Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 22:35, реферат
Знания об обществе стали формироваться в незапамятные времена, когда человек только начал осознавать свою включенность в группу и зависимость от отношения и поведения других людей. Организация жизнедеятельности и воспроизводства все более сложных сообществ (от племен до государств) вызывала необходимость как-то обобщать и «функционализировать» представления об устройстве общества как объекта управления и о природе человека как адресата организующего воздействия вождей и политической манипуляции элит.
Социальная значимость людей является эквивалентом их общественного достоинства, позволяет им реализоваться в обществе себе подобных и осуществить свое предназначение. Знание социологии как необходимый элемент современной гуманитарной культуры важнейшее условие развития человеческого в человеке, которого от других «стадных» животных отличают интеллект, способность к осознанию и духовность, приоритет ценностного мира.
Введение………………………………………………………………………………………….3
1.Объект и предмет социологии ……………………………………………………..…………4
2. Функции социологии …………………………………………………………………………7
3. Уровни социологического знания…………………………….……………………………...9
4. Место социологии в системе наук ...……...………………………………………………..12
Заключение …………………………………………………………………………………....16
Список литературы ………………………………….……………………………………….17
CoolReferat.com
ГОУ ВПО
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ»
Заочное
отделение
Кафедра
философии
(наименование
кафедры)
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по дисциплине социология
на
тему:
«Социология как наука»
Выполнил: студент Б-382-ш гр. 2 курса
Фамилия
Согришина
Отчество Александровна
Проверил:
Сургут
2010 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.Объект и предмет социологии ……………………………………………………..…………4
2. Функции социологии …………………………………………………………………………7
3. Уровни социологического знания…………………………….…………………………….
4. Место социологии в системе наук ...……...………………………………………………..
Заключение ………………………………………………………………………………
Список литературы ………………………………….……………………………………….
Введение
Знания об обществе стали формироваться в незапамятные времена, когда человек только начал осознавать свою включенность в группу и зависимость от отношения и поведения других людей. Организация жизнедеятельности и воспроизводства все более сложных сообществ (от племен до государств) вызывала необходимость как-то обобщать и «функционализировать» представления об устройстве общества как объекта управления и о природе человека как адресата организующего воздействия вождей и политической манипуляции элит.
Социальная значимость людей является эквивалентом их общественного достоинства, позволяет им реализоваться в обществе себе подобных и осуществить свое предназначение. Знание социологии как необходимый элемент современной гуманитарной культуры важнейшее условие развития человеческого в человеке, которого от других «стадных» животных отличают интеллект, способность к осознанию и духовность, приоритет ценностного мира.
Мы живем в стране, где на фоне острых исторических коллизий представители разных народов много раз шли даже на смерть во имя сохранения чести, достоинства, интересов Родины, своей культуры. Наш коллективный социальный опыт подтверждает, что люди преодолевают самые сильные жизненные инстинкты ради поддержания духовных ценностей, а иногда и условностей, отживших стереотипов. Поэтому современная социология такое большое внимание уделяет изучению социальной культуры, того «эфемерного» поля нормативных стандартов, которое направляет и осознанное, и бессознательное поведение подавляющего большинства людей.
Представляя собой обширную, постоянно развивающуюся в разных направлениях область исследований социальных организаций, событий и явлений, социология совершенствует искусство познания коллективной человеческой природы, строения социальных систем и конструирования новой общественной реальности. Эта наука достигла многого в изучении, интерпретации (объяснении, трактовке), моделировании и конструировании социальных процессов. Поэтому современная социология весьма многолика.
Каждый
человек имеет свой собственный
образ окружающей действительности
и общества, в котором он существует. Этот
образ включает в себя представления о
личности, свободе, равенстве и справедливости
по отношению к другим людям, о семье, организации
деятельности и других атрибутах его жизни.
В отличие от таких наук, как физика, химия
или биология, социология оперирует понятиями,
которые понятны и ясны и постоянно употребляются
в повседневной жизни. Отягощенные ошибочными
мнениями, предрассудками, ложными стереотипами,
люди во многих случаях превратно толкуют
содержание социальных явлений. В связи
с этим важно отделить обыденное знание,
часто ошибочное и неполное, от научного
знания. Таким образом, тема работы является
весьма актуальной, так как конкретизировать
область социологического знания и уточнить
взаимодействие со смежными дисциплинами.
1. Объект и предмет социологии
Каждая из отраслей науки имеет предмет, раскрываемый в содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и т. п. и выполняет особые функции по отношению к практике, исследует определенную сферу общественных отношений, те или иные явления, процессы, в общем все общество. Существует определенная взаимозависимость между предметом, содержанием и функциями науки. Если, абстрагируясь от других наук и от понимаемых в широком смысле потребностей практики, то нельзя не уяснить функции отдельной науки. Именно потребности практики выдвигают на каждом этапе жизни общества новые требования к гуманитарному знанию в целом и отдельным его отраслям. Но современное общество—не механическое соединение различных механизмов управления, властных институтов и структур, социальных сфер политики, экономики, а нечто целое. Возникает потребность именно в отрасли знаний, которая изучает общество во всех его аспектах. Такой наукой и есть социология — наука об обществе.
