Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 05:47, шпаргалка
Ответы на 14 вопросов.
1)Социология СМК как система знаний.
В социологии массовая коммуникация понимается как социально обусловленное явление, основной функцией которого является воздействие на аудиторию через содержание передаваемой информации. Для социологии коммуникации это определение недостаточно, так как в нем не учтен существенный фактор массовой коммуникации как процесса - механизм актуализации информации при помощи коммуникативных средств. Массовая коммуникация, рассматриваемая как один из видов общения, представляет собой социально обусловленное явление с основной функцией воздействия через смысловую и оценочную информацию. Рассматриваемая как вид речевой деятельности, массовая коммуникация является социально обусловленным процессом, в котором эта функция актуализируется при помощи различных коммуникативных средств и каналов.
Социология средств массовой коммуникации (СМК) - отрасль социологии, изучающая функционирование социальных институтов, производящих и распространяющих информацию на численно большие и рассредоточенные аудитории. Современные средства массовой коммуникации, приобретая глобальный характер, создают новый тип культуры, трансформируют структуры повседневности человека, вносят изменения в характер его деятельности и общения.
Главной теоретической
проблемой является осмысление отношений между
средствами массовой информации и обществом
путем исследования массовой коммуникации,
власти и влияния, средств массовой информации
как институтов, профессиональной культуры
и практики работников таких организаций,
аудитории массовых коммуникаций, роли
средств массовой информации во всеобщем
воспроизводстве культуры.
2)Социальные
функции МК
Функция - предназначение.Это устойчивый способо активного взаимоотношения вещей, при кот. изменение одних объектов приводит к изменению других.
В социологии слово Ф. исп-ся как: - понятие роли; - зависимость между различными соц. процессами; - соц-ое действие,кот. регулируется определенными нормами.
Социальные функции МК : 1)информационная; 2)социальное регулирование и управление; 3)распространение культуры 4)развлечение.
Информационная
функция заключается в
Регулирующая функция имеет широкий диапазон воздействия на массовую аудиторию, начиная с установления контактов, кончая контролем над обществом. Массовая коммуникация влияет на формирование общественного сознания группы и личности, на формирование общественного мнения и создание социальных стереотипов.При определенных условиях эта функция служит целям <промывания мозгов>.
Культурологическая функция - ознакомление с достижениями культуры и искусства, способствует осознанию обществом необходимости преемственности культуры, сохранения культурных традиций. При помощи СМИ люди знакомятся с особенностями различных культур и субкультур. Это развивает эстетический вкус, способствует взаимопониманию, снятию социальной напряженности.
*Низкий художественный
уровень развлекательных
Назаров *
Уровень общества | Индивидуальный уровень |
Информационная: инф-ия о событиях и условиях жизни в обществе и мире; инф-ое обеспечение инновац. процессов | Информационная: нахождение инф-ии о событиях и условиях жизни непосредств. окр-ия, общества. Обучение и самообразование. Поиск инф-ии для принятия решений. |
Ф-ция соц. связи: комментир-ие и интерпретация происходящего; поддержка сущ-их норм и властных отношений; соц-ия; формирование обществ. согласия | Ф-ция личной идентификации: подкрепление индивид. Ценностей;получение сведений о моделях поведения; соотнесение качеств с ценностями; достижение понимания самому себя. |
Обеспечение преемственности: выраж. образцов доминирующей культ., обеспеч. узнавания субкультур и новых культ. напр.; поддержание общности соц. ценностей | Ф-ция интеграции и соц. общения: понимание положения другого, переживания; формирование основы для диалога и соц. общения; помощь в реализации соц. ролей |
Рекреативная: создание возможностей для отдыха и развлечения; снятие соц. напряженности | Развлечение: эмоц. разрядка; заполнение свободного времени; уход от проблем; получение эстетич. наслаждения; |
Ф-ция мобилизации: организация компаний в связи с акт. целями в политике, экономике, соц. сфере | - |
3)Развитие
теорий МК
Изучение массовой коммуникации как социального явления и процесса возникло в 20-е годы, ее проблемы рассматривались в контексте общей социологии. Начало исследований массовой коммуникации и обоснование проблемных вопросов связывают с именем немецкого социолога М.Вебера. Он методологически обосновал необходимость изучения прессы в социологическом аспекте, убедительно показав ориентацию периодической печати на различные социальные структуры и ее влияние на формирование человека как члена социума. Он также сформулировал социальные требования, которые предъявляются к журналисту, обосновал метод анализа прессы.
Теории можно объединить в три группы в соответствии с доминирующей функцией: 1) функция политического контроля, 2) функция опосредованного духовного контроля, 3) культурологическая функция. Также есть теория "информационного общества", в рамках которой исследуется роль массовой коммуникации.
1)Политико-экономическая
теория, в которой наиболее
2)Структурно-функциональные теории восходят к социологической теории действия американского социолога Т. Парсонса - создателя системно-функциональной школы в социологии.
И в значительной степени опираются на положение американ-4кого социолога Р. Мертона, согласно которому все действия в обществе обусловлены его потребностями. Идеологические факторы при этом несущественны. СМИ рассматриваются как самоорганизующаяся и самоконтролируемая подсистема, функционирующая в пределах установленных политических правил.
3)Франкфуртская (поздняя) школа во второй период своей деятельности обратилась к проблемам культурологического функционирования массовой коммуникации. Вольно или невольно представители этой школы сохраняют марксистский постулат о важности исторического подхода к анализу факторов, обусловливающих социальные отношения в обществе.Прежде чем изучать реакцию различных социальных групп на информацию, передаваемую СМИ, необходимо провести тщательный анализ положения, которое та или иная группа занимает в культурном наследии данного общества.
Бирмингемская школа, которая начала функционировать с 1970 г., имеет противоположный взгляд на роль массовой культуры в обществе. Одним из авторитетных представителей этой школы является С. Холл. В его трудах и работах его последователей сделана попытка исследовать более тщательно роль СМИ в процессе взаимодействия массовой культуры и различных социальных структур.
Культурологическая
теория массовой коммуникации как нового
этапа социального общения
4) Теория "И.О"
- Основой этих теорий является
концепция постиндустриального
общества, разработанная американским
социологом Д. Беллом. Наиболее
типичные постулаты этих
- информация является главным источником и средством производства, а также и его продуктом;
- СМИ являются
мощным стимулом для
4)Понятие
"масса" и "толпа".
Сходства и различия.
Масса - совокупность людей,связанных между собой однотипностью поведения и личными св-ми,кот. проявляются в рамках масс. взаимодействия. Не имеет никакой организации.
(инф-ый конформизм - всеядность)
Масса,по Дюркгейму - простая форма общности,основанная на абсолютном сходстве членов.
В ХХ в. понятие массы стало широко исп-ся для описания людских множеств,объед. признаком сходного действия или взглядов,но не имеющих физически обозримого взаимодействия.
Толпа - бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей,но взаимно связанных сходством эмоц. сост. и общим объектом внимания.
Термин 'толпа' вошел
в соц психологию в период мощного
революционного подъема масс ХIX-XX. Под
толпой в то время понимали слабо
организованные выступления трудящихся
против эксплуататоров.
1)В М.люди
связаны через медиа(телевизор,
2)В М. может
сущ-ть оппозиция,т.е.
3)В М. может
существовать "предельное меньшинство",т.е.
отдельный человек,кот. может
выбирать образец поведения,
4)В М. есть
общность индивидов друг с
другом,общие интересы и
5)Понятия
"общение" и
"коммуникация".
Сходства и различия.
Коммуникация - это сложный процесс,состоящий из взаимозависимых шагов,каждый из этих шагов необходим для того,чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу.
Существует опр-ие К. в общих выражениях как процесс передачи инф-ии от одного человека к другому с целью сообщения опр-ого смысла.
Общение - процесс
установления и развития контактов между
людьми, порождаемый потребностями совместной
деятельности, включающий в себя обмен
информацией и выработку единой стратегии
взаимодействия, взаимным восприятием
и попытками влияния друг на друга.
Общими признаками О. и К. явл-ся их соотнесенность с процессами обмена и передачи инф-ии и связь с языком как средством передачи инф-ии.
Отличительные признаки обусловлены различием в объеме содержания этих понятий(узком и широком). Это связано с тем,что они исп-ся в разных науках,кот. на первый план выдвигают различные аспекты этих понятий.
За общением в основном закрепляется характеристики межличностного взаимодействия,а за К. - дополнительное значение - инф-ый обмен в обществе. На этом основании О. представляет собой соц-но обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах.
К. понимается
как а) средство связи любых объектов
материального и духовного
Коммуникация является необходимым, но недостаточным условием общения, которое по природе своей есть субъект-субъектное отношение, характеризующееся выработкой новых духовных значений. Следует отметить, что процесс коммуникации протекает по принципу передачи информации от субъекта к объекту, в то время как в общение предполагает взаимодействие субъектов по поводу объекта.
Общение, в
отличие от коммуникации, является
двусторонним процессом взаимного обмена
информацией между субъектами коммуникативного
акта.
6)Массовая
и межличностная
коммуникация.
Межличностная коммуникация понимается как процесс одновременного речевого взаимодействия коммуникантов и их воздействия друг на друга. Для межличностной коммуникации характерен ряд особенностей, которые составляют ее специфику как типа коммуникации.
Информация о работе Социология массовых коммуникаций. Ответы