Социология личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 12:29, лекция

Описание работы

Социология личности - специальная социологическая теория, объектом изучения и анализа которой является человек в его социаль¬ном формировании, становлении и развитии, в социальной, биосоци¬альной и экосоциальной среде.
Социология личности изучает взаимосвязи личности с общест¬вом, с группами и коллективами, межличностные отношения, условия и процесс социализации человека, закономерности усвоения различ¬ных форм жизнедеятельности и общения, социальную мобильность, интересы, потребности и роли личности. Особый раздел в социологи¬ческой теории личности представляет типологизация личности. Этот раздел возник на стыке с социальной психологией.

Файлы: 1 файл

ТЕМА 2.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

Социальной подоплекой любых ролевых  конфликтов выступают общественные противоречия. Так, противоречие между  старым и новым, приводящее к конфронтации старых и новых систем ценностей и социальных норм, вызывает инновационные, межролевые и внутриролевые конфликты. Но всегда целесообразно искать прямое соответствие между характером противоречия и видом ролевого конфликта. Ведь прежде чем проявиться в качестве ролевого конфликта, социальные противоречия опосредуются множеством элементов общественной системы. С позиций социологии личности как науки, имеющей непосредственно практическое значение, важно раскрыть пути разрешения ролевых конфликтов.

Можно выделить две основные группы способов их разрешения:

объективные и субъективные. К первым относятся: совершенствование общественных отношений, повышение эффективности экономики, улучшение системы образования и воспитания, их подробным анализом заняты различные научные дисциплины. Субъективные способы разрешения ролевых конфликтов принадлежат сферам социологии личности и социальной психологии. Эти способы делятся на внешние, или рациональные, и внутренние, или эмоциональные. Так, личность может преодолеть ролевой конфликт внешним способом: сменив социальную ситуацию, в которой она реализует свои ролевые функции, или же отказавшись от исполнения роли. При исполнении роли матери это могут быть - уход с работы или развод (межролевой конфликт), отказ от общения с родственниками или друзьями (внутриролевой), уход от воспитания ребенка в той или иной форме (инновационный) и многие другие (9. С. 34). При невозможности или неумении решить ролевой конфликт внешним путем человек прибегает к различным внутренним механизмам.

Эти механизмы порой  достаточно эффективно смягчают восприятие личностью ролевого конфликта. Однако они не ликвидируют конфликтной ситуации и поэтому часто проявляются в невротических и психосоматических симптомах - агрессивности, отклоняющегося поведения. Таким образом, вырисовывается "цепочка", через которую социальные противоречия реализуются во внутриличностных конфликтах и отклоняющемся поведении. Социальные противоречия приводят к возникновению различных форм отчуждения, которые, в свою очередь, становятся источниками ролевых конфликтов. Последние вызывают внутриличностные конфликты и нарушение социальных и нравственных форм поведения.

Чем гармоничнее общественная жизнь, тем более гармоничной является и личность. Обострение же общественных противоречий приводит к дегуманизации личности, нарушению ее социальных связей, разрушению человеческой сущности.

2.4. Эмпирические  методы исследования личности

В предыдущих разделах темы дано представление о некоторых  теоретических моделях, применяемых  социологами, исследующими личность. Всякая теория формирует принципы и законы, отражающие социальную реальность. В  то же время эта теория может стать и часто становится методом дальнейшего проникновения в объект. Тогда теория не только позволяет извлечь из социального опыта новую научную информацию, новое знание. С ее помощью в практике эмпирического исследования проверяется работоспособность самих идей того или иного социолога, их жизненная необходимость.

Для эмпирического исследования социальных свойств личности весьма важно понятие "индивид" (см. раздел 2.1). Когда социолог сталкивается с  той или иной эмпирической проблемой, относящейся к социологии личности, тогда вначале он дает научное и практическое обоснование выбора этой проблемы в качестве проблемы эмпирического социологического исследования. Социологи обязаны строго отличать социальную и исследовательскую стороны, выбирая тему своего исследования. Как определить данное различие?

Допустим, нас интересуют в качестве свойств личности "Правовые установки". Правовые установки личности - одна из разновидностей ее социальных установок, обнаруживающих свойства духовной культуры. Правовые установки - это проявление правовой культуры личности, ее гармонии между нормами и ценностями личности, с одной стороны, и юридическими нормами, закрепленными в Конституции и в своде Законов - с другой. Опираясь на математическую и общую теорию статистики, социолог исследует свойства правовых установок личности посредством индукции. В своих выводах он ищет от единичного к общему, наблюдает или опрашивает отдельных людей. Такой подход позволяет выявить общие признаки поведения индивидов в социальной общности. Социальная общность имеет разное количество индивидов: малые социальные группы (семья, бригада и т.п.), большие социальные группы (нация, народ, класс, слой-интеллигенция, студенчество, работники умственного труда и т.п.).

