Социология конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 11:02, реферат

Описание работы

Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается трудно достижимой. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас людей в том, что мы не смогли достичь желаемой цели. А окружающие - будь то родственники или те, с кем мы вместе работаете, полагают, что мы сами виноваты в собственной неудаче.

Содержание работы

1. Введение..............................................................................................................2
2. Из истории изучения конфликта....................................................................3
3. Проблема определения.....................................................................................4
4. Что такое конфликт?........................................................................................5
5. Теории конфликтов...........................................................................................6
6. Стадии конфликта............................................................................................7
7. Пути разрешения конфликта........................................................................10
8. Классификация, типы и виды проявления конфликтов...........................................................................................................11
9. Ролевой конфликт...........................................................................................13
10. Параметры конфликта.................................................................................14
11. Заключение.....................................................................................................16
12. Список литературы.......................................................................................17

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 41.62 Кб (Скачать файл)

План.

1. Введение..............................................................................................................2

2. Из истории изучения конфликта....................................................................3

3. Проблема определения.....................................................................................4

4. Что такое конфликт?........................................................................................5

5. Теории конфликтов...........................................................................................6

6. Стадии конфликта............................................................................................7

7. Пути разрешения конфликта........................................................................10

8. Классификация, типы и виды проявления конфликтов...........................................................................................................11

9. Ролевой конфликт...........................................................................................13

10. Параметры конфликта.................................................................................14

11. Заключение.....................................................................................................16

12. Список литературы.......................................................................................17

Введение.

Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается трудно достижимой. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас людей в том, что мы не смогли достичь желаемой цели. А окружающие - будь то родственники или те, с кем мы вместе работаете, полагают, что мы сами виноваты в собственной неудаче.

Все конфликты начинаются еще в детстве, когда ребенок не хочет что-то делать и вступает в конфликт со старшими. Одних еще с детства раздражают конфликты, и тогда они начинают их избегать. Другие же наоборот еще с малых лет «входят во вкус» и постоянно принимают участие в конфликтах, порой даже становясь зачинщиками. Зачастую такие люди решают все свои проблемы путем конфликта. Бывают и такие случаи, когда статус индивида в группе высок только в ситуации конфликта.

Весь наш мир состоит из конфликтов. Вы можете быть против конфликта, но вы становитесь его участником невольно, например, если страна, гражданином которой вы являетесь, начинает воевать с другой страной. Большинство глобальных изменений проходили именно в ходе военных конфликтов.

Конфликты формируются в различных сферах жизни общества и обычно именуются как политические, социально-экономические, духовные, национальные и т.п. Все они относятся к категории социального конфликта, под которым понимается любой вид борьбы и противоборства между общностями и социальными силами.Этим и объясняется актуальность выбранной темы.

В рамках социологии даже сложилось специальное направление, которое ныне обозначается как “социология конфликта”. Изучение конфликтов означает в первую очередь ознакомление с весьма богатой и многообразной литературой по этой проблематике, усвоение теоретических и практических знаний, накопленных в рамках данного направления социологической мысли. Разумеется, и в других областях обществоведения накапливались знания о конфликтах. Речь идет о психологии, обществознании, политической науке, истории, об экономических теориях, об этнологии. Но в первую очередь надо обратить внимание на социологию конфликта, в рамках которой разрабатываются, с одной стороны, общетеоретические проблемы конфликта, а с другой - практические методы анализа и разрешения конфликтов разного рода.

Я выбрал эту тему для своего проекта для того, чтобы понять, конфликты от и до, поскольку каждый из нас часто встречаются с ними напрямую или косвенно, и, что самое главное, понять, как их нужно разрешать.

Из истории изучения конфликта.

Изучение конфликта началось еще в VII-VI вв. до н.э. в Китае. Китайские философы полагали, что развитие всего живого заключается именно в борьбе противоположностей. Конфликты изучали и в Древней Греции. В работах Н. Макиавелли, которые были посвящены римской истории, немало места было уделено конфликтам и их положительному влиянию на общественное развитие.

В XVIII в. Адам Смит более основательно рассмотрел конфликт. В одной из своих работ он писал, что классовое деление общества и экономическое соперничество между ними лежат в основе конфликта.

