Социология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 16:28, контрольная работа

Описание работы

Понятие социального.
Объект и предмет социологии.
Структура и уровни социологического знания.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 35.51 Кб (Скачать файл)

Следует различать социологические и социальные исследо-вания. Социологические исследования посвящены изучению законов и закономерностей функционирования и развития различных социальных общностей, характера и способов взаи-модействия людей, их совместной деятельности. Социальные исследования, в отличие от социологических, наряду с фор-мами проявления и механизмами действия социальных зако-нов и закономерностей предполагают изучение конкретных форм и условий социального взаимодействия людей: экономи-ческих, политических, демографических и др., т. е. наряду со спе-цифическим предметом (экономикой, политикой, населением) изучают социальный аспект -- взаимодействие людей. Таким об-разом, социальные исследования являются комплексными, про-водятся на стыке наук, т. е. это социально-экономические, соци-ально-политические, социально-психологические исследования.

Подобно любой другой науке, социология выполняет в обществе две основные функции - познавательную и практическую. Она является одним из инструментов самопознания общества и важным средством практического решения социальных проблем. Познавательная роль социологии заключается в том, что она способна давать точную и объективную информацию о различных сторонах общественной жизни. Одна из задач социологического познания - просвещение различных слоев населения, предоставление им объективной информации о происходящих в обществе процессах. Социологическое знание играет уникальную роль в системе современной культуры, способствуя росту образованности населения, распространению научных знаний о чело-веке и обществе. Оно противостоит различным спекулятивным доктри-нам, социальной мифологии и мистике. Медленное развитие социологии в условиях господствующего несколько десятилетий в стране тотали-тарного режима может быть объяснено тем обстоятельством, что объективное социологическое знание подрывало господствующую в обществе социальную мифологию и коммунистическую утопию, а пото-му власть имущие с подозрением взирали на социологию. С момента своего возникновения социология вела решительную борьбу с религиоз-но-мистическим взглядом на социальный мир, утверждала возможность рационального понимания человека и общества, активно участвовала в прогрессивных общественных преобразованиях.

В современной социологии присущие ей познавательные функции могут реализовываться самыми различными способами в зависимости от той системы социологического знания, с которой взаимодействует чело-век.

Макросоциологическая теория общества дает нам информацию о закономерностях функционирования общества в целом. С позиций системной модели общества, в русле которой осуществляется боль-шинство макросоциологических исследований, общество рассматривает-ся как особый тип социокультурной системы, нормальное функционирование которого обеспечивается деятельностью различных социаль-ных структур и институтов.

Более подробную информацию о различных формах общественной жизни людей - социальных группах, общностях и организациях, дают отраслевые социологии. Социология семьи, например, объясняет нам причины трансформации семьи в современном индустриальном общест-ве, превращения ее в моногамную, раскрывает причины ее нестабиль-ности. Социология образования вскрывает причины "образовательной революции", обусловленной уникальной ролью научных знаний в совре-менном обществе. Социологическое изучение социальной стратифи-кации помогает понять позитивные и негативные последствия социаль-ного неравенства и т.д. Многие характерные черты и особенности современного индустриального общества впервые были глубоко осоз-наны и исследованы социологической наукой. Скажем, такие, как уникальная роль среднего класса в социальной структуре общества, специфика городского образа жизни, особенности досуговой культуры и поведения, феномен бюрократии, специфика молодежной субкультуры и др.

Не подлежит сомнению, что социология призвана сыграть выдаю-щуюся роль в самопознании нашего общества, просвещении различных слоев населения, осознании перспектив общественного развития. В последние годы обсуждение результатов социологического изучения общественного мнения стало привычным атрибутом нашей повседнев-ной жизни.

Широкое распространение социологических знаний в современном обществе приводит к тому, что они становятся составной частью социального бытия, активно воздействуют на общественное сознание в целом и различные его формы - искусство, литературу, политику, экономику. Это дает основание говорить об усиливающейся тенденции социологизации общественного сознания, которая осуществляется в процессе распространения в обществе социологической информации средствами массовой коммуникации.

Наше общество сегодня напоминает гигантскую социальную лабо-раторию, в стенах которой осуществляется уникальный исторической эксперимент: ломка старого тоталитарного режима и построение нового социального строя. Важнейшая задача социологии - дать объективную картину происходящих в стране перемен, показать, как они отра-жаются в сознании людей, вскрыть объективные причины, тормозящие прогрессивное развитие общества и др. В связи с этим закономерно встает вопрос о том, каковы конкретные пути реализации практической функции социологии.

