Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 11:02, реферат
Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается трудно достижимой. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас людей в том, что мы не смогли достичь желаемой цели. А окружающие - будь то родственники или те, с кем мы вместе работаете, полагают, что мы сами виноваты в собственной неудаче.
1. Введение..............................................................................................................2
2. Из истории изучения конфликта....................................................................3
3. Проблема определения.....................................................................................4
4. Что такое конфликт?........................................................................................5
5. Теории конфликтов...........................................................................................6
6. Стадии конфликта............................................................................................7
7. Пути разрешения конфликта........................................................................10
8. Классификация, типы и виды проявления конфликтов...........................................................................................................11
9. Ролевой конфликт...........................................................................................13
10. Параметры конфликта.................................................................................14
11. Заключение.....................................................................................................16
12. Список литературы.......................................................................................17
Поскольку для нас важен вопрос разрешения конфликта, стоит сказать, что ни в коем случае нельзя вмешиваться в конфликт, находящийся в критической точке. Воздействовать на конфликт лучше либо до, либо после критической точки.
Важным элементом, который может послужить быстрому разрешению конфликта, может послужить катарсис, явление представляющее собой снижение остроты и интенсивности конфликта при минимальных изменениях факторов, влияющих на них.
Действия соперников, происходящие на второй стадии можно разделить на две группы:
Так же действия в конфликте могут быть:
Конфликты делятся на рациональные и
эмоциональные. Рациональные ко
Разрешение конфликта:
Смысл этой стадии прост - конфликтное взаимодействие между сторонами прекращается.
Наиболее эффективным методом разрешения конфликта является устранение его причины. Именно таким путем идет разрешение рациональных конфликтов. Эмоциональные конфликты разрешаются:
а) когда соперники перестают видеть друг в друге соперников (например, одна сторона теряет интерес к объекту);
б) когда стороны идут на уступки;
в) когда у сторон истощаются ресурсы;
г) когда появляется третья сторона, которая создает перевес одной из сторон;
д) когда одна из сторон полностью поражена.
Поскольку для нас важно понять, как же разрешить конфликт, я выделил для этого отдельный раздел в своей работе.
Пути разрешения конфликта.
Лучший способ разрешения конфликта – это его предотвращение. Именно поэтому лидер любой организации, группы должен следить за обстановкой, чтобы появившееся социальное напряжение можно было устранить на его начальной стадии, не дав перерасти в конфликт.
Однако если конфликт все же разгорелся, прежде чем предпринимать какие-либо действия, нужно его изучить.
Необходимо выявить:
- объект,
из-за которого разгорелся
- его участников, причем среди них нужно выявить активных, пассивных, организаторов, конфликтеров, провокаторов;
- мотивы участников;
- цели
участников (какие проблемы они
хотят решить);
- насколько цели участников соответствуют их интересам;
- объективные
и субъективные причины
- какие
функции конфликт выполняет
-этапы;
- стратегии и тактики каждой стороны;
- эмоциональный фон;
- круг
интересов, благодаря которым можно
сблизить конфликтующие
И только после этого выбрать нужный метод решения конфликта: компромисс, подавление одной из сторон, итегративный способ, который заключается в поисках третьего варианта, который каждая из сторон будет считать своим собственным, при этом этот вариант будет отличаться от первых двух вариантов, которые изначально были у сторон.
Завершают конфликт путем урегулирования и разрешения. Рассмотрим методы урегулирования и разрешения.
Классификация, типы и виды проявления конфликтов.
1. Личностный конфликт. Такие конфликты происходят внутри человека в связи с его переживаниями, недовольствами. Однако часто конфликт в душе одного человека выливается в групповой конфликт. К примеру, мужчине не нравится то, как к нему относится начальство, и он начинает подговаривать других, что в итоге выливается в забастовку.
Некоторые ученые полагают, что личностный конфликт не относится к социальным конфликтам. Однако это не так, ведь иначе получается, что такие формы его проявления, как алкоголизм или наркомания, не относятся к социологии.
2. Межличностный конфликт. В нем принимают участие два и более индивида, к которым могут присоединяться и другие индивиды, при этом, не образовывая групп. Например, в молодежном лагере в одной комнате живут 3 девочки. Одна из них уже спит, две другие приходят и начинают громко ругаться из-за того, что они что-то не поделили. Они мешают спать третей, и та тоже вливается в конфликт.
3. Межгрупповой конфликт. Одна группа, состоящая из нескольких человек, реагирует на агрессивные действия другой. Пример такого конфликта – конфликт двух параллельных классов в школе по поводу того, «какой лучше».
4. Конфликт принадлежности, котор
5. Конфликт с внешней средой представляет собой конфликт между группой индивидов с различными нормами, предписаниями. Именно в такой конфликт вступает большая часть субкультур. Современный пример такого конфликта – это «эмо», которых общество не принимает. Люди не понимают их стиля одежды, не понимают их идеологию.
Так же конфликты можно классифицировать по следующим основаниям:
Конфликты так же бывают разных типов:
Конфликт может проявляться в виде:
а) словесной агрессии – распространение сплетен про соперника, оскорбления, выдвижения обвинений. Бернард Шоу говорил «Люди только тогда сообщают нам интересные сведения, когда мы им противоречим», многие люди это понимают и специально начинают раздражать других людей какими-либо заявлениями, заведомо противоречащими мнению, ценностям, взглядам оппонента.
б) саботажа, когда одна сторона сознательно наносит урон другой стороне. Саботаж может заключаться в неисполнении важной части обязанности т.е. это неполное исполнение работы, которое наносит серьезный ущерб другой стороне. Так же саботаж может проявляться и в скрытом противодействии осуществлении чего либо.
в) травли (преследования) – одна сторона преследует другую, чтобы ослабить ее;
г) бойкота, когда индивид полностью или частично отказывается от выполнения своих обязанностей, что наносит вред другой стороне;
д) физическая агрессия – достижение цели при помощи драк, нападений, убийств и т.п.;
е) бунта, который представляет собой массовые стихийные выступления.
Так же форма борьбы может состоять из двух других. Например, общественный протест. Он может начаться в виде бойкота где-нибудь на окраине города у местного ЖЭКа и закончится поджогом Государственной Думы в центре города.
Ролевой конфликт.
Помимо социальных конфликтов, о которых было много сказано выше, мне бы хотелось рассказать и о ролевом конфликте, который может послужить развитию личностного конфликта. Мертон дает ему следующее определение: «Ситуация, связанная с необходимостью удовлетворять требования двух или более ролей». Такой конфликт возникает у любого человека, который живет в современном развитом обществе, в котором он играет огромное количество ролей. Например, мужчина становить директором крупной компании, ему приходится много командовать, управлять. И он переносит эти черты своего поведения домой, где к нему все привыкли как к любящему мужу и заботливому отцу, а не к «вышестоящему лицу».
Решением такого конфликта становится признание лицом одну роль более важной, чем другую. То есть мужчина решает, что для него важнее, семья или работа. Однако такое решение было бы слишком жестким в данной ситуации, хотя в целом является одним из главных путей решения ролевого конфликта. В этой ситуации конфликт можно решить шуткой. Шутки помогут облегчить ситуацию. Однако часто людям приходится обращаться за помощью к психологу, чтобы разобраться в себе и выбрать одно из двух, либо найти золотую середину.
Параметры конфликта.
В этом разделе мне бы хотелось рассмотреть основные параметры конфликта, чтобы дать ему наиболее полную характеристику. Итак, к параметрам конфликта относятся:
Ниже мы разберем каждый из пунктов отдельно.
1. Причины конфликта
Причина является началом всех остальных параметров, так как именно из-за нее и начинается конфликт. От того, насколько она серьезна, глобальна, важна, будут зависеть острота, длительность и последствия. Самое важное, что нужно сделать на предконфликтной стадии для предотвращения или контролирования конфликта – это определить его РЕЛЬНУЮ причину.
Конфликт может возникнуть из-за разных взглядов, ценностей. Примером может послужить конфликт между людьми разного поколения, который встречается абсолютно везде: на работе, дома, на улице, одним словом там, где понятия, взгляды и мнения пожилых людей встречаются со взглядами людей младшего поколения. На наличие этой причины в своих трудах указывали Эмиль Дюркгейм и Толкотт Парсонс.
Конфликты по идеологическим причинам возникают между людьми с разными религиозными концессиями, социально-политическими устремлениями и т.д.
Причиной конфликта могут стать и различные формы экономического и социального развития. Например, у одной социальной группы больше возможностей для получения денег, информации, знаний, чем у другой. И если эта разница существенна, то вызванная ею социальная напряженность может послужить поводом для социального конфликта.
Так же часто возникают конфликты из-за отношений между элементами социальной структуры. Проще говоря, это конфликты между теми, кто «выше» и теми, кто «ниже». Например, один сотрудник фирмы хочет делать проект отдельно от группы, руководитель же ему этого не разрешает.
2. Острота конфликта
Острым конфликт считают тогда, когда столкновения в нем происходят часто, и все они довольно агрессивны. Показателем остроты можно назвать темп сокращения психологических и материальных ресурсов.
Острота конфликта зависит от ситуации (нужно ли незамедлительно действовать), а так же от социально-психологических характеристик. Острый конфликт непродолжителен по времени, но в то же время он гораздо более разрушителен для сторон, поскольку быстро уничтожает их ресурсы, понижает их статус, позиции.
3. Длительность конфликта.
Длительность конфликта играет большую роль для сторон, поскольку от нее зависит насколько масштабными и стойкими будут изменения в группах и системах.
Нужно учесть еще и то, что зачастую длительные конфликты приводят к накапливанию обид, что приводят к новым конфликтам, либо еще больше разогревает старые.
4. Последствия конфликта.
Точки зрения ученых насчет последствий конфликтов расходятся. Одни считают, что конфликты ведут к беспорядкам, иногда даже кровопролитию, способствуют внутригрупповому напряжению, разрушают устоявшиеся структуры, порядки, взгляды и т.п. Такие конфликты называют дезинтегративными.