Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 12:29, лекция
Социология личности - специальная социологическая теория, объектом изучения и анализа которой является человек в его социаль¬ном формировании, становлении и развитии, в социальной, биосоци¬альной и экосоциальной среде.
Социология личности изучает взаимосвязи личности с общест¬вом, с группами и коллективами, межличностные отношения, условия и процесс социализации человека, закономерности усвоения различ¬ных форм жизнедеятельности и общения, социальную мобильность, интересы, потребности и роли личности. Особый раздел в социологи¬ческой теории личности представляет типологизация личности. Этот раздел возник на стыке с социальной психологией.
ТЕМА 2. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Социология личности
- специальная социологическая
Социология личности изучает взаимосвязи личности с обществом, с группами и коллективами, межличностные отношения, условия и процесс социализации человека, закономерности усвоения различных форм жизнедеятельности и общения, социальную мобильность, интересы, потребности и роли личности. Особый раздел в социологической теории личности представляет типологизация личности. Этот раздел возник на стыке с социальной психологией. Социология личности использует разнообразные методы сбора и анализа информации: опрос, наблюдение, лонгитюдные исследования, биографический и статистический методы. Ее тесная связь с психологией делает необходимым применение методов, заимствованных из арсенала психологических наук, например, тестирования. При изучении личности используются также средства семантики, семиотики и других отраслей гуманитарного знания (см. 12).
2.1. Личность как активный субъект
Анализ активности субъекта социального процесса предполагает уяснение основополагающих социологических понятий: человек, индивид, личность, индивидуальность.
Человек - высшая ступень
развития живых организмов на земле,
субъект и продукт общественно-
"Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений" (7. С.265). Сущность человека следует искать не внутри организма, а во всех тех отношениях, в которые люди вступают между собой. Только в обществе, общаясь с другими людьми , индивид, принадлежащий к роду Homo sapiens, может стать человеком в полном смысле слова. Понятие "человек" отражает прежде всего то общее, что присуще всем людям.
Индивид - отдельный обособленный член социальной общности:
народа, общества, класса, социальной группы.
Личность - интегральное социальное качество, которое формируется у индивида в процессе включения его в систему общественных отношений, освоения им материальных и духовных продуктов человеческой культуры. Личность также имеет природную основу в виде некоторых врожденных психогенных элементов: характера, темперамента, склонностей, наблюдательности. Однако ее сущностным основанием являются социально значимые качества-взгляды. потребности, интересы, умения. Понятие "личность" отражает прежде всего социальные качества отдельного человека. Личность социальна по своей сущности и индивидуальна по способу своего существования.
Индивидуальность - неповторимое сочетание природных и социальных свойств индивида. В социологии индивидуальность понимается как интегрирующее творческое начало, позволяющее индивиду не приспосабливаться к условиям, а создавать нечто новое. В личности переплетаются единичные, неповторимые, присущие только ей, и общезначимые черты.
Личность появляется на определенном этапе исторического развития. Первобытный человек ни в своей деятельности, ни в своем сознании не выделяет себя из родовой целостности. Развитие производительных сил и связанное с ним разделение труда делают человека особенным индивидом. Выполнение специфических функций дает ему определенную социальную роль, в свете которой он оценивается другими и на которой основывается его личное самосознание. Каждый появившийся на свет индивид становится личностью в ходе социализации, то есть в процессе освоения социальных ролей, функций, норм поведения, духовных ценностей и развития самосознания. Возможность социализации "маугли" - существ, выросших в изоляции от людей и воспитанных в сообществе животных, - носит крайне ограниченный характер и не приводит к возникновению личности. "Маугли", возвращенные в общество, смогли усвоить лишь самые элементарные навыки, овладеть устной речью, состоящей из нескольких десятков слов. Они так и не научились дружить, улыбаться, абстрактно мыслить, вести беседу, прожив в человеческом обществе не более десяти лет (11. С. 124).
Истории известны примеры другого рода. Слепоглухие дети, обученные по специальной методике педагогом А.И.Мещеряковым, успешно включались в нормальную человеческую деятельность, достигали значительных высот в духовном развитии. Один из них -А.И. Суворов - работает научным сотрудником Института психологии Российской академии образования. Данные примеры свидетельствуют о том, что социальная среда играет решающую роль в превращении биологического существа в социальное.
