Социология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 22:35, реферат

Описание работы

Знания об обществе стали формироваться в незапамятные времена, когда человек только начал осознавать свою включенность в группу и зависимость от отношения и поведения других людей. Организация жизнедеятельности и воспроизводства все более сложных сообществ (от племен до государств) вызывала необходимость как-то обобщать и «функционализировать» представления об устройстве общества как объекта управления и о природе человека как адресата организующего воздействия вождей и политической манипуляции элит.
Социальная значимость людей является эквивалентом их общественного достоинства, позволяет им реализоваться в обществе себе подобных и осуществить свое предназначение. Знание социологии как необходимый элемент современной гуманитарной культуры важнейшее условие развития человеческого в человеке, которого от других «стадных» животных отличают интеллект, способность к осознанию и духовность, приоритет ценностного мира.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
1.Объект и предмет социологии ……………………………………………………..…………4
2. Функции социологии …………………………………………………………………………7
3. Уровни социологического знания…………………………….……………………………...9
4. Место социологии в системе наук ...……...………………………………………………..12
Заключение …………………………………………………………………………………....16
Список литературы ………………………………….……………………………………….17

Файлы: 1 файл

Социология как наука.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

     Все теории среднего уровня можно условно подразделить на три группы: теории социальных институтов (изучающие сложные социальные зависимости и отношения), теории социальных общностей (рассматривающие структурные единицы общества - от малой группы до социального класса) и теории специализированных социальных процессов (изучающие социальные изменения и процессы). В каждой из выделенных нами групп содержится большое число теорий среднего уровня, которое увеличивается по мере углубления и развития изучения общества, по мере развития социологии как науки. Социологи, занимающиеся узкими областями исследования, разрабатывают специфический понятийный аппарат, проводят эмпирические исследования по своей группе проблем, обобщают полученные данные, делают теоретические обобщения и, наконец, соединяют эти обобщения в теорию в пределах своей узкой области. В результате этой деятельности социологи, занимающиеся теориями среднего уровня, находятся в тесном контакте с социологами, занимающимися фундаментальными исследованиями, поставляя ценные теоретические материалы, которые можно рассматривать как составную часть фундаментальных теоретических разработок.

     Однако  в настоящее время использование  данных теорий среднего уровня для  развития общесоциологических теорий связано с определенными трудностями, так как социологи, занимающиеся исследованием разных сторон жизни общества, используют различные научные подходы к изучению стоящих перед ними проблем (одни используют концепции, относящиеся к области теории конфликтов, другие - к области социального обмена, и т.д.). Это говорит о том, что фундаментальная социология еще не решила своих проблем и не выработала единого, синтезированного подхода к изучению общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4. Место социологии  в системе наук

     Место объекта социологии. Для решения вопроса о месте социологии безопасности в структуре социологического знания, необходимо, прежде всего, определить место самой социологии в генетической классификации наук. Это, с одной стороны, позволит уточнить наше представление об объекте и предмете самой социологии. С другой стороны, это является важнейшим методологическим основанием для понимания внутренней структуры социологии как науки. Дело в том, что содержание социологии, как и других наук, определяется не только содержанием объекта исследования, но обязательно включает в себя всю систему связей объекта социологии с объектами пограничных с нею наук.

     Известно, что методологическим основанием классификации основных естественных наук является генетическая классификация форм движения материи, которые являются объектом их изучения. При этом науки располагаются друг за другом в таком же порядке, как и формы движения материи в историческом развитии природы. Уже в линейной классификации наук, предложенной Ф.Энгельсом, социальная форма движения материи замыкает этот генетический ряд форм движения. Это означает, что в ряду наук о формах движения материи наука о социальной форме движения материи занимает положенное ей место.

     Обратимся к критериям выделения форм движения материи, чтобы лучше представлять себе материальную систему, способом существования которой выступает социальная форма движения материи. Во-первых, это должна быть саморазвивающаяся система, которая состоит из специфического вида материи и условий существования. Под видом материи мы понимаем материальное образование, обладающее формой отражения адекватной способу ее существования. Условия существования представляют собой элементы внешней по отношению к системе среды, которые включены во взаимодействие с видом материи и преобразованы им в элементы среды, без которых вид материи существовать не может. Социальным видом материи являются люди, наделенные сознанием, без которого невозможно существование общества, невозможно само материальное производство. Средства производства и различные социальные вещи представляют собой элементы природной среды, преобразованные людьми в важнейшие элементы материальной и духовной культуры. Все основное содержание общественной системы как носителя социальной формы движения материи также создается в процессе материального производства. Подчеркивая эту сущность высшей формы движения материи, Ф.Энгельс называл ее экономической.

