Социология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

Для такого подхода социология использует всё богатство философского знания о сознании вообще и общественном сознании в частности, о деятельности и её роли в социальной жизни, о влиянии объективных и субъективных условий на это сознание и поведение. Для социального анализа важны и выводы психологической науки о сознании и поведении каждого индивида, отдельных микро- и макрогрупп.
На основе уже имеющегося знания социология даёт свою интерпретацию общественного сознания и поведения людей, формирует свой категориальный аппарат (например, о видах и типах сознания и деятельности), своё видение объективного и субъективного в общественных процессах, своё представление о макро-, мезо- и микроуровнях человеческой деятельности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………………..……..3
Глава I. Возникновение и развитие социологии
. Социально-философские предпосылки возникновения социологии………………………………………………………………………………………………4
. Основные предпосылки становления социологии как самостоятельной науки…………………………………………………………………………..7
Социология в России в XIX - начале XX……………………………………………………8
Глава II Социология как наука.
2.1. Теоретико-методологические основы социологии…………………………..16
2.2. Основные функции социологии………………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………………………………………...24
Список используемой литературы…………………………

Файлы: 1 файл

ПиС.docx

— 62.33 Кб (Скачать файл)

Теории конфликта и социального  обмена 
Теория конфликта разрабатывалась немецким социологом Г. Зиммелем. В центре анализа социальных процессов - конфликт как явление, присущее природе человеческого общества. В 50 - 60-е теорию конфликта развивали Р. Дарендорф (ФРГ) и Л. Козер (США) в качестве противовеса структурному функционализму, делавшему упор на стабильности и равновесии социальной системы. В последние два десятилетия теория конфликта получила развитие в работах Д. Белла, К. Боулдинга (США), М. Крозье, А. Турэна (Франция), Ю. Гальтунга (Норвегия) и др. 
Ее сторонники подчеркивают объективную ценность конфликта, не допускающего закостенения социальной системы и стимулирующего ее развитие. Однако они обращают внимание на те конфликты, которые тормозят этот процесс. К их числу социологи относят и классовую борьбу. Причины социальных конфликтов зачастую усматриваются в несовершенстве психологических механизмов, действующих в обществе, в межгрупповых отношениях. Главное, по мнению социологов, - не допускать расширения социальных конфликтов, перерастания их в состояние повышенной социальной напряжённости. Эту задачу должны решать на только правительства, социальные институты, но и социологи, изучающие межгрупповые отношения и общественные процессы. 
Ещё одна парадигма современной западной социологии - теория социального обмена, развиваемая наиболее интенсивно американскими социологами Дж. Хомансом, П. Блау, Р. Эмерсоном. Функционирование человека и общества, в соответствии с этой теорией, базируется на обмене социальными благами и формами деятельности. Благодаря такому обмену существуют власть, престиж, статус, порядок и др. 
По существу, на первый план выходит ценностно - нормативный уровень взаимодействия. Но если у Дж. Хоманса этот уровень (ценности, нормы, роли, статус,) явно преобладает, то его последователи (П. Блау и Р. Эмерсон) стремятся усилить концепцию за счёт перехода к более широким структурным связям на основе структурно - функционального анализа взаимодействия. 
Все исследователи этой парадигмы отмечают заметное преувеличение роли психологических аспектов концепции. Тем не менее, ценность её - в стремлении найти переход от микросоциологического к макросоциологическому уровню изучения общества.  
Основоположник символистического интеракционизма - американский социолог Дж. Мид. Его последователи - соотечественники Г. Блумер, Т. Шибутани, Т. Партленд и др. - представляют две школы символистического интеракционизма - чикагскую и айовскую. Социальный прогресс рассматривается социологами как выработка и изменение социальных значений, не имеющие строгой причинной обусловленности, зависящие больше от субъектов взаимодействия, чем от объективных причин. Социальная среда трактуется как результат взаимодействия людей, которые используют те или иные символы и значения для изменения этой среды. 
Еще одна из парадигм современной западной социологии - этиометодология определенным образом связана с символическим интеракционизмом (поскольку и для нее основное - изучение взаимодействия). Ее основателем является американский социолог Г. Гарфинкель. Основа этой концепции состоит в превращении методов этнографии и социальной антропологии в общую методологию социологических исследований. Речь идет об использовании методов изучения различных общин и примитивных культур и переводе их на язык процедур анализа современных социальных и культурных явлений и процессов.  
Современный период развития социологии характеризуется, как и прежде, разрывом не только между макро- и микросоциологией, но и между теоретическими исследованиям и конкретным материалом. Вместе с тем в самой теоретической социологии действуют две тенденции. С одной стороны, наблюдается усиление теоретического плюрализма, проявляющееся в дальнейшей дифференциации социологии, проявлении в ней большого количества ярко выраженных доминирующих направлений. С другой - становится все более заметным стремление преодолеть эту дифференциацию посредством проведения единой теоретико-методологической линии.  
В качестве парадигм современной западной социологии рассматриваются: структурный функционализм и неомарксизм теории конфликта и социального обмена, символический интеракционализм и этнометодология. В них особое внимание уделяется межличностным взаимодействиям, динамике развития личности, изменению социальных смыслов и значений, раскрывающих преобразование широких социальных структур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II  Социология как наука.

