Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 16:28, контрольная работа
Понятие социального.
Объект и предмет социологии.
Структура и уровни социологического знания.
В США и других западных странах прикладные исследования финансируются чаще всего различными правительственными агент-ствами, привлекающими социологов наряду с представителями других общественных наук для получения социальной информации, исполь-зуемой для подготовки и осуществления различных национальных программ, например, в области борьбы с преступностью, решения проблем бедности, для проведения реформ в сфере образования, культуры и др. Проведением социологических исследований, главным образом изучением общественного мнения занимаются и многие неза-висимые исследовательские центры, как например институт Гэллапа, служба Харриса и др., осуществляющие эти опросы с 30-х годов.
У нас таких центров пока очень мало, изучением общественного мнения населения страны занимается открытый в 1989 г. Всесоюзный центр изучения общественного мнения. Наряду с ним существует и немало других, как правило, негосударственных исследовательских центров, в том числе и региональных, но они пока мало авторитетны по причине отсутствия квалифицированных кадров и слабой материально-финансовой базы. Прикладными исследованиями занимается также ряд научных центров Российской академии наук - Институт социологии и Институт социально-политических проблем.
По подсчетам специалистов в США ежегодно на различного рода прикладные социальные исследования расходуется около 5 миллиардов долларов, из них более половины - на изучение общественного мнения. В нашей стране масштабы проводимых прикладных исследований значительно скромнее. Тем не менее, в последние два десятилетия сложилась устойчивая, хотя и недостаточно эффективная практика использования результатов социологических исследований в разработке различных государственных программ - экономике, образовании, куль-туре и др. Проводятся исследования и по злободневным проблемам -преступности, алкоголизму, наркомании и др. В прошлые годы резуль-таты этих исследований зачастую оседали мертвым грузом в госу-дарственных органах и партийных комитетах, считались секретными и не доводились до общественности.
Сложнее обстоит дело с проведением фундаментальных иссле-дований. В годы тоталитарного режима они ошибочно отождествлялись с социально-философскими исследованиями в области теории истори-ческого материализма и научного коммунизма, которым отводилась роль общесоциологической теории. Идеологическое удушение социоло-гии привело к тому, что она развивалась у нас по преимуществу как прикладная наука. Фундаментальных теоретических и эмпирических социологических изысканий проводилось крайне мало. Поэтому обра-зовалось серьезнейшее отставание отечественной социологии от уровня мировой социологической мысли. Для развития фундаментальных исследований необходима соответствующая интеллектуальная среда, которую в западных странах образуют многочисленные социологи-ческие факультеты, отделения и кафедры университетов. Они, как правило, имеют независимый статус, обусловленный автономной ролью университетов как научных центров, что и позволяет им сосредо-точиться на проведении "чистых" фундаментальных исследований. Именно наличие этой особой университетской среды служит пита-тельной почвой для существования академической социологии, пред-ставители которой концентрируют свои усилия главным образом на решении познавательных проблем. К тому же определенная часть фундаментальных социологических исследований получает государст-венное финансирование, выделяемое по линии различных правитель-ственных организаций, таких, как например, Национальный научный фонд в США. Правда, следует отметить, что доля научных академи-ческих разработок в последние два десятилетия имеет тенденцию уменьшения. Большая часть исследований проводится на стыке фунда-ментальных и прикладных исследований, т.е. в отраслевых социоло-гиях. В то же время, прикладные исследования переживают период бурного расцвета, превратившись, по сути дела, в особую индустрию по производству знаний.
Расширение масштабов социологического образования в нашей стра-не, открытие социологических кафедр и факультетов, преодоление идеологических штампов и стереотипов, наконец, большой интерес к развитию социологии со стороны разных слоев общества, вполне могут создать ситуацию, благоприятную для организации фундаментальных исследований, что в свою очередь послужит важным стимулом для подъема отечественной социологии.
Список использованной литературы
Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов/под ред. акад. Осипова Г. В. - М.: Норма, 2003.
Комаров М. С. Введение в социологию: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Наука, 1994.
Радугин А. А. Социология. - М.: «Центр», 1996.
Общая социология: Учеб. пособие /Под общ. ред. проф. А. Г. Эфендиева. - М.: ИНФРА - М, 2004.