Конфликт был рассмотрен и Гегелем. Он полагал, что одной из его причин является социальная поляризация между «накоплением богатства» и «привязанным к труду классом».

Такие социологи как М. Вебер и Л. Гумпилович полагали, что конфликт идет на пользу обществу, что он неизбежен и что он стимулирует социальное развитие. Карл Маркс и Фридрих Энгельс считали, что в первую очередь социальное неравенство порождает конфликт, который проявляется в классовой борьбе, которая не только неизбежна, но еще и необходима.

В первой четверти XX в. Георгом Зиммелем было сформулировано современное понятие «социального конфликта». Уже в середине XX в. В социологии появилось отдельное направление, которое исследовало проблему социальных конфликтов глубоко и с разных сторон. Одним из исследователей был Ральф Дарендорф, который создал теорию конфликтной модели общества, смысл которой заключался в том, что общество подвержено социальным изменения, и уже вследствие этих изменений возникают социальные конфликты. По мнению Дарендорфа причина социальных конфликтов кроется в конфликте интересов. Дарендорф делает вывод, что чтобы понять природу конфликта, нужно прежде всего понять природу интереса и то, как его осознают субъекты конфликта. По его мнению, в основе конфликта часто лежат политические цели: желание заполучить власть, престиж, авторитет. Дарендорф относится к той группе ученых, которые полагают, что конфликт развивает общество, вносит в него новую, нужную ему волну, а так же социальные перемены.

Социолог Льюис Козер посвятил социальным конфликтам несколько работ. Он пишет, что в любом обществе можно наблюдать социальное неравенство, которое приводит к появлению напряженности, и именно благодаря конфликтам эта напряженность может быть снята.

Конфликт изучал и американский ученый Кеннет Эварт Боулдинг, который утверждал, что необходимо контролировать конфликты, происходящие в современном обществе. Он так же был сторонником того, что конфликты необходимы для полноценного развития общества.

Советские же ученые в основном развивали марксистскую концепцию материально-экономической и классовой природы конфликта.

Конфликты и в наше время продолжают активно исследоваться, поскольку эта тема очень актуальна, в связи с войнами и периодически возникающей напряженностью между разными странами, организациями и т.д.

 

 

Проблема определения.

Понятию «конфликт» очень сложно дать определение, сам конфликт – это сложное явление, которое проявляется в различных сферах деятельности людей, с помощью разных механизмов и в разных формах. Конфликт чаще всего непостоянен, у него может быть множество причин и последствий, именно поэтому его современники и последующие поколения смотрят на него по-разному. Само понятие изучается многими науками, каждая изучает его по-разному, в зависимости от своих целей, задач, объекта и предмета исследований. Именно поэтому разные науки имеют расхождения в понимании сущности социального конфликта, и разные люди его трактуют так, как им выгоднее и используют полученное определение в своих целях.

Важно отметить, что «именно социология призвана обеспечить теоретико-методологические основания наук, изучающих конфликт, именно поэтому выработка определения конфликта представляет собой актуальную теоретическую проблему».

Для того, чтобы дать правильное определение, необходимо выявить сущность конфликта, установить наиболее характерные для него признаки, а так же «выявить социальный феномен, противоположный конфликту как социальному явлению», которым является органическая солидарность.

 

 

 

 

Что такое конфликт?

Коротко говоря, конфликт – это навязывание своей воли. В зависимости от масштаба целью может стать подавление (в случае конфликта в семье) или даже уничтожение противника (в случае войны).

Конфликт представляет собой наивысшую стадию противоречия и его сложно остановить.

Он может происходить между несколькими индивидами, а может и между группами. В первом случае чаще всего конфликт основан на эмоциях и личной неприязни, во втором конфликт носит безличный характер, хотя, бывают случаи, когда конфликт завязываются между лидерами двух групп и перерастает в межгрупповой конфликт.

Как же появляется конфликт? Когда одну сторону не устраивают действия другой, первая начинает агрессивно действовать, на что вторая дает агрессивную реакцию и в этот момент начинается конфликт – здесь приведены две составляющие конфликта:

  • недовольство поведением других людей;
  • ответная агрессивная реакция.

Важным фактором, способствующим возникновению конфликтов в обществе или социальных группах, является дезорганизация, следствием которой является снижение эффективности действия социальных институтов.