2.1. Теоретико-методологические  основы социологии

Платон, Гераклит, Сен-Симон, О. Конт, Плеханов Г.В., Сорокин П.А., Дюркгейм Э., Вебер М., Маркс К., Ленин В.И. представляют собой далеко не полный ряд выдающихся мыслителей, ученых, исследовавших проблемы существования  и развития различных общественных систем. Почему одни их считают социальными  философами, другие социологами, третьи политологами, четвертые полагают их теоретиками социальной и общей  психологии и т.д.? Почему на “западе” нет четкого деления областей научных интересов социальных философов, социологов, политологов, социальных психологов?

Попытка ответить на эти  вопросы приводит, во-первых, к необходимости констатации следующих фактов:

у  реально существующего  общества в конкретно определенный момент времени есть одна реальная жизнь, обусловленная его прошлым;

все общественные науки имеют  один объект изучения - общество (от человека в нем до общества “вообще”);

всеми общественными науками  изучается “человек деятельный”, то есть рассматривается как система “человек - его деятельность - условия жизни”;

наличие в любом мало-мальски  организованном обществе, общности, группе людей общественного разделения труда.

Во  вторых, к определению основных слагаемых общественной деятельности через их предназначение в общественном разделении труда:

экономическая составляющая - производство, обмен и распределение  благ, как продуктов человеческого  труда, обеспечивающих существование  и развитие человека и общества в  целом;

социальная - производство и воспроизводство связей, отношений  между людьми, потребление благ и  ценностей, то есть воспроизводство  жизни общества и общественной жизни  человека;

политическая - регулирование (управление) реально существующим обществом, процессами и отношениями, происходящими в нем;

духовная - производство и воспроизводство ценностей (отбор, хранение и распределение благ имеющих  положительное значение для существования  и развития человека и общества в  целом).

В-третьих, к понятию становления и развития науки, научного познания в виде суждения: от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике таков путь познания истины, познания объективной реальности.В системе научного знания важное место занимают теории как осмысленные, систематизированные знания об объективной реальности. Теории становятся научными в результате проверки человеческой практикой, которая является материальной, чувственно-предметной, целеполагающей деятельностью людей, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и человеческого познания. В процессе этой деятельности осуществляются исследования социальной реальности, сбор объективной информации о ней. Полученные знания используются людьми на практике, осуществляется проверка существующих теорий. Наука опирается на проверенные теории и существует как система знаний, проверенная практикой или могущая быть проверенная на ней. Воздействие людей на социальную реальность заключается:

в воспроизводстве существующих и производстве новых отношений  между конкретными членами общества и существующими социальными  объектами;

в организации взаимодействия новых отношений с существующими; в оптимизации и институализации (закрепление в нормах и т.д.) взаимодействия отношений.

При этом институализация  научных знаний происходит на основе соответствия “уровням” выделения  человека в окружающей среде (природе) и общественной организации к  общественному разделению труда.

В-четвертых, к понятию “воздействие на реальность” в следующих основных направлениях:

через сохранение существующих общественных отношений (консервативное направление);

через изменение существующих общественных отношений, создание новых (прогрессивное или регрессивное направление); по основным путям: а) эволюционный; б) революционный (контрреволюционный).

Все существующее, само бытие  мы рассматриваем относительно самих  себя, представляя его единство существования  человека и окружающей его среды (природы); относительно нашего сознания, представляя его единством существования  объективной и субъективной реальностей; относительно наших ощущений с помощью  органов чувств, представляя его  единством существования материальной и идеальной реальностей. Всю  историю можно рассматривать  с двух сторон, в ней можно выделить историю природы (историю естествознания) и историю людей (историю обществоведения), при этом встав на позицию либо материализма или идеализма, либо  объективизма или субъективизма.

Материалистическое  понимание истории исходит из действительных предпосылок, которые не произвольны и не являются догмами, от которых можно отвлечься только в воображении. Оно исходит из того, что это действительные индивиды, их деятельность и условия их жизни, как те которые они находят уже готовыми, так и те которые созданы их собственной деятельностью.

Первая предпосылка всякого  человеческого общества, всякой человеческой истории - это, конечно, существование  живых человеческих индивидов.

Во-вторых, люди начинают себя отличать от животных тогда, как только они начинают производить необходимые  им жизненные средства.Производя  необходимые им жизненные средства, люди  производят и саму свою материальную общественную жизнь. Этот способ производства надо рассматривать как определенный способ деятельности конкретных людей, определенный вид их жизнедеятельности, их определенный образ жизни.