Социология (фр. sociologie, латин. Societas—
общество и греч.— Logos—
Анализ зарубежных источников показывает, что чаще всего социология определяется как наука о различных социальных общностях, социальных группах, их поведении, отношениях между ними и внутри них. Одни американские социологи определяют социологию как науку об обществе, социальных группах и социальном поведении. Другие считают, что социология изучает не изолированных индивидов, а людей в общностях или в социальных условиях. Цель такого изучения —понять и объяснить причины социального поведения или взаимодействия социальных общностей и групп и их результаты. По мнению бельгийского социолога Миха де Костра, социология изучает отношения между людьми, складывающиеся в процессе их деятельности. Да, социология ставит целью дать ответы именно на жизненные вопросы людей. Ведь в современных условиях многие люди испытывают чувство страха. Они боятся возможности ядерной войны, перспективы безработицы, хрупкости человеческих отношений. И что делает их страх особенно ужасным — это то, что они ничего об этом не знают. Социология и ставит целью: помочь людям разобраться самим в сложных проблемах жизни. Ведь социология — это понимание общества. Люди, создающие общество, в котором живут, несомненно, имеют возможность изменить его, преобразовать, но прежде познав.
Современная социология — это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология. Существуют различные определения социологии как науки об обществе. «Краткий словарь по социологии» дает определение социологии как науки о законах становления, функционирования, развития общества, социальных отношений и социальных общностей. «Социологический словарь» определяет социологию как науку о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как механизме взаимосвязи и взаимодействия между обществом и людьми, между общностями, между общностями и личностью. В книге «Введение в социологию» отмечается, что социология — это наука, в центре внимания которой находятся социальные общности, их генезис, взаимодействие и тенденция развития. Каждое из определений имеет рациональное зерно. Большинство ученых склонны полагать, что предметом социологии есть общество или определенные общественные явления. Однако, здесь можно возразить. Общественные явления изучаются не только социологией, но и рядом других наук — теорией права, политической экономией, историей, психологией, философией и др. Социология, в противоположность специальным наукам, изучает не те или иные социальные явления, отдельные специальные стороны или ряды общественных явлений, а изучает наиболее общие родовые их свойства, которые не изучаются ни одной из них. Политэкономия изучает только хозяйственную деятельность общества. Правовые отрасли знаний исследуют только право. Теория искусства — только искусство и т.п. Ни одна из наук не изучает те общие свойства, которые имеются в хозяйственных, правовых, художественных и религиозных явлениях и т. п. А ввиду того, что они есть частными видами общественной деятельности, то у всех должны быть общие родовые черты и в жизни должны проявляться общие всем социальным явлениям закономерности. Вот эти-то наиболее общие свойства и закономерности, свойственные всем социальным явлениям и не изучаемые ни одной социальной наукой, и есть ближайший объект социологии.
Следовательно, социология —
это наука о родовых свойствах
и основных закономерностях
Объект
социологии есть определенная сфера действительности,
обладающая относительной завершенностью
и целостностью. Известно, что различными
объектами наук выступают природа
и общества, которые соответственно и
изучаются естественными и социально-гуманитарными
отраслями знаний. Каждый из объектов
тоже «расчленяется» науками на
отдельные части, фрагменты, которые
становятся их предметами. Вопрос о
соотношении объекта и предмета социологии
как науки состоит в том, как понимать
общество, процесс его функционирования
и развития в качестве объекта гуманитарного
знания. Ведь широко распространен
взгляд на общество как на определенную
общественно-экономическую систему, определенную
ступень развития человеческой цивилизации.
Дело в том, что основной порок в понимании
общества состоит в том, что общество представляется
в виде базиса и надстройки, совокупность
экономической, социальной, политической
и духовной сфер. Но здесь-то выпадают
из поля зрения теории об обществе и, прежде
всего, самый важный, главный объект—человек,
его потребности, интересы, ценностные
ориентации. Между тем, история есть
не что иное как деятельность человека
осуществляющего свои цели. Сведение ее
к взаимодействию базиса и надстройки,
состязание различных социально-экономических
систем, ступеней развития цивилизации
обрекает на абстрактное, одномерное
видение общества, на безальтернативный
взгляд на его развитие. Здесь-то и таятся
истоки экономического признания игнорирования
личности и общечеловеческих ценностей,
отрицания мира культуры. Здесь-то и важно
определять общество как совокупность
социальных общностей, слоев, групп, индивидов,
а саму историю как деятельность людей,
преследующих определенные цели. Люди
ставят самые разные цели и руководствуются
ими в своей жизни. Именно цели есть
специфическая черта деятельности
человека. Целесообразная деятельность
включает множество различных,
органично связанных между собой
элементов. Сознательная деятельность
в силу внутреннего содержания имеет
и противоречивый и динамичный характер.
Это проявляется, прежде всего в том, что
люди, получив определенный результат
корректируют на его основе свою последующую
деятельность с тем, чтобы достигнутое
максимально совпало с желанием. Происходит,
хотя и крайне противоречиво, исторический
процесс рационализации деятельности
людей. Идея рациональности нашла
обоснование и развитие в трудах
многих мыслителей, которые связывали
переход к высокой ступени развития
общества с разрешением противоречия
между стихийностью и сознательностью.