Социология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 16:28, контрольная работа

Описание работы

Понятие социального.
Объект и предмет социологии.
Структура и уровни социологического знания.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 35.51 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа

по социологии

На тему: «Социология как наука»

План.

Понятие социального.

Объект и предмет социологии.

Структура и уровни социологического знания.

1. Понятие социального

Одна из важнейших при-чин, обусловивших довольно позднее отпочкование социоло-гии от других наук -- от философии (Франция), политической экономии (Германия), социальной психологии (США), кри-минологии (Великобритания) -- и становление ее в качестве самостоятельной научной дисциплины, заключается в неопре-деленности предмета социологического знания.

Обычно, согласно сложившейся традиции, при определе-нии предмета социологического знания выделяется в качестве «ключевого» то или иное социальное явление. К числу таких явлений относятся: групповое взаимодействие, социальные от-ношения, социальные организации, системы социального действия, социальные группы, формы человеческих общнос-тей, социальные процессы, социальная жизнь.

В «Международной энциклопедии социальных наук» пред-мет социологии определяется как «изучение социальных агре-гатов и групп в их институциональной организации, институ-тов и их организаций, а также причин и последствий измене-ний институтов и социальной организации». В вебстеровском словаре социология трактуется как изучение истории, разви-тия, организации и проблем совместной жизни людей как представителей социальных групп.

Некоторые авторы (Р. Ферис) считают, что отправным по-нятием современной социологии является понятие «соци-альная структура», а основным содержанием категории «соци-альное» -- «равенство--неравенство». Именно с анализа «основ неравенства общества» начинается изложение теории и струк-туры социологического знания.

Можно привести еще целый ряд аналогичных определений предмета социологии. Сравнительный анализ этих определений дает известное представление о том, что выступает в качестве основных объектов социологического знания. Но к единому мнению о предмете социологии социологи еще не пришли.

При вычленении социальной сферы жизнедеятельности об-щества совершенно недостаточно указать на объекты, которые подлежат социологическому изучению, так как в обществе нет таких объектов, которые бы социология не изучала. То же самое можно сказать и об экономике, демографии и других обще-ственных и гуманитарных науках. Следовательно, когда речь идет о специфических особенностях той или иной науки, из са-мых различных объектов окружающей действительности долж-ны вычленяться те связи и отношения, которые качественно отличны от других связей и отношений и которые тем самым становятся предметом именно данной науки и никакой другой.

Определяющим свойством предмета социологического зна-ния является то, что он представляет собой всю совокупность связей и отношений, которые носят название социальных. За-дачей социологии является исследование этих связей и отно-шений на уровне закономерностей, получение конкретного научного знания о механизмах действия и формах проявления этих закономерностей в. различных социальных системах. Итак, понятия социального, социальных связей и отношений, спо-соба их организации являются исходными для понимания от-личительных особенностей предмета социологического зна-ния, а социальных закономерностей -- для понимания его сущности.

Специфика социологии как науки заключается в том, что она: а) разрабатывает общую социологическую теорию, кото-рая позволяет понять общество как единую объективно-субъек-тивную социальную систему; б) акцентирует внимание на со-циальных или асоциальных действиях личностей; в) анализиру-ет и оценивает последствия этих действий в человеческом измерении с позиций не среднестатистического, а конкретного человека и укрепления социальных связей; г) ставит вопрос о социальной ответственности людей, совершающих те или иные социальные действия или принимающих те или иные решения. Социология, в данном понимании, это наука об общих и спе-цифических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически сложившихся социальных сис-тем, о механизмах и формах проявления этих законов в деятель-ности личностей, социальных групп, классов, народов, соци-альной ответственности властных структур и личностей за соци-альные последствия совершаемых действий.

Понятие социального. Чтобы лучше понять содержание по-нятия «социальное» и его отличие от понятия «общественное», сделаем небольшой исторический экскурс. В трудах К. Маркса и Ф. Энгельса при анализе общества, его процессов и отноше-ний используются два понятия -- «общественный» (gesellschaftlich) и «социальный» (soziale). Маркс и Энгельс использова-ли понятия «общественный», «общественные отношения», когда речь шла об обществе в целом, о взаимодействии его сто-рон -- экономической, политической, идеологической; когда же речь шла о природе отношений людей друг к другу, человека к человеку, об их отношении к факторам и условиям их жизне-деятельности, к их собственному положению и роли в обще-стве и к обществу в целом, то Маркс и Энгельс использовали понятие «социальное» (soziale) и соответственно говорили о «социальных отношениях».

В трудах Маркса и Энгельса нередко понятие «социальное» отождествлялось с понятием «гражданское». С последним поняти-ем связывалось взаимодействие людей в пределах конкретных со-циальных общностей (семья, класс и т. д.) и общества в целом.

Поскольку, разрабатывая теорию общества, Маркс и Эн-гельс главное внимание уделяли взаимодействию всех сторон его жизнедеятельности -- общественным отношениям, неко-торые ученые-марксисты в советское время стали отождествлять понятия «общественное» и «социальное»; постепенно ушло из научного оборота и понятие «гражданское общество».

Иное положение сложилось в странах Западной Европы и США, где значительное развитие получила эмпирическая со-циология. Вследствие этого во французском и английском языках понятие «социальное», будучи производным от поня-тия «общество» (society), традиционно использовалось в уз-ком (эмпирическом) значении, что вызвало известные труд-ности при обозначении явлений и процессов, относящихся к обществу в целом. Именно поэтому на определенной стадии развития социологии было введено понятие «социетальное» (societal), используемое для характеристики общества в це-лом, всей системы общественных отношений (экономичес-ких, социально-политических и т. д.).

В отечественной науке отсутствие четкого разграничения между понятиями «общественное» и «социальное» было в из-вестной степени обусловлено и некоторыми сложившимися языковыми традициями. В русском языке обычно использова-лись понятия «общественное» и «гражданское». При этом поня-тие «социальное» рассматривалось как синоним понятия «об-щественное», а понятие «гражданское» относилось к юриди-ческой науке. Постепенно с развитием социологии понятие «социальное» приобрело самостоятельное значение.

Социальное -- это совокупность общественных отношений данного общества, интегрированная в процессе совместной деятельности (взаимодействия) индивидами или группами ин-дивидов в конкретных условиях места и времени. Любая систе-ма общественных отношений (экономическая, политическая и др.) касается отношений людей друг к другу и к обществу. Поэтому каждая из этих систем всегда имеет свой четко выра-женный социальный аспект.

Социальное есть результат совместной деятельности раз-личных индивидов, проявляющийся в их общении и взаимо-действии.

Социальное возникает в ходе взаимодействия людей, детер-минируется различиями их места и роли в конкретных обще-ственных структурах, что проявляется, в свою очередь, в раз-личных отношениях индивидов и групп индивидов к явлениям и процессам общественной жизни.

2. Объект и предмет  социологии

Основные компоненты знания. В социологии, как и в любой другой науке, имеются следующие основные компоненты: зна-ние и средства его получения. Первый компонент -- социологическое зна-ние -- включает в себя знание о знании (методологическое знание) и знание о предмете. Второй компонент -- это и от-дельные методы, и собственно социологические исследования.

Методологическое знание включает мировоззренческие и ме-тодологические принципы; учение о предмете социологии; знание о методах, их разработке и применении; учение о со-циологическом знании, его формах, типах и уровнях; знание о процессе социологического исследования, его структуре и функциях.

Знание о предмете -- это специально построенные класси-фикации, или типологии, концептуальные или математичес-кие модели, гипотезы и теории, статистические данные.

В социологии применяются частнонаучные методы (напри- мер, наблюдение, опрос) и общенаучные (например, статистические). Методы в социологии -- это средства получения и си-стематизации научного знания о социальной реальности. Они включают в себя принципы организации познавательной (ис-следовательской) деятельности; регулятивные нормы или правила; совокупность приемов и способов действия; порядок 
(схему или план) действий.

Приемы и способы исследования выстраиваются в опреде-ленной последовательности на основе регулятивных принци-пов. Последовательность приемов и способов действий называ-ется процедурой. Процедура является неотъемлемой частью любого метода.

Методика -- это реализация метода в целом, а следователь-но, и его процедуры. Она означает привязку одного или ком-бинации нескольких методов и соответствующих процедур к исследованию, его концептуальному аппарату; выбор или раз-работку методического инструментария (совокупности мето-дов), методической стратегии (последовательности примене-ния методов и соответствующих процедур). Методический инструментарий, методическая стратегия или просто методика могут быть оригинальными (неповторимыми), применимыми только в одном исследовании, или стандартными (типовыми), применимыми во многих исследованиях.

В разных исследованиях один и тот же метод специфически преломляется в зависимости от его места и роли в исследова-нии, от связи с другими методами.

Методика включает в себя технику. Техника -- это реализа-ция метода на уровне простейших операций, доведенных до совершенства. Она может представлять собой совокупность и последовательность приемов работы с объектом исследования (техника сбора данных), с данными исследования (техника обработки данных), с инструментами исследования (техника составления анкеты).

3. Структура и уровни социологического знания

В зависимости от уровня знания социологические исследования делят на теоретические и эмпи-рические.

Проблема соотношения теоретического и эмпирического в научном познании включает в себя два аспекта: функциональ-ный и генетический. Первый касается соотношения развитого теоретического аппарата науки и ее эмпирического базиса. Рас-смотрение вопроса в таком аспекте предполагает нахождение связующих звеньев между аппаратом теории и данными на-блюдения и эксперимента, выявление способов эмпирической проверки теоретических положений и т. д. Это возможно лишь при условии, что уже сформировался теоретический уровень научного знания и речь идет об обосновании его соотношения с эмпирическим уровнем. При этом «обратная связь» теории с эмпирией становится важнейшим движущим фактором даль-нейшего совершенствования и развития самого теоретического аппарата науки. Теоретический уровень науки выступает здесь как элемент ее сложившейся, хотя и изменяющейся, развива-ющейся структуры. Второй -- генетический -- аспект пробле-мы соотношения теоретического и эмпирического знания в науке касается формирования теоретического аппарата, в том числе научной теории, перехода от эмпирической стадии на-уки к ее теоретической стадии.

Социологическое знание, независимо от его уровня, харак-теризуется двумя функциями: функцией объяснения социальной действительности и функцией ее преобразования. Деление социологии на «теоретическую» и «эмпирическую» связано с уров-нями знания (теоретическое и эмпирическое) в социологии; деление же социологии на «фундаментальную» и «приклад-ную» -- с ориентацией (функцией) социологии: на собствен-но научные или практические задачи. Так, эмпирическое иссле-дование может проводиться в рамках как фундаментальной, так и прикладной социологии. Если его цель -- построение теории, то оно относится к фундаментальной (по ориентации) социо-логии. Если его цель -- выработка практических рекоменда-ций, то оно относится к прикладной социологии. Исследова-ние, будучи эмпирическим по уровню получаемого знания, может быть прикладным по характеру решаемой задачи -- преобразование действительности. То же относится и к теоре-тическим исследованиям (по уровню знания). Таким образом, прикладные исследования не образуют особого уровня. Это те же теоретические и эмпирические исследования (по уровню знания), но с прикладной ориентацией.

Эмпирические социологические исследования по своей организационной структуре и характеру решаемых исследова-тельских задач отличаются от традиционной теоретической ис-следовательской деятельности. Включая в себя элементы теоре-тического знания, необходимые для предварительного анализа изучаемого социального объекта и обобщения полученных ре-зультатов, эмпирическое социологическое исследование требу-ет от ученого умения решать множество организационных про-блем; предполагает профессиональное владение специфичес-кими исследовательскими приемами и навыками получения первичной социологической информации (проведение опро-сов, интервью), математическими методами ее обработки и анализа. Поэтому грамотное проведение социологического ис-следования не только предполагает овладение социологом спе-цифической суммой знаний и навыков, но и требует большого профессионального опыта. В настоящее время внутри самой со-циологической исследовательской деятельности происходит определенная дифференциация исполнительских функций (методологи, методисты, математики и др.), что обусловлено сложностью и уникальностью различных этапов социологичес-кого исследования.

По характеру получаемого знания исследования делят на ме-тодологические (знание о знании) и неметодологические (знаниео предмете). Результатом методологического исследования явля-ются методологические знания, т. е. знания не о предмете соци-ологии, а о средствах исследования этого предмета (методы, процедуры). Заметим, кстати, что фактически методологические исследования являются метатеоретическими, следовательно, могут быть отнесены к сфере метасоциологии.

Методологические исследования относятся к любому уров-ню знания и проводятся в рамках как фундаментальной, так и прикладной социологии.

В социологии имеют место не только научные или приклад-ные исследования, но и смешанные, в которых решаются и научные, и практические задачи. Независимо от того, прово-дится исследование на одном или двух (теоретическом и эмпи-рическом) уровнях знания, является ли только научным или прикладным, оно, как правило, включает в себя решение ме-тодологических вопросов.

В общем случае социологическое исследование состоит из трех стадий, каждая из которых может представлять собой самостоя-тельное исследование. Первая стадия -- собственно методологи-ческая -- связана с разработкой программы исследования на ос-нове либо уже имеющихся знаний и методов, либо формируемых заново, специально предназначенных для данного исследования. Здесь могут решаться вопросы, касающиеся применения обще-научных принципов или методов. Как теоретические, так и эмпи-рические знания выполняют на этой стадии методологическую функцию. Вторая стадия -- эмпирическая -- связана с получе-нием эмпирического знания. Это прежде всего полевое исследо-вание, работа на объекте, сбор социологической информации, ее обработка и анализ. В результате могут быть получены эмпи-рические знания (статистические данные, классификации), по-зволяющие на их основе не только строить теоретическое зна-ние, но и формулировать практические рекомендации.Третья стадия -- теоретическая -- связана с получением теоретическо-го знания, построением, например, типологии, формировани-ем и развитием социологических теорий. Возможно, что практи-ческие рекомендации могут быть даны лишь на этой стадии, а не на предыдущей. Возможно также, что для формулировки практических рекомендаций достаточно одного лишь теоретичес-кого исследования с использованием уже имеющихся эмпири-ческих знаний, без проведения специального эмпирического ис-следования.

Информация о работе Социология как наука