Основная практическая функция социологии заключается в создании Асоциально-информационной базы для осуществления органами государ-ственного управления эффективной социальной политики в самых раз-' личных отраслях - экономике, культуре, образовании, здравоохра-нении, в сфере борьбы с различными социальными патологиями -преступностью, алкоголизмом и др. Любое рационально обоснованное управленческое решение предполагает обязательное наличие подобной информации. Потребность в ней ощущается остро именно теперь, когда общество переживает трудный процесс радикальных экономи-ческих преобразований.

Наличие подобной информации позволяет социологу осуществлять экспертную оценку ответственных государственных решений: прави-тельственных постановлений, законодательных актов и др. Практика обязательной, закрепленной законодательством социальной экспертизы существует в ряде зарубежных стран, и она себя оправдала. Примеры привлечения социологов в качестве экспертов существуют и в нашей стране, но они довольно редки. Можно предположить, что практи-ческая эффективность многих крупных, принятых на общего-сударственном уровне постановлений, в том числе касающихся темпов проведения экономической реформы в нашей стране, была бы гораздо выше, если бы она опиралась на социологическую информацию и к их научной разработке были бы привлечены социологи. Использование этой информации в управленческой практике может служить действен-ным заслоном на пути волюнтаризма и субъективизма, рецидивы которых все еще дают о себе знать в управленческой деятельности.

Социологическая информация необходима не только для создания информационной базы принимаемых управленческих решений, но и для регулярного контроля за их практической реализацией, поскольку она обеспечивает обратную связь между управляющим органом и субъек-тами управления. В нашей стране пока нет налаженной системы проведения подобного рода исследований. В простейшем случае функ-цию такого регулятора или посредника выполняют зондажи обществен-ного мнения, оперативно проводимые в крупных городах телефонные опросы, выясняющие отношение населения к различным аспектам проводимых реформ. Имеющийся опыт их проведения говорит о том, что даже этот простейший тип зондажного исследования способен приносить огромную пользу органам управления страной или регионом, помогает вносить коррективы в проводимую политику.

Особенно следует отметить диагностическую функцию социоло-гических исследований, проводимых с целью выяснения состояния объекта, недостатков и отклонений в деятельности социальных инсти-тутов, организаций и коллективов. Социологический анализ дает воз-можность определить "уровень заболеваемости" изучаемого явления, прогнозировать будущее состояние и наметить меры по его улуч-шению.

Переживаемый страной социально-экономический кризис вызвал к жизни немало отрицательных явлений в духовной атмосфере страны, обусловил кризис многих социальных институтов. В этих условиях возрастает ценность изучения общественного мнения, оно становится настоящим барометром общественного мнения, благодаря которому мы узнаем о колебаниях в настроении и оценках людьми многих зло-бодневных проблем. Большая работа была проведена отечественными социологами по диагностике социальной напряженности, аккумули-рующей в себе многие болевые точки современной общественной жизни.

Среди детерминант, определяющих уровень социальной напряжен-ности, которую авторы отождествляют с эмоциональным возбужде-нием и психическим беспокойством широких слоев населения, выделя-ются следующие факторы: кризис в экономике, дезорганизация власт-ных структур, криминогенная обстановка, нерешенность экономических вопросов, межнациональные конфликты. Проведенный диагноз сос-тояния социальной напряженности в стране, дополненный изучением динамики ее изменения, дают возможность авторам прогнозиро-вать на ближайшие годы сохранение социальной напряженности в стра-не. И хотя методология и методика изучения социальной напря-женности пока еще далеки от совершенства, тем не менее достаточно очевидно, что даже грубый анализ этого чрезвычайно важного фе-номена общественного сознания имеет огромное практическое зна-чение. И надо надеяться, что правительственные органы, прово-дящие реформы в стране, так же как и администрация на местах, используют подобную информацию в своей практической дея-тельности.

Другой важный вид прикладного исследования - оценочное исследо-вание. Суть его довольно проста: оно проводится в тех случаях, когда в ходе реализации той или иной социальной программы возникает потребность в оценке и контроле за ее осуществлением. Отсюда дру-гое название - программное оценивание. В США, например, где подобные исследования популярны, оценочные исследования прово-дятся в ходе реализации образовательных программ, некоторых финан-совых программ, подготовки и переподготовки рабочей силы, в области охраны окружающей среды и др. "Заказчиков" оценочного иссле-дования, в роли которого обычно выступают государственные органы, как правило, интересует, что происходит с конкретной программой в специфических условиях7.