В-третьих, конкретные индивиды,  занимающиеся реальной производственной  деятельностью, вступают в определенные экономические, социальные, духовные и  политические отношения. Связь экономической, социальной и политической структур с производством благ и ценностей, общественная структура и государство  постоянно возникают из жизненного процесса определенных людей. Люди постоянно  находятся между собой в постоянных производственных отношениях, в процессе которых они производят:

блага, необходимые для  своего существования и развития (экономические производственные отношения),

ценности, то есть все то, что имеет положительное значение для своего существования и развития (духовные производственные отношения),

связи, отношения между  собой (социальные производственные отношения),  то есть жизнь общества и общественную жизнь человека,

последовательность обмена и потребления благ и ценностей, реализации социальных связей и отношений (политические производственные отношения), то есть регулирование и управление общественными отношениями.

Общество является результатом  практической деятельности людей, но эта  самая деятельность определена теми условиями, в которых люди находятся, средствами производства, знаниями, навыками, умениями, уже приобретенными раньше, общественной формой производственных отношений, существовавшей до них, которую  создали не эти люди, а предыдущие поколения.

Социокультурное понимание истории исходит из рассмотрения личности, общества и культуры как неразрывной триады:

личность как субъект взаимодействия;

общество как совокупность взаимодействующих индивидов с его соцокультурными отношениями и процессами;

культура как совокупность значений, ценностей, норм, которыми владеют взаимодействующие люди, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения.1[2]

Отличительная черта социокультурной  теории заключается в свойствах  взаимодействующих личностей, общностей  и в свойствах процесса взаимодействия.  С ее точки зрения все взаимодействующие  центры и все процессы взаимодействия можно разделить на следующие  основные формы: неорганические (неживые) взаимодействующие центры и взаимодействие физико-химическое (мир неживых явлений), изучаемое физико-химическими науками; живые (органические) взаимодействующие центры и взаимодействие биологическое (мир живых явлений), изучаемых биологическими науками, наконец взаимодействующие центры, обладающие сознанием, психикой и взаимодействие сознательное, то есть обмен идеями, чувствами, волевыми актами, обмен деятельностью (мир социальных, культурных явлений), изучаемый общественными науками, науками о человеке.При этом первой предпосылкой всякого человеческого существования является наличие возможности жить, для того чтобы в состоянии делать историю. Первое историческое отношение людей - это производство средств, необходимых для удовлетворения своих потребностей, производство самой материальной жизни.При этом второй исторический факт состоит в том, что сама удовлетворенная первая потребность, действие удовлетворения и уже приобретенное орудие удовлетворения ведут к новым потребностям, то есть на лицо причинно-следственная взаимосвязь между удовлетворением потребностей с возникновением новых.

Второе  отношение состоит в том, что люди ежедневно заново производящие свою собственную жизнь и удовлетворяющие свои потребности, начинают производить других людей и формировать основной круг их потребностей, размножаться. Производство других людей это двоякое отношение: с одной стороны - естественное отношение, с другой - общественное, в том смысле, что здесь имеется в виду совместная деятельность людей. В социальном производстве людей в диалектическом единстве реализуются процесс социализации личности, как усвоение индивидом знаний, навыков, умений, социальных ценностей, норм и т.д., и процесс стратификации как процесс воспроизводства конкретных членов общества.

Третье отношение состоит в том, что каждый человеческий индивид изначально имеет свои отличительные свойства как по физическим, половым и т.д. качествам, так и по социальным качествам, усваиваемым в процессе социализации, то есть изначально закладывается определенное неравенство в распределении функциональных возможностей и обязанностей в совместной деятельности  людей. Это порождает конкретные формы общественного разделения труда, порождает воспроизводство социальной стратификации как процесса воспроизводства конкретных социальных групп и общностей, как процесс расслоения общества.

Четвертое отношение  заключается в том, что не все произведенные блага сохраняют свое положительное значение в процессе удовлетворения потребностей, так, например, нож для охоты, для приготовления пищи, для защиты сохранил свое положительное значение, а для разбоя, для лишения жизни другого человека приобрел отрицательное значение. Это порождает конкретные формы общественного сознания, духовный процесс воспроизводства как воспроизводства ценностей.

Пятое отношение определяется тем, что в деятельности людей непрерывно начинает осуществляться обмен произведенными благами и ценностями, то есть возникает необходимость регулирования самих человеческих отношений, определения последовательности, очередности удовлетворения все возрастающих потребностей. Это порождает политический процесс воспроизводства как воспроизводства “регуляторов” как материальных, так и идеальных (идеологических), основанных на убеждении или принуждении, на авторитете и на власти.

Все выше обозначенные отношения  осуществляются в деятельности конкретных людей, которые одновременно выступают  экономистами и политиками, прокурорами  и адвокатами, социологами и психологами, философами  и т.д., не зависимо от конкретного вида и рода трудовой деятельности. По этому, сколько не существует человеческое познание, столько  существует проблема разделения объектно-предметной области общественных наук, которые  вынуждены пользоваться сходным  категорийным аппаратом, опираться  на общие дефиниции, законы и закономерности, так как выделение из целостного общественного отношения экономического, политического, социального, духовного  существует только в человеческом воображении  с целью описания человеческой деятельности под углом зрения определяющей роли тех или иных сторон общественной жизни.

Информация о работе Социология как наука