Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 12:29, лекция
Социология личности - специальная социологическая теория, объектом изучения и анализа которой является человек в его социаль¬ном формировании, становлении и развитии, в социальной, биосоци¬альной и экосоциальной среде.
Социология личности изучает взаимосвязи личности с общест¬вом, с группами и коллективами, межличностные отношения, условия и процесс социализации человека, закономерности усвоения различ¬ных форм жизнедеятельности и общения, социальную мобильность, интересы, потребности и роли личности. Особый раздел в социологи¬ческой теории личности представляет типологизация личности. Этот раздел возник на стыке с социальной психологией.
В структуре личности можно выделить два компонента: совокупность отношений с внешним миром и внутренние, идеальные отношения, в значительной степени определяющие характер взаимодействий с социальными реальностями. Совокупность разнонаправленных связей с внешним миром, центром которого является индивид, представляет собой базис личности. Характер связей человека с внешним миром определяется его статусом и конкретными предметами его деятельности. Например, во внутриколлекгивных отношениях рабочий ''подключен' к одним отношениям, директор - к другим. У первого это непосредственные отношения с членами бригады, мастером и т.п., опосредованные - с руководителями завода, поставщиками сырья и т.д. У второго, наоборот, отношения с заказчиками и поставщиками часто непосредственные, а с рабочими - опосредованные. Предметы деятельности можно разделить на три класса: предметы профессиональной деятельности, предметы социальной деятельности, предметы духовной деятельности. На индивидуальный выбор предметов деятельности влияют не только социальное положение человека, но и его личностная направленность. Изменения как в социальном положении, так и в предметах деятельности ведут к соответствующим переменам в базисе личности (11. С. 103).
Базис отражается в сознании личности, определяет формирование и развитие ее внутреннего мира. В мировоззрении личности совокупность социальных связей отражается непосредственно, в нем содержится также их оценка и установка на поддержание или изменение существующего положения. Социальные установки — один из наиболее важных регуляторов поведения личности, выражающий ее предрасположенность, готовность действовать определенным образом в отношении данного явления. С понятием "установка" тесно связано понятие "диспозиция личности" - ее предрасположенность к определенному поведению в конкретных условиях, возможность сделать выбор деятельности. В известном смысле диспозиции - это предшествующие поведению ориентации личности. Ценностные ориентации отражают направленность личности на определенные ценности, предпочтительное отношение к тем или иным из них. В ценностных ориентациях, как в чем-то конкретном и определенном, проявляются интересы личности -причины действий индивидов. В них отражается отношение человека к условиям жизни и деятельности, определяющее направленность его действий. Правильное осознание интересов способствует удовлетворению потребностей личности в еде, жилье, в различных формах деятельности. Потребности и интересы, отражаясь в сознании людей, преломляясь через ценностные ориентации, приводят к формированию конкретных внутренних побудителей действия - мотивов. Так создастся механизм мотивации, который ведет к достижению определенной цели (2. С.280).
Структурным элементом мировоззрения является информация о социальной действительности. Она различается по своей достоверности и устойчивости. Наиболее достоверным и устойчивым образованием являются знания, поскольку для их получения используются научно обоснованные методы. Столь же устойчивы, хотя и менее динамичны, убеждения. В часто меняющихся конкретных ситуациях человек, опираясь на знания и основываясь на убеждениях и мнениях, вырабатывает взгляды. Знания и убеждения относят к качествам личности, взгляды и мнения - к ее чертам. Первые участвуют в определении стратегии поведения человека, вторые - в регуляции его поведения в конкретных ситуациях. Качества и черты определяют характер индивидуальных целей и идеалов. В мировоззрении отражены основные виды внешних и личностных связей с предметами профессиональной деятельности, трудовых коллективов, обществом в целом. В нем выражены также опыт личности, ее индивидуальные устремления. Все эти различные по природе и содержанию моменты находятся в особых, иногда противоречивых взаимоотношениях. Взгляд личности на мир выкристаллизовывается в результате взаимодействий составляющих ее мировоззрение элементов.
