Социология массовых коммуникаций. Ответы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 05:47, шпаргалка

Описание работы

Ответы на 14 вопросов.

Файлы: 1 файл

МК.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

1)Социология СМК как система знаний.

В социологии массовая коммуникация понимается как социально обусловленное явление, основной функцией которого является воздействие на аудиторию через содержание передаваемой информации. Для социологии коммуникации это определение недостаточно, так как в нем не учтен существенный фактор массовой коммуникации как процесса - механизм актуализации информации при помощи коммуникативных средств. Массовая коммуникация, рассматриваемая как один из видов общения, представляет собой социально обусловленное явление с основной функцией воздействия через смысловую и оценочную информацию. Рассматриваемая как вид речевой деятельности, массовая коммуникация является социально обусловленным процессом, в котором эта функция актуализируется при помощи различных коммуникативных средств и каналов.

Социология средств массовой коммуникации (СМК) - отрасль социологии, изучающая функционирование социальных институтов, производящих и распространяющих информацию на численно большие и рассредоточенные аудитории. Современные средства массовой коммуникации, приобретая глобальный характер, создают новый тип культуры, трансформируют структуры повседневности человека, вносят изменения в характер его деятельности и общения.

Главной теоретической проблемой является осмысление отношений между средствами массовой информации и обществом путем исследования массовой коммуникации, власти и влияния, средств массовой информации как институтов, профессиональной культуры и практики работников таких организаций, аудитории массовых коммуникаций, роли средств массовой информации во всеобщем воспроизводстве культуры.  
 

2)Социальные функции МК 

Функция - предназначение.Это устойчивый способо активного взаимоотношения вещей, при кот. изменение одних объектов приводит к изменению других.

В социологии слово  Ф. исп-ся как: - понятие роли; - зависимость  между различными соц. процессами; - соц-ое действие,кот. регулируется определенными  нормами.

Социальные  функции МК : 1)информационная; 2)социальное регулирование и управление; 3)распространение культуры  4)развлечение.

Информационная  функция заключается в предоставлении массовому читателю, слушателю и  зрителю актуальной информации о  самых различных сферах деятельности.Получая большой объем информации, люди не только расширяют свои познавательные возможности, но и увеличивают свой творческий потенциал. Знание информации дает возможность прогнозировать свои действия, экономит время. При этом заметно усиливается мотивация к совместным действиям. Способствует оптимизации полезной деятельности общества и индивида.

Регулирующая  функция имеет широкий диапазон воздействия на массовую аудиторию, начиная с установления контактов, кончая контролем над обществом. Массовая коммуникация влияет на формирование общественного сознания группы и личности, на формирование общественного мнения и создание социальных стереотипов.При определенных условиях эта функция служит целям <промывания мозгов>.

Культурологическая функция  - ознакомление с достижениями культуры и искусства, способствует осознанию обществом необходимости преемственности культуры, сохранения культурных традиций. При помощи СМИ люди знакомятся с особенностями различных культур и субкультур. Это развивает эстетический вкус, способствует взаимопониманию, снятию социальной напряженности.

*Низкий художественный  уровень развлекательных программ, неограниченные возможности их  тиражирования воспитывают дурной  вкус у потребителей массовой  культуры.

Назаров *

Уровень общества Индивидуальный  уровень
Информационная: инф-ия о событиях и условиях жизни в обществе и мире; инф-ое обеспечение инновац. процессов Информационная: нахождение инф-ии о событиях и условиях жизни непосредств. окр-ия, общества. Обучение и самообразование. Поиск инф-ии для принятия решений.
Ф-ция  соц. связи: комментир-ие и интерпретация происходящего; поддержка сущ-их норм и властных отношений; соц-ия; формирование обществ. согласия Ф-ция  личной идентификации: подкрепление индивид. Ценностей;получение сведений о моделях поведения; соотнесение качеств с ценностями; достижение понимания самому себя.
Обеспечение преемственности: выраж. образцов доминирующей культ., обеспеч. узнавания субкультур и новых культ. напр.; поддержание общности соц. ценностей Ф-ция  интеграции и соц. общения: понимание положения другого, переживания; формирование основы для диалога и соц. общения; помощь в реализации соц. ролей
Рекреативная: создание возможностей для отдыха и развлечения; снятие соц. напряженности Развлечение: эмоц. разрядка; заполнение свободного времени; уход от проблем; получение эстетич. наслаждения; 
Ф-ция  мобилизации: организация компаний в связи с акт. целями в политике, экономике, соц. сфере  
-
 
 

3)Развитие  теорий МК 

Изучение массовой коммуникации как социального явления и процесса возникло в 20-е годы, ее проблемы рассматривались в контексте общей социологии. Начало исследований массовой коммуникации и обоснование проблемных вопросов связывают с именем немецкого социолога М.Вебера. Он методологически обосновал необходимость изучения прессы в социологическом аспекте, убедительно показав ориентацию периодической печати на различные социальные структуры и ее влияние на формирование человека как члена социума. Он также сформулировал социальные требования, которые предъявляются к журналисту, обосновал метод анализа прессы.

Теории можно  объединить в три группы в соответствии с доминирующей функцией: 1) функция политического контроля, 2) функция опосредованного духовного контроля, 3) культурологическая функция. Также есть теория "информационного общества", в рамках которой исследуется роль массовой коммуникации.