Стремление к слиянию с социальной общностью ( и отождествлению с нею) и вместе с тем - к обособлению, проявлению творческой индивидуальности делает личность и продуктом, и субъектом социальных отношений, социального развития. Творческая активность личности как субъекта социальных отношений становится возможной и продуктивной благодаря овладению унаследованной от предшествующих поколений культурой ( 5. С. 145). Активность личности коренным образом отличается от активности животных. Человек - существо универсальное и свободное. Его практическая универсальность проявляется в том, что он не производит, повинуясь инстинкту как животное, а может производить по меркам любого вида, а также по законам красоты (6. С.94). Будучи активным элементом социальной системы, личность осуществляет свободу выбора из имеющихся возможностей, создает проект будущей жизни, ставит перед собой цеди и мобилизует для их достижения собственную волю и деятельность, добивается постоянных изменений в объективных социальных структурах, в системе общественных отношений (12. С. 103).
Участие личности в различных формах социальной деятельности, а следовательно, и общественных отношений , поскольку последние существуют в связи с деятельностью, способствует ее развитию. Чем разнообразнее его деятельность, тем богаче личность. Закономерно возникает вопрос о мере этого богатства, о возможности участия личности во всех общественных отношениях. Во всех странах современного мира существует профессиональное закрепление индивидов за определенными видами деятельности, обусловленное недостаточно высоким уровнем развития производительных сил, что способствует формированию односторонне развитой личности. Отчуждение тех или иных присущих целостному человеку видов и форм деятельности (вследствие общественного разделения труда) способствует тому. что личность воспринимает собственную деятельность как несвободную, навязанную извне, чужую. Тем более, что в процессе такой деятельности человек ''изнуряет свою физическую природу и разрушает свои духовные силы" ( 6. С. 90). Непосредственным следствием отчужденного труда является отчуждение человека от продукта труда, от средств труда, от природы, от своей родовой сущности, а также отчуждение человека от человека ( 6. С.94).
Проблема отчужденного труда, разработанная К.Марксом, стала сегодня еще более актуальной. Известный западный социолог Э.Фромм справедливо отмечает, что "Маркс не мог предвидеть масштабов массового отчуждения, которое охватило большую часть человечества; тем более он не мог предвидеть, что настанет день, когда огромная ( и все возрастающая) часть населения попадет в зависимость не от машин, а станет объектом манипулирования со стороны других людей и их символов. Например, служащий, посредник, представитель фирмы, менеджер сегодня - это же люди еще более отчужденные, чем профессиональный рабочий. Деятельность рабочего еще в какой-то мере является выражением его личных способностей (ловкости, надежности и т.д.) и у него нет необходимости продавать свою личность: свою улыбку, свое мнение и т.д." (13. С.402). Человек испытывает отчуждение в самых разнообразных сферах жизни. " Все человечество, -пишет Э.Фромм,- сегодня попало в плен ядерного оружия, которое также явилось продуктом рук и мыслей человеческих. Человек является пленником политических институтов, которые сам же он создает. И сегодня испуганное человечество со страхом ждет - удастся ли ему спастись или же он все равно попадет под иго созданных им вещей, либо окажется жертвой слепых и бездушных бюрократов, которых сами же люди поставили над собой" (13. С. 402).
Студенты постоянно сталкиваются с проблемой отчуждения в повседневной жизни. Их главный труд - учеба - в известном смысле является односторонней, монотонной деятельностью, требующей большого напряжения. Не случайно к концу учебы в университете увеличивается число сердечно-сосудистых и других заболеваний среди студентов. Особенно устают они от лекций, поскольку эта форма в меньшей степени позволяет им проявлять творческую активность, заставляет подчиняться чужой воле. Наблюдение за поведением старшекурсников на лекциях показывает, что к концу занятий у многих головы и тела повернуты в сторону двери. Язык телодвижений ясно говорит об отчужденности, о желании студентов при первой возможности покинуть аудиторию.
Создание в обществе такого способа производства и таких организаций , в которых личность сможет преодолеть отчуждение от своего труда, от средств труда, от продукта труда, окружающих людей и даже от природы, и создать условия для свободного развития творческих способностей, остается перспективной задачей общественного развития. Реальной задачей является уменьшение масштабов отчуждения, в том числе путем создания экологически целесообразной техники, избавляющей человека от рутинных видов деятельности, преодоление бюрократизма, повышение духовной культуры личности, а следовательно, усиление потребности в продуктивной деятельности, в самореализации.
2.2. Взаимосвязь личности и общества
Проблема отношения личности и общества социологами трактуется не однозначно. Ни у кого не вызывает сомнения факт зависимости личности от общества. Расхождения во мнениях вызывают вопросы:
1. Обладает ли личность независимыми чертами? 2. Существует ли обратное влияние? 3. В какой степени личность может менять общественную жизнь?