     Во-вторых, социальная форма движения материи  должна быть генетически и структурно связана с низшими формами  движения материи: биологической, химической и группой физических форм движения. Люди, домашние животные и растения, а, следовательно, и все биологические компоненты сельского хозяйства, управляемые человеком технологические процессы в химической промышленности, атомная энергетика и т.д. – все это примеры включения низших форм движения материи в состав высшей социальной формы движения, где они приобретают новые свойства.

     В-третьих, именно эта система- носитель высшей, социальной формы движения материи  обладает специфическими формами пространства и времени. Проблема социального пространства и времени, обсуждаемая в социологической литературе, на наш взгляд, имеет целый ряд преимуществ перед ее естественнонаучным аспектом. Социологи не страдают физикализмом в изучении этих форм бытия движущейся материи и не сводят их к обыденному пониманию.

     Таким образом, социальная реальность, изучаемая  социологией, представлена отдельными странами как саморазвивающимися системами. В основе каждой из них лежит социальная форма движения материи в ее конкретно-историческом содержании. Каждая из стран обладает своим социальным пространством и временем.

     В этом отношении социология ничем  не отличается от основных естественных наук - географии, биологии, геология и  т.д., объектами изучения которых  являются саморазвивающиеся системы различных уровней объективной реальности. Общество как система социального уровня организации является основным объектом исследования в социологии.

     Внутренняя  структура социологии. Аналогия объекта  социологии с объектами основных естественных наук является своеобразным методологическим подходом к пониманию внутренней структуры самой социологии. Так, например, в географии, которая больше других наук близка к социологии и также обладает сложным внутренним делением, носителем географической формы движения материи /географический тепловлагообмен/ являются саморазвивающиеся системы, состоящие из объектов гидросферы и тропосферы, а также из скульптурных форм рельефа. Сущность такой системы-географический тепловлагообмен изучает физическая география. Это высший теоретический уровень географического знания, характеризующий систему как целое. А такие науки как, например, климатология, гидрология, океанология, криолитология и геоморфология изучают соответствующие части этой целостной системы. В социологии такой системой является общество.

     Не  вступая в дискуссию по более  точному определению объекта  и предмета социологии, обратим внимание на существование, кроме общей социологии, частных социологических дисциплин, связанных с изучением конкретных социальных объектов и явлений. Каждая из этих дисциплин отражает одну из четырех сфер социологического исследования: экономическую, политическую, культурную и социальную. Объектом изучения каждой из них является социальная корреляционная система, в которой субъектом корреляции является социальный объект или явление, на которое оказывают влияния все другие компоненты общества.

     Таким образом, социология изучает не только общество в целом как саморазвивающуюся  систему, но исследует и корреляционные системы, в которых труд, личность, семья, наука, религия и т.д. выступают как субъект адаптации к другим элементам общества.

     Рассматривая  внутреннюю структуру социологии, мы не касаемся сложной проблемы соотношения  социологии с социальной философией. Отметим только, что область перехода от социологии к социальной философии, представляет собой высокий теоретический уровень социологии, представленный социологической картиной мира. Как и в естествознании, где каждая из основных наук конкретизирует философские, диалектические категории применительно к своей целостной системе, научная картина социальной реальности в социологии представляет собой конкретизацию таких категорий как саморазвивающаяся система, форма движения материи, пространство и время и т.д., и т.п.

     Место социальной экологии в системе социологических  наук.Объект социологии, как и объекты  основных естественных наук, не изолирован от внешней среды. Напротив, человеческое общество постоянно воздействует на природу и испытывает на себе влияние  природы, часто спровоцированное самим обществом. Не является исключением и объект биологии, факторами среды которого являются и другие биологические объекты, физические и химические факторы среды, географические процессы и явления и хозяйственная деятельность человека. Такое понимание среды организмов было разработано одним из основоположников биологической экологии профессором Московского университета К.Ф Рулье еще в середине Х!Х века. В биологической экологии, которая сформировалась как наука намного раньше социальной экологии, под объектом стали понимать систему, в которой организмы адаптируются к природным и социальным факторам среды существования. В 1935 году английский биолог А.Тенсли для обозначения объекта биологической экологии ввел понятие «экосистема», в которой системообразующими являются однонаправленные /от факторов среды к организмам/ корреляционные связи. Так, например, А.Тенсли отмечал, что в экосистеме почвы во многом определяются климатом, но обратное влияние почв на климат ничтожно мало.

     Интересны в этой связи рассуждения П.Сорокина, об адаптации человеческого общества к среде существования. Его можно считать одним из первых социологов, который стоял у истоков новой науки - социальной экологии. В самом начале ХХ столетия П.Сорокин обращал внимания на то, что общество специфическим образом адаптируется к природной среде. Он выделял четыре типа местностей: богатые растительностью плоскогорья, плодородные долины рек, побережья морей и местности богатые полезными ископаемыми. В первом случае в обществе развивается скотоводство и кочевой образ жизни. Во втором – развивается земледелие и оседлый образ жизни, здесь быстрее возникают государства. В третьем – мореплавание, торговля и рыболовство. И, наконец, в районах богатых полезными ископаемыми развиваются различные отрасли промышленности.

     Эти примеры говорят о том, что  не только живая природа, но и человеческое общество, как целое, специфическим  образом адаптируется к природной  среде существования. Формы и  закономерности подобной адаптации  являются предметом изучения особой социологической науки – социальной экологии. Объектом социальной экологии является экосистема «общество-природа» в которой системообразующими связями выступают корреляционные связи элементов. Но не только общество как целое адаптрируется к среде существования, но и каждый элемент общества, по своему коррелирует с факторами среды. В этой связи П.Сорокин также отмечал корреляцию человека к социальным, биологическим и космическим /неорганическая природа/ факторам среды. Заявляя о том, что социологии присущи многие черты экологического знания, он предупреждал о несводимости социологии к биологической экологии, так как «человек это не амеба».

     Все это говорит о том, что объект социальной экологии представляет собой  корреляционную систему, в которой субъектом адаптации может выступать любое социальное явление от общества в целом до человека, а также разичные элементы материальной и духовной культуры, которые адаптируются к факторам среды посредством деятельности человека. Эти корреляционные системы образуются на стыке общества как объекта социологии с объектами тех пограничных наук, содержание которых активно воздействует на социальные явления и процессы, заставляя их адаптироваться к своим особенностям.

     В нелинейной классификации форм движения материи, на боковых ветвях основного ряда форм движения, предшествующих социальной форме движения, лежат такие формы движения материи как астрономическая, геологическая и географическая. Вместе с физическими и химическими процессами они оказывают воздействие на социальные процессы и явления, вызывая в них специфическую периодичность, особенности миграции и размещения, специфику деятельности и образа жизни. Все это является предметом становящейся науки-социальной экологии.

     Как видим социология в целом изучает  три типа систем. Во-первых, саморазвивающуюся систему как целое - человеческое общество. Во- вторых, корреляционные системы, в которых и субъект корреляции и факторы его среды существования имеют одну и ту же социальную природу, т.е. являются компонентами социальной реальности, входят в состав общества. И, в-третьих, корреляционные системы, в которых субъектом адаптации выступают отдельные элементы общества или общество в целом, а факторами среды, к которым они приспосабливаются, являются процессы и явления органической и неорганической природы. Более того, среди внешних факторов особую роль могут играть социальные факторы другой социальной системы. Так по отношению к конкретной стране в качестве факторов среды существования выступают другие страны – элементы их экономической, политической , культурной и социальной сферы. Известно, что П.Сорокин особо отмечал роль социальных факторов среды по отношению к природным факторам, так как именно социальные факторы развиваются и меняются быстрее, чем природные факторы среды. Общество или его отдельные элементы должны успевать адаптироваться к быстроменяющимся социальным факторам. Необходимо, также учесть и то, что на социальный субъект адаптации наряду с внешними природными и социальными факторами воздействуют и внутренние социальные факторы. Последние, видимо, являются объектом исследования экологической социологии. Эта наука своим предметом имеет экологические свойства социальных явлений, благодаря которым они воздействуют на социальный субъект адаптации.

Информация о работе Социология как наука