У современного человека существуют многообразные связи с со-циокультурной средой. Их своеобразие и необходимость сохранения собственного лица в условиях быстрой смены обстоятельств определяют дальнейшее развитие процесса индивидуализации личности. Происходит отождествление составных частей механизма функционирования мировоззрения с личностными "я". Опыт личности, ее прошлое в результате субъекгивации принимает форму ретроспективного " я " (ретроспекция - обращение к прошлому); индивидуальные цели и нормы поведения, представляющие с точки зрения личности идеальный вариант ее развития, - идеального " я ''; отражение трудовой и внутриколлекгивной деятельности, а значит, их оценка со стороны окружающих, - отраженного "я". Постоянная дискуссия между этими личностными " я " приводит к образованию реального " я ". Реальное "я" - это решение, принятое в ходе спора между личностными " я ". Оно является глубинным внутренним источником индивидуального поведения.
Отношения между элементами внутреннего мира, если их соотнести с отношениями личности с социальной средой, являются вторичными. Одновременно с этим они развиваются по своим специфическим законам, приводя в конечном итоге к изменению в базисе личности, которая является активным социальным началом, постоянно преобразующим себя и созидающий мир (11. С. 104).
2.3. Социальный статус личности. Ролевые теории личности
Статус - это позиция человека в обществе с определенными правами и обязанностями. Люди могут иметь несколько статусов, но лишь один из них, известный как главный (основной) определяет положение человека в обществе. Часто главный статус человека обусловлен его работой. Например, женщина может быть музыкантом, учительницей, женой и матерью. Но ее главный статус - педагог. Именно он является источником средств к существованию.
Статус, полученный от рождения, называется предписанным. К их числу социологи относят статусы, обусловленные полом, этническим происхождением, местом рождения и фамилией семьи.
Статус, основанный на том, что человек сделал сам, называется достигнутым. Статус писателя приходит вместе с публикацией книги. Статус мужа приобретается после вступления в брак. Никто еще не родился писателем или мужем.
Некоторые социальные позиции
имеют как предписанные, так и
достигнутые статусные
В социальном статусе выделяются две взаимосвязанные стороны:
объективная и субъективная.
Объективная сторона
Социальный статус оказывает значительное влияние на социальное самочувствие личности, возможности ее адаптации к кризисным условиям жизни российского общества. Социологические исследования показывают, что относительно более уверенно чувствуют себя в современной обстановке брокеры и инженеры из АО (акционерного общества). Соответственно 41,4 и 46,7% из этих групп отметили свою уверенность в завтрашнем дне. Эти значения примерно в два раза превышают ответы, данные представителями остальных групп. Так, выразили уверенность в завтрашнем дне 25,9% заводских инженеров, 20,0% заводских рабочих из АО. Инженеры из АО и брокеры наиболее высоко также оценивают свою приспособленность. Соответственно 56,7 и 46,7% из них согласились с утверждением " Я чувствую себя хорошо приспособленным к жизни". С этим утверждением согласились 38,1% рабочих на АО, 26,7% заводских рабочих и 11,1% заводских инженеров.
В то же время именно брокеры и инженеры из АО чаще, чем представители других групп, испытывают бессилие перед обстоятельствами - соответственно 83,3 и 73,3%. В принципе это может согласоваться с тем, что , проявляя большую социальную активность, брокеры и инженеры из АО чаще вступают в противодействие с окружающей средой. Количество проблемных ситуаций возрастает, при этом наиболее актуальной становится выработка новых алгоритмов поведения ( 1. С.114-115).
С понятием '' социальный статус" тесно связан термин "социальная роль". Основные положения социологической теории ролей были сформулированы еще в двадцатые годы XX столетия американскими учеными Дж.Мидом и Р.Линтоном. Роль - это ожидаемое поведение, ассоциируемое со статусом, который имеет человек. Роль музыканта состоит из всего его поведения, связанного реализацией его прав и обязанностей. Оно может включать исполнение музыки определенного качества, репетиции в течение нескольких часов в день и демонстрацию требуемого уважения к дирижеру. Содержание роли складывается из мировоззренческих, профессиональных и других ценностных ориентации личности, социальных норм, регулирующих его деятельность в самых разнообразных сферах общественной жизни: от производственной до семейной. Роль может выполняться человеком как неосознанно, автоматически, так и вполне сознательно. В основе сознательного принятия роли могут лежать различные потребности личности (потребность в труде, в престиже, в материальном благополучии и другие), и внешняя необходимость.
В нормативной структуре социальной роли выделяются четыре элемента: описание типа поведения, соответствующего данной роли;
предписание - требование в связи с подобным поведением; оценка выполнения предписанной роли; санкции - социальные последствия действия в рамках социальной роли (9. С. 32).
Каждый статус обычно включает ряд ролей. Человек, имеющий статус преподавателя, в разной манере ведет себя со студентами, другими преподавателями и ректором. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором.
Роли задаются личности несколькими способами. Во-первых, имеются устойчивые ожидания общества или группы в отношении поведения лица, обладающего определенным статусом. От руководителя ожидают компетентности, решительности, заботы о подчиненных, от отца - заботы о содержании и воспитании детей, от друга - понимания и готовности прийти на помощь. Если люда не играют свои роли в соответствии с ожидаемым, мы удивляемся, сердимся или обижаемся и наши отношения изменяются. Ролевые ожидания бывают формальными и неформальными. Наиболее ярким примером первых являются законы. Уголовные законы запрещают убийства и другие деяния, наносящие ущерб другим людям. Иные ожидания, вроде умения вести себя за столом, правил вежливости - неформальны, но они также сильно влияют на поведение людей. Реакции, которые могут последовать в случае нарушения ролевых ожиданий, также классифицируются как формальные или неформальные. Человек, напавший на другого человека, вероятно будет подвергнут формальному наказанию: штрафу, лишению свободы и т.п. Неформальные наказания могут выражаться в весьма тонкой форме. Неуместное замечание коллеги по работе может быть встречено холодным молчанием, дающим понять, что он сказал что-то неприличное. Когда поведение человека соответствует ролевым ожиданиям, он получает социальное вознаграждение, например, деньги или уважение. Санкции ( поощрения и наказания), применяемые индивидом или обществом в целом, подкрепляют правила, определяющие, какое поведение является уместным в данном случае ( 10. С.74).
Во-вторых, роли существуют в виде совокупности ценностных ориентации личности, "внутренне принятой роли".
В-третьих, существуют люди, поведение которых рассматривается как идеальное воплощение роли и служит образцом для подражания.
Ни один из способов закрепления ролей нельзя считать первичным. Роль формируется на их пересечении, хотя в разных культурах и различных сферах общественной жизни каждый из этих способов имеет неодинаковое значение.
На принятие человеком той или иной роли влияют не только социальные условия, но и природные факторы: пол, возраст, типологические особенности нервной системы, способности, состояние здоровья. Так, многие люди не могут работать по некоторым специальностям, заниматься определенными видами спорта, по состоянию здоровья отдельные люди не могут выполнять роли матери и отца (9. С. 33).
Ни одна формальная и неформальная роль не является жесткой моделью поведения. Характер индивида - главное связующее звено между ожиданиями других и его поведением. Люди неоднозначно отвечают на ролевые ожидания. Они осмысливают их, по-своему истолковывают и, в соответствии с этим, действуют. Поведение конкретного человека является продуктом уникального, свойственного только ему способа интерпретации и истолкования ролей. Это означает, что между поведением индивида и ролевьм ожиданием существует гибкая связь;
вероятно, новый сотрудник будет вынужден некоторое время импровизировать, прежде чем поймет, какого поведения ожидают от него коллеги в зависимости от их пола, возраста и должности.
Роли различаются по своей значимости. Одни из них являются ведущими, если отражают требования, обусловленные разделением труда и положением в обществе данной социальной группы. Многие люди в нашем обществе, не выполняя по- настоящему своей основной социальной функции (рабочего, инженера, студента), пытаются найти себя, играя иные роли (спортсмена, художника-любителя). Такой ком-пенсаторный механизм позволяет выигрывать личности в ущерб обществу, Лишь то общество может процветать, где личность выполняет прежде всего свои основные социальные роли ( 2. С. 274).
При выполнении различных социальных ролей важно, чтобы требования, предъявляемые к поведению индивида этими ролями, не противоречили друг другу. В противном случае неизбежен конфликт. Ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требованиям двух или более несовместимых ролей, называется межролевым конфликтом. Возможен и внутриролевой конфликт - когда требования, предъявляемые к выполнению социальной роли разными участниками взаимодействия, не совпадают. Наконец, бывают противоречия между представлениями человека о самом себе и его ролевых функциях. Перечисленные типы конфликтов часто возникают в процессе выполнения женщиной социальной роли матери. Под влиянием перегрузок на работе и дома возможны конфликты между требованиями, предъявляемыми к "исполнению" ролей "матери", ''жены", "работницы"' - межролевой; между представлениями мужа, родителей, подруг о том, какой должна быть "мать" - внутриролевой: наконец, между ранее сформировавшимися ценностными ориентациями женщины и новыми требованиями социальной ситуации - инновационный (9. С.ЗЗ).