Три разные позиции представлены в концепциях классиков социологии - Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера и Карла Маркса.
Э.Дюркгейм признаёт, что общество возникает в результате взаимодействия индивидов, но, раз возникнув, оно начинает жить по своим собственным законам. И теперь уже вся жизнь индивидов определяется социальной реальностью, влиять на которую они не могут или уже влияют незначительно, не меняя сути социальных факторов. Дгоркгейм, таким образом, отдает предпочтение силе социальной реальности как объективно существующим и определяющим личность условиям. Сама же личность беспомощна по отношению к обществу - особой надличностной реальной силе.
Позиция Макса Вебера прямо противоположна точке зрения Эмиля Дюркгейма. Для М.Вебера нет социальной реальности, кроме индивидов: все общественные образования есть лишь процесс их взаимодействия. Он считает, что класс, нация, государство или акционерное общество сами по себе не могут действовать целенаправленно, а потому и не являются субъектами общественного развития. Статус социального субъекта в социологии Макса Вебера имеет только индивид. Само понятие "социальный статус" введено в социологию Вебером.
В теории Карла Маркса личность признается субъектом общественного развития наряду с классами, нациями, семьей, государством и человечеством, правда, не выдвигается на первый план и не попадает в число движущих сил социального прогресса . Согласно концепции Маркса, личность не только субъект, но и объект общества. Жизнедеятельность личности всесторонне определяется обществом в виде социальных условий ее существования, наследия прошлого, объективных законов истории, которые она, как и другие субъекты деятельности, не может ни изменить, ни отменить. Но некоторое пространство для социального действия личности все-таки остается. По Марксу, " история" не есть какая-то особая личность, которая пользуется человеком для достижения своих целей, она - не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека. Реализация целей человека возможна благодаря предметной практике, освоения объективного мира и его преобразования в процессе труда.
Субъективность человека у Маркса есть результат его практики, в ходе которой люди постоянно расширяют сферу своей свободы и ответственности за результаты собственного труда. Каждый индивид, вовлеченный в практику, является субъектом общественного развития. Исторический результат есть равнодействующая усилий многих людей, преследующих различные цели. Поэтому последствия деятельности нередко противоположны субъективным намерениям отдельного человека. Есть великие личности, которые, по мнению Маркса, могут оказывать значительное непосредственное влияние на ход истории (ускорить или затормозить) при условии, что они поняли интересы выдвинувшего их класса.
Современные авторы отмечают зависимость влияния личности на общество от социального статуса, занимаемого ею общественного положения. Так, один человек способен повлиять на судьбу своей семьи. а другой - на судьбу государства. Степень влияния на социальный процесс первого более очевидны, чем второго. Каждый конкретный индивид имеет свою меру влияния и ответственности перед обществом за свои действия (4. С. 27). Различия в статусе обусловлены социальной неоднородностью общества, наличием в нем классовых, социально-профессиональных, национально-этнических, половозрастных и других социальных общностей, членами которых являются индивиды. Освоение черт, присущих этим общностям, а также социальных ролей, выполняемых индивидами в групповой деятельности, делает неизбежным формирование типов личности. Тип личности - совокупность наиболее значимых, характерных черт личности, входящих в какую-либо социальную общность. В этой связи можно говорить о личности рабочего, инженера, руководителя и т.п.» Социально-типологический анализ личности дан в работах И.С. Кона, А.Г. Здравомыслова, Г.В. Осипова и др. В социологии существуют различные типологии личности (2. С. 268; 3. С. 75). Они в первую очередь - результат эмпирических исследований реально распространенного типа личности- поскольку он включает в себя множество подтипов с присущими им отклонениями от норм. Административно-командная система сформировала множество руководителей авторитарного типа, а среди подчиненных массовым явлением стал "человек послушный". Переход к рыночной экономике создает питательную среду для формирования индивидуалистов. В социологической литературе выделяют также нормативный и идеальный типы личности. Личность нормативного типа обладает свойствами, которые могут быть сформированы уже в данных условиях и являются необходимой предпосылкой общественного прогресса. Сегодня этим требованиям отвечает личность, ориентированная на творческую, созидательную деятельность в сферах: производства, потребления и отношений с другими людьми. Это человек с ярко выраженным индивидуальным стилем деятельности. Идеал личности (например, гармоническая личность) предполагает наличие определенных свойств личности применительно к будущем)' общественному устройству.