом;
социальная - производство и воспроизводство связей, отношений между людьми, потребление благ и ценностей, то есть воспроизводство жизни общества и общественной жизни человека;
политическая - регулирование (управление) реально существующим обществом, процессами и отношениями, происходящими в нем;
духовная - производство и воспроизводство ценностей (отбор, хранение и распределение благ имеющих положительное значение для существования и развития человека и общества в целом).
В-третьих, к понятию становления и развития науки, научного познания в виде суждения: от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике таков путь познания истины, познания объективной реальности.В системе научного знания важное место занимают теории как осмысленные, систематизированные знания об объективной реальности. Теории становятся научными в результате проверки человеческой практикой, которая является материальной, чувственно-предметной, целеполагающей деятельностью людей, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и человеческого познания. В процессе этой деятельности осуществляются исследования социальной реальности, сбор объективной информации о ней. Полученные знания используются людьми на практике, осуществляется проверка существующих теорий. Наука опирается на проверенные теории и существует как система знаний, проверенная практикой или могущая быть проверенная на ней. Воздействие людей на социальную реальность заключается:
в воспроизводстве существующих
и производстве новых отношений
между конкретными членами
в организации взаимодействия
новых отношений с
При этом институализация научных знаний происходит на основе соответствия “уровням” выделения человека в окружающей среде (природе) и общественной организации к общественному разделению труда.
В-четвертых, к понятию “воздействие на реальность” в следующих основных направлениях:
через сохранение существующих общественных отношений (консервативное направление);
через изменение существующих
общественных отношений, создание новых
(прогрессивное или
Все существующее, само бытие
мы рассматриваем относительно самих
себя, представляя его единство существования
человека и окружающей его среды
(природы); относительно нашего сознания,
представляя его единством
Материалистическое понимание истории исходит из действительных предпосылок, которые не произвольны и не являются догмами, от которых можно отвлечься только в воображении. Оно исходит из того, что это действительные индивиды, их деятельность и условия их жизни, как те которые они находят уже готовыми, так и те которые созданы их собственной деятельностью.
Первая предпосылка всякого человеческого общества, всякой человеческой истории - это, конечно, существование живых человеческих индивидов.
Во-вторых, люди начинают себя отличать от животных тогда, как только они начинают производить необходимые им жизненные средства.Производя необходимые им жизненные средства, люди производят и саму свою материальную общественную жизнь. Этот способ производства надо рассматривать как определенный способ деятельности конкретных людей, определенный вид их жизнедеятельности, их определенный образ жизни.
В-третьих, конкретные индивиды,
занимающиеся реальной производственной
деятельностью, вступают в определенные
экономические, социальные, духовные и
политические отношения. Связь экономической,
социальной и политической структур
с производством благ и ценностей,
общественная структура и государство
постоянно возникают из жизненного
процесса определенных людей. Люди постоянно
находятся между собой в
блага, необходимые для
своего существования и развития
(экономические
ценности, то есть все то,
что имеет положительное
связи, отношения между собой (социальные производственные отношения), то есть жизнь общества и общественную жизнь человека,
последовательность обмена и потребления благ и ценностей, реализации социальных связей и отношений (политические производственные отношения), то есть регулирование и управление общественными отношениями.
Общество является результатом практической деятельности людей, но эта самая деятельность определена теми условиями, в которых люди находятся, средствами производства, знаниями, навыками, умениями, уже приобретенными раньше, общественной формой производственных отношений, существовавшей до них, которую создали не эти люди, а предыдущие поколения.
Социокультурное понимание истории исходит из рассмотрения личности, общества и культуры как неразрывной триады:
личность как субъект взаимодействия;
общество как совокупность взаимодействующих индивидов с его соцокультурными отношениями и процессами;
культура как совокупность значений, ценностей, норм, которыми владеют взаимодействующие люди, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения.1[2]
Отличительная черта социокультурной теории заключается в свойствах взаимодействующих личностей, общностей и в свойствах процесса взаимодействия. С ее точки зрения все взаимодействующие центры и все процессы взаимодействия можно разделить на следующие основные формы: неорганические (неживые) взаимодействующие центры и взаимодействие физико-химическое (мир неживых явлений), изучаемое физико-химическими науками; живые (органические) взаимодействующие центры и взаимодействие биологическое (мир живых явлений), изучаемых биологическими науками, наконец взаимодействующие центры, обладающие сознанием, психикой и взаимодействие сознательное, то есть обмен идеями, чувствами, волевыми актами, обмен деятельностью (мир социальных, культурных явлений), изучаемый общественными науками, науками о человеке.При этом первой предпосылкой всякого человеческого существования является наличие возможности жить, для того чтобы в состоянии делать историю. Первое историческое отношение людей - это производство средств, необходимых для удовлетворения своих потребностей, производство самой материальной жизни.При этом второй исторический факт состоит в том, что сама удовлетворенная первая потребность, действие удовлетворения и уже приобретенное орудие удовлетворения ведут к новым потребностям, то есть на лицо причинно-следственная взаимосвязь между удовлетворением потребностей с возникновением новых.
Второе отношение состоит в том, что люди ежедневно заново производящие свою собственную жизнь и удовлетворяющие свои потребности, начинают производить других людей и формировать основной круг их потребностей, размножаться. Производство других людей это двоякое отношение: с одной стороны - естественное отношение, с другой - общественное, в том смысле, что здесь имеется в виду совместная деятельность людей. В социальном производстве людей в диалектическом единстве реализуются процесс социализации личности, как усвоение индивидом знаний, навыков, умений, социальных ценностей, норм и т.д., и процесс стратификации как процесс воспроизводства конкретных членов общества.
Третье отношение состоит в том, что каждый человеческий индивид изначально имеет свои отличительные свойства как по физическим, половым и т.д. качествам, так и по социальным качествам, усваиваемым в процессе социализации, то есть изначально закладывается определенное неравенство в распределении функциональных возможностей и обязанностей в совместной деятельности людей. Это порождает конкретные формы общественного разделения труда, порождает воспроизводство социальной стратификации как процесса воспроизводства конкретных социальных групп и общностей, как процесс расслоения общества.
Четвертое отношение заключается в том, что не все произведенные блага сохраняют свое положительное значение в процессе удовлетворения потребностей, так, например, нож для охоты, для приготовления пищи, для защиты сохранил свое положительное значение, а для разбоя, для лишения жизни другого человека приобрел отрицательное значение. Это порождает конкретные формы общественного сознания, духовный процесс воспроизводства как воспроизводства ценностей.
Пятое отношение определяется тем, что в деятельности людей непрерывно начинает осуществляться обмен произведенными благами и ценностями, то есть возникает необходимость регулирования самих человеческих отношений, определения последовательности, очередности удовлетворения все возрастающих потребностей. Это порождает политический процесс воспроизводства как воспроизводства “регуляторов” как материальных, так и идеальных (идеологических), основанных на убеждении или принуждении, на авторитете и на власти.
Все выше обозначенные отношения
осуществляются в деятельности конкретных
людей, которые одновременно выступают
экономистами и политиками, прокурорами
и адвокатами, социологами и психологами,
философами и т.д., не зависимо от
конкретного вида и рода трудовой
деятельности. По этому, сколько не
существует человеческое познание, столько
существует проблема разделения объектно-предметной
области общественных наук, которые
вынуждены пользоваться сходным
категорийным аппаратом, опираться
на общие дефиниции, законы и закономерности,
так как выделение из целостного
общественного отношения