Закономерности правового  поведения личности в большой  или малой социальной группе рассматриваются  в эмпирическом исследовании социологами в связи с законом больших чисел, сформулированным в теории статистики. Его суть в том, что случайные признаки поведения отдельной личности (индивида) содержат закономерное, которое проявляет себя по мере увеличения числа опытов. Чем больше индивидов включает социолог в предмет эмпирического исследования, тем ближе частота появления того или иного признака личности к реальному распределению этого признака в современном обществе. На эмпирическом уровне необходимо определить количество индивидов, которые будут исследованы. Отсюда возникает потребность социологов использовать математико-статистическую теорию выборочного метода. Смысл теории выборочного метода базируется на математической теории вероятности, в которой частота рассматривается в качестве величины, позволяющей измерить вероятность появления в выборке того или иного признака, характеризующего его распределение в генеральной совокупности.

 

Для пояснения вышесказанного о статистике, продолжим рассмотрение примера с подготовкой эмпирического исследования на тему "'Правовые установки личности". Обращаясь к реальному поведению личности в современной жизни российского общества, можно утверждать, что правовые установки ее зависят от двух групп факторов:

- факторы, определяющие  поведение в зависимости от  статуса (см. раздел 2.3);

- факторы диспозиции  личности. (Подробнее о понятии  "Диспозиция личности" см.: 5. С. 63-64).

Диспозиция личности потому влияет на ее правовые установки, что правовые установки связаны  с концепцией жизни и с ценностными  ориентациями. Объектом правовых установок  личности являются законы гражданского, уголовного, административного и т.д. права, а также политика государства. Наблюдая реальное поведение личности, каждый из Вас имеет представление о некотором разнообразии правовых установок. Причем ценностные ориентации современной личности расположены на расстоянии и могут быть представлены шкалой:

 

 




 

 

Иначе говоря, ценности современной  личности в России, в Алтайском крае, в Барнауле или других населенных пунктах распределены на некотором отрезке, разделенном на интервалы между крайне отрицательным и крайне положительным отношением к современным законам и к современному государству. Это социальная сторона проблемы.

Собирая и обобщая  информацию о реальной практике правового  поведения современной личности, социолог может и обязан учитывать  в структуре ее диспозиции ситуативные  правовые установки. Действуя в конкретных условиях, например, у себя дома в кругу своей семьи, личность может положительно относиться к законам, регулирующим ее семейные права; в другой ситуации , в трудовом коллективе, не получив зарплату своевременно, эта же личность может отрицательно относиться к законам, регулирующим ее право на труд. Ситуативные правовые установки, как можно заметить, более подвижны, гибки, подвержены влиянию факторов одноразового действия. Меняется ситуация в семье, на работе, вне работы и меняется ситуативная установка личности, развивающая в положительном либо отрицательном направлении духовный мир личности и ее поступки, ее привычки, характер, судьбу.

Социолог имеет возможность  до того, как провести эмпирическое исследование тех или иных социальных качеств личности, получить эмпирическую информацию из газет, радио, журналов, телевидения, других источников, включая и свое наблюдение. Предварительная эмпирическая информация о социальных качествах личности становится основой системного анализа объекта эмпирического исследования. Системный анализ будет эффективен, если кроме информации, взятой из реальной жизни, исследователь будет опираться на научную теорию. Использование теоретических разработок для предварительного системного анализа объекта эмпирического социологического исследования обычно начинают с выделения логического содержания системообразующего понятия. Покажем, каким методом названная операция осуществляется. Следует иметь в виду вышеприведенный пример объекта исследования "Правовые установки личности". К объекту такого вида могут быть два разных подхода, зависящие от выбора социологом системообразующего понятия. Почему два? Потому, что объект обозначен двумя разными понятиями: "правовые установки" и '' личность".

• Различие содержания понятий становится очевидно, если их рассматривать со стороны функций. Функцию можно понять через ее отношение к аргументу. В качестве независимой переменной социолог в указанном объекте может взять "правовые установки". Тогда "правовые установки" = Х(х1, х2, хЗ, ..., xL). Можно в качестве независимой переменной взять "личность" = Х( х1, х2, хЗ, ... , xL). В первом случае системообразующее понятие одно, а в другом случае - другое, хотя отношение и там и там одно и то же:

Х = Ф (У).

Рассмотренный пример показал, что разное понимание системообразующего понятия в одном и том же объекте поворачивает разные грани взаимосвязи внутри системы его признаков. Объект "Правовые установки личности" содержит внутри системы своих признаков по крайней мере два аспекта. Эти два аспекта могут быть представлены двумя разными эмпирическими исследованиями. Каждое эмпирическое социологическое исследование можно представить в виде поиска ответа на центральный вопрос. Во-первых, можно искать ответ на вопрос; как правовые установки формируют личность? Понятно, что правовые установки меняются от ситуативных и других факторов. Жизнь общества - это быстротекущая река разнообразных ситуаций, в которых личность как пловец пробивает себе дорогу к своим целям и интересам. Ее установки меняются не менее быстро, если личность хотела бы достичь своих потребностей

Допустим, изменение установок  на семейное право от положительного к отрицательному полюсу может привести личность к утрате семьи и тем самым существенно повлиять на ее духовные качества, на ее социальное качество.

Во-вторых, эмпирическое социологическое исследование можно  подчинить поиску ответа на вопрос: как личность формирует правовые установки? Личность, ее социальные качества существенно определяют поведение, определяют механизм формирования правовых установок. Социальные качества тесно взаимодействуют с биологическими качествами. Так, поведение личности определяется, в частности, типом нервной системы. Изменение биологической стороны этого признака отдельной личности невозможно. Тип нервной системы дан личности от рождения. Но у разных личностей в процессе деятельности формируются условные рефлексы и внутри группы личностей, имеющих один и тот же тип нервной системы, социальное содержание поведения может различаться. Когда речь идет о социальной группе, то в нее могут приходить и из нее уходят различные личности. Возьмите, к примеру, трудовой коллектив предприятия или учреждения. Изменение типа нервной системы личности в трудовом коллективе может оказать влияние на его психологический климат и на отношения личностей внутри коллектива, на механизм формирования правовых установок. На правовые установки личности могут влиять самые разнообразные социальные качества личности: образование, возраст, под, национальность, ценности, убеждения и т.п.

Построение системы  факторов, подлежащих эмпирическому  исследованию, будет зависеть от того, какую задачу мы будем решать, когда соберем и обработаем эмпирическую информацию. Поскольку нас интересуют эмпирические методы исследования личности, то в качестве системообразующего понятия логично взять понятие "личность" и решать вторую задачу. При решении второй задачи личность нас интересует как независимая переменная, а ее правовые установки - зависимая переменная. Чтобы провести эмпирическое исследование правовых установок личности, не выходя за пределы социологии личности, необходимо на основе предварительного системного анализа объекта построить систему факторов, отражающих социальные качества личности и влияющих на формирование правовых установок. В центр системы факторов мы в таком случае берем социальные качества личности. Понятие "социальные качества личности" указывает на многообразие факторов эмпирического социологического исследования, дает возможность построить целостную теоретическую модель факторов, формирующих правовые установки на уровне отдельной личности как элемента социальной общности. Социолог решает, какую цель он ставит. Постановка социологом цели изучения правовых установок определяет теоретическую модель. Исследовательская сторона проблемы отличается от социальной стороны. Социальная сторона проблемы первична, исследовательская — вторична.

Личность исследуется  многими науками. А что в ее качествах исследует социология ? Ответ на вопрос зависит от понимания исследователем предмета социологии. Один из вариантов понимания личности дан нами выше (см. раздел 2.1). Допустим, во взгляде на предмет социологии мы придерживаемся точки зрения известного российского социолога В.А. Ядова , который считает, что "Социология - это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов" (13. С. 19). Тогда, с выше принятой точки зрения, личность - элемент социальной общности. Иначе говоря, социология в отличие от философии и других наук изучает в бесконечном множестве свойств личности современных поколений людей лишь те, которые указывают на ее роль и место внутри социальной общности. Дальнейший системный анализ проблемы нашего эмпирического исследования упирается в научную категорию социологии "социальная общность". Эта категория рассматривается в следующей теме.

В заключение необходимо отметить, что на стадии предварительного анализа объекта эмпирического социологического исследования социолог сталкивается с центральной методологической проблемой:

как обеспечить целостность  теоретического и эмпирического  уровней исследования? Эта задача на современном этапе решена очень  абстрактно: не выявлено внутреннее содержание целостности. В дальнейшей разработке нуждается изучение механизма логики научного вывода социологов, изучение того, как гипотетико-дедуктивные методы вывода сочетаются с гипотетико-индуктивными. Первый шаг обеспечения данной целостности - соединение на основе различения социальной и исследовательской сторон формулировки проблемы.

Информация о работе Социология личности