Причиной конфликта является объект, из-за которого, собственно, и зарождается конфликт. Этот объект должен быть неделимым, или должен казаться таковым в глазах конкурентов.

Конфликт складывается из ситуации, которая формируется на предконфликтной стадии, и инцидента. Об этих стадиях будет сказано подробнее в разделе «Стадии конфликта».

Каждая из сторон обладает определенными ресурсами, которые можно разделить на внутренние и внешние.

К внутренним относятся:

  • личностные ресурсы (интеллектуальные, физические, морально-волевые, психологические способности);
  • социальный потенциал (то, насколько группа сплочена, насколько сильно люди поддерживают друг друга; наличие сильного лидера);
  • экономический потенциал и финансовые ресурсы;
  • организационный потенциал (то, насколько хорошо организованы и дисциплинированы индивиды);
  • материальный потенциал (вода, питание, медицинские препараты, топливные ресурсы);
  • культура;
  • время.

 

 

Внешние ресурсы:

  • союзники, с которыми нужно наладить отношения;
  • политические ресурсы (суд, право, официальные документы и т.д.);
  • природные ресурсы.

 

 

Теории конфликтов.

Некоторые ученые при исследовании проблем и разногласий, возникающих в обществе, опираются на теорию конфликтов.

Так, например, сторонники конфликтологического подхода к девиации и социальному контролю полагают, что причиной конфликта между различными группами может стать так же создание и подчинение законам.

В вопросе сексуального неравенства ученый Рэнладд Коллинз придерживался теории конфликта: причиной полового неравенства он считал конфликт между группами господствующих мужчин и зависимых от них женщин.

 

Теория конфликта имела место и в объяснении семейной структуры. К примеру, Карл Маркс и Фридрих Энгельс считали, что семья – это микрокосм конфликта в «большом» обществе. Современный вариант был изложен Хартманн, сутью которого является то, что семья – это «место борьбы». Она так же пишет, что сущность семьи заключается вовсе не в родственных или эмоциональных отношениях. В семье происходят конфликты по самым разным причинам: кто зарабатывает деньги и сколько он их зарабатывает, кто убирает квартиру и т.д.

Стоит так же обратить внимание и на причины возникновения политического конфликта. Они обусловлены тем, что общество – это огромный мир, который состоит из множества групп, подгрупп, которые имеют разные взгляды, разные цели, вероисповедания, место жительства и, самое простое деление – пол. Именно поэтому, когда нужно принять какое-либо важное решение, которое касается всех сразу, эти группы могут столкнуться.

Чтобы полностью разложить конфликт «по полочкам», необходимо подробно разобрать его стадии.

Стадии конфликта.

Предконфликтная стадия:

В группы в течение определенного промежутка времени появляется недовольство тем, как что-то устроено, организовано. Это приводит к потере доверия, уважения к другим участникам группы, что и становится причиной беспокойства. Так же у индивидов накапливаются злость, обида, раздражение и другие негативные эмоции. Порой предконфликтная стадия протекает настолько долго, что зачинщики забывают первопричину. На этой стадии стороны оценивают свои возможности, прежде чем перейти к активным действиям. На предконфликтной стадии стороны стараются узнать слабые места друг друга, чтобы в дальнейшем сформировать правильную стратегию.

Сама предконфликтная стадия делится на 2 стадии:

      1. Каждая сторона ищет способы получения желаемого объекта, не воздействуя на соперника. При нерезультативном завершении этой стадии стороны переходят ко следующей.
      2. Идентификация того, что мешает получить объект. На этой стадии так же происходит тщательное изучение конкурента: его силы, его возможности. На этой стадии стороны решают, стоит ли им вступать в конфликт, а так же оценивают свои ресурсы.

 

 

 

 

Непосредственно конфликт:

Главная составляющая этой стадии – инцидент, другими словами какие-либо социальные действия одной стороны направленные на другую сторону с целью ее изменения.

Важной особенностью этой стадии является наличие критической точки, в которой конфликт достигает своей максимальной по силе и агрессии позиции. После достижения этой точки конфликт либо постепенно идет к разрешению и утихает, либо разгорается с еще большей силой и начинает движение к новой критической точке.

Информация о работе Социология конфликта