Задача социолога в этом прикладном исследовании заключается в том, чтобы квалифицированно перевести интересующие заказчика проблемы в исследовательские вопросы, в частности, точно зафикси-ровать аспекты программы, интересующие заказчика и подобрать соот-ветствующие методические и технические приемы получения объек-тивной социальной информации.

Структура современной социологии довольно сложна и состоит из нескольких взаимосвязанных уровней. Первый образует "чистые" фун-даментальные или базисные исследования, нацеленные на приращение и увеличение нового знания, открытие различных закономерностей по-ведения человека и общественной организации. Второй -- формируется системой прикладных социальных исследований, призванных, опираясь на знания фундаментальные, изучать различные социальные явления и проблемы, вынося конкретные практические рекомендации, способные существенно изменить и модифицировать изучаемые объекты. Нако-нец, третьим компонентом выступает социальная инженерия, которой занимается особая категория социальных ученых совместно с адми-нистрацией и органами управления, внедряющие на практике рекомен-дации социологов. В нашей стране социальная инженерия осуществляется посредством многочисленных служб социального развития, создаваемых на предприятиях и в организациях. Между тремя ука-занными компонентами социологии нет жесткой границы: прикладные исследования могут, например, решать и познавательные задачи, а социальная инженерия иногда выступает составной частью прикладных исследований.

Указанная модель социологического познания призвана обеспечить эффективную связь науки с жизнью. Она давно сформировалась в об-ласти естествознания, но в сфере социально-гуманитарного знания усваивается с большим трудом. В пользу этой модели перспективного развития социальных наук свидетельствует отнюдь не только аналогия с естественными науками, но и в значительной мере опыт развития социальных наук на Западе, особенно в США, где эта модель получила признание еще в период до 2-й мировой войны, а в настоящее время каждый из названных компонентов социологического знания представ-ляет собой довольно разветвленную систему исследовательской дея-тельности. Нелишне здесь упомянуть и о том, что в США прикладные социальные исследования превратились в последние годы в весьма прибыльную отрасль индустрии, затраты на которую, по оценкам специалистов, составляют несколько миллиардов долларов ежегодно и продолжают увеличиваться.

К сфере фундаментальных исследований относятся не только теоре-тические разработки, но и эмпирические исследования. Специфика современной социологии как науки эмпирического типа такова, что подавляющую часть фундаментальных изысканий составляют как раз эмпирические, экспериментальные исследования, нацеленные на фак-туальное обоснование теории или ее модификацию. «Что же касается исследований прикладного характера, то они, как правило, являются сугубо эмпирическими. Круг изучаемых явлений в обоих типах иссле-дований может совпадать, но специфика исследовательских подходов существенно разнится. Исследования фундаментального характера имеют дело с "теоретическим" идеализированным объектом, что предполагает использование специфического языка описания и наблю-дения. К тому же фундаментальные разработки решают в основном познавательные задачи, связанные с поиском универсальных объясни-тельных принципов. «Иное дело исследования прикладного типа, прово-димые с целью решения конкретных проблем в различных областях общественной жизни - экономике, культуре, образовании, науке и т.д. Поскольку их главной задачей является формулирование такого рода обобщений и рекомендаций, которые должны способствовать решению определенной социально значимой проблемы, то язык описания и анализа изучаемых явлений должен быть максимально простым и понятным "заказчику" - различным фирмам и организациям, государ-ственным органам управления. Если специалист в области прикладной социологии начнет излагать результаты своего исследования на научно-теоретическом языке, то возможно возникновение конфликтной ситуации, в силу непонимания используемой терминологии "заказ-чиком".

В то же время в некоторых случаях затруднительно провести рез-кую грань между фундаментальными и прикладными исследованиями, ибо в достаточно квалифицированном прикладном исследовании полу-ченные результаты могут иметь и научно-познавательную ценность, способствовать приросту научных знаний в отдельных областях. Именно такое промежуточное положение занимают многие эмпиричес-кие исследования, проводимые в отраслевых социологиях - социологии семьи, религии, образования и др.

Информация о работе Социология как наука