1)Политико-экономическая  теория, в которой наиболее последовательно  используются постулаты марксизма,  на первое место выдвигает  роль экономических факторов, определяющих функции СМИ. Политические факторы также учитываются, поскольку СМИ находятся в руках частных владельцев. Представителями этой теории являются английские социологи Г. Мердок и Гк Голдинг.

2)Структурно-функциональные  теории восходят к социологической теории действия американского социолога Т. Парсонса - создателя системно-функциональной школы в социологии.

И в значительной степени опираются на положение  американ-4кого социолога Р. Мертона, согласно которому все действия в  обществе обусловлены его потребностями. Идеологические факторы при этом несущественны. СМИ рассматриваются как самоорганизующаяся и самоконтролируемая подсистема, функционирующая в пределах установленных политических правил.

3)Франкфуртская  (поздняя) школа во второй период своей деятельности обратилась к проблемам культурологического функционирования массовой коммуникации. Вольно или невольно представители этой школы сохраняют марксистский постулат о важности исторического подхода к анализу факторов, обусловливающих социальные отношения в обществе.Прежде чем изучать реакцию различных социальных групп на информацию, передаваемую СМИ, необходимо провести тщательный анализ положения, которое та или иная группа занимает в культурном наследии данного общества.

Бирмингемская школа, которая начала функционировать с 1970 г., имеет противоположный взгляд на роль массовой культуры в обществе. Одним из авторитетных представителей этой школы является С. Холл. В его трудах и работах его последователей сделана попытка исследовать более тщательно роль СМИ в процессе взаимодействия массовой культуры и различных социальных структур.

Культурологическая  теория массовой коммуникации как нового этапа социального общения представлена исследованиями канадского социолога  и публициста Х.МакЛюэна и французского социолога А. Моля.

4) Теория "И.О" - Основой этих теорий является  концепция постиндустриального  общества, разработанная американским  социологом Д. Беллом. Наиболее  типичные постулаты этих теорий  сводятся к следующему:

- информация  является главным источником и средством производства, а также и его продуктом;

- СМИ являются  мощным стимулом для потребления  информации и ее оценки, они  также стимулируют коммуникативные  технологии, благодаря чему создаются  вакансии для работы. 
 

4)Понятие  "масса" и "толпа". Сходства и различия. 

Масса - совокупность людей,связанных между собой однотипностью поведения и личными св-ми,кот. проявляются в рамках масс. взаимодействия. Не имеет никакой организации.

(инф-ый конформизм - всеядность)

Масса,по Дюркгейму - простая форма общности,основанная на абсолютном сходстве членов.

В ХХ в. понятие  массы стало широко исп-ся для  описания людских множеств,объед. признаком  сходного действия или взглядов,но не имеющих физически обозримого взаимодействия.

  Толпа - бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей,но взаимно связанных сходством эмоц. сост. и общим объектом внимания.

Термин 'толпа' вошел  в соц психологию в период мощного  революционного подъема масс ХIX-XX. Под  толпой в то время понимали слабо организованные выступления трудящихся против эксплуататоров. 

1)В М.люди  связаны через медиа(телевизор,радио,газеты). В Т. люди связаны через непосредственный  личный контакт.

2)В М. может  сущ-ть оппозиция,т.е. альтернативная  система ролей и стереотипов,в том числе лидерских. В Т. оппозиция отсутствует.

3)В М. может  существовать "предельное меньшинство",т.е.  отдельный человек,кот. может  выбирать образец поведения,кумиров,кандидатов. В Т. отдельного человека не  существует.Т. общна и находится  под сходным эмоц. состоянием.

4)В М. есть  общность индивидов друг с  другом,общие интересы и способность  оказывать влияние друг на  друга. Т. же это неорганизованное  сборище людей. 

5)Понятия  "общение" и  "коммуникация". Сходства и различия. 

Коммуникация - это сложный процесс,состоящий из взаимозависимых шагов,каждый из этих шагов необходим для того,чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу.

Существует опр-ие К. в общих выражениях как процесс  передачи инф-ии от одного человека к  другому с целью сообщения  опр-ого смысла.

Общение - процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия, взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. 

Общими признаками О. и К. явл-ся их соотнесенность с  процессами обмена и передачи инф-ии и связь с языком как средством  передачи инф-ии.

Отличительные признаки обусловлены различием  в объеме содержания этих понятий(узком  и широком). Это связано с тем,что они исп-ся в разных науках,кот. на первый план выдвигают различные аспекты этих понятий.

За общением в основном закрепляется характеристики межличностного взаимодействия,а за К. - дополнительное значение - инф-ый обмен  в обществе. На этом основании О. представляет собой соц-но обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах.

К. понимается  как а) средство связи любых объектов материального и духовного мира, б) общение - передача) информации от человека к человеку, в) передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на него.

Коммуникация  является необходимым,  но недостаточным  условием общения,  которое по природе  своей есть субъект-субъектное отношение,  характеризующееся выработкой новых  духовных значений. Следует отметить,  что процесс коммуникации протекает по принципу передачи информации от субъекта к объекту, в то время как в общение предполагает взаимодействие субъектов по поводу объекта.

Общение,  в  отличие от коммуникации,  является двусторонним процессом взаимного обмена информацией между субъектами коммуникативного акта. 

6)Массовая  и межличностная  коммуникация. 

Межличностная коммуникация понимается как процесс одновременного речевого взаимодействия коммуникантов и их воздействия друг на друга. Для межличностной коммуникации характерен ряд особенностей, которые составляют ее специфику как типа коммуникации.

Информация о работе Социология массовых коммуникаций. Ответы