Социология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 22:35, реферат

Описание работы

Знания об обществе стали формироваться в незапамятные времена, когда человек только начал осознавать свою включенность в группу и зависимость от отношения и поведения других людей. Организация жизнедеятельности и воспроизводства все более сложных сообществ (от племен до государств) вызывала необходимость как-то обобщать и «функционализировать» представления об устройстве общества как объекта управления и о природе человека как адресата организующего воздействия вождей и политической манипуляции элит.
Социальная значимость людей является эквивалентом их общественного достоинства, позволяет им реализоваться в обществе себе подобных и осуществить свое предназначение. Знание социологии как необходимый элемент современной гуманитарной культуры важнейшее условие развития человеческого в человеке, которого от других «стадных» животных отличают интеллект, способность к осознанию и духовность, приоритет ценностного мира.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
1.Объект и предмет социологии ……………………………………………………..…………4
2. Функции социологии …………………………………………………………………………7
3. Уровни социологического знания…………………………….……………………………...9
4. Место социологии в системе наук ...……...………………………………………………..12
Заключение …………………………………………………………………………………....16
Список литературы ………………………………….……………………………………….17

Файлы: 1 файл

Социология как наука.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

     2. Функции социологии

     Социология  как самостоятельная от знаний реализует  все присущие общественной   науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную,    прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую. Вообще функции, гуманитарных наук принято делить на две группы: гносеологические; то есть познавательные и собственно социальные.

     Гносеологические  функции социологии проявляются в наиболее полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные функции раскрывают пути и способы их оптимизации. Существуют и действуют функции только во взаимосвязи и взаимодействии.

     Основная  из гносеологических функций социологии – теоретико-познавательная, критическая. Речь идет об оценке познаваемого мира с позиций интересов  личности. Реализуя критическую функцию, социология дифференцированно подходит к действительности. С одной стороны показывает, что можно и нужно сохранить, упрочить, развить ведь не все надо менять перестраивать, и т. п. С другой стороны выявляет то, что действительно требует радикальных преобразований. Теоретико-познавательная, критическая функция, естественно, состоит в том, что социология накапливает знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире. К теоретико-познавательной функции социологии относятся объективные знания об основных социальных проблемах развития  современного  общества. Что же касается прикладной социологии, то она призвана  обеспечить надежную информацию о различных процессах, происходящих в разных социальных сферах общества, а  именно, о изменении социальной структуры, семьи, национальных отношений и т.п. Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей или объединений людей, обеспечить эффективное социальное управление невозможно. Степень системности и -конкретности знаний социологии определяет эффективность реализации ее социальной функции.

     Описательная  функция социологии - это систематизация, описание исследований в виде аналитических записок, различного рода научных отчетов, статей, книг и т. п. В них имеются попытки воссоздать идеальную картину социального объекта, его действие, взаимосвязи т.п. При исследовании социального объекта требуется высокая нравственная чистота и порядочность ученого, потому что на основе данных, фактов и документов делаются практические выводы и принимаются  управленческие решения. Эти материалы есть точкой Отсчета, источником сравнения для будущих поколений человечества. Социология не только познает мир, она позволяет человеку внести в него свои коррективы. Но человек должен всегда помнить, что преобразование общества - не самоцель, И преобразования нужны лишь тогда, когда соответствуют потребности и ценностям людей, ведут к улучшению благосостояния и общества и людей. Как бы ни была хороша полученная социологами социальная информация, она автоматически не превращается в решения, рекомендации, прогнозы. Познавательная функция социологии находит продолжение в прогнозах и преобразовательной функции.

     Прогностическая функция социологии - это выдача социальных прогнозов. Обычно социологические исследования завершаются образованием краткосрочного или  долгосрочного прогноза изучаемого объекта. Краткосрочный прогноз опирается на скрытую тенденцию развития социального явления, а также на зафиксированную закономерность в открытии фактора, который решающе воздействует на прогнозируемый объект. Открытие такого фактора - сложный вид научного исследования. Поэтому в социологической практике чаще  всего используются  краткосрочные прогнозы. В современных условиях развития Украины, когда научному обоснованию социальных проблем придается большое значение, социальный прогноз занимает важное место в исследованиях о развитии социального объекта. Когда же социолог изучает реальную проблему и стремится  выявить  оптимальные  пути ее решения,  естественно,  движимый желанием показать перспективу и конечный результат, который за  ней  стоит. Следовательно, так  или  иначе,  прогнозируется  ход  развития  социального процесса.

     Суть  преобразовательной функции социологии в том,  что  выводы, рекомендации,  предложения социолога, его  оценка  состояния  социального субъекта служит основанием для выработки и принятия  определенных  решений. Уже всем ясно, что при реализации крупных инженерных проектов требуется  не только технико-экономическое, но и социально-экономическое обоснование. Вот тут-то и вспоминают о процессах. Но социология лишь  наука,  ее  функция  - разработка  практических  рекомендаций.  Что  же  касается   их   внедрения реализации - это прерогатива органов управления, конкретных  руководителей. Именно так и объясняется то обстоятельство,  что  многие  весьма  ценные  и полезные рекомендации, разработанные социологами по преобразованию современного общества, так и не нашли на практике реализации. Более того, нередко органы управления  поступают вопреки рекомендациям ученых,  что приводит к  тяжелым  последствиям  в  развитии  общества.  Шире  и.  глубже раскрыть  основные  направления  обновления  общества и дает  возможность выявления отклонений от общецивилизационного развития. Суть реформирования в Украине, а точнее, трансформация общества состоит в  создании  условий  и возможностей  для  сознательной,  целенаправленной  Деятельности   личности социальных общностей. Проблема состоит в преодолении отчуждения человека от рациональной деятельности, в оптимизации и качественном повышении ее эффективности. Задача социологии теоретически обеспечить успешное протекание процесса реформации  и  демократизации  общественной  жизни  в Украине.  Процесс  трансформации  общества  в  Украине идет от одного качественного состояния  к  другому как раз в связи  с  сознательным Превращением целей в результат, а  результатов  в предпосылки, условия и средства развертывания сознательной деятельности, демократизации общества. Игнорирование социологических   рекомендаций   объясняется   не   столько недостаточной квалификацией социологических кадров (хотя и это имеет место, поскольку профессиональная подготовка их в стране начата лишь несколько лет назад), сколько несформированной у большинства управленческих   кадров потребности в социологическом обосновании управленческих решений.

     Информационная  функция социологии представляет сбор, систематизации и накопление информации, полученной в результате исследований. Социологическая информация - самый оперативный вид социальной информации. В крупных социологических центрах она концентрируется в памяти ЭВМ. Ее  могут использовать   социологи,  руководители  объектов,    где    проводились исследования. В установленном порядке информацию получают государственные и другие управленческие и хозяйственные учреждения.

     Мировоззренческая функция социологии вытекает из того, что объективно, участвует в социально-политической  жизни  общества  и  своими исследованиями содействует прогрессу  общества.  Мировоззренческая  функция социологии выражается в использовании действительно  корректных  выверенных количественных данных, фактов, которые только и способны в чем-либо убедить современного человека. Ведь, что  такое  идеология?  Это  один  из  уровней общественного сознания, система идей,  выражающая  интересы,  мировоззрение какого-либо, социального слоя, социальной общности. История свидетельствует, что в большинстве социальных   революций,   реформ   и реконструкций, трансформаций  именно  социологические  концепции  того  или иного рода выступали  ведущими  в  общественном  развитии.  Социологические взгляды  Джона  Локка  сыграли  важную  роль  в  революции  1688   г.   При установлении либерально-демократического режима  в  Англии,  труды  Франсуа Вольтера, Жан Жака Руссо и  других  энциклопедистов  сыграли  преобразующую роль во Франции и т. п.; Длительный период  идеология  марксизма  выступала ведущим интеллектуальным направлением в России. Расистская идеология стала основой нацистского путча и третьего рейха в Германии.

     3. Уровни социологического  знания

     Как и многие другие науки, социология развивалась  в двух основных направлениях: фундаментальном  и прикладном. Первое направление включает в себя проблемы социально-философского осмысления наиболее общих вопросов развития и функционирования общества и места в нем человеческой личности, гносеологические проблемные вопросы социологии, проблемы построения структур социальных ассоциаций, построения математических моделей социальных общностей и процессов, разработку методов изучения социальных процессов и явлений и т.д. На фундаментальном уровне осуществляются взаимосвязи социологии с другими науками и областями научного знания: философией, историей, культурологией, политологией, антропологией, психологией, экономикой, космогонией и др. Концепции, выдвигаемые социологией на фундаментальном уровне, отличаются высокой степенью абстракции; при этом, как правило, не выделяются для изучения такие конкретные социальные единицы, как социальная группа или социальный процесс. Такой уровень социологического знания принято называть общесоциологическим, а теории, возникающие на этом уровне, - общесоциологическими. Фундаментальные социологические теории возникли из социальной философии и психологии; они основывались на наблюдениях, умозаключениях и обобщениях различных сторон общественной жизни, которые давали сведения о единых для всех социальных структур законах поведения людей.

     Вместе  с тем очевидно, что социология как наука должна основываться на точных, конкретных данных об отдельных  социальных фактах, составляющих процесс  изменения и структуру общества. Эти данные собираются исследователями  с помощью набора методов эмпирических исследований (опросов, наблюдений, изучения документов, экспериментов). Что касается эмпирического уровня, то в социологии это сбор многочисленных фактов, сведений, мнений членов социальных групп, личностных данных, их последующая обработка, а также обобщение и формулирование первичных выводов относительно конкретных явлений социальной жизни. Сюда относятся теоретические обобщения, полученные методом индукции (умозаключения от частных, единичных случаев к общим выводам). Общесоциологические теории и эмпирические исследования должны быть неразрывно связаны между собой, так как теоретизирование, не подкрепленное знанием конкретных фактов социальной действительности, становится бессодержательным, нежизненным. В то же время эмпирические исследования, не связанные общетеоретическими выводами, не могут объяснить природу большинства социальных явлений.

     По  мере возрастания требований к практическому решению социальных проблем современного общества возникла настоятельная необходимость в изучении и объяснении социальных явлений, происходящих в отдельных областях жизнедеятельности людей, в отдельных социальных общностях и социальных институтах. Резко возросший уровень эмпирических исследований требовал универсального теоретического аппарата для объяснения результатов теоретических изысканий. Однако фундаментальные исследования в социологии не могли приспособить свой теоретический аппарат для изучения таких разных социальных феноменов, как семья, государство, отклоняющееся поведение и т.д., в силу значительных различий в природе этих объектов исследования. В свою очередь фундаментальная наука испытывала значительный дефицит в эмпирической информации, так как эмпирические исследования, как правило, проводились в узкопрактических, утилитарных целях и трудно было связать их в единую систему. В результате произошел разрыв между фундаментальной социологией и эмпирическими исследованиями. В практической деятельности это отразилось, с одной стороны, на создании спекулятивных, не основанных на достаточно широкой эмпирической базе теоретических построений, а с другой - в появлении таких направлений получения знания, как позитивизм и эмпиризм, отрицающих необходимость общесоциологических, фундаментальных теорий.

     Противостояние  фундаментальных и эмпирических исследований в значительной степени  тормозило развитие социологии, мешало кооперации ученых и объединению  их усилий. Выход из этого положения  был найден в результате формирования еще одного уровня социологического знания - теорий среднего уровня. Этот научный термин был введен в практическую деятельность исследователей американским социологом Робертом Мертоном. Теории среднего уровня занимают некоторое промежуточное положение между фундаментальными теориями и эмпирическим обобщением первичной социологической информации.

     По  мнению Р. Мертона, теории среднего уровня - это "теории, находящиеся в промежуточном  пространстве между частными, но тоже необходимыми рабочими гипотезами, во множестве возникающими в ходе повседневных исследований, и всеохватывающими систематическими попытками создать единую теорию, которая будет объяснять все наблюдаемые типы социального поведения, социальных организаций и социальных изменений. Такие теории призваны обобщать и структурировать эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания, таких, как изучение семьи, отклоняющегося поведения, конфликта и т.д. Используя в целом идеи и терминологию, заимствованную из фундаментальных социологических теорий, теории среднего уровня тем не менее формируют систему специфических понятии и определений, используемых только в данной области социологических исследований.

     Теории  среднего уровня, таким образом, относительно самостоятельны и вместе с тем тесно связаны как с эмпирическими исследованиями (которые поставляют необходимый "сырой" материал для их создания и развития), так и с общесоциологическими теоретическими построениями, которые дают возможность использовать наиболее общие теоретические разработки, модели и методы исследований. Это промежуточное положение теорий среднего уровня позволяет им сыграть роль мостика между "высокой" теорией и эмпирическими данными в результате исследования конкретных явлений и процессов.

     Социологи полагают, что выделение теорий среднего уровня создает целый ряд неоспоримых  удобств и преимуществ, главные  из которых:

     - возможность создания прочной  и удобной теоретической основы  для исследований конкретных  областей человеческой деятельности и отдельных составляющих социальных структур без использования громоздкого и излишне абстрактного понятийного аппарата фундаментальных теорий;

     - осуществление тесного взаимодействия  с реальной жизнью людей, которая  всегда находится в поле зрения  теорий среднего уровня, отражающих практические проблемы жизни общества;

     - демонстрирование возможностей  и убедительности социологических  исследований в глазах менеджеров, ученых и специалистов несоциологических  областей знания.

     Появление и развитие теорий среднего уровня были с удовлетворением встречены социологами. В настоящее время эти теории прочно вошли в научную практику. Одновременно они породили достаточно узкую специализацию социологов, например появление социологов, которые работают только в области социологии семьи или социологии образования, собирают эмпирические данные, обобщают их и делают теоретические выводы и модели только в пределах этих областей социологического знания. Вместе с тем с введением в научную практику теорий среднего уровня повысилась эффективность деятельности социологов, занимающихся фундаментальными исследованиями, так как они стали получать богатые теоретические разработки в отдельных областях социологии и обобщать их, не обращаясь постоянно прямо к эмпирическим данным.

Информация о